Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организация класса.
| Метод: вступительное слово учителя. Приветствие учащихся. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень! Утром надо не зевать, А проснулся и вставать! - Проверим вашу готовность у уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место. |
|
2.Проверка домашней работы и опрос учащихся.
| Метод: беседа - С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? - Кто автор? - О чем шла речь в рассказе? - Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается? | - «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»». - Е. Чарушин. - О том, как Женя учился говорить буквы «р». - Научился произносить звук [р], звуки мы произносим и слышим.
|
|
3. Подготовка к восприятию текста
| Метод: беседа - Прочитайте слова, можно ли сказать, что эти слова однокоренные? Почему? - А чем интересны слова государство и страна? - Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу. - Как называется наша страна, наше государство, наша Родина? - У каждой страны есть своя символика. Обратите внимание на слайд и прослушайте гимн. Какая символика есть у каждого государства? - Откройте учебник на стр. 86 и скажите, как называется рассказ, который мы будем читать? - Кто автор этого рассказа? - Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? Метод: слово о писателе - Сегодня мы с вами познакомимся не только с рассказом «Наше Отечество», но и с биографией К. Ушинского. - Но прежде чем мы приступим к чтению рассказа «Наше Отечество», мне хотелось бы вам рассказать немного об авторе. - Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. К. Д. Ушинский - знаменитый русский педагог, родился в Туле в 1824 г. В родной семье Костя получил хорошее воспитание, посещал местную гимназию, а в 16 лет отправился в Москву, где поступил и окончил университет. Константин Дмитриевич Ушинский известен и как автор прекрасных книг для детей. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семьи, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению. С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг. Метод: работа с иллюстрацией - Рассмотрите иллюстрацию на стр.87. - Какую страну изобразили на иллюстрации? - А какое историческое время изображено на иллюстрации: прошлое или настоящее? - Что относится к прошлому? - Что относится к настоящему? - Кстати, что необычного вы заметили в его одежде? - Что изображено справа от мальчика? Слева? За спиной?
- Вы были правы, что на иллюстрации изображено прошлое и настоящее время России? | - Нет. Потому что у них нет общего корня.
- Эти слова близки по смыслу. - Родина, Отечество.
- Россия.
- Флаг, герб, гимн.
- «Наше Отечество».
- К. Ушинский. - Нет, не читали и не говорили о нём.
Дети рассматривают портрет К.Д. Ушинского на слайде.
Рассматривают иллюстрацию на стр.87. - Россию.
- И прошлое и настоящее.
- Богатыри, летописец, старинные книги. - Самолёт, мальчик.
- Свитер раскрашен в цвета российского флага. - Справа: летописец, книги. Слева: богатыри, грибы. За спиной: Москва. - Да.
| На доске написаны слова: государство, страна.
На слайде изображены: флаг, герб. Дети рассматривают флаг, герб и прослушивают гимн.
На слайд выведен портрет К.Д.Ушинского.
Учитель рассказывает биографию К.Ушинского.
|
4.Первичное восприятие произведения.
| Метод: чтение учителем - Исходя из названия рассказа и иллюстрации, предположите, о чём пойдёт речь в тексте? - Сейчас я прочитаю вам рассказ «Наше Отечество», ваша задача внимательно послушать. Метод: беседа - Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение? - Почему Ушинский назвал рассказ «Наше отечество»?
- Как иначе можно озаглавить этот рассказ? - Верным ли оказалось ваше предположение? | - О России, о стране, в которой мы живем.
Слушают учителя.
- Гордость, любовь к родному краю.
- Потому что про Родину, про Отечество, про Россию… - Наша Родина, наша Россия. - Да, этот рассказ о России.
| Учитель читает рассказ «Наше Отечество». |
ФИЗМИНУТКА | А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели вновь за дело. | Ученики повторяют движения за учителем. |
|
5.Чтение и анализ произведения.
| Метод: чтение по цепочке - А теперь давайте вместе с вами прочитаем рассказ. Читать его мы будем по цепочке, начиная с первого ряда. Метод: беседа - Молодцы! Как автор относится к своему Отечеству? - Как автор называет нашу Россию? - А почему Россию называют Отечеством?
- Как вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество?
- Почему называют Родиной?
- А почему называют матерью?
- Теперь, ребята, найдите слова в тексте, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой.
-Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи? -А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее? - А Родиной мы должны дорожить? Почему?
- Почему слова Россия, Родина, Отечество пишутся с заглавной буквы? - Что еще можно сказать об этих словах? - А как называются слова близкие по значению?
| Дети начинают читать по цепочке, начиная с первой парты первого ряда.
- С гордостью, с любовью к месту, в котором он живет. - Отечество, Родина, матушка, мать. - Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. - Отец.
- Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. - А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. - Вскормила вспоила, выучила, защищает, бережёт.
- Все мамы похожи чем-то, но и все разные.
- Нет. Каждому дорога своя мама.
- Да. Потому что она нам дорога, как и мама. Родина – это наш дом. - Потому что это имена собственные.
- Эти слова близкие по значению. - Синонимы.
|
|
6. Обобщение
| Метод: работа над выразительным чтением - Давайте с вами прочитаем рассказ еще раз, но теперь читать его будем выразительно. Метод: беседа - Какова главная мысль рассказа? - Верно. Это пословица. Пословица - это краткое народное изречение, выражение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. - И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?
- А теперь еще раз давайте вспомним, как К.Д. Ушинский называет Россию?
- Есть ли разница между словами Родина и Отечество? Почему? - А вы знали, что есть большая и малая Родина? - Россия – огромная страна, но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился, живёт. Это его маленькая родина. - Какой город является нашим с вами малой родиной? - Обратите внимание, когда мы говорим о малой родине, то слово родина пишется с маленькой буквы. А когда говорим о большой нашей Родине, то пишем с заглавной буквы. - Наша большая Родина – это… - Несмотря на то, что у нас есть малая и большая Родина, мы должны их любить и беречь? Почему? - А есть ли на Земле другие государства? -А может быть у человека две Родины или три?
- Найдите подтверждение словам в тексте. |
Дети читают рассказ с выражением.
- Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
- Её надо любить, беречь, защищать, охранять. Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине. - Отечество, Родина, мать.
- Нет. Родина, Отечество – это страна, где человек родился, и гражданином которой является. - Нет.
- Город Прокопьевск.
- Россия.
- Мы должны любить и беречь большую и малую Родину. Потому что это наш родной дом. - Да.
- Нет. Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе. Читают последний абзац.
|
|
7.Подведение итогов работы.
| Метод: беседа - Сегодня мы с вами говорили про наше Отечество, про нашу Родину, о любви к Родине большой и малой. - Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня на уроке? - Кто автор рассказа? - О чем этот рассказ?
- Почему Россию называют Родиной?
- А что для вас значит Родина? Метод: рефлексия деятельности на уроке «Светофор» Оцените себя на уроке: Зеленый – у меня все получилось Красный – я немножко не понял Желтый – мне нужно еще учиться |
- «Наше Отечество»
- К.Д. Ушинский. - О России, о том, что Родина у нас одна, так же как и мама. - Потому что мы в ней родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. Высказывают свои мнения.
Дети оценивают себя с помощью игры «Светофор»
|
|
8.Домашнее задание.
| - Ваша задача дома нарисовать рисунок на тему «Моя Родина». - Спасибо за урок. До свидания! | Записывают домашнее задание, прощаются с учителем. |
|