Конспект урока литературного чтения по теме: "Л.Н.Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Грицаева Елена Александровна

Урок по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Н. Толстой «Прыжок».

Цели:

  • Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям;
  • Развитие умения вдумчивого чтения;
  • Воспитание человека, который умеет оценивать поступки в сравнении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы с Вами познакомились с одним из произведений Л. Н. Толстого «Акула».

- Проверку домашнего задания мы проведем в виде тестирования. Вам необходимо на листочках записать букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

Тест.

  1. Как мальчики оказались в открытом море?

О. Они упали в воду с корабля.

П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда  сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

С. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

3. Когда отца охватил страх?

        В.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

        Ж. Его сковал страх за детей, за сына.

З. Ему было все равно, что происходило в море.

5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?

        О. Визг одного из мальчиков.

П. Крики матросов.

6. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

        И. Он бросился к  лодке и поплыл к ним.

К. Он подбежал к пушке. Развернул ее, прицелился и выстрелил.

- Итак, ребята, если вы правильно ответили на вопросы теста, то вы сейчас назовете название произведения, с которым мы  сегодня будем знакомиться.

 - Ребята, рассмотрите иллюстрацию на экране. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

III. Изучение нового.

- А сейчас мы прослушаем произведение Л. Н. Толстого «Прыжок». Слушаем внимательно.

(слушаем до слов: Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи)

- Ребята, угадали ли мы о чем этот рассказ?

– Где происходит действие рассказа? – На корабле.

– Почему на корабле держали обезьяну? – Для забавы. Путешествие было долгим, и матросам хотелось отдохнуть, наблюдая за её проделками

IV. Физкультминутка

Давайте попробуем изобразить обезьянок.

V. Продолжение работы над текстом.

– Как мальчик оказался на корабле? – Он сын капитана.

 Сколько лет было мальчику? – 12.

 Что сделала обезьяна со шляпой мальчика? – Сорвала с головы мальчика, утащила на мачту и начала рвать её.

 Как вы думаете, что будет делать мальчик?  Может быть, полезет догонять обезьяну и отбирать шляпу? А я думаю, что он посмеётся со всеми, что ему шляпы жалко, что ли?

Давайте сейчас прослушаем рассказ дальше. Рассказ слушается до слов «Все молча, смотрели на него и ждали, что будет дальше».

- Угадали мы, что будет дальше?

– Да, угадали те, кто предположил, что мальчик полезет на мачту за обезьяной. Что помогло вам догадаться? – Мальчики часто так поступают. Когда их дразнят, они кидаются в драку или вдогонку за обидчиком.

 Сумел ли он догнать обезьяну?  Нет, обезьяны лучше людей карабкаются по перекладинам.

 Как высоко забрался мальчик? – Высоко. До самого верху. 

– Почему мальчик не остановился? – Он очень раззадорился. Матросы смеялись над ним, обезьяна подманивала его всё выше и выше.

 Что произойдёт с мальчиком, если он потеряет равновесие? – Он упадёт на палубу и разобьётся.

 Что же будет дальше, как вы думаете? – Может быть, мальчик опомнится и аккуратно спустится? А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет в море?

 Давайте слушать дальше, уж очень хочется узнать, что случится.

Слушаем до конца.

– Чьи же предположения оправдались? Что помогло вам догадаться? – Мы думали, что в море прыгнуть легче, чем слезть по мачте вниз.

 Для чего отец мальчика вынес ружьё? – Стрелять чаек. 

– Почему он прицелился в мальчика и закричал «Прыгай в воду?»  Мальчик зашатался, мог упасть на палубу и разбиться. «А может, он хотел убить сына, чтобы он не мучился?» «Нет, он просто хотел напугать его, чтобы он очнулся от страха и послушался отца».

 Давайте найдем и прочитаем в тексте этот отрывок.

– Дети перечитывают и находят строчки «Мальчик шатался и не понимал... и как только отец крикнул … мальчик ... прыгнул.»  Да, отец не хотел убивать сына.

– Как вытащили мальчика из моря? – Матросы спрыгнули в море и вытащили мальчика.

 Сколько секунд он был под водой? – 40

 Попробуем и мы задержать дыхание на 40 секунд. – Не все могут. Это трудно. Мальчик тоже наглотался воды.

 Почему же отец так страшно закричал и заплакал, ведь сын остался жив? – Он очень сильно испугался за сына.

 Какие чувства вызывает у вас поступок отца? – Мне жалко его, ведь он так сильно переволновался. А я уважаю его, ведь он спас сына. Я думаю, он очень смелый и сильный человек, если так спокойно смог прицелиться в сына, ради его спасения.

VI. Физкультминутка

Давайте сделаем разминку для мышц плечевого пояса и спины. Поплывём по морю брассом, кролем, а теперь, как умеете.

VII. Итог урока.

- Ребята, мы с вами познакомились с двумя очень интересными рассказами Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок».

-Похожи ли эти два рассказа? – Да, похожи. Место действия происходят на корабле. Похожи они настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах – смелость, умение действовать  и не теряться.

- А чем рассказы отличаются? – В «Прыжке» хорошо показано состояние мальчика. А в «Акуле» лучше показано состояние отца.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать текст. Подготовить пересказ от имени мальчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...