Конспект урока литературного чтения "Паустовский ""Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока по чтению

Морозова Наталья Павловна

Конспект урока литературного чтения "Паустовский ""Корзина с еловыми шишками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse_po_teme.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Г.К. Паустовский  « Корзина с еловыми шишками»

Тип урока: закрепление новых знаний

Цель урока: обучать начальным навыкам поиска и  исследования информации, обогащать словарный запас детей.

Цели:

*провести исследовательскую работу над произведением;

* учить выделять главное в содержании и делать выводы;

*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в парах;

*формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;

* воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы  и музыки

Планируемые достижения на уроке:

умение анализировать прочитанное;

умение анализировать эмоциональное состояние героев;

воспитание любви к музыке.

Подготовительная работа: сообщения учащихся о К.Г.Паустовском  и Э.Григе.

Метапредметные результаты: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предположения.

Формирование УУД

Познавательные УУД: извлекать информацию представленную в разных формах, устанавливать причинно –                   следственные связи, строить рассуждения

Регулятивные УУД: выполнение инструкции, определение цели, оценка своего  результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в паре, выступление перед классом, отстаивание своей позиции, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других.

Личностные результаты: самооценка своей деятельности.

Демонстрационный материал: презентация Power Point для демонстрации на экране

Раздаточный материал: карточки с заданием

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационно – мотивационный этап

(2 мин)

Учитель настраивает детей на работу

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

 Не держите в тайне от людей…

Торопитесь все отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Теплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

- Как вы думаете, ребята, к кому обращены эти строки?

- Что хотела сказать автор этих строк? Какой она даёт совет?

 -Действительно, то,  что прозвучало в этом  стихотворении,  касается всех нас. Татьяна Кузовлёва даёт совет всем людям, как пройти свой жизненный путь. Она говорит о том, что каждый человек должен оставить свой добрый след на земле.

Именно так и прожили свою жизнь люди, которым будет посвящён этот урок.

Это русский писатель К.Г. Паустовский и норвежский композитор Э. Григ.

Подготовка класса к работе.  Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Дети получают эмоциональный настрой.

Отвечают

Личностные: создание условий для  возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Определение темы и целей урока

(2 мин)

Сегодня мы продолжаем работу с рассказом Паустовского  «Корзина с еловыми шишками»

Мы прочитали рассказ. Чтобы вам хотелось ещё узнать на уроке?

О жизни и творчестве К.Г.Паустовского и Э. Грига

Личностные:

развитие воображения, творческих способностей.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Проверка Д/З

(6 мин)

Дети заинтересовались творчеством К. Г. Паустовского и приготовили для вас презентацию.

 - С каким знаменитым человеком мы встретились, читая рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками»?

 - Кто такой Э. Григ?

Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Э.Грига, познакомиться со страной где жил композитор.

Даша и Милана заинтересовались творчеством  Грига. Они хотят вам рассказать о его жизни и творчестве.

Выступление детей. Показ презентации о Паустовском.

Э. Григ.

Норвежский композитор

Выступление детей. Показ презентации о Григе.

Личностные:

развитие  творческих способностей.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию из различных источников.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Работа с текстом

1 часть (9мин)

- Как вы думаете, что делал в лесу Григ?

Чтение наизусть отрывка – описание осеннего леса (описание сопровождается презентацией)

- Какие приёмы использует автор, чтобы так поэтично, так образно и ярко описать красоту осеннего леса?

- Кого встретил Григ в лесу?

- Как Паустовский описывает девочку?

- О чём разговаривают Дагни и Григ?

Давайте найдём этот диалог и прочитаем по ролям.

-Смогли  вы по этому небольшому отрывку понять, каков же Григ по характеру? Подтвердите свои ответы рассуждениями.

- Сейчас мы продолжим работу по карточкам.

Посоветуйтесь и скажите, чем привлекла внимание Грига Дагни?  Какими качествами наделена девочка в этой части?

Перед вами  - карточка . Подчеркните те качества, которые подходят героине. Подумайте, как их можно объяснить с помощью текста?

-  Что решает Григ?

- Но почему он решил отсрочить подарок, ведь подарков всегда ждёшь с нетерпением?

Наслаждался красотой осеннего леса, природа вдохновляла композитора

Просмотр кадров презентации

Олицетворение: эхо живёт, ждёт, швыряет

Сравнение: листва – с медью и золотом, эхо – с птицей пересмешником

Эпитеты: весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд

Дагни – дочь лесника

Чтение отрывка по ролям.

