Конспект урока литературного чтения Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Литературное чтение 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.04_literaturnoe_chtenie._a.p.platonov._tsvetok_na_zemle.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Литературного чтения
Челябинск, 2020
Дата: 07.04.20
Школа: МОУ Уйско – Чебаркульская СОШ
Класс: 3
КОНСПЕКТ УРОКА
Литературного чтения
Тема урока: «Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчество писателя; работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность.
Планируемые результаты
Предметные: уметь делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; анализировать произведение, читать выразительно.
Личностные: проявлять положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие; показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: Литературное чтение 3 класс. Ч 2 / Л.Ф. Климанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012., презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой. | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. | Приветствуют учителя, стоя возле своих парт. | Р.: самоорганизация |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: вопрос- ответ | 2 мин. | Проверка домашнего задания - Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Домашним заданием было выразительное чтение по ролям. - У вас осталось задание с прошлого урока. Какие пословицы вы нашли в тексте? Объясните смысл данных пословиц. - Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим. - Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях? - Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. 1) И старость не страшна, коли молодые помогут. 2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой. 3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь. Работа над правильным выразительным чтением. - Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок. - Как вы думаете, почему я задала такие вопросы и пословицы? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Предположения детей. Старость не страшна будет в том случае, когда есть дети и внуки, любящие вас! Вот они и помогут и воды принести и без крыши над головой не оставят. Проявят заботу. В молодости человек всё делает быстро, а в старости уже медленно и неуклюже. Не обижай того, кто слабее тебя и тебя за это уважать будут. | К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог. | 2 мин. | - Ребята, откройте учебник на стр. 129. Назовите тему нашего сегодняшнего урока. - Кто автор данного произведения? - Какие цели мы поставим на урок? | Тема: А.П. Платонов «Цветок на земле». Андрей Платонович Платонов
| К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний. Р.: принятие и сохранение учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя Наглядный: учебная презентация | 3 мин. | Рассказ об авторе Андрей Платонов – знаменитый драматург, писатель, поэт и публицист знаком российским читателям своими интересными рассказами и публикациями. По мотивам его рассказов сняты кинофильмы и ставятся театральные постановки. Андрей Платонов (Климентов) появился на свет в Воронеже 28 августа 1899 году в семье обычного рабочего. Его отец был слесарем и еще работал на паровозе, его мать не работала, растила детей дома. Андрей был в семье старшим ребенком и был добытчиком и опорой для своей семьи. Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 20 начал писать стихи и прозу. Платонов унаследовал от отца любовь к технике, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русских верующих людей. В 40 лет стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д. Работать Андрей Платонович не переставал до конца жизни. Скончался Андрей Платонович в Москве в возрасте 51 года. - В каком городе родился Андрей Платонович Платонов? - Кем работал отец и мама Андрея Платоновича? - Сколько детей было в семье? Каким ребенком по счету был Андрей Платонович? - Во сколько лет начал писать стихи и прозу? - Во сколько лет начал писать для детей? - Какие рассказы из перечисленных вы запомнили? | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. В Воронеже. Отец работал слесарем, мама была безработной. В семье было 11 детей, из которых Андрей Платонович был самым старшим. В 20 лет. В 40 лет. Ответы детей. | Л: смыслообразование Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
Словесный: чтение учителя | 14 мин. | - Ребята, посмотрите на иллюстрации на стр. 131 и 134. Кто на них изображен? - О чем данный рассказ? - Кто герои рассказа? - Какие могут быть события в рассказе с таким названием? - Ребята, в тексте есть незнакомые слова, которые встретятся при чтении: Глаза жмурятся, глаза смежать. - Как вы понимаете значение этих слов? - Я начну читать рассказ, внимательно слушайте и будьте готовы ответить на вопросы. - Что вы можете сказать о данном рассказе. - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”? Динамическая пауза Цапля весело гуляла, Всех лягушек разогнала, Покачалась, покачалась, Тину с лапок обобрала, Шейкой длинной повертела, Всю округу осмотрела, К солнцу сладко потянулась, потянулась, Вся встряхнулась, вся встряхнулась, И, укрывшись в камышах, Затаилась, улыбнулась. - Что значит глаза смежать? - Сколько лет дедушке Титу? - Что значит глаза жмурятся? - От чего у дедушки глаза слабые стали? - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? - Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит. - Сейчас мы с вами будем читать текст по цепочке. Каждый читает по 2 предложения. - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? - Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго? - А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Дедушка и внук. Ответы детей. Глаза жмурятся – сужаются веки. Глаза смежать – Закрывать глаза. Предположения детей. Потому что он круглыми днями сидит дома один. Закрывать глаза. 