Педагогический проект
проект по чтению
Педагогический проект "Информационная среда вокруг ребёнка или как привить интерес к чтению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект | 55.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14
города Пугачёва Саратовской области имени П.А.Столыпина»
Педагогический проект
«Информационная среда вокруг ребёнка или как привить интерес к чтению»
Проект
учителя начальных классов
МОУ «СОШ №14 города Пугачёва
имени П.А. Столыпина»
Казгуновой Татьяны Владимировны
Пугачёв
2020 год
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный…
(А.Мирцхулава)
Актуальность проекта
В современном мире всё меньше стало уделяться внимания чтению книг. Это связано с развитием новых информационных технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти занятия отнимают у них всё свободное время. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. При разработке данного проекта опиралась на научные труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, которые делают акцент на воспитание потребности в чтении как источнике радости общения и получения новых знаний, эмоций, переживаний.
Введение
Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не в лучшую сторону.
По данным социологических исследований 37% россиян не читают книг вообще, а число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%, 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся, познавательную литературу 21%, читают для самообразования 10% школьников. Эти данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста — к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.
Международное исследование показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 21 место в мире.
Преодоление недостатков чтения наших школьников — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества.
Основная часть
Изучив статистику о чтении, у меня возникла идея создания проекта
«Информационная среда вокруг ребёнка или как привить интерес к чтению».
Цель проекта: создание условий для повышения культурной и читательской активности обучающихся и их родителей через информационную среду и книги.
Задачи проекта:
- формировать понимание чтения, как увлекательного и познавательного занятия;
- развивать творческую деятельность учащихся в читальном зале класса;
- воспитывать положительный интерес читающего человека;
Данный проект рассчитан на 4 года. Участники проекта: обучающиеся 1 «А» класса, их родители, учитель начальных классов Казгунова Татьяна Владимировна, психолог школы.
Проект состоит из 4 этапов.
Этапы проекта
№ п/п | Этапы проекта | Временные рамки |
1. | I этап Погружение в проект. Открытие читального зала в классе. | 2020-2021 учебный год |
2. | II этап Создание портфеля читательского развития «Я - Читаю» | 2021-2022 учебный год |
3. | III этап Коллективное чтение и творчество. Создание фильма. | 2022-2023 учебный год |
4. | IV этап Обобщающий. Приглашение в Читательский зал ребят из начальной школы. | 2023-2024 учебный год |
Ожидаемые результаты:
- культура читательской компетентности повысится;
- рост читательской активности увеличится;
- возрастёт мотивация к коллективному чтению.
На I этапе работы над проектом психологом школы было проведено анкетирование среди первоклассников по теме: «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?»
1) просмотр телепередач, кино и видеофильмов
2) компьютерные игры, Интернет
3) чтение книг, журналов, газет
4) занятия спортом.
Результаты опроса представлены на диаграмме:
На родительском собрании, посвящённом теме: «Регулярное чтение – образ жизни интеллектуального человека!», мною отмечалось, что семья должна создать для ребёнка благоприятную среду для чтения книг, где:
- читают все члены семьи, не только детские книги для малыша, но и свои книги, показывают их ребёнку, рассказывают о том, что читают;
- книги для ребёнка покупаются регулярно, дарятся ему с радостью, и становятся собственностью ребёнка;
- у ребёнка есть своя книжная полка, с которой удобно и легко он может взять книгу сам.
Был проведён мониторинг читательской активности среди родителей:
№ п/п | Вопрос | Варианты ответов | ||
1. | Как часто вы покупаете книги для ребёнка? | Один раз в неделю – 22% | Один раз в месяц – 63% | Не покупаю – 15% |
2. | На что обращаете внимание при покупке книги? | На яркие иллюстрации в книге – 45% | На содержание текста – 37% | На иллюстрации и на содержание текста – 18% |
3. | Читаете ли вы ребёнку дома? | Всегда – 21% | Иногда- 33% | Редко- 46% |
4. | Как ваш ребёнок проявляет интерес к чтению книг? | Сам просит прочитать книгу - 12% | Обычно взрослый предлагает почитать – 62% | Отказывается слушать – 26% |
5. | Где находятся книги в вашем доме? | Стоят (лежат) на видном для ребёнка месте – 42% | Не доступны для ребёнка -7% | Они отсутствуют в домашней библиотеке – 51% |
Таким образом, по результатам диагностического обследования учеников и их родителей я решила открыть в классе Читальный зал, целью работы которого стало - повысить читательский интерес школьников и привлечь внимание родителей к данной проблеме.
Составила памятку работы в Читальном зале:
- Выбери интересующую тебя книгу в классной библиотечке.
- Займи удобное место.
- Запомни название и автора произведения.
- Используй время работы над книгой рационально.
5. Значение незнакомого слова найди в толковом словаре.
6.Если книга не прочитана до конца, воспользуйся закладкой, положи на полку и вернись к ней в свободное время.
7. Прочитанную книгу рекомендуй товарищу.
Пополнение книг в Читальном зале осуществлялось благодаря родителям, детям, которые приносили свои прочитанные произведения. Составлена картотека книг Читального зала, которая постепенно увеличивалась. Она включали и электронные варианты произведений, которые ребята могли бы прочитать с помощью ноутбука или планшета.
Составлен план работы Читального зала:
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
№ п/п | Название мероприятия | Количество участников | Ответственный | Результат |
1 класс | ||||
1. | Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» среди первых классов. | 30 человек | Казгунова Т.В. | выполнено |
2. | Круглый стол с родителями обучающихся о пользе чтения. | 30 человек | Казгунова Т.В., родители 1 «А» класса | выполнено |
3. | Операция «Книжкина больница». | 30 человек | Казгунова Т.В., библиотекарь школы | выполнено |
4. | Встречи за круглым столом «Сказка по пятницам». | 30 человек | Казгунова Т.В. | выполнено |
5. | Выставка поделок «Сказочный герой своими руками» среди обучающихся начальной школы. | 30 человек | Казгунова Т.В., учителя начальной школы | выполнено |
6. | Театрализованное представление «По страницам любимых сказок». | 30 человек | Казгунова Т.В. | выполнено |
7. | Акция « Книги в больницу» среди обучающихся 1-4 классов. | 30 человек | Казгунова., «Молодёжь плюс» | выполнено |
8. | Встречи за круглым столом «Сказка по пятницам». | 30 человек | Казгунова Т.В. | выполнено |
2 класс | ||||
1. | Школьная неделя детской книги. | 30 человек | Казгунова Т.В., учителя начальной школы | выполнено |
2. | Составление альбома «Путешествие в сказочный мир». | 30 человек | Казгунова Т.В. | выполнено |
3. | Конкурс молодых авторов среди обучающихся 1-2 классов. | 30 человек | Казгунова Т.В., учителя начальной школы | выполнено |
4. | Встреча с местным поэтом Турабовым В.А . | 30 человек | Казгунова Т.В.. | выполнено |
5. | Операция «Книжкина больница». | 30 человек | Казгунова Т.В., библиотекарь школы | выполнено |
6. | Встречи за круглым столом «Сказка по пятницам». | 30 человек | Казгунова Т.В. | выполнено |
3 класс | ||||
1. | Акция «Дети -детям». | 30 человек | Казгунова Т.В. | выполнено |
2. | Фотоконкурс «Моя семья - самая читающая». | 30 человек | Казгунова Т.В., родители 3 «А» класса | выполнено |
3. | Посещение городской библиотеки. | 30 человек | Казгунова Т.В. | выполнено |
4. | Конкурс кроссвордов «Литературный бум». | 30 человек | Казгунова Т.В. | выполнено |
5. | Операция «Книжкина больница». | 30 человек | Казгунова Т.В., библиотекарь школы | выполнено |
6. | Встречи за круглым столом «Сказка по пятницам». | 30 человек | Казгунова Т.В. | выполнено |
1 этап
Открытие Читального зала прошло в виде праздника, на который были приглашены родители, педагоги, ученики - представители из разных классов.
Ребята рассказали о важности книги, были представлены изготовленные модели прочитанных произведений, книжки – малышки. С тех пор Читальный зал класса открыт для каждого.
На уроках Литературного чтения во время изучения дополнительной литературы мы обращаемся к материалу Читального зала.
