Тема: «Л.Яхнин «Пятое время года»
план-конспект урока по чтению

Григорьева Юлиана

Тема: «Л.Яхнин  «Пятое время года»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_chtenie.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Л.Яхнин  «Пятое время года»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: познакомить детей с произведением Л. Яхнина “Пятое время года”

Задачи:

  • Образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Л. Яхнина “Пятое время года”, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; способствовать формированию информационной культуры учащихся через исследовательскую деятельность; создать условия для формирования выразительного чтения;
  • Развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
  • Воспитательные: способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, ценности совместной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, ставить перед собой цели и планировать их

достижение: чтение вслух, поиск в тексте ответов на поставленные вопросы. Построение небольшого монологического

высказывания о произведении (герое, событиях). Соотнесение смысла текста с пословицами.

Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное; содействовать развитию умения наблюдать исследовать; формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя; формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умению общаться; обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности; содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Ресурсы урока: учебник, наглядный материал, весёлые физкультминутки, презентация.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята! сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

- Повторяйте за мной-

Мы - умные

Мы - дружные

Мы - внимательные

Мы - старательные

Мы - отлично учимся

Всё у нас получится

- Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

- Я очень люблю уроки литературного чтения. А вы любите? А за что? А что вы хотите получить от сегодняшнего урока?

Настраиваются к уроку

- проверка готовности у уроку.

-Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку?

-Хорошо. Тогда мы начинаем урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.        Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

– Как вы думаете, что нам надо делать для успешной работы на уроке?

- Дети, мы с вами нацелили себя на серьезную работу. Пусть у нас всё получится.

Каждый урок литературного чтения- это встреча с кем или с чем?

Сегодняшний урок не исключение

(На слайде портрет Леонида Яхнина)

-Ребята, посмотрите на экран. Вы знаете кто это? А что вы знаете об этом человеке?

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). 

-Кто мне сможет сформулировать, о чем же мы сегодня будет говорить на уроке? (Леонид Яхнин и его рассказы)

-Правильно. Тема нашего урока: «Леонид Яхнин «Пятое время года»

-Какова же  будет цель нашего урока?(Узнать творчество, о чем этот рассказ)

-Цель мы с вами поставили, и на протяжении урока мы с вами будем добиваться этой цели.

Формулируют тему и цели  урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.        Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Леони́д Льво́вич Яхни́н родился 11 июля 1937 года в Москве. Леонид Яхнин русский поэт, писатель, драматург и переводчик. В 27 лет он стал публиковать стихи для дошкольников и младших школьников. Среди его первых книг – сборники стихов «Мой город» «Всадник» «Сосны корабельные»), «Всегда вперед». Среди самых известных сказок – «Площадь картонных часов», «Серебряные колесики», «Таня и солнышко». Заслуженную славу принесли Леониду Яхнину переводы и пересказы с языков разных народов мира – с сербского, македонского, словенского, белорусского, польского, немецкого, английского, грузинского. Среди его переводов особое место занимает интереснейший и оригинальнейший перевод всемирно известной сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Другой значительной его работой является перевод «Слова о полку Игореве», великого произведения древнерусской литературы.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания). - Для кого предназначены произведения автора? (для детей)

- Какие сборники стихотворений Леонид Яхнин выпустил? («Мой город» , «Всадник» ,«Сосны корабельные»), «Всегда вперед» )

- Какие сказки написаны автором? («Площадь картонных часов», «Серебряные колесики», «Таня и солнышко»)

- Какие произведения перевел Леонид Яхнин? («Слова о полку Игореве», «Алиса в Стране Чудес»).

Пятое время года – так называется произведение, с которым мы будем сегодня работать.

А сколько времен года вы знаете? Предположите, о каком пятом времени года может идти речь в произведении. Давайте проверим наши предположения.

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

3.        Первичное закрепление.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Откройте учебник на с.124

-Начинаем читать.

- Расскажите, о каких добрых делах мечтает герой рассказа Л. Яхнина «Пятое время года». (особенных, замечательных. Кататься на коньках, посадить сад, плавать в лодке по большой реке)

- Скажите, что мешало герою совершить все эти добрые дела. (лень, нежелание трудиться)

- Можно ли утверждать, что герой не успевал выполнять намеченные дела, потому что постоянно был загружен работой? Обоснуйте своё мнение.

- Закончите предложение «Герой рассказа очень хотел совершить добрые дела, но только..»

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

КУУД

4.        Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) 

- Объясните, почему автор дал своему рассказу такое название — «Пятое время года». Предложите своё название рассказа Л. Яхнина и обоснуйте свой выбор.

Выберите из предложенных пословиц и поговорок ту, которая выражает главную мысль рассказа Л. Яхнина «Пятое время года». Обоснуйте свой выбор.

— Добро и во сне хорошо.

— Спешите делать добро.

— Дерево узнают по плодам, а человека — по его делам. !

— Без друга на сердце вьюга.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

5.         Самостоятельная работа с

самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. 

- Прочитайте рассказ Л. Яхнина «Пятое время года» так, чтобы слушатели поняли характер героя и отношение к нему автора произведения.

О чем рассказ? Определим его тему.

-В каких предложениях отражена главная мысль рассказа? Найдем их.

-Почему автор поместил этот рассказ в раздел под названием «Жизнь дана на добрые дела»? Ведь герой рассказа так и не совершил никакой добрый поступок.

-Что герой неправильно делал? И как не стать таким, как он?

-А что для вас означает слово добро? Добрый поступок?

-Чему нас учит этот текст?

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Понравилось ли вам читать рассказ Леонида Яхнина?

- Каким бы вы назвали это произведение: поучительным, смешным, весёлым, грустным. Чему учат его произведения?

- Кто из вас хочет прочитать другие произведения этого автора? Где можно найти рассказы Яхнина?

- Чему мы сегодня научились?

- Достигли мы цели урока?

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Приготовьте зелёный, жёлтый и красный карандаши.

  • - Я работал активно, хорошо читал. Зелёный
  • - У меня всё получится, если я буду больше читать. Жёлтый.
  • - Помогите! Я встретил много трудностей. Красный

- Что вам больше всего  понравилось на уроке?

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

- Мне было интересно с вами работать. Особенно хочется выделить…

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем

задании, инструктаж о его выполнении 

-Урок окончен. До свидания

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"

Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить  детей с отличительными особенностями  времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...

Проверочная работа № 3 Раздел «Вселенная, время, календарь» Тема: «Времена