Литературное чтение " Слон" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Селезнева Елена Васильевна

Литературное чтение 3 класс рассказ " Слон". 

Рассказ про маленкую девочку Надю, Она болеет и врачи не могут ничего сделать. Надя ничего не хочет,  просит настоящего слона, но не интересуется игрушечным слоном. Отец договаривается в зверинце и приводит домой настоящего слона. Надя играет со слоном, кормит его и знакомит с куклами, на следующее утро она просыпается совершенно здоровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slon.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок обобщения знаний

УМК: Школа России

Класс: 3

Тема: А. Куприн «Слон»

Цели: Содержательная: Повторение изученного материала по рассказу А. Куприна «Слон»

Деятельностная: формирование умения определять главную мысль произведения.

Задачи:        

Образовательные:

1. Развивать умение читать текст целыми словами, выразительно.

2. Обогащать словарный запас учащихся.

3. Развивать умение работать с иллюстрацией к произведению.

4. Развивать умение объяснять смысл пословицы.

5. Развивать умение определять жанр произведения.

Развивающие:

1. Развивать умение с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.

2. Развивать умение выбирать источник получения информации.

3. Развивать умение согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

4. Формировать умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

5. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

6. Формировать умение ответственно выполнять свою часть работы.

7. Формировать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

8. Формировать умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Воспитательные: 

1. Воспитывать интерес к творчеству А.Куприна

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение читать текст целыми словами, выразительно.

2. Понимание значения новых слов.

3. Умение работать с иллюстрацией к произведению.

4. Умение объяснять смысл пословицы.

5. Умение определять жанр произведения.

Личностные:

1. Интерес к творчеству А.Куприна

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.

2. Умение выбирать источник получения информации.

3. Умение согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Регулятивные:

1. Умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

2. Умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Коммуникативные:

1. Проявление уважительного отношения к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

2. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

3. Умение ответственно выполнять свою часть работы.

Оборудование: презентация, учебник.

Образовательный ресурс:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1 / [ В.Г. Горецкий, В.А Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – С. 25 – 40


План урока

1. Этап мотивации.

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

2.1. Дыхательная гимнастика

2.2. Речевая разминка

2.3.  Проверка домашнего задания

2.4. Игра «Угадай сказку»

2.5. Работа над жанром произведения

3. Этап выявления места и причины затруднения.

3.1. Антиципация по иллюстрации к произведению

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели и задач урока

4.3. Планирование деятельности

5. Этап реализации построенного проекта.  

5.1. Прослушивание аудиозаписи вступления к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

5.2. Проверка первичного восприятия текста

5.3. Перечитывание текста по цепочке с остановками

6. Этап анализа произведения.

6.1. Беседа по содержанию

6.2. Работа с иллюстрацией

6.3. Подготовка к выразительному чтению

7. Этап обобщения и интерпретации.

7.1. Выразительное чтение стихотворения в парах

7.2. Выразительное чтение всего стихотворения

7.3. Обобщающая беседа

8. Этап рефлексии учебной деятельности.


Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Васильевна, и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь, пожалуйста.

1.2. Работа с пословицей

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте пословицу:

Делу время, а потехе час.

-Вслух пословицу прочтёт…

-Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Верно, ребята, поэтому на сегодняшнем уроке я желаю вам активно работать и не лениться.

Учащиеся здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку и объясняют смысл пословицы: нельзя развлекаться и бездельничать просто так. Необходимо для начала выделить время работе либо учебе, и только после этого уделить время отдыху.

Фронтальная

Индивидуальная

ПР4

К1

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Дыхательная гимнастика

-Ребята, прежде чем начать урок, нам нужно подготовить ваш речевой аппарат к работе. Поэтому я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику «Задуй свечу».

-Представьте, что перед вами на парте стоит одна большая свеча. Сделайте глубокий вдох и задуйте её.

-Представьте, что у вас на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и задуйте каждую свечу.

-Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких свечек.

-Молодцы, ребята.

