Открытый урок по чтению Тема: А.П. Платонов «Разноцветная бабочка» УМК " Планета знаний" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать навыки чтения.
- Формировать правильное, осознанное чтение.
- Активно формировать речевые умения учащихся.
- Научить детей не только читать, но и думать.
Развивающие:
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
- Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
- Развивать навык работы с информацией.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и любовь к матери
- Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
- Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
- Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок чтения Тема А.П. Платонов «Разноцветная бабочка» 3 класс ( аттестация) | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 3-Ж классе
УМК «Планета знаний»
Учитель: Михайлова Л.А.
Тема: А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»
Используемые технологии:
технология проблемного обучения;
информационно-коммуникативные технологии;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Формы работы:
индивидуальные;
групповые.
Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать навыки чтения.
- Формировать правильное, осознанное чтение.
- Активно формировать речевые умения учащихся.
- Научить детей не только читать, но и думать.
Развивающие:
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
- Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
- Развивать навык работы с информацией.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и любовь к матери
- Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
- Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
- Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.
Тип урока: обобщение материала
Оборудование: портрет А.П.Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».
Ход урока
#1054;рганизационный момент.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.
Дени Дидро
- Как вы понимаете это высказывание?
- Чтобы урок наш прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока»
1. Быть активным!
2. Высказывать своё мнение!
3. Слушать мнение других!
4. Читать громко и выразительно!
5. Быть внимательным!
#1052;отивация учебной деятельности.
- Чему мы учимся на уроках чтения?
На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.
- Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.
Речевая разминка
Упражнения для языка: «Покатай шарик во рту», «Воспроизвести цокот копыт».
Дыхательная гимнастика: «Как мячик выпускает воздух».
Работа над выразительным чтением (про себя, вслух).
Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
«Что ты спрятала в ладони?» -
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала, счастье я держала.
(Агния Барто)
- Прочитать с интонацией (Нежно, тихо; громко, радостно)
#1040;ктуализация знаний.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто автор этого произведения?
- Каков жанр этого произведения? (Легенда)
- Вспомните значение слова легенда.
Легенда - фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице.
- В какой раздел вошло произведение А.П.Платонова? (Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.)
- А зачем нужно почитать родителей? (Потому что они нас любят, о нас заботятся.)
- О чём рассказывается в легенде? Назовите тему этого произведения.
- Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель? Какая основная мысль (идея) этого произведения? (Высказывания детей)
- Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? (Нет)
- А что для этого нужно сделать? (Проанализировать легенду)
#1057;ообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами продолжим работу над легендой А.П.Платонова «Разноцветная бабочка».
- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (Проанализировать произведение А.П.Платонова «Разноцветная бабочка» и сформулировать идею).
- Дома вы дочитали легенду до конца. Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?
- Назовите главных героев легенды? (Мать, Тимоша, бабочка)
#1056;ешение проблемной задачи. Работа с кластером (характеристика героев)
- Чтобы решить поставленную задачу, я предлагаю дать характеристику героям и заполнить кластер.
#1061;арактеристика Тимоши.
- Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в каменной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Почему Тимоша убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как это характеризует его?(Он был любознательный)
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
- О каких качествах это свидетельствует? (Жалость, сострадание)
- Что советовала ему мама? Прочитайте. (-Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.( Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).
Это предупреждение для Тимоши, но ни он, ни его мать не поняли этого.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь однажды вечером домой? (Упала капля росы на былинку).
- Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая?
-Какая черта характеризует Тимошу в этой ситуации? (Наблюдательный)
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (Не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
- Прочитайте описание пропасти, в которой оказался мальчик.
- Отчего он заплакал? (От разлуки с матерью)
- О чём это говорит? (О раскаянии, о любви к матери)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Царапал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его? (Трудолюбивый)
Физминутка.
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась.
Раз-росой она умылась,
Два-изящно покружилась,
Три-тихонечко присела,
На четыре улетела.
#1061;арактеристика матери.
- Как жила всё это время мать? ( В ожидании сына, считала время, смотрела в звёздное небо, ей чудилось, что видит своего сына, бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть всё будет, тогда и ты будешь»)
- Как можно её охарактеризовать? (Любящая, верит, что сын жив, ждёт встречи)
- Как произошла встреча? (Тимоша услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Я предлагаю ещё раз перечитать заключительную часть рассказа. Читать будем по ролям. Сколько действующих лиц?
- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)
-Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему Тимоша не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви? Прочитайте. (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
- Как охарактеризовать поступок, когда жертвуют своей жизнью во имя дорогого человека? (Самопожертвование )
#1061;арактеристика бабочки.
- Какую роль в легенде сыграл образ бабочки? (Это символ)
- Что символизирует бабочка в этом произведении? (Мечту)
-Какая была бабочка? (Большая, красивая, разноцветная, трепещущая). Похожа ли она на мечту?
-Достиг ли Тимоша этой большой мечты? Почему?
-Так можем мы утверждать, что бабочка символизирует мечту?
#1054;бобщение изученного.
#1057;оставление синквейна. (Работа в группах)
- А теперь я предлагаю вам поработать в группах и составить синквей. Что такое синквейн?
Синквейн – это необычное стихотворение, состоящее из 5 строк.
У каждой группы свое задание. Внимательно его прочитайте и выполните.
А мы потом проверим.
группа - синквейн на тему МАМА
группа - синквейн на тему ТИМОША
группа - синквейн на тему БАБОЧКА
Например:
1. МАМА
2. Добрая, ласковая.
3. Любит, надеется, стареет.
4. Всегда простит своих детей.
5. Любовь.
#1058;ИМОША
2. Упорный, любознательный.
#1059;бегает, ловит, долбит.
4. Увлечён своей мечтой.
5. Судьба.
1. БАБОЧКА
2. Красивая, разноцветная.
3. Летает, порхает, светится.
4. Одно из самых красивых существ.
5. Мечта.
#1042;ывод.
- Можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный перед нами в начале урока?
-Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель?
О разлуке матери с сыном?
О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?
О материнской вечной любви?
О прозрении сына, оценившего силу любви матери?
- А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.
VII. Итог урока.
- В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать.
Р. Гамзатов.
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюблённости и книг
Не забывайте с ними быть добрее.
Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.
VШ. Рефлексия.
- Мальчик не поймал свою бабочку, а я вам предлагаю нарисовать бабочку – мечу, разноцветную и необычную. Она будет вашей и обязательно принесёт вам удачу.
Дети рисуют бабочек, вырезают их и прикрепляют их на доску (для тех, кто затрудняется нарисовать, следует приготовить шаблоны бабочек, раскраски)
Работу детей сопровождает спокойная мелодия.
IX. Домашнее задание .
На выбор:
написать сказку или рассказ о силе материнской любви;
нарисовать иллюстрацию к произведению;
подобрать пословицы о матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осоз...
Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов "Ещё мама» 2 ч." (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осознание детьми смысла названия рассказа «Ещё мама».Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока литературного чтения Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле"
Литературное чтение 3 класс...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя А.П. Платонова, с произведением «Цветок на земле»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в г...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: углубление и расширение знаний учащихся о произведении «Цветок на земле»; организация исследовательской деятельности, создание условий для развития умений проник...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Ещё мама",(УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А.П. Платонова «Еще мама»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируем...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Ещё мама", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А.П. Платонова «Еще мама»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируем...