Урок по литературному чтению_Природа осени в стихотворениях А.С. Пушкина
план-конспект урока по чтению
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по литературному чтению | 41.08 КБ |
Рабочая карта к уроку | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыганова Г.В
учитель начальных классов
МКОУ Никольская СОШ
Урок литературного чтения, 3класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России».
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Природа осени в стихотворениях А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»,
«В тот год осенняя погода…»
Цели:создать условия для ознакомления со стихотворениями А. С. Пушкина об осени;
Задачи:
- учить видеть в стихах выразительные средства языка;
- определять настроение в стихотворении, учитывать это при выразительном чтении;
- развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову;
- прививать любовь к русской поэзии,
- воспитывать чувство прекрасного.
Планируемые результаты:
Предметные:
обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно; представлять картины осенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Метапредметные:
регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.
Познавательные: анализировать стихотворение, выделять в нём главную мысль, отвечать на вопросы на основе текста стихотворения.
Коммуникативные: обсуждать в паре ответы на вопросы, соблюдая правила общения, уметь доказывать свою точку зрения.
Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
-индивидуальная, парная, фронтальная
Средства обучения:
ПК, мультипроектор, портрет А. С. Пушкина; выставка книг, учебник, мультимедийная презентация
2.Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивационно - деятельностный момент | Настрой на работу Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, Пожелайте мысленно удачи. Литературное чтение – прекрасный урок, много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ. Вы учите их – они учат Вас. | Подготовка класса к работе. Дети настраиваются на урок | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | На предыдущем уроке мы начали изучать большой раздел, который называется « Великие русские писатели» Слайд 2. Какому гениальному поэту посвящены эти строчки? Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину. Слайд 3.-5
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии».А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское. Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение: «Всё мрачную тоску на душу мне наводит». Здесь, в селе Михайловском , он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.
| Ученики читают строки и определяют имя поэта . | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные:логические-анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи | - Сегодня на уроке мы будем читать отрывоки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться выразительночитать - А теперь послушайте сказку. Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она капризной. Часто меняла своё настроение. И была у нее волшебная палочка. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы детей) Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо? | (Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное Ответы детей Дети разгадывают тему. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - А теперь послушайте сказку. Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она капризной. Часто меняла своё настроение. И была у нее волшебная палочка. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы детей) Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо? (Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное.) Слайды7-8.ихотворение | Ответы детей | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное знакомство Физкультминутка | - Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (аудио) Проверка первичного восприятия произведения. Слайды 10-11. - Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении? - Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете? - Созвучно ли оно с вашим настроением? Словарная работа. Слайд 12. - При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Соединим стрелками Караван освобождалась от покровов (листвы сень покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь обнажаласьгруппа следующих друг за другом объектов Чтение произведения учащимися и анализ.Слайд 13. - Прочитайте по строчке, выделяя главное слово Уж небо осенью дышало, - Как вы думаете, что значит небо дышало? . Уж реже солнышко блистало, - Что значит реже? - Как вы понимаете «солнышко блистало - Подберите похожее слово к слову «блистало». - Прочитаем следующую строчку. Короче становился день, - Что в этой строчке означает слово «короче»? - Теперь рано темнеет и поздно светает. - Прочитайте эти три строчки выразительно, соблюдая логическое ударение. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, (Послушать ученика.Дать оценку.) - Молодец. Ты читал медленно, красиво, правильно выделил голосом главное слово. - Прочитайте следующую строчку. Лесов таинственная сень - О чём говорит поэт? - Непонятно слово «сень». - Поэт так называет осенние листья на деревьях в лесу. - Как вы понимаете выражение «таинственная сень»? В нём скрыта какая-то тайна. - Прочитайте следующую строчку. С печальным шумом обнажалась, - Все ли слова понятны? - Непонятно слово «обнажалась». Ложился на поля туман, - Какую картину вы представили? - А если бы вы были художниками, то какие цвета красок бы выбрали? - Прочитайте следующие строчки. Гусей крикливых караван Тянулся к югу; - Что такое караван? . - Поэт нам нарисовал картину, изображающую перелёт птиц.