Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" и КТП (9кл)
рабочая программа по чтению
Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" и КТП (9кл)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_chtenie_9_kl.docx | 945.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 1 |
2 | Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ. | 1 |
3 | Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение» в 9 классе | 2-4 |
4 | Содержание учебного предмета «Чтение» в 9 классе | 4-5 |
5 | Тематическое планирование | 6 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 9кл.: В 2сб./под ред. А.К. Аксёнова , М.И.Шишкова изд. «Просвещение» 2006.Москва.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник 9 класса для общеобразовательных организаций. реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы-составители А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Цель программы: создать условия для успешного овладения обучающегося того уровня образовательных умений и навыков, который необходим обучающейся для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме:
формировать нравственные качества, читательскую самостоятельность и культуру.
Коррекционно-развивающие задачи предмета:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики:
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы:
- расширение представлений об окружающем мире:
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка. Процесс освоения программ осуществляется с учетом особенностей учебной деятельности и поведения детей данных типов, их склонностей и интересов, с целью развития навыков самостоятельной работы с учебником справочной и художественной литературой. Образовательная программа индивидуального обучения рекомендуется учащимся с ослабленным здоровьем по направлениям клиникоэкспертной комиссии медицинского учреждения и рассчитана на работу с одним учеником.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
« оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по геме самостоятельно
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой:
- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своей речи
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива:
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2—4 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина. Лермонтова. Чехова. Голе того. Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
- определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (2 3 предложения) на прочитанное произведение,
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...». «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- демонстрировать образец правильного ведения диалога;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- оценивать своё поведение по критериям. выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации:
- обращаться к перечитыванию, тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций
Учащиеся получат возможность научиться:
- аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Учащиеся научатся:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.):
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ
Учащиеся получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.
Содержание учебного предмета
Устное народное творчество
Русские народные песни :Колыбельная , «За морем синичка не пышно жила…»
Былины : На заставе богатырской (В сокращении)
Сказки : Сказка про Василису Премудрую (в сокращении), Лиса и тетерев.
Из произведений русской литературы ХIX век:
В.А. Жуковский «Три пояса» (сокращении), И.А.Крылов « Кот и Повар»,А.С.Пушкин « «Руслан и Людмила», «Барышня – крестьянка», М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Морская царевна», Н.В.Гоголь «Майская ночь», Н.А.Некрасов « Рыцарь на час», «Саша». А.А.Фет «На заре ты её не буди», «Помню я: старушка няня…», «Это утро , радость эта..».А.П.Чехов «Злоумышленник»,
Из произведений русской литературы ХX века:
М.Горький « Песня о Соколе», В.В.Маяковский « Необычное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». М.И.Цветаева « Красной кистью», К.Г.Паустовский «стекольный мастер». С.А.Есенин « Нивы сжаты, рощи голы», М.А. Шолохов «Судьба человека», Е.И. Носов « Трудный хлеб», Н.М. Рубцов « Тихая моя родина». Ю.И. Коваль « Приключения Васи Куролесова».
Из произведений зарубежной литературы.
Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд», Э.Сетон – Томсон «Снап».
Обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обусловлена трудностями овладения навыками чтения, своеобразием общего и речевого развития, и м е ю щ и х с я психофизических функций.
В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на протяжении всего учебного года. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которыми учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглость чтения, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.
В 6-ом классе учащиеся переходят к чтению целыми словами, отдельные трудные слова читают по слогам, одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать «про себя». Систематическое формирование выразительного чтения продолжается в 6-м классе с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, г.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как с одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Постепенно возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении анализа произведений. Виды работ, требующие более сложных умственных действий, выполняются с помощью учителя.
Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью используются вопросы, готовый план.
Тематическое планирование
Объем программы
На изучение курса «Чтение» в 9 классе отводится 1 час в неделю, в год 34 часа, 34 учебные недели.
Устное народное творчество - 6ч.
Из произведений русской литературы ХIX век – 15ч.
Из произведений русской литературы ХX века – 10ч.
Из произведений зарубежной литературы - 3ч.
Учебно-методические средства обучения
- А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова Чтение 9 класс. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида , Москва «Просвещение». 2006.
- Таблицы, схемы, карточки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированные рабочие программы 2 класс(программа "Школа России") (июнь 2018г.)
Содержат внутрипредметные образовательные модули....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2
Адаптированные программы 1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2 ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительного по 4 класс)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительно...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...