Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
УМК: Литературное чтение 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,
Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина
4 часа в неделю (1 и 4 четверть) 3,5 часов в неделю (2 и 3 четверть). Всего 119 часов. Учитель: Воробьева Д.Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 204.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по предмету
«Литературное чтение»
3 Б класс
2021-2022 учебный год
Составитель: Воробьева Д.Р.
учитель начальных классов
Нижневартовск, 2021
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
УМК: Литературное чтение 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,
Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина
4 часа в неделю (1 и 4 четверть) 3,5 часов в неделю (2 и 3 четверть). Всего 119 часов. Учитель: Воробьева Д.Р.
1.Планируемые результаты учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями, и интересами;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные:
высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану. Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные Виды речевой и читательской деятельности.
Обучающиеся научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения; формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения. Творческая деятельность Учащиеся научатся:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках. Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.
И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встеча зимы». Заголовок стихотворения.
И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели (24 ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке.
Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов ( тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки (8 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок.
Нравственный смысл сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы (10 ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое (16 ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ:
дополнение пересказа текста.
В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.
А.Л.Барто «Разлука». «В театре».
С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок» Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.
Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.
По страницам детских журналов (8 ч)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.
Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература (8 ч)
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.
3. Тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение»
№ п\п
| План | Факт | Тема | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | ||
| Личностные | Метапредметные | Предметные |
| |||
Самое великое чудо на свете (3ч) | |||||||
1 | 01.09 | 01.09 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Рукописные книги Древней Руси |
| Регулятивные Работать с учебником, находить нужную информацию. |
| Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника |
2 | 02.09 | 02.09 | Первопечатник Иван Федоров. |
|
|
|
|
3 | 03.09 | 03.09 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо» | ||||
Устное народное творчество (9 ч) | |||||||
4 | 04.09 | 04.09 | Русские народные песни. Докучные сказки. | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). |
5 | 08.09 | 08.09 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда | ||||
6 | 09.09 | 09.09 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | ||||
7 | 10.09 | 10.09 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Деление текста на части | ||||
8 | 11.09 | 11.09 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | ||||
9 | 15.09 | 15.09 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Характеристика героев. | слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
| представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
| читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
| Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения... |
10 | 16.09 | 16.09 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | ||||
11 | 17.09 | 17.09 | Защита проектов | ||||
12 | 18.09 | 18.09 | Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество». Тестирование. | ||||
Поэтическая тетрадь 1(9ч) | |||||||
13 | 22.09 | 22.09 | Как научиться читать стихи | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
| Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
| Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
|
14 | 23.09 | 23.09 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья» Наизусть | ||||
15 | 24.09 | 24.09 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,«Зреет рожь над жаркой нивой…» | ||||
16 | 25.09 | 25.09 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно» | ||||
17 | 29.09 | 29.09 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | ||||
18 | 30.09 | 30.09 | И. З. Суриков «Детство» | ||||
19 | 01.10 | 01.10 | И. З. Суриков «Зима». Наизусть | ||||
20 | 02.10 | 02.10 | Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь 1»Тестирование | ||||
21 | 06.10 | 06.10 | Урок - концерт (произведения русских поэтов). | ||||
Великие русские писатели (16ч) | |||||||
22 | 07.10 | 07.10 | А.С.Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество. «Уж небо осенью дышало». | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. |
23 | 08.10 | 08.10 | А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». Наизусть | ||||
формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. | действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: Устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
Формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности. Художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказрассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текстповествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. | ||||
24 | 09.10 | 09.10 | А.С. Пушкин « Зимнее утро» | ||||
25 | 13.10 | 13.10 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». Наизусть | ||||
26 | 14.10 | 14.10 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | ||||
27 | 15.10 | 15.10 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Характеристика героев. | ||||
28 | 16.10 | 16.10 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Архаизмы. Наизусть отрывок | ||||
29 | 20.10 | 20.10 | И.А. Крылов. Биография и творчество. «Мартышка и очки» | ||||
30 | 21.10 | 21.10 | И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна» | ||||
31 | 22.10 | 22.10 | И.А. Крылов « Ворона и лисица». Наизусть. | ||||
32 | 23.10 | 23.10 | М.Ю. Лермонтов. Биография и творчество. «Горные вершины», « На севере диком». Наизусть. | ||||
33 | 10.11 | 10.11 | М. Ю. Лермонтов «Утес»,«Осень» | ||||
34 | 11.11 | 11.11 | Детство Л.Н. Толстого. «Акула» Пересказ | ||||
35 | 12.11 | 12.11 | Л.Н. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка». Пересказ | ||||
36 | 17.11 | 17.11 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | ||||
37 | 18.11 | 18.11 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» Проверка и оценка достижений. Тестирование. | ||||
Поэтическая тетрадь (6ч) | |||||||
38 | 19.11 | 19.11 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» Наизусть. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
| Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения. договариваться и приходить к общему решению. | Устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текстповествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текстаповествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. |
39 | 24.11 | 24.11 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | ||||
40 | 25.11 | 25.11 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Наизусть отрывок. | ||||
41 | 26.11 | 26.11 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | ||||
42 | 01.12 | 01.12 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». Наизусть. | ||||
43 | 02.12 | 02.12 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Проверка и оценка достижений. Тестирование | ||||
Литературные сказки (6 ч) | |||||||
44 | 03.12 | 03.12 | Д. Н. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки». | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения. | развитие художественнотворческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
45 | 08.12 | 08.12 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца». Рассказ о главном герое. | ||||
46 | 09.12 | 09.12 | В.М. Гаршин «Лягушка путешественница». | ||||
47 | 10.12 | 10.12 | В.М. Гаршин «Лягушка путешественница». Чтение по ролям. | ||||
48 | 15.12 | 15.12 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Пересказ. | ||||
49 | 16.12 | 16.12 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». | ||||
Были и небылицы (16ч) | |||||||
50 | 17.12 | 17.12 | М.Горький «Случай с Евсейкой». | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения. | Формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов.
| Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. |
51 | 22.12 | 22.12 | М.Горький «Случай с Евсейкой». Сочинение концовки сказки. | ||||
52 | 23.12 | 23.12 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | ||||
53 | 24.12 | 24.12 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. | ||||
54 | 29.12 | 29.12 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Подробный пересказ отрывка. | ||||
55 | 30.12 | 30.12 | А.И. Куприн «Слон». | ||||
56 | 12.01 | 12.01 | А.И. Куприн «Слон». Деление на части. | ||||
57 | 13.01 | 13.01 | А.И. Куприн «Слон». Озаглавливание частей. | ||||
58 | 14.01 | 14.01 | А.И. Куприн «Слон». Пересказ. | ||||
59 | 19.01 | 19.01 | Обобщение по разделу «Были-небылицы» Проверка и оценка достижений. Тестирование. | ||||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | |||||||
60 | 20.01 | 20.01 | С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» Наизусть. | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их | Прогнозировать содержание раздела. Читатьстихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к |
61 | 21.01 | 21.01 | С.Чёрный «Воробей». «Слон». | ||||
62 | 26.01 | 26.01 | А.А. Блок «Ветхая избушка». Наизусть. | ||||
63 | 27.01 | 27.01 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | ||||
64 | 28.01 | 28.01 | С.А. Есенин «Черёмуха». Наизусть. | ||||
65 | 02.02 | 02.02 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Проверка и оценка достижений. Тестирование. | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: пытаться принимать иную точку зрения. | обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
| изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. |
Люби живое (16ч) | |||||||
66 | 03.02 | 03.02 | М.М. Пришвин « Моя Родина». Наизусть отрывок. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
| умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
67 | 04.02 | 04.02 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | ||||
68 | 09.02 | 09.02 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Озаглавливание частей. | ||||
69 | 10.02 | 10.02 | В.И. Белов «Малька провинилась». | ||||
70 | 11.02 | 11.02 | В.И. Белов «Ещё раз про Мальку». | ||||
71 | 16.02 | 16.02 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». 1, 2 части. | ||||
72 | 17.02 | 17.02 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». 3,4 части. | ||||
73 | 18.02 | 18.02 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». Пересказ. | ||||
74 | 24.02 | 24.02 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | ||||
75 | 25.02 | 25.02 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Чтение по ролям. | ||||
76 | 02.03 | 02.03 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Деление на части по плану. | ||||
77 | 03.03 | 03.03 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Пересказ. | ||||
78 | 04.03 | 04.03 | В.П. Астафьев «Капалуха». | ||||
79 | 09.03 | 09.03 | В.П. Астафьев «Капалуха». Деление на части | ||||
80 | 10.03 | 10.03 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | ||||
81 | 11.03 | 11.03 | Обобщение по разделу «Люби живое». Проверка и оценка достижений. | ||||
Поэтическая тетрадь 2 (8ч) | |||||||
82 | 16.03 | 16.03 | С.Я. Маршак «Гроза днём». | наличие мотивации к | Регулятивные УУД: | умение работать с разными | Прогнозировать содержание раздела. |
творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
| видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение. | Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.