чём кричат гуси, покидая родные края? - Следующая картина… приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. - Что хотел нам показать поэт этими строками? - Почему ноябрь – пора скучная? - Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? - Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь) - Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит) - Я даю вам время. Вы читаете медленно, готовитесь к выразительному чтению стихотворения. И обратите внимание на правильную расстановку пауз. - Кто хочет прочитать? - Получилось ли чтение выразительным? Что получилось? Работа над выразительностью При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Паузы бывают разной длительности . 5. Продолжение работы по теме. Слайды 12-18 - Сейчас прочитаем второй отрывок. Проследим какое настроение в этом стихотворении ( Чтение учителем) _ Что вы можете сказать о ваших чувствах Стихотворение можно разделить на две части. Словарная работа Слайд 19. -на третье в ночь - куртины - устланные горы -Объясните выражения « Зимы блистательный ковер» « Деревья в зимнем серебре» Метафоры- употребление слов и выражений в переносном смысле, на основе сходства. - Итак в этом стихотворении тоска и грусть переходят в светлые радостные чувства. (Маска печали и радости), озаглавить части стихотворения. Слайд 20. | Значение непонятных слов смотрят в словаре С. И. Ожегова Ответы детей Олицетворение(бегут ручьи, повеяло весною, лес оденется, пора миновала, солнце стало) Чтение учениками. Работа над выразительностью (Читают ученики по строчкам) - Небо стало другим по сравнению с летом. Летом оно светло голубое, а осенью сероватое Меньше Солнце на небе меньше появляется, меньше светит. Сияло - Осенний день стал меньше. - Теперь рано темнеет и поздно светает. - Я посмотрела в словаре (показ словаря): «Сень – укрытие, покров» - Это слово означает стать голым. Что стало голым? (деревья) Светло серый туман покрывает поле. - Караван – здесь: летящие друг за другом гуси. - Гусей - крикливых, потому что они, поднимаясь в небо, так созывают всех вместе боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны Наступает самое скучное время Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.) (Это неизбежно.Так всегда бывает в ноябре.) 1 часть – ожидание зимы, 2 часть первый снег. С одинаковой ли интонацией мы будем читать этот отрывок. Чтение детьми. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция. |
6. Закрепление изученного | - Какие чувства затронул в вас урок? - Что понравилось? - Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование | |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | . Слайд 24. У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек; если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек. - Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. И хочется закончить наш урок словами: У природы нет плохой погоды | Ответы детей | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
8. Домашнее задание | ( Задание на выбор) Я предлагаю вам такие задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь.Слайд 24 1. Придумать свою историю об осени. . 2. Нарисовать иллюстрацию к прочитанным стихотворениям. ( Обязательное задание) 1. Выразительно читать стихотворение. 2. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор). | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные:смыслообразование |
Приложение № 1
Литературное чтение
Рабочая карта урока ________________________
Умения | умею-знаю | не совсем умею, знаю | не умею, не знаю | отметка за урок | |
актуализация знаний домашняя работа целеполагание восприятие целостной картины стихотворения самостоятельная работа работа в паре | сведения о жизни Пушкина синквейн выдвигать цели и задачи урока правильно отвечать на вопросы выразительное чтение стихотворения договориться с напарником; внимательно выслушать его; |
Условные обозначения: ! умею; + не совсем; - не умею
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Рабочая карта урока ________________________
Умения | умею-знаю | не совсем умею, знаю | не умею, не знаю | отметка за урок | |
актуализация знаний домашняя работа целеполагание восприятие целостной картины стихотворения самостоятельная работа работа в паре | сведения о жизни Пушкина синквейн выдвигать цели и задачи урока правильно отвечать на вопросы выразительное чтение стихотворения договориться с напарником; внимательно выслушать его; |
Условные обозначения: ! умею; + не совсем; - не умею
Литературное чтение
Рабочая карта урока ________________________
Умения | умею-знаю | не совсем умею, знаю | не умею, не знаю | отметка за урок | |
актуализация знаний целеполагание восприятие целостной картины стихотворения самостоятельная работа работа в паре | сведения о жизни Пушкина выдвигать цели и задачи урока правильно отвечать на вопросы выразительное чтение стихотворения договориться с напарником; внимательно выслушать его; |
Условные обозначения: ! умею; + не совсем; - не умею
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...
План-конспект урока литературного чтения "Образ няни в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер»"
Приводится урок литературного чтения в 3 классе...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.
Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...
Урок литературного чтения "Образ няни в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер"
Приводится урок литературного чтения в 3 классе...
Презентация к обобщающему уроку литературного чтения"Природа и мы" 4 класс
Презентация подготовлена к обобщающему уроку литературного чтения"Природа и мы" 4 класс (УМК "Школа России"). Урок проводится в виде конкурса знатоков. Ребята пройдут 5 интересных эт...
Технологическая карта урока литературного чтения "Природа для поэта – любимая и живая". А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (УМК Перспективная Начальная Школа); 2 класс
Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведениями А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринц...