Урок Азбука 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Исламова Алина Ильнуровна

Урок Азбука 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_azbuka_1_klass.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.02.2022

Предмет: Азбука.

Класс: 1 класс.

Учитель: Исламова А.И.

Тема урока: Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с биографией К. Ушинского, его произведением «Наше Отечество».

Задачи урока:

          Образовательные: 

- формировать творческие способности детей: навык осознанного и выразительного чтения;

- формировать умение размышлять над авторским отношением к Отечеству.
Развивающие: 

 - развивать речь, логическое мышление обучающихся;
- развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

 Воспитательные: 
- способствовать воспитанию любви к Родине;
-  способствовать воспитанию любви к чтению.

Литература и оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник «Азбука» 1 класс В.Г. Горецкий (УМК «Школа России»), портрет К. Ушинского, государственная символика России.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организация класса.

Метод: вступительное слово учителя.

Приветствие учащихся.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А проснулся и вставать!

- Проверим вашу готовность у уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место.

2.Проверка домашней работы и опрос учащихся.

Метод: беседа
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке?

-  Кто автор?
- О чем шла речь в рассказе?
- Чему научился Женя: говорить букву
р или произносить звук, который этой буквой обозначается?


- «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»».
- Е. Чарушин.
- О том, как Женя учился говорить буквы «р».
-  Научился произносить звук [р], звуки мы произносим и слышим.

3. Подготовка к восприятию текста

Метод: беседа
- Прочитайте слова, можно ли сказать, что эти слова однокоренные? Почему?
- А чем интересны слова государство и страна?
- Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу.
- Как называется наша страна, наше государство, наша Родина?
- У каждой страны есть своя символика.  Обратите внимание на слайд и прослушайте гимн. Какая символика есть у каждого государства?
- Откройте учебник на стр. 86 и скажите, как называется рассказ, который мы будем читать?
- Кто автор этого рассказа?
- Читали ли мы раньше
произведения К. Ушинского?
Метод: слово о писателе
- Сегодня мы с вами познакомимся не только с рассказом «Наше Отечество», но и с биографией К. Ушинского.
- Но прежде чем мы приступим к чтению рассказа «Наше Отечество», мне хотелось бы вам рассказать немного об авторе.
-
Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. К. Д. Ушинский - знаменитый русский педагог, родился в Туле в 1824 г. В родной семье Костя получил хорошее воспитание, посещал местную гимназию, а в 16 лет отправился в Москву, где поступил и окончил университет. Константин Дмитриевич Ушинский известен и как автор прекрасных книг для детей. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семьи, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению. С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг.
Метод: работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.87.
- Какую страну изобразили на иллюстрации?
- А какое историческое время изображено на иллюстрации: прошлое или настоящее?
- Что относится к прошлому?
- Что относится к настоящему?
- Кстати, что необычного вы заметили в его одежде?
- Что изображено справа от мальчика? Слева? За спиной?

- Вы были правы, что на иллюстрации изображено прошлое и настоящее время России?


- Нет. Потому что у них нет общего корня.

- Эти слова близки по смыслу.
- Родина, Отечество.


- Россия.


- Флаг, герб, гимн.





- «Наше Отечество».



- К. Ушинский.
- Нет, не читали и не говорили о нём.


Дети рассматривают портрет К.Д. Ушинского на слайде.













































Рассматривают иллюстрацию на стр.87.
- Россию.

- И прошлое и настоящее.



- Богатыри, летописец, старинные книги.
- Самолёт, мальчик.

- Свитер раскрашен в цвета российского флага.
- Справа:  летописец, книги. Слева: богатыри, грибы. За спиной: Москва.
- Да.

На доске написаны слова: государство, страна.





На слайде изображены: флаг, герб.
Дети рассматривают флаг, герб и прослушивают гимн.






На слайд выведен портрет К.Д.Ушинского.









Учитель рассказывает биографию К.Ушинского.

4.Первичное восприятие произведения.

Метод: чтение учителем
- Исходя из названия рассказа и  иллюстрации,  предположите,  о  чём пойдёт речь в тексте?
- Сейчас я прочитаю вам рассказ «Наше Отечество», ваша задача внимательно послушать.
Метод: беседа
- Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение?
- Почему Ушинский назвал рассказ «Наше отечество»?

- Как иначе можно озаглавить этот рассказ?
- Верным ли оказалось ваше предположение? 


- О России, о стране, в которой мы живем.


Слушают учителя.
 




-
Гордость, любовь к родному краю.

- Потому что про Родину, про Отечество, про Россию…
- Наша Родина, наша Россия.
- Да, этот рассказ о России.

Учитель читает рассказ «Наше Отечество».

ФИЗМИНУТКА

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели вновь за дело.