Ответы детей

Работа в парах по карточкам

Сделать подарок Дагни

Музыка – это духовный подарок, который дети могут не понять и не оценитью.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение строить работу в паре.

5. Физминутка

(2 мин)

Физкультминутка.

1. Встать прямо, вытянуть руки перед собой.

2.  Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.

3. Быстро отвести как можно дальше руки назад, кисти в кулак, держать на уровне плеч, затем вернуться в исходное положение. Повторить ещё раз, всё время удерживая дыхание.

4.  С силой выдохнуть через рот.

5. Проделать очистительное дыхание.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – два прыжка.

Пять – руками помахать,

На шесть – правильно дышать.  

Выполняют движения под руководством учителя

Личностные результаты:

- понимание важности проявления заботы о своём здоровье;

мотивированное выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления.

6.Продолжение работы с текстом (2, 3, 4 части)

(11 мин)

3 часть

4 часть

Работа с иллюстрацией.

- К какой части рассказа относится эта иллюстрация?

- С чем сравнивает автор жилище?

- Что было украшение дома Грига?

Музыку нельзя передать словами. Но мастерство Паустовского и его  приёмы олицетворения, позволяют услышать,  как рояль великого композитора может петь любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.

-  Каких слушателей Григ ценил больше всего?

- Прочитайте, какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто её слушал?

- Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком?  Найдите в тексте подтверждение.

В 3 части рассказа мы снова встречаемся с Дагни.

- Что изменилось в её жизни?

- Какой она стала?

- Куда отправил Дагни отец?

- Кем были родственники девушки?

Что особенного было в комнате тёти Магды?

- Перечислите вещи. Назовите их значение.

Прошло время.  В 18 лет Дагни закончила школу и отец отправил её в город.

- Куда любила ходить Дагни в городе?

- Почему она плакала после спектакля?

- Как это её характеризует?

- Опишите, какой стала Дагни?

- Где проходил концерт? Прочитайте.

- Кто знает, что такое «белые ночи.»

- Какую музыку Дагни слушала впервые?

- Что такое симфония?

- Где можно найти объяснение этому слову?

- Как Дагни поняла, что именно ей будет посвящена музыка? Найдите в тексте.

- Какие чувства испытала девушка? Прочитайте.

Выборочное чтение.

(Это были…)

Синиц на дереве, матросов, прачку из соседнего дома

(Каждый слушал по- своему..)

(«Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант»)

Отвечают на вопросы учителя

Ботфорты, парча, фетровая шляпа.

Стройная девушка, с тяжёлыми русыми косами…

(Был тёплый июль…)

Симфония.

Работают со словарём.

(Тогда Дагни услышала…)

(Дагни вздохнула так глубоко…)

Познавательные: логические универсальные действия: построение цепи рассуждений

Познавательные: построение цепи рассуждений

Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и , что ещё подлежит усвоению.

7. Обобщающая беседа (5  мин)

Рисование. Работа в парах.

А теперь послушаем музыкальное произведение Э. Грига. Постарайтесь на своих листочках изобразить то, что вы услышите в музыке Грига.

В начале урока мы с вами слушали стихотворение Т.Кузовлёвой и говорили о том, что каждый человек должен оставить свой добрый след на земле.

- Каким должен быть человек, чтобы оставить свой добрый след на земле?

Работа в парах. Прослушивание музыкального отрывка, рисование иллюстраций.

По окончанию работы дети рассказывают, что они представили себе, когда слушали музыку и показывают свои рисунки.

Размышляют над вопросом.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание

8. Итог. Рефлексия.

(2 мин)

- Какие цели ставили в начале урока?

- Что хотели узнать?

- Достигли поставленных целей?

А сейчас я вам предлагаю закончить одно из предложений.

Рассказ привлёк меня тем…

Рассказ заставил задуматься о…

Рассказ навёл на размышление…

Ответы детей

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли.

9. Д/З (1 мин)

Подготовить пересказ понравившегося отрывка. Нарисовать иллюстрацию к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок для учителей начальных классов...

Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок для учителей начальных классов...

Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок для учителей начальных классов...

конспект фрагмента урока литературного чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"

конспект фрагиента урока разработан и проведен по УМК "Школа России...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовский

Данная карта помогает учителю организовать работу на уроке. В ней чётко определены этапы урока и УУД....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 2 урок

Цель урока:  ученик, знающий содержание произведения  К.Г. Паустовского, умеющий выражать свои мысли и чувства с основой на  литературное произведение и произведения искусства.Задачи ур...