Читаем с удовольствием
статья по чтению

Петрова Людмила Евгеньевна

Чтение - это фундамент дальнейшего успешного обучения. Как сделать так, чтобы чтение не превращалось в мучение?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc35.5 КБ
Office presentation icon chitaem_s_udovolstviem.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Чтение – ключевой навык, открывающий ребёнку ворота в страну знаний. Благодаря этому навыку дети узнают о явлениях и событиях окружающего мира, знакомятся с характерами и поступками людей, встречаются с новыми проблемами и идеями. Это умение помогает им расширять кругозор и представления о мире, развивает критическое мышление и тренирует когнитивные способности – внимание, воображение, память. Чтение - это фундамент дальнейшего успешного обучения.

Задача начальной школы – освоить оптимальное чтение. Это чтение в темпе разговорной речи. Оптимальный темп разговорной речи человека 120-150 слов в минуту. Исследования показывают: понимание текста школьниками достигается именно в этом темпе.

Многие ученики в школе в оптимальное чтение не укладываются. Чтение из удовольствия превращается в мучение.

Психологи соотнесли успеваемость учеников 8 класса и их технику чтения в 4 классе. Результаты:

  1. отличники читали в среднем 150 слов
  2. хорошисты – 120
  3. троечники – 90.

Самое слабое звено в школе – начальные классы. Здесь теряются до 70% учеников, в том смысле, что они не могут в средней школе учиться на 4 и 5. В пятом классе объём информации резко возрастает, а низкая техника чтения не позволяет школьнику её  освоить. Поэтому именно в начальных классах необходимо работать над чтением.

Только к шестому классу базовые навыки (счёт, чтение, письмо, привычка учиться) автоматизируются, выходят на «плато» и больше не теряются.

Такое возможно только, когда навык прошёл «точку невозврата». До этого момента продолжительная остановка приводит к «откату». Поэтому чтение обязательно должно быть систематическим.

Память человеческая такова, что запоминается не постоянно находящееся перед глазами, а мелькающее: то есть, то нет. Мелькание создаёт раздражение и запоминается. Чтобы довести необходимые умения (умение читать, в том числе) до автоматизма (уровень навыка), проводите тренировку ежедневно (обязательное условие) через определённые промежутки. Причём упражнения должны быть небольшими по объёму.

В системе Федоренко имеются 3 типа полезных упражнений:

1. многократное чтение,

2. чтение в темпе скороговорки,

3. выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Упражнение 1.

Проводится со всем классом.

  • Выбираем небольшой текст.
  • Учитель читает, учащиеся внимательно слушают и осмысливают.
  • Учитель предлагает детям читать тот же рассказ самостоятельно в течение 1 минуты. Отметить до какого слова дочитал каждый ребёнок.
  • Учащиеся повторно читают тот же текст. Отмечают последнее прочитанное слово.
  • Сравнивают результаты первого и повторного прочтения. Конечно, во второй раз слов будет больше в связи с увеличением темпа.

Срабатывает психологический момент: успех радует ребёнка и вызывает желание читать ещё. Однако не следует работать с одним и тем же текстом более 3 раз.

Упражнение 2.

Изменим задание: читаем в темпе скороговорки. На том же тексте проведём тренировку артикуляционного аппарата. Он тоже немало влияет на скорость чтения.

В этом упражнении не стоит читать выразительно. Выразительность  и скорость – задачи взаимоисключающие.

Главное требование: чётко произносить окончания слов. Длительность упражнения не более 30 секунд.

Упражнение 3.

Переходим к выразительному чтению.

  • Учитель предлагает ученику читать тот же текст, но чуть помедленнее и выразительно.
  • Когда ребёнок прочитает знакомый отрывок до конца, учитель его не останавливает.
  • Ученик читает далее незнакомую часть текста.

Тут нас ожидает маленькое чудо: несколько раз прочитав в повышенном темпе знакомую часть текста, ученик и незнакомую часть читает также в повышенном темпе. Правда, хватает его ненадолго. Но если упражняться ежедневно, то продолжительность чтения текста в повышенном темпе будет увеличиваться.

Важно стимулировать чтение. Обычно стимулирование понимается как награда чем-то. Но психологи предлагают самозамер скорости чтения. Проводится так.

  • Ученик читает отрывок текста 1 минуту.
  • Подсчитывает и записывает в дневник количество слов.

Учитель может поинтересоваться количеством слов неделю назад и сравнить с настоящим. Результат при систематической работе всегда положительный. Это вызывает положительное отношение к тренировкам. Именно это главная задача в упражнении. Взрослому надо так формулировать оценку, чтобы были именно положительные эмоции.

Ничего невозможного нет. Требуется только систематический труд. Конечно, темп и результаты у разных ребят будут разными. Но так и должно быть. Я желаю успехов Вам и Вашим ученикам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читаем с удовольствием Петрова Людмила Евгеньевна МКОУ Белоусовская ООШ

Слайд 4

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту

Слайд 9

Система Федоренко Многократное чтение Чтение в темпе скороговорки Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Слайд 10

Упражнение 1 Выбираем небольшой текст. Учитель читает, учащиеся внимательно слушают и осмысливают. Учитель предлагает детям читать тот же рассказ самостоятельно в течение 1 минуты. Отметить до какого слова дочитал каждый ребёнок. Учащиеся повторно читают тот же текст. Отмечают последнее прочитанное слово. Сравнивают результаты первого и повторного прочтения. Конечно, во второй раз слов будет больше в связи с увеличением темпа.

Слайд 11

Упражнение 2 На том же тексте проведём тренировку артикуляционного аппарата. В этом упражнении не стоит читать выразительно. Главное требование: чётко произносить окончания слов. Длительность упражнения не более 30 секунд.

Слайд 12

Упражнение 3 Учитель предлагает ученику читать тот же текст, но чуть помедленнее и выразительно. Когда ребёнок прочитает знакомый отрывок до конца, учитель его не останавливает. Ученик читает далее незнакомую часть текста.

Слайд 17

Успехов Вам и Вашим ученикам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - спектакль\'"” Читать хорошо - это лучше, чем читать плохо.” 2 класс.

Эту методическую разработку можно использовать для проведения открытия проекта " Успешное чтение" во 2 классе. В разработке имеется список произведений для чтения, образец бука.  Герои произведений сп...

Статья "Учиться читать, чтоб учиться читая".

Начиная с 90х годов 20 века, чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого каждого человека , как условие его развития, а так же условие развития нации в целом. ...

Проект "Читать не вредно,вредно не читать"

Разработка проекта по литературе. Проект долгосрочный с подробным описанием каждого этапа работы....

Беседа для родителей "Читать или не читать?"

Беседа для родителей "Читать или не читать?" на основе анкетирования детей помогает приучать ребёнка  к чтению....

Задания к тексту "King Leo\'s Birthday", раздел "Читаем с удовольствием" 3 класс по УМК Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, Ж. Перретт

Здесь даны задания, направленные на понимание текста, помещенногов разделе "Читаем с удовольствием" ...

Читаем с удовольствием. 10 причин читать.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.Если вы способны уделить детям такое внимание, они...

Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья.

Учащиеся знакомятся с историей создания книги, формируется потребность в систематическом чтении, воспитывается любовь к книге, бережное отношение к книге....