Конспект урока литературного чтения по теме: "Л.Н.Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Н. Толстой «Прыжок».
Цели:
- Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям;
- Развитие умения вдумчивого чтения;
- Воспитание человека, который умеет оценивать поступки в сравнении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы с Вами познакомились с одним из произведений Л. Н. Толстого «Акула».
- Проверку домашнего задания мы проведем в виде тестирования. Вам необходимо на листочках записать букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
Тест.
- Как мальчики оказались в открытом море?
О. Они упали в воду с корабля.
П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
С. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.
3. Когда отца охватил страх?
В. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
Ж. Его сковал страх за детей, за сына.
З. Ему было все равно, что происходило в море.
5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?
О. Визг одного из мальчиков.
П. Крики матросов.
6. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
И. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
К. Он подбежал к пушке. Развернул ее, прицелился и выстрелил.
- Итак, ребята, если вы правильно ответили на вопросы теста, то вы сейчас назовете название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться.
- Ребята, рассмотрите иллюстрацию на экране. Как вы думаете, о чем этот рассказ?
III. Изучение нового.
- А сейчас мы прослушаем произведение Л. Н. Толстого «Прыжок». Слушаем внимательно.
(слушаем до слов: Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи)
- Ребята, угадали ли мы о чем этот рассказ?
– Где происходит действие рассказа? – На корабле.
– Почему на корабле держали обезьяну? – Для забавы. Путешествие было долгим, и матросам хотелось отдохнуть, наблюдая за её проделками
IV. Физкультминутка
Давайте попробуем изобразить обезьянок.
V. Продолжение работы над текстом.
– Как мальчик оказался на корабле? – Он сын капитана.
– Сколько лет было мальчику? – 12.
– Что сделала обезьяна со шляпой мальчика? – Сорвала с головы мальчика, утащила на мачту и начала рвать её.
– Как вы думаете, что будет делать мальчик? – Может быть, полезет догонять обезьяну и отбирать шляпу? А я думаю, что он посмеётся со всеми, что ему шляпы жалко, что ли?
Давайте сейчас прослушаем рассказ дальше. Рассказ слушается до слов «Все молча, смотрели на него и ждали, что будет дальше».
- Угадали мы, что будет дальше?
– Да, угадали те, кто предположил, что мальчик полезет на мачту за обезьяной. Что помогло вам догадаться? – Мальчики часто так поступают. Когда их дразнят, они кидаются в драку или вдогонку за обидчиком.
– Сумел ли он догнать обезьяну? – Нет, обезьяны лучше людей карабкаются по перекладинам.
– Как высоко забрался мальчик? – Высоко. До самого верху.
– Почему мальчик не остановился? – Он очень раззадорился. Матросы смеялись над ним, обезьяна подманивала его всё выше и выше.
– Что произойдёт с мальчиком, если он потеряет равновесие? – Он упадёт на палубу и разобьётся.
– Что же будет дальше, как вы думаете? – Может быть, мальчик опомнится и аккуратно спустится? А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет в море?
– Давайте слушать дальше, уж очень хочется узнать, что случится.
Слушаем до конца.
– Чьи же предположения оправдались? Что помогло вам догадаться? – Мы думали, что в море прыгнуть легче, чем слезть по мачте вниз.
– Для чего отец мальчика вынес ружьё? – Стрелять чаек.
– Почему он прицелился в мальчика и закричал «Прыгай в воду?» – Мальчик зашатался, мог упасть на палубу и разбиться. «А может, он хотел убить сына, чтобы он не мучился?» «Нет, он просто хотел напугать его, чтобы он очнулся от страха и послушался отца».
– Давайте найдем и прочитаем в тексте этот отрывок.
– Дети перечитывают и находят строчки «Мальчик шатался и не понимал... и как только отец крикнул … мальчик ... прыгнул.» – Да, отец не хотел убивать сына.
– Как вытащили мальчика из моря? – Матросы спрыгнули в море и вытащили мальчика.
– Сколько секунд он был под водой? – 40
– Попробуем и мы задержать дыхание на 40 секунд. – Не все могут. Это трудно. Мальчик тоже наглотался воды.
– Почему же отец так страшно закричал и заплакал, ведь сын остался жив? – Он очень сильно испугался за сына.
– Какие чувства вызывает у вас поступок отца? – Мне жалко его, ведь он так сильно переволновался. А я уважаю его, ведь он спас сына. Я думаю, он очень смелый и сильный человек, если так спокойно смог прицелиться в сына, ради его спасения.
VI. Физкультминутка
Давайте сделаем разминку для мышц плечевого пояса и спины. Поплывём по морю брассом, кролем, а теперь, как умеете.
VII. Итог урока.
- Ребята, мы с вами познакомились с двумя очень интересными рассказами Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок».
-Похожи ли эти два рассказа? – Да, похожи. Место действия происходят на корабле. Похожи они настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах – смелость, умение действовать и не теряться.
- А чем рассказы отличаются? – В «Прыжке» хорошо показано состояние мальчика. А в «Акуле» лучше показано состояние отца.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать текст. Подготовить пересказ от имени мальчика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...