В.А.Осеева "Хорошее", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по чтению в 3 классе Тема: В.А.Осеева «Хорошее» Урок разработала и провела: учитель начальных классов первой категории Мамизерова Н.И. |
Тема: В. Осеева «Хорошее»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой "Хорошее"
Задачи урока:
Обучающие:
- способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
- создать условия для выразительного чтения;
Развивающие:
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
Воспитательные:
- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста, используя иллюстрации;
Метапредметные умения:
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания;
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;
Коммуникативные:
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
Личностные умения:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;
Оборудование:
Учебник, карточки с пословицами, презентация, выставка книг В. Осеевой;
Приёмы работы: технология критического мышления, обращение к личному опыту.
Ход урока.
I. Организация детей: Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок.
-Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно!
На уроке наши глаза внимательно смотрят
И всё……. (видят)
Уши внимательно слушают
И всё……(слышат)
Голова хорошо……(работает). Тихо сели.
Рапорт дежурного. (число, день недели, урок, кто отсутствует)
II. Подготовка к работе
Дыхательная гимнастика.
- Вдох через нос – выдох через нос;
- Вдох через нос – выдох через нос; (частями)
- Вдох через рот – выдох через рот;
- Вдох через рот – выдох через рот; (частями)
Разминка речевого аппарата
- На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, что это?
Про пёстрых птиц поёт петух,
Про перья пышные, про пух.
- О ком говорится в скороговорке? (О петухе)
- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция - Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)
- Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро. Прочитайте с интонацией: весело, грустно, с удивлением.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Подготовка к изучению нового материала
- Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.
- Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила как с ним так и с другими своими друзьями. Послушайте из какого рассказа данные строки?
"Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
- Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!"
- Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор? (В.Осеева "Добрая хозяюшка")
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете рассказы В.А. Осеевой.
- Как звали мальчика из рассказа “Волшебное слово”? (Павлик)
- Как называется рассказ, в котором Алеша упал с ветки? (Отомстила)
- Мальчик не умел играть с игрушками. (Сторож)
- Как называется рассказ, в котором мама мешала ложечкой неначатый чай, а бабушка жевала корочку черного хлеба? (Печенье)
- О ком разговаривали женщины около колодца? (Сыновья)
- Как называется рассказ, в котором Валя не пришла в класс, а дома лежала с завязанной щекой? (Навестила)
- Прочитаем наш девиз - пословицу : Жизнь дана на добрые дела!
- Чему нас учит этот девиз? (Жить и совершать только добрые поступки)
V. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Волшебные слова. -Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок? (здравствуйте) -А ккое это слово? (волшебное) – А какие ещё влошебные слова вы знаете? (спасибо, добрый день, пожалуйста, досвидания, прости, спокойной ночи, извините) - Как еще иначе называют эти слова? (вежливые) - Ребята, а говорить вежливые слова хорошо? (Да)
- Почему? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям).
- А какие хорошие поступки вы можете назвать? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)
2. Работа с пословицами. - У вас на столе лежат карточки. Возьмите карточку с заданием № 1. Задание: Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Работать будете в парах. – Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.
- Какие пословицы у вас получились? (За добро добром и платят)
- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят)
- Какую еще пословицу вы сложили? (Добрый человек добру и учит)
- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если человек добрый, хороший, то он и учит хорошему).
- Рассказы какого автора нам в этом помогают? ( рассказы Валентины Александровны Осеевой)
ПОРТРЕТ |
- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?
На доске лента жизни писательницы.
1937 1951 1969 – год смерти (Осеева прожила 67 лет
1 ученик: Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. (В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.
В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву.
С 1937г. она начинает печатать свои книги. Она писала стихи, сказки, короткие рассказы для малышей .
Учитель:
Но однажды, она увидела беспризорных детей, и поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Она работала педагогом в детских колониях для беспризорников, где проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
В свободное от работы время она сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Сочиняла стихи, короткие рассказы. Она любила придумывать игры.
- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)
2 ученик
В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.
3 ученик
1969год – год смерти. Осеева прожила 67 лет.
3. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ (ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ)
- Для детей, читающих её книги, писательница написала вот это письмо.
– Как вы думаете, в каком из конвертов оно находится?
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
-Чему хотела научить детей В.А.Осеева? (нужно не только уметь читать, но и уметь думать)
- О чём, о ком её рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках
- Сегодня мы прочитаем ещё один рассказ В. Осеевой.
- Чтобы отгадать его название, мы поработаем в парах. Откройте конверты . выньте карточку с заданием № 2
ППУПХУУПОПУРППОУУШУЕППЕПУПП |
- Зачеркнёт буквы П и У – прочитайте название из тех букв, что остались.
ХОРОШЕЕ |
- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи.
Познакомиться … (с новым произведением В.А.Осеевой).
Учиться правильно …(и выразительно читать её произведение «Хорошее»).
Проанализировать … (поступки героя).
- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
VI Знакомство с рассказом: ( название и рисунок мечтающего мальчика)
-Кто нарисован на картинке?
- Что делает мальчик? (о чём-то думает , мечтает)
- О хорошем или о плохом думает мальчик? (о хорошем)
- А почему вы так думаете? ( название рассказа подтверждает)
-Послушайте внимательно рассказ. Посмотрм, правильно ли вы ответили.?
Чтение рассказа учителем.
VII Обсуждение.
- Скажите, правильно ли мы предположили, что мальчик мечтает сделать что-то хорошее? (мы предположили правильно, мальчик мечтал сделат что-то хорошее)
- Как зовут главного героя?
- В какое время суток происходит действие рассказа?
- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.
- Какое желание однажды появилось у Юрика? (сделать самому что-то хорошее)
-Что мечтал совершить Юра? ( совершить подвиг)
Словарь:
ПОДВИГ |
По́двиг — доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.
Героический – отличающийся героизмом (отважный, решительный)
- В тексте встречается слово « КОЛОДЕЦ» , что оно обозначает?
Колодец (рисунок) |
(Коло́дец —сооружение для добывания грунтовых вод, обычно представляющее собой вертикальное углубление с укреплёнными стенками и механизм подъёма воды на поверхность (ведро на верёвке)
Чтение трудночитаемых слов :
ПРО - СНУЛ - СЯ ПРОСНУЛСЯ
ЗА-ХО-ТЕ-ЛОСЬ ЗАХОТЕЛОСЬ
СЕСТ-РЁН-КОЙ СЕСТРЁНКОЙ
Подготовка детей к чтению:
- Самостоятельное чтение детьми (по цепочке)
- Прочитайте, что хорошего хотел сделать Юра?
(Что, если б моя сестренка тонула, а я бы её спас?»
- Подумайте, что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая-спасти сестрёнку.)
- Что хорошего он мечтал совершить потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте? (спасти няню от волков)
- Прочитайте , что хорошего он хотел сделать ещё?? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте? (мечтал спасти Трезора)
- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие, он мечтал совершить подвиг, помогая своим близким.
А на самом деле?)
-Давайте посмотрим на его поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.
Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Как он разговаривал с сестрой? (Резко, недовольно)
- Что сестрёнка испытывает в этот момент? (она обиделась и отошла)
- Прочитай, что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи. не мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Прочитай, что он ей сказал? (Некогда мне)
- Что няня испытывает в этот момент? (она покачала головой)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)
-Что испытывает Трезорка? (закрыл Трезорка пасть и полез в кусты)
- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться)
- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях)
- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)
-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)
- Каким вы себе представляете Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)
- Найдите и прочитайте какой совет дала Юре мама.
- Какой совет вы можете дать Юре? (не думать о хороших поступках, а совершать их)
- Чему учит нас рассказ В.А. Осеевой «Хорошее»?
- Хорошее надо совершать на деле , а не в мыслях.
-Прочитаем пословицу:
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить |
- Объясните, как вы её понимаете. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их) - Подходит ли эта пословица к нашему рассказу ? (Да подходит, именно такой совет мы даём Юре)
VIII Физкультминутка: « Добрые дела»
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать? -Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать? -Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки? -Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе? -Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» -Да! Да! Да!
Закрыли глазки, посчитали до 5 (один, два, три, четыре, пять)
Открываем, поморгаем, и читать мы начинаем.
Чтение по ролям: - Сколько действующих лиц в рассказе? (6 – автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)
-Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)
А слова, обращённые к сестре, няне и Трезору? (грубо, резко) Чтение детьми.
Задание: У меня на доске цитатный план. Посмотрите , правильно ли я его написала, если надо измените номер.
1 «Вот если бы на няню…» 3
2 «Вот если бы Трезорка…» 4
3 «Что, если б моя сестренка…» 2
4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1
Работа с иллюстрациями к рассказу.
Пронумеруйте картинки по порядку и подберите к каждой картинке заголовок. (1. Юра проснулся. 2. Просьба сестрёнки. 3. Нянина просьба
4. Трезорка хочет воды. 5. Совет мамы.
- Что получилось, когда вы расположили картинки по порядку? (картинный план) - Что получилось, когда вы дали название каждой картинке? (сотавили словесный план)
IX. Домашнее задание: - Подготовиться к выразительному чтению рассказа, пересказ по словесному плану.
- Оценки за урок: - Вы все молодцы, были активны и внимательны. Спасибо. Получите подарки за работу- открытки с портретом В.А. Осеевой
X. Итог урока - С каким новым рассказом В.А. Осеевой вы познакомились?
- Подходит ли наш девиз к этому рассказу? Жизнь дана на добрые дела ?
- Кто согласен , похлопайте, пожалуйста!
- Как вы думаете, зачем В.Осеева написала рассказ «Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела)
- Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло) А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)
- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.
- Оно так и называется Доброта. Слайд
- А теперь давайте посмотрим на лучики нашего солнца.
Показываю каждый лучик: «вежливые слова», «хорошие поступки», «уважение к людям», «доброе отношение к животным», «бережное отношение к природе», «бескорыстие».
Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
Желаю счастья и добра
Всем детям и взрослым с самого утра!
- Ребята, я предлагаю вам выйти к доске, и передавая цветок доброты произнести свои добрые пожелания.
(Дети передают друг другу цветок и произносят свои добрые пожелания).
-Я желаю всем здоровья!
-Я желаю всем радости!
-Я желаю всем доброты!
-Я желаю всем солнечного дня!
-Я желаю всем верных друзей!
-Закончить урок мне хочется словами:
Я хочу, чтоб добрыми вы были! Слов волшебных не забыли!
Чтобы добрыми словами. Говорили вы с друзьями! Песня «Дорогою добра» . Дети под песню выходят из класса.
Задание № 1. Составь пословицу из данных слов. Прочитай, объясни значение.
Задание № 2.
ППУПХУУПОПУРППОУУШУЕППЕПУПП |
Задание № 3.
н | б | с | е | с | т | р | а | ю | а | ф | о |
и | т | е | ц | у | н | я | н | я | щ | ъ | г |
т | с | щ | е | Т | р | е | з | о | р | х | ъ |
к | м | а | м | а | к | у | ш | ч | о | л | ж |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...