М.М. Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" М.М. Пришвин "Ребята и утята", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_m.m.prishvin_rebyata_i_utyata.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.М. Пришвин "Ребята и утята"
Цели:
познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; прививать любовь к животным и интерес к чтению
развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомить ребят с жизнью и творчеством М.Пришвина, с его новым произведением, умение прогнозировать содержание текста по его заглавию
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия
Коммуникативные: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина, карточки с заданиями, Лист самооценки
Ход урока
I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
1.Приветствие:
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
Повернитесь лицом к соседу , подмигните ему, улыбнитесь. Вот мы с вами и настроились на работу.
2. 2. Речевая разминка:
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Нет уж утки в камыше.
II. Актуализация знаний
А сейчас внимание на экран. (Видеоролик о животных)
- Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")
- Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)
- Что нас связывает с ними общее? (Нас связывает с ними общее, это жизнь)
- Мы продолжаем с вами путешествовать по страницам учебника, по разделу «О братьях наших меньших». –
Давайте вспомним изученные произведения.
Игра «Соответствие»
-Работаем в паре (карточки)
- На столах лежат листочки, переверните и с соседом укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.
-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски А.Шибаев
Жила - была собака,
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост И.Пивоваров
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка Б.Заходер
Жеребенок – с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан,
В детстве был теленком В.Берестов М.Пришвин
А что вы заметили? (остался один автор), назовите его (М.Пришвин)
Ш. Сообщение темы урока
Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?(о М.Пришвине)
Какова тема нашего урока? (творчество М. М. Пришвина)( СЛАЙД Портрет Пришвина)
–- Сегодня мы познакомимся с человеком, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе.
Чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
- Узнать о жизни и творчестве писателя
- Познакомиться с новым произведением
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1.Выставка книг.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной и сельской библиотеке и прочитать.
2.Биография писателя.
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
- Что узнали о жизни М.М.Пришвина? |
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
V.ФИЗМИНУТКА
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
Vl. Знакомство с новым произведением.
1.- Прочитайте заглавие рассказа. (Ребята и утята) Слайд Название текста и рисунок утки
Как вы думаете, кто главные герои этого рассказа?
(уточка, ребята)
Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.
ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами
(У нас В Татарстане , в Ютазинском районе чирок – свистунок обитает в болотистых местах, на озерах, на реке Ик тоже можно увидеть. Уточка прилетает в начале апреля, последние утки покидают наши края в начале ноября).
Поработав над произведением, мы должны ответить на вопросы: (Вопросы вынести на доску) СЛАЙД
- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?
- Над чем заставил задуматься каждого из нас этот рассказ?
- Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику, карандашом отмечаем незнакомые слова и выражения.
2. Словарная работа:
При чтении этого произведения попадутся такие слова. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.
Слайд
- Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
- Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
- Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
- Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
- Кузница – помещение, где работают кузнецы.
( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)
VII.Физкультминутка (Слайд 10)
«Танец маленьких утят»
VIII. Первичное закрепление изученного материала
1.Подготовительная работа перед выразительным чтением
- Как автор разговаривал с мальчишками?
- С какой интонацией будем читать его слова?
- Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем?
2. Выборочное чтение произведения
1 часть – «Жужжащее» чтение (2 абзаца)
- Что делала утка с утятами?
- Опасен ли был их путь?
- Кого опасалась утка?
- Почему уточка так далеко устроила гнездо? Докажите строчками из произведения.
- Мама всегда беспокоится о своём ребёнке, заботится о нём, оберегает.
2 часть - чтение вслух
- Что стали делать ребята, когда увидели утят?
- Как вела себя уточка? Найдите из текста эти предложения.
- Думали ли ребята когда ловили утят о том, что утка-мать будет переживать?
- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные.
- Нужны им были эти утята?
- Как бы вы поступили на месте рассказчика: стали бы ругать ребят или объяснили им, как трудно утятам добраться до озера?
- Что хотел сказать автор этим рассказом?
Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?( Мама!)
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
IX. Работа над иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане? (На переднем плане изображены утка с утятами)
– Что они делают? (Бегут к овсяному полю)
– Кто изображен на заднем плане? (На заднем плане изображены автор и ребята)
– Что они делают? (Они машут утятам, прощаясь с ними)
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. (И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
- До свидания, утята!)
А теперь проверим, Какой ты читатель?
п/н Вопрос да/нет
1. Произведение «Ребята и утята» - это сказка
2. Главными героями были дети и семья уточки
3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед
4. Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами
5. Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды
Проверка по эталону
X. Итог урока
- Понравился ли рассказ?
– Как автор назвал свой рассказ?
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными героями, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.
Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»)..
- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.).
- А чем они отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?
(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).
Самооценивание ( на столах листы самооценивания)
1.Удалось ли мне сформулировать тему урока?
2.Смог ли я понять, какова главная мысль рассказа?
3.Удалось ли мне описать главных героев, их поступки?
У кого три +?
Какую оценку вы бы поставили себе?
XI. Домашнее задание: пересказать текст
XII. Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно….
Я понял, что….
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось….
- Хочется закончить урок такими словами. « Всё хорошее в природе - от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека»
У каждого из вас на парте 3 кувшинки : красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли, белые – добрые поступки.
- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли, добрые поступки?
Выберите кувшинки и наклейте их на рисунок. (На доске рисунок, на котором изображена уточка с утятами, плавающие по озеру).
- Давайте посмотрим, каких цветов больше на нашем озере. Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).
- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока: Образовательная: познакомить уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...
Урок чтения. М.М.Пришвин "Ребята и утята"
На этом уроке проводится очень интересная творческая работа в парах....
Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...
М.Пришвин "Ребята и утята"
Может использоваться перед изучением произведения "Ребята утята"....
Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".
Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....
Пришвин М.М. "Ребята и утята"
Пришвин М.М. "Ребята и утята"...
1 класс. Интерактивный тренажер "Утята" (вычитание в пределах 5)
Отработка умения вычитать в пределах 5.УМК любой. Все ответы озвучены. Презентация зашифрована паролём, чтобы начать работать, нужно выбрать режим «Только для чтения».[[{"type":"media","view_mode":"me...