"Всероссийская неделя по дислексии"
консультация по логопедии (3 класс)

Говорина Елена Михайловна

 В рамках Всероссийской недели по дислексии, целью которой является широкое информирование родительской и профессиональной общественности о современных эффективных инструментах помощи обучающимся, испытывающим трудности, связанные с устной и письменной речью, в МБОУ №6  г.Тулуна было проведено ряд мероприятий.

- Для педагогов начальных классов была проведена консультация «Развитие моторных навыков чтения у школьников с дислексией».    

- Для родителей, законных представителей консультация  «Что такое дислексия и как её распознать. Советы родителям» (памятки)

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения обучащимися знаний.

Задача учителя-логопеда устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно - воспитательного процесса.

 Цель данного мероприятия  было  - ознакомить участников образовательного процесса (учителей, родителей, законных представителей) с проблемами, которые испытывают школьники при чтении и рассказать как эти трудности можно исправить, преодолеть. После проведённой консультации были подготовлены для родителей и педагогов памятки «Что такое дислексия и как её предупредить»

Рассказала о используемых тренировочных упражнениях, направленных на освоение, отработку и автоматизацию чтения слов простейших слоговых структур, а затем на переход к чтению более сложных слов, далее к тексту.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие моторных навыков чтения у школьников с дислексией»

Говорина Е. М.

учитель-дефектолог МБОУ «СОШ№6»

 Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) испытывают разнообразные трудности при обучении, в частности при чтении.

Дислекси́я (дис - расстройство и лекс - «слова» ) — нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

«Вычислить» дисkексию можно по следующим признакам: при чтении ребёнок пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание слов, меняет буквы местами, иногда пропускает начальные слоги слов; скорость чтения невысокая, страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: "Б–П”, "К–Г”, "С–З”, "Ж–Ш”. В силу этих осложнений ребёнку в тягость выполнение заданий по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Важно понять механизм дислексии. Здесь ведущую роль играет речевой слух, благодаря которому мы понимаем речь, улавливаем тончайшие оттенки сказанного, различаем звуки. Если у ребёнка нарушен речевой слух, он не различает схожие созвучия, обращенную речь воспринимает искаженно; а если он нечетко слышит звучащую речь, то, понятно, научиться читать и писать для него очень проблематично. Обучить ребенка с дефектным речевым слухом – задача непростая, но выполнить её нужно, ведь искажение даже одного-двух звуков меняет смысл целого слова. Помимо речевого слуха немаловажно и особое зрение на буквы, позволяющее запоминать и воспроизводить их очертания.

По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля!

Для обучающихся данной категории процесс чтения, которым они овладевают в букварный период, совершенствуется очень медленно, и они нуждаются в особой поэтапности для освоения каждой новой слоговой структуры.  

На начальном этапе обучения чтению используется большое количество тренировочных упражнений, направленных на освоение, отработку и автоматизацию чтения слов простейших слоговых структур, а затем на переход к чтению более сложных слов. Последовательность введения в работу различных по структуре слогов общепринята: прямые, обратные, закрытые слоги, слоги со стечением согласных; количество упражнений для каждого ребенка должно быть строго индивидуально.

 

  В своей работе использую наиболее эффективные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста.

  • К первому типу относятся упражнения, связанные с запоминанием алфавита.
  • Ко второму типу относятся упражнения, направленные на формирование умения читать слоги не только открытые, прямые, но главным образом слоги со стечением согласных.
  • К третьему типу – упражнения, облегчающие чтение текста.

 Первый тип упражнений.

