4 класс урок Литературного чтения В. Гаршин. « Сказка о жабе и розе».
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Цели: познакомить с произведениями В. Гаршина, пополнять словарный запас, отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить определять жанр.
Воспитывать чувство сострадания к другим;.
Учить анализировать поступки и характер героев.
Оборудование: портрет писателя, карточки с заданием, ауди приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема. В. Гаршин. « Сказка о жабе и розе».
Цели: познакомить с произведениями В. Гаршина, пополнять словарный запас, отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить определять жанр.
Воспитывать чувство сострадания к другим;.
Учить анализировать поступки и характер героев.
Оборудование: портрет писателя, карточки с заданием, ауди приложение
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
-Ребята, давайте вспомним, о каком произведении мы с вами говорили на прошлом уроке. («Городок в табакерке» В.Одоевского).
А сейчас мы с вами поиграем. Я раздам карточки. На которых написаны слова персонажей сказки «Городок в табакерке». Получивший карточку должен так прочитать свои слова, чтоб остальные быстро поняли, кому они принадлежат.
Карточка 1.
«Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь, динь, динь. (Мальчик –колокольчик).
Карточка 2.
«Мудрено , мой друг: этот городок тебе не по росту» (Папенька).
Карточка3.
«Правда. Здесь я свободно прохожу, но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды…» (Миша).
Каточка 4.
«Прочь ступай, не мешай!. Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Все ворочается, прицепляется..» (Дядьки- молоточки).
Карточка5.
«Мы бы уроков не побоялись, вся наша беда именно в том , что у нас, бедных, никакого нет дела, нет у нас ни книжек, ни картонок….» (Мальчики- колокольчики.
Карточка 6.
«Не я здесь набольший .Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело!» (Валик).
Карточка 7.
«Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул.» (Папенька)
Карточка 8.
«Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь!»
(Царевна Пружина)
-Вы правильно вспомнили всех участников сказки, а сейчас мы послушаем ее пересказ.
(Класс заслушивает 1-2 пересказа учеников).
III. Сообщение темы и постановка целей урока.
Разгадайте загадки.
Скачет зверушка:
Не рот а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.(Лягушка)
Ароматна и стройна,
Клумбы радует она.
Необыкновенна и прекрасна,
Но шипы ее опасны.( Роза )
Итак, отгадав эти 2 загадки, мы подошли к произведению, с которым должны сегодня на уроке познакомиться. Как вы думаете о чем это произведение? (Ответы детей.)
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями русских писателей и познакомимся со сказкой «Сказка о жабе и розе» Всеволода Михайловича Гаршина. Это человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему едва исполнилось 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасной сказки, которую мы сейчас с вами прочитаем. (Используется ауди запись, дети следят по учебнику)
-Дети, вам понравилось это произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? (Грусть)
IV. Физкультминутка.
V.Работа по теме урока.
Повторное чтение по цепочке.
-Найдите в тексте описание розы. (Читают соответствующий абзац)
-А какими эпитетами он награждает жабу? (Читают соответствующий абзац.)
-Найдите в тексте описание маленького мальчика, который любил сидеть в цветнике. (Читают соответствующий абзац).
-Почему мальчик больше не приходил в свое любимое место? (Он тяжело заболел.)
-Что произошло в цветнике в отсутствие мальчика? (Жаба заметила красивый цветок и решила съесть его).
-Найдите в тексте, какие чувства испытывает роза. (Читают соответствующий абзац.)
-Что чувствует жаба, увидев прекрасный цветок? (Ей очень нравится цветок ,но она ничего не придумала, как съесть его.)
-Можно сказать, что роза и жаба противостоят друг другу. (Да.)
-Как вы думаете, что олицетворяет роза? (Свет, доброту, красоту.)
-Что представляет собой жаба? (Зло, уродство.)
-Как вы думаете, с каким чувством автор рассказывает о мальчике? (С любовью, нежностью, состраданием.)
-Почему Гаршин упоминает о мальчике в этой истории с жабой и розой? Что сближает мальчика с прекрасным цветком? (Он как и роза умирает.)
-От чего умирает цветок? Получилось ли у жабы полакомиться свежим бутоном? (Нет. Цветок срезает сестра мальчика и приносит к постели умирающего мальчика.)
-Какие чувства испытала роза, попав к мальчику? Найдите в тексте. (Дети читают соответствующий абзац.)
-Подумайте, почему роза не расстроилась из-за того, что ее срезали?(Она чувствовала, что ее смерть не была напрасной, она принесла радость умирающему мальчику, засушенная роза стала напоминанием сестре о ее умершем братике.
-А что произошло с жабой? (она отброшенная носком башмака девушки, осталась ни с чем.)
-Дети , а как вы думаете, добро или зло победило в этой сказке?(Несмотря на то, что мальчик все-таки умер, победило добро.)
-Как вы думаете, каким настроением проникнута сказка? (Печалью, светлой грустью.)
VI. Рефлексия.
-С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
Что на уроке было для вас трудным?
VII. Итог урока.
Что позволило В.М .Гаршину назвать свою историю сказкой?
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-141121-1352723177.jpg)
Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Урок - исследование литературного произведения в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/10/picture-403977-1718003145.jpg)
Урок по произведению В. Гаршина "Сказка о жабе и розе".
Работа содержит конспект урока, презентацию, карточки для индивидуальной работы.....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/02/picture-661064-1441211113.jpg)
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-976852-1511888609.jpg)
Презентация к уроку-исследованию "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" Урок 1
Презентация знакомит детей с некоторыми страницами биографии писателя В.М. Гаршина....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-976852-1511888609.jpg)
Презентация к уроку-исследованию "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" Урок 2
Презентация сопровождает конспект урока по произведению В.М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" и помогает ученикам в групповой исследовательской деятельности на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1294541-1606903696.jpg)
Проверочная работа по литературному чтению по теме "Сказка о жабе и розе"
Проверочная работа по литературному чтению по теме "Сказка о жабе и розе"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/25/picture-1390179-1645790937.jpg)
Урок литературного чтения по теме "Сказка о жабе и розе" В. М. Гаршин
Знакомство с литературным жанром- сказка. Формирование образного мышления....