Ученики повторяют движения за учителем.

5.Чтение и анализ произведения.

Метод: чтение по цепочке

- А теперь давайте вместе с вами прочитаем рассказ. Читать его мы будем по цепочке, начиная с первого ряда.

Метод: беседа
- Молодцы! Как автор относится к своему Отечеству?
- Как автор называет нашу Россию?
- А почему Россию называют Отечеством? 



- Как вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество? 

- Почему называют Родиной? 




- А почему называют матерью? 





- Теперь, ребята, найдите слова в тексте,  которыми  автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой.

-Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?

-А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?
- А Родиной мы должны дорожить? Почему?

- Почему слова Россия, Родина, Отечество пишутся с заглавной буквы?
- Что еще можно сказать об этих словах?
- А как называются слова близкие по значению?


Дети начинают читать по цепочке, начиная с первой парты первого ряда.



- С гордостью, с любовью к месту, в котором он живет.
- Отечество, Родина, матушка, мать.

-
 Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
- Отец.


- Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.
- А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
- Вскормила вспоила, выучила, защищает, бережёт.


- Все мамы похожи чем-то, но и все разные.

- Нет. Каждому дорога своя мама.

- Да. Потому что она нам дорога, как и мама. Родина – это наш дом.
- Потому что это имена собственные.


- Эти слова близкие по значению.
- Синонимы.

6. Обобщение

Метод: работа над выразительным чтением
- Давайте с вами прочитаем рассказ еще раз, но теперь читать его будем выразительно.
Метод: беседа
- Какова главная мысль рассказа? 

- Верно. Это пословица. Пословица - это краткое народное изречение, выражение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?




- А теперь еще раз давайте вспомним, как К.Д. Ушинский называет Россию?

- Есть ли разница между словами Родина и Отечество? Почему?

 - А вы знали, что есть большая и малая Родина?
- Россия – огромная страна, но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился, живёт. Это его маленькая родина.
- Какой город является нашим с вами малой родиной?
- Обратите внимание, когда мы говорим о малой родине, то слово родина пишется с маленькой буквы. А когда говорим о большой нашей Родине, то пишем с заглавной буквы.
- Наша большая Родина – это…
- Несмотря на то, что у нас есть малая и большая Родина, мы должны их любить и беречь? Почему?
- А есть ли на Земле другие государства?
-А может быть у человека две Родины или три?



- Найдите подтверждение словам в тексте.



Дети читают рассказ с выражением.
 



-
 Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.






- Её надо любить, беречь, защищать, охранять. Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине.

- Отечество, Родина, мать.


- Нет.
Родина, Отечество – это страна, где человек родился, и гражданином которой является.
- Нет.








- Город Прокопьевск.









- Россия.

- Мы должны любить и беречь большую и малую Родину. Потому что это  наш родной дом.
- Да.


- Нет. Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе.
Читают последний абзац.

7.Подведение итогов работы.

Метод: беседа
- Сегодня мы с вами говорили про наше Отечество, про нашу Родину, о любви к Родине большой и малой.

- Как называется рассказ, с которым  мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто автор рассказа?
- О чем этот рассказ?


- Почему Россию называют Родиной?


- А что для вас значит Родина? 
Метод: рефлексия деятельности на уроке
«Светофор»
Оцените себя на уроке:
Зеленый – у меня все получилось
Красный – я немножко не понял
Желтый – мне нужно еще учиться







- «Наше Отечество»



- К.Д. Ушинский.
- О России, о том, что Родина у нас одна, так же как и мама.
- Потому что мы в ней родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.
Высказывают свои мнения.



Дети оценивают себя с помощью игры «Светофор»

8.Домашнее задание.

- Ваша задача дома нарисовать рисунок на тему «Моя Родина».

- Спасибо за урок. До свидания!

Записывают домашнее задание, прощаются с учителем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Азбуки в 1 классе

Урок азбуки в 1 классе по теме " жи-ши"...

"Словообразование", урок азбуки в 1 классе

В работе представлен урок и презентация к уроку "Словообразование", проведенном в 1 классе. Обучающиеся получат первоначальные представления о способах образования новых слов....

Тема урока азбуки 1 класс УМК Школа России: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление)

Педагогическая цель: Создать условия для закрепления знаний учащихся о твердом согласном звуке [ш], буквах Ш, ш, развивать речь, память, логическое мышление.Тип урока: Решение частной задачи.Планируем...

УРОК «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» В 3 классе

Данный урок предназначен для учителей начальных классов...

Урок 4 класса по русскому языку. "Азбука вежливости".

Данный урок направлен на формирование у детей правильного понимания нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки. Воспитывает у детей желани...

Русский алфавит или Азбука (2 урок) 1 класс

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или Азбука" (2 урок)...