| ||||
83 | 17.03 | 17.03 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной». | ||||
84 | 18.03 | 18.03 | . А.Л. Барто «В театре». | ||||
85 | 30.03 | 30.03 | А.Л. Барто «Разлука». Наизусть | ||||
86 | 31.03 | 31.03 | С.В. Михалков «Если». | ||||
87 | 01.04 | 01.04 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Наизусть. | ||||
88 | 02.04 | 02.04 | Проект «Праздник поэзии». Защита проектов | ||||
89 | 06.04 | 06.04 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2» Проверка и оценка достижений. Тестирование. | ||||
Собирай по ягодке наберешь кузовок (20ч) | |||||||
90 | 07.04 | 07.04 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодкенаберёшь кузовок». | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
| Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
| Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
91 | 08.04 | 08.04 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | ||||
92 | 09.04 | 09.04 | А.П. Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям | ||||
93 | 13.04 | 13.04 | А.П. Платонов «Ещё мама». | ||||
94 | 14.04 | 14.04 | А.П. Платонов «Ещё мама». Чтение по ролям. | ||||
95 | 15.04 | 15.04 | М.М Зощенко «Золотые слова». | ||||
96 | 16.04 | 16.04 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | ||||
97 | 20.04 | 20.04 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». Пересказ по плану. | ||||
98 | 21.04 | 21.04 | Н.Н. Носов «Федина задача». | ||||
99 | 22.04 | 22.04 | Н.Н. Носов «Телефон». | ||||
100 | 23.04 | 23.04 | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | ||||
101 | 27.04 | 27.04 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». Проверка и оценка достижений. | ||||
102 | 28.04 | 28.04 | Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
| Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения. Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению. | достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
103 | 29.04 | 29.04 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился» | ||||
104 | 30.04 | 30.04 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» | ||||
105 | 04.05 | 04.05 | Г.Б. Остер «Вредные советы» | ||||
106 | 05.05 | 05.05 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды» | ||||
107 | 06.05 | 06.05 | Р. Сеф «Весёлые стихи» | ||||
108 | 07.05 | 07.05 | Создание сборника добрых советов | ||||
109 | 11.05 | 11.05 | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверка и оценка достижений. Проверочная работа. | ||||
Зарубежная литература (10 ч) | |||||||
110 | 12.05 | 12.05 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» | овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
111 | 13.05 | 13.05 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». Характеристика героев. | ||||
112 | 14.05 | 14.05 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». Пересказ. | ||||
113 | 18.05 | 18.05 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | ||||
114 | 19.05 | 19.05 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Картинный план. | ||||
115 | 20.05 | 20.05 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Пересказ. | ||||
116 | 21.05 | 21.05 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | ||||
117 | 25.05 | 25.05 | Проверка и оценка достижений. Годовая контрольная работа. | ||||
118 | 26.05 | 26.05 | КВН по произведениям Урок – отчет. | ||||
119 | 27.05 | 27.05 | Итоговый урок «Что читать летом» |
Приложение №1
Приложения к рабочей программе
Практическая часть рабочей программы
№ | Название работы | Количество часов | |||
1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | ||
1 | Контрольная работа |
|
|
| 1 |
3 | Тестирование | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Проверочная работа | 1 | |||
6 | Проектная работа | 1 | 1 |
| 1 |
| Итого: | 2 | 5 | 3 | 5 |
Приложение № 2
Требования к проектной работе
Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Примерная последовательность проектной деятельности
- Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
- Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
- Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.
- Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
- Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
- Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
- Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.
- Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.
Приложение № 3
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература для учителя:
- Учебник Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях/ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина; – М.: Просвещение, 2018.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс / Кутявина С.В. - М.: ВАКО, 2019.
- КИМ. Литературное чтение: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль: 3 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ М.В.Бойкина; – М.: Просвещение, 2018.
Литература для обучающихся:
Учебник Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях/ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина; – М.: Просвещение, 2019.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер в сборе (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, удлинитель, колонки), (инв. № по школе: )
- Проектор (мультимедиа) (Acer, инв. № по школе: )
Интернет ресурсы:
- www.rusedu.ru
- www.prezentacia.ucom.ru,
- www. uchportal.ru
- www. proshkolu.ru
- Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru
- Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
- Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
- Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
Чек – лист по внутренней экспертизе рабочей программы
Дата проведения:_10.09.2020________ Ф.И.О. эксперта: Ильясова А.И.
Предмет экспертизы: Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение » учителя предметника _Бокова Е.Р
Структура рабочей программы | Соответствие структуры РП (+/-) | Замечания, Сроки устранения | Подпись эксперта | Подпись педагога об ознакомлении с результатами экспертной оценки |
1. Титульный лист | + |
|
|
|
2. УМК | + |
|
|
|
3. Планируемые результаты | + |
|
|
|
4. Содержание курса/предмета | + |
|
|
|
5. Календарнотематическое планирование | + |
|
|
|
6. Приложения | + |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....
Рабочая программа по литературному чтению 4 кл Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (1-4 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства...
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России"
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе...
Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 1 класса к УМК "Школа России"...