  1. Прочитать букву по карточке  
  2. Напечатать целую строку букв М в тетради.
  3. Написать букву в воздухе.
  4. Выщипать из бумаги букву.
  5. Зачеркнуть карандашом в тексте заданную букву.
  6. Сложить букву из мягкой проволоки.
  7.  Игра «Волшебный мешочек» (на ощупь узнать букву).
  8. Обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв.
  9.  «Дермолексия» (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а ребёнок узнаёт ее)
  10. Тактильное опознание «наждачных» букв

Ко второму типу упражнений включены слоги разной степени сложности

     На коррекционно-развивающих занятиях я широко использую слоговые таблицы. Ежедневные упражнения в чтении по слоговой таблице положительно сказываются на формировании навыка чтения, способствуют обогащению их словарного запаса. По слоговой таблице дети под руководством педагога повторяют изученные буквы, читают слоги-слияния, совершенствуют артикуляционные умения, учатся дополнять прочитанные слоги до полных слов, соединять слоги в слова. Ценность слоговых таблиц заключается в том, что обучающиеся осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звуко-буквенную структуру слога, воспринимают и воспроизводят его как единое целое.

 

Использую подвижную таблицу (слоговая таблица)

Предлагаются столбики слогов: повторяется гласный, меняется согласный; постоянным остаётся согласный, меняется гласный.

 ИГРЫ СО СЛОГАМИ - 5 Февраля 2011 - Детский сад №11 Санкт - Петербург

  По ней проводить удобно пятиминутки в развитии навыков чтения. Детям очень нравится такой игровой вариант чтения.

Использую  слоговые  таблицы разной степени сложности    

Простая слоговая таблица

Надежда Сторожева, Слоговая таблица. Учимся по букварю Н. А. Сторожевой  (для ученика) – скачать pdf на ЛитРес

Используя данные таблицы, дети получают и выполняют разные задания:

1. Чтение слогов, которые начинаются с гласной буквы. С согласной буквы.  

2. Чтение слогов вразброс, что способствует запоминанию образа слога: МА, РИ, КО, ВУ…

3. Найти и прочитать слоги, в которых есть мягкий согласный.

4. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например «а» или «и».

5. Чтение слогов туда и обратно, по диагонали слева-сверху вправо-вниз и наоборот.

6. Чтение 1, 2, 5 строчки или столбика.

7. Найти, прочитать заданный слог или слово и придумать с ним слово и т.д

8. Позднее слоги читает кто-нибудь из детей, а другие отыскивают их в таблице.

 9. Чтение строчек и столбиков разными способами:

– 1 слог – тихо, 2 слог – громко и т.д.;

– "Молния" – упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде "Молния".

– Чтение слогов четко проговаривая каждый слог.

– Пропевание слогов на определённую мелодию, например:"В лесу родилась ёлочка" (включается магнитофонная запись и без неё).

– Чтение скороговоркой.

– "Поднимаемся в гору", "спускаемся с горы": начинаем читать тихо и постепенно увеличиваем громкость чтения слогов и наоборот.

Слоговые таблицы с различной слоговой структурой

 

Идеи на тему «English» (10) | математические задачи, преподавание  математики, математические факты       Слоговые таблицы | Учебно-методическое пособие по чтению (1 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть | Чтение, Скорочтение, Уроки чтения

  По ним проводить удобно пятиминутки в развитии беглости чтения слогов различной слоговой структуры, упражнения и занимательные задания.  

Помимо слоговых таблиц целесообразно использовать слоговые цепочки. Слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды упражнений:

1. Дифференциация сходных слогов и слов

ла—ра ма — мя дом — том

ло — ро мо — мё Дима — Тима

лу —ру му — мю кадушка — катушка

2. Чтение слогов и слов по подобию

ма мо му Маша шапка

са со су Даша лапка

ла ло лу Паша папка

Проводя эти упражнения, учитель обращает внимание школьников на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным. Кроме того, в процессе неоднократного воспроизведения сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются их зрительные образы.

3. Чтение слогов и слов с подготовкой:

о то сто стол то сто-ит

у ту сту стул та ста-ли

а ра вра враг ня сняли

ра тра трам-вай трамвай

Материалом для этих упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном занятии. Виды упражнений подбираю с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на занятии.