87 лет. Прикрываются веки. От света выцвели и смотреть долго пришлось. Без интереса. Руки большие, кожа на них как кора на дереве стала, и под кожей видны толстые черные жилы. Дедушка очень пного работал. Ходил, не зная, что делать Диалог Афоня хотел узнать «про все». Ответы детей. | П: построение речевого высказывания Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К.: участие в учебном диалоге. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: слово учителя Наглядный: учебная презентация | 2 мин. | - Как заснул Афоня возле деда? - Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю. - Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда? - Будет ли Афоня будить деда дальше? - Зачем Афоня остановил часы? - Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? - Как вы это понимаете? - Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”? - Что значит осерчал? - О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? - Прочитайте эти главные слова в тексте. - Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное? - А как это дедушка будет жить опять из своего праха? - Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле? - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он? - Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов «Дед погладил голову внука, и посмотрел на него, как на цветок, растущий на земле». О чём подумал дед? | Когда будил дедушку. Ответы детей. Предположение детей. Они убаюкивали деда. «Белый свет пытать» Изучать. Пытать – быть пытливым, любознательным. Ответы детей. Разозлился. Цветок мертвую сыпучую землю обращает в живое тело. Главное труд. Ответы детей. Добрый, любознательный, упорный. Ответы детей. | Л: смыслообразование Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово- ответ Практический: выборочное чтение | 1 мин. | - Ребята, определите главную мысль рассказа. - Молодцы, ребята! Правильно. | Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её. | П: построение речевого высказывания Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К.: участие в учебном диалоге. |
VII. Включение в систему знаний Словесный: вопрос- ответ | 1 мин. | - Какая тема сегодня у нас была на уроке? - Какие цели мы ставили перед собой? | Тема: "А.Платонов Цветок на земле» Цели:
| Р.: анализировать собственную работу; К.: построение речевого высказывания. |
Словесный: беседа; слово учителя. | 1 мин. | Домашнее задание Открываем дневники, записываем домашнее задание стр.127-135, чтение по ролям. | Записывают домашнее задание. | |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: вопрос- ответ; слово учителя. | 1 мин. | Поднимите зеленый карандаш, кто сегодня хорошо работал на уроке. Поднимите желтый карандаш, кто сегодня работал удовлетворительно. Поднимите красный карандаш, кто сегодня не работал на уроке. Вы огромные молодцы! Урок окончен! До свидания! | Анализируют свою деятельность на уроке. | Р.: анализировать собственную работу. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Задания, разработанные для дистанционного обучения:
- стр.127-135, чтение по ролям.
- Рисунок к фрагменту, который больше всех понравился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения: Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской»
Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской» Цели:– Формирование умения моделировать, дифференцировать и работать в группе для создания проектной работы по теме «Илья Муромец – богатырь зе...
Конспект урока литературного чтения . Тема: «Цветок на земле» А.Платонов
Цели деятельности учителя:-формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Платонова и его произведений;Планируемые результаты:Предметные:- знать биографию и интересные фа...
Конспект урока литературного чтения. Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле"
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчество писателя; работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность.Планируемые результатыПредметные: уметь делить...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя А.П. Платонова, с произведением «Цветок на земле»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в г...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: углубление и расширение знаний учащихся о произведении «Цветок на земле»; организация исследовательской деятельности, создание условий для развития умений проник...
Конспект урока литературного чтения Тема: «Цветок на земле» А.Платонов
Цели деятельности учителя:-формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Платонова и его произведений; Планируемые результаты:Предметные:- знать биографию и интерес...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «А. Платонов. Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении А.Платонова «Цветок на земле»; формирование знаний о биографии А. Платонова. Планируемые результаты Предметные: -знать пр...