2.2. Речевая разминка

-Ребята, посмотрите на слайд, прочтите четверостишие  про себя.

 Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела.

И посветлела от доброго дела.

-Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко.

-Прочитайте, разделяя слова на слоги

-Прочитайте выразительно

-О каком добром деле идет речь

-Какие добрые дела и кому делали вы в последнее время

2.3.  Проверка домашнего задания

-Ребята, скажите, пожалуйста, какой рассказ вы изучали на прошлом уроке

-С жизнью и творчеством, какого писателя вы знакомились на прошлых уроках?

-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на прошлом уроке.

2.5. Работа

-Ребята, сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.

-Посмотрите на слайд

- Как звали героиню рассказа?

    а) Лиза                    б) Надя;          в) Аннушка.

2. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.

    а) Доктор;        

    б) немец;        

    в) папа.

3. В какое время суток слона ведут в гости к больной девочке.

    а) ночью;        

    б) днем;        

    в) вечером.

4. Какое из лакомств приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем?

    а) Сладкая булка;        

    б) фисташковый торт;        

    в) лимонный торт.

5.Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.

    а) Молочка!        

    б) Не бойтесь, он добрый!        

    в) Нет, мне бы слоника… настоящего.

6. Как зовут слона?

1) Том                                        3) Томи

2) Томми                                4)  Томик

7. Продолжи: Девочка хитро улыбается и говорит: - Передайте Томми, что я

1) уже совсем большая                    

2) уже совсем взрослая                                

3) уже совсем здорова

4) уже не больна        

 

Выполняют дыхательную гимнастику

Выполняют речевую разминку

-Слон

-С А.Куприным

Фронтальная Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

 

Фронтальная

Парная

Фронтальная

К3

К3

К1

К1

К2

Л1

К1

К2

К1

К2

К3

Р1

П3

ПР5

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Верно. Молодцы!

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

ПР3

К1

К2

К3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование деятельности

- Мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом, рассуждать, думать, анализировать, сравнивать)

Какие знания нам в этом помогут? (Знание характеристики героев, знание текста, биография писателя, сравнение их поступков и т.д.)

-Мы будем продолжать говорить о рассказе

Фронтальная

П1

Р1

К1

5. Этап реализации построенного проекта.

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Проверка домашнего задания

-Ребята, на прошлом уроке вы разделили текст на смысловые части, а теперь давайте их повторим.

- Восстановим события текста с помощью пересказа

- Кто готов к пересказу?

5.2. Проверка первичного восприятия текста

-Какой момент рассказа вам наиболее понравился?

ФИЗМИНУТКА

Раз вертушка, два вертушка

Спинки нам помяла,

Закружилась, как игрушка,

Лень нам отогнала

Пересказ текста

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Л1

П2

П3

Р1

К1

К2

ПР2

К1

К2

ПР1

6.  Этап анализа произведения проекта.

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

6.1. Беседа по содержанию

-Ребята,  а верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

-Почему, так хорошо

-Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? другом?  

-Верите ли вы в чудеса?

-Как вы думаете, родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

-Хорошо

        

6.2. Подготовка к  чтению в лицах

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам подготовиться к выразительному чтению.

-Что значит читать выразительно?

-Совершенно верно

- Но чтобы читать выразительно, кого нам нужно выбрать?

-Верно

персонажей

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

П2

Р1

К1

К2

К3

Л1

ПР3

П1

К1

ПР1

Р1

К1

К2

К3

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1 Выразительное чтение всего рассказа

-Поднимите руку, кто хочет выразительно читать. (Выразительное чтение 2-3 человека)

7.3. Обобщающая беседа

-Как вы думаете, в произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события

-Почему вы так решили?

-Можно ли было предложить, что девочку вылечит живой слон

Выдвигают предположения

 

Индивидуальная

Фронтальная

ПР1

Л1

К1

К2

К3

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Ребята, не было ли с вами или с вашими близкими, знакомыми подобных невероятных историй, которые на вас произвели большое впечатление

- За что бы вы себя похвалили?

 - Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.

Фронтальная

Л1

К1

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...