 После воспроизведения слоговых структур дети читают слово либо в слоговой разбивке, либо целиком, в зависимости от того, на каком этапе чтения они находятся и какова сложность структуры слова.

4. Чтение слов с одинаковой концовкой

http://guru1.murom.edusite.ru/images/p97_chteniestolbikovslovsodinakovoykoncovkoy1.jpg   http://guru1.murom.edusite.ru/images/p97_uprajnenie3chteniestolbikovslovsodinakovoykoncovkoy.jpg

5. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения:

кто — кот следы — слезы

так — тот мука — муха

рак — как лыжи — ложись

6. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

лес — лесок шел — пошел

трава — травка .нырял — нырнул

решила — решала увидел — увиделся

7. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни:

прошел — проделал — просмотрел увял — увел — увез

Выполнение шестого и седьмого упражнений предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Так, часто повторяющиеся буквосочетания или опорные буквы ведут к прочтению более привычного слова: лесной вместо лесистый, серый вместо сизый и т.п.

Таблицы и слоговые цепочки могут быть использованы на протяжении длительного времени. Вначале они будут хорошим подспорьем в преодолении трудностей слияния согласного с гласным, помогут детям быстро находить и узнавать буквы.

 С помощью таблиц и слоговых цепочек (если регулярно по ним заниматься) педагог сможет воспитать у ребенка устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма.

Третий тип упражнений - это упражнения, облегчающие чтение текста.

1. Приём разноцветного слова

     Самый лёгкий способ научить ребёнка читать трудные слова.                                                                                                                   В чем польза разноцветных слов? Внимание детей задерживается на единицах чтения, дети не путают графику букв, учатся читать правильным способом, не по буквам. а по слогам, слоги не разрывают, в итоге легче понимают прочитанное, а техника чтения быстро улучшается. Кроме того, разноцветные буквы создают радостное настроение, чтение воспринимается как игра, что ведёт к повышению мотивации в учёбе.

2. Приём цветового восприятия слога.

Так как некоторые учащиеся, встретив в тексте длинное слово, сразу пугаются, останавливаются, ждут помощи, начинают читать нервно, потому что не знают, сколько букв надо прочитать за один приём, т.е. не могут разделить слово на слоги.   Можно использовать не любые слоги, а только те, которые привязаны к тексту.

 Цель данной работы: отработать чтение трудных слогов, встречающихся в словах текста. Например, при чтении текста «Зимние гости» беру слоги из слов: ДЕКАБРЬСЛОВНО, СНЕГИРИ, СКОЛЬЗКОЙ, ВЗЯЛИ, ПОШЛИ, ДРУГИЕ и т.д.

Школьники прочитывают их по указке несколько раз (подряд и вразбивку), а затем читают из текста слова, записанные на доске печатными буквами (выписываю до урока) с этими слогами, выделенными цветным мелом.

Огромную помощь первоклассникам в обучении чтению оказывают карточки с текстами, где в словах слоги также выделены цветом.

Например:          Гриб – ной суп.

                             При- шли  гриб- ни-ки  до-мой.

                             До-ма  бы-ла  ба- буш-ка и кот Пор-тос.

                              Сва-ри-ла  ба-буш-ка  гриб-ной суп.    

                              Бо-рис  суп  хва-лил,  спа-си-бо  го-во-рил. 

3.Чтение трудных слов с доски (взгляд удерживать на средней линии).. Текст с разновысотными буквами. Например: СОбиРАли Дети В леСУ яГОДЫ и не ЗАметиЛИ, как неБО поТЕМнеЛО.

4. Слоги в словах разделяются или точками, или тире на уровне верхней границы буквы, что опирается на известный психологии факт преимущественной ориентации на верхнюю часть буквы. Например: Со/ би// ра// ли де/ ти в/ ле// су я/ го// ды и не/ за/ ме// ти// ли…

Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи следующие упражнения:

 «Фотоглаз»

Цель: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

За короткое время ученик должен «сфотографировать»: слово, несколько слов, предложение.

 «Молния»

Цель: повышение верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения.

Упражнение заключается в чередовании на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход осуществляется по команде «Молния!» и продолжается с 20 сек. до 2 мин.

«Губы»

Цель: чёткое разграничение детьми про себя и чтения вслух, а также предупреждение активного внешнего проговаривания при чтении.

  К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.

«Буксир»

Цель: развитие скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

  Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. При внезапной остановке осуществляется проверка. Дети должны показать слово, учитель выборочно проверяет.

 «Инструкция»

Цель: поддержание интереса к уроку, увеличение текстового материала для тренировки чтения.

  Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске:

- прочитай загадку.

- подойди к ……… (учителю) и на ухо скажи отгадку.

Чтение «Спринт»

Цель: тренировка в скорочтении.

  На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы (чтение глазами).

 «Финиш»

Читаем так же, как и при чтении «Спринт», только читаем до указанного слова или выражения.

«Кто быстрее?»

Цель: расширение фиксационного поля, поддержание интереса к уроку.

  На паласе или на партах лежат отрывки напечатанных текстов. Требуется найти данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик «скользит» по тексту в поисках данного предложения.

Чтение «Разведка»

Цель: развитие умение ориентироваться в тексте, находить главное.

  Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответ на вопрос, поставленный учителем.

Чтение «Канон»

Цель: держать определённый темп чтения, стараться читать выразительно без ошибок.

  Один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова. Все дети следят за чтением обоих учеников.

 «Чтение со звуковыми помехами»

Ученики читают при звучании музыки.

    Один из главных аспектов развития чтения: частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыканужно:

1. ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

2. проводить систематические коррекционно - развивающие упражнения до тех пор, пока ребенок не достигнет нужных результатов.

3. не отдавать приоритет ни одному качеству чтения, потому что все они взаимосвязаны, работу проводить над всеми качествами одновременно.

4.  вызывать положительные эмоции на занятиях и создавать хорошее настроение у учащихся.

5. творчески подходить к организации коррекции дислексии, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

6. включение учащихся в разнообразные виды речевой деятельности на занятиях (уроках);

7. создание системы упражнений на различных этапах обучения чтению;

8. формирование положительного отношения к чтению;

9. работа над техникой чтения не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, математики, окружающего мира.

Становление навыка чтения - процесс сложный и длительный.  Необходимо не только овладеть приемами формирования навыка чтения, но и важно творчески использовать различные методические приёмы, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

                                                            Литература.

1.Положенцева В.В. «Пути становления механизма чтения в нач. шк.». Ж/л «Нач. шк.» №10 1999г.

2. Бесчастная Е.И. «Как я работаю над техникой чтения своих учеников». Ж/л « Нач. шк.» №9 2000г.

3.Ионова Е.Н. «Учить читать трудно, а переучивать ещё труднее». Ж/л «Нач. шк.» №2 2000г.

4. Джеки Силберг. 200 игр, которые учат детей читать. – Минск: «Попурри», 2010г.

5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003

6. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. Книга для логопедов. М. «Просвещение» 1987г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как распознать дислексию (для педагогов).Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребенка читать и писать?

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.Необходи...

17.04.2017г.Педагогический проект(1 неделя) "Зимние развлечения" - Победитель ( 2 место) Всероссийский конкурс "Призвание"

Коррекционная помощь детям с ТНР(ОВЗ) в адаптационный период после новогодних каникул....

Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии.

Данный материал может быть полезным как для работы (коррекция дислексии) с школьниками так и дошкольниками (профилактика дислексии)....

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Интерактивная игра в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Интерактивная игра в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии.

Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии....

Учимся решать жизненные задачи. Акция «Всероссийская неделя финансовой грамотности»

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.Так или иначе, большинство детей рано включаются в экономи...