Использую разнообразные виды работы над текстом, которые способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос, инсценирование текста или отрывка и другие.
На II этапе проекта (2 класс) с целью отслеживания качества чтения в Читальном зале детям было предложено создать портфель читательского развития «Я - Читаю». В основу портфеля легли данные каждого о прочитанных произведениях: общие сведения о читателе, любимый жанр, результаты проверки смыслового чтения по годам и четвертям, творческие литературные работы, грамоты, сертификаты, дипломы об участии в литературных конкурсах.
Данный материал позволяет спрогнозировать степень читательского развития ребёнка.
3 этап – создание фильма по любимому произведению.
После коллективного чтения произведений А.С.Пушкина, решили создать фильм к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина на новый лад.
Работа над созданием фильма осуществлялась следующим образом:
1.Распределение обязанностей.
- Над фильмом работают люди разных профессий: сценаристы, режиссёры, операторы, актёры, композиторы, монтажёры, художники, консультанты и другие.
2.Создание сценария.
- Я обращаюсь к первой группе – сценаристам. О чём будет фильм?
- Какова его основная идея?
- Какие герои задействованы в фильме?
- Назовите главные и второстепенные
роли.
- К какому жанру будет относиться фильм, поставленный по вашему сценарию?
- Как вы думаете, в чём разница между иронией и юмором? Нам необходима помощь консультанта.
3.Работа режиссёров.
-Велика роль режиссёра при создании фильма, ведь режиссёр организует работу всех создателей фильма – актёров, художников, композиторов и др. Режиссёр-постановщик является главным человеком в съёмочной группе. Режиссёр-постановщик отвечает за то, чтобы фильм сложился как единое целое.
- Режиссёры, опишите характеры главных героев.
- Какая, по-вашему, сцена должна быть самой смешной?
4.Помощь консультанта.
- Давайте послушаем нашего консультанта, который расскажет нам о море.
5.Работа операторов.
- Операторы – это непосредственные руководители съёмки. Съёмки бывают павильонные и натурные.
- Операторы, посмотрите на главные сцены фильма, которые выбрали режиссёры, и скажите, где вы их будете снимать?
6.Работа композиторов.
- Я обращаюсь к композиторам, которые пишут музыку для нашего фильма. Какой должна быть музыка для нашего фильма?
7.Инсценирование сказки.
- Мы написали сценарий, подобрали музыку к фильму, определились, где будем снимать, и какие сцены войдут в наш фильм. И теперь самое время перейти к подбору актёров на роли персонажей фильма .
- Посмотрим, как нашим артистам удастся передать характеры литературных героев.
8.Работа художников.
- Наши художники работали над созданием эскизов кадров. Посмотрите на доску: здесь представлены рисунки, запечатлевшие отдельные кадры фильма.
( Рисунки расположены не по порядку.)
9.Работа монтажёров.
- Поэтому сейчас в работу включаются монтажёры. Им предстоит смонтировать наш фильм.
Монтажёры выстраивают картинки с изображением кадров фильма в правильной последовательности.
4 этап – это вновь это вновь подготовка к празднику, который покажет результаты работы Читального зала и распахнёт свои двери для ребят всей начальной школы.
На данном этапе отслеживаю результаты смыслового чтения детей:
Класс | Параметры | |||
Скорость чтения | Правильность | Осознанность | Выразительность | |
1 класс | 29 человек | 15 человек | 10 человек | 8 человек |
2 класс | 27 человек | 22 человека | 18 человек | 17 человек |
3 класс | 29 человек | 28 человек | 25 человек | 23 человека |
4 класс |
Провожу сравнительный анализ смыслового чтения детей.
На празднике «Двери Читального зала для всех открыты» представим портфели читательского развития «Я - Читаю» каждого ученика, фильм к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над проектом повысила интерес обучающихся данного класса к чтению. Ребята с удовольствием встречаются после уроков в Читальном зале, рекомендуя товарищам прочитанное произведение. Скорость чтения, правильность, осознанность и выразительность повысились за три года работы Читального зала. Родители помогли вернуть книгу в семью и в класс.
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
(Ю. Энтин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Педагогический проект на тему: "Мой проект"
Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....
Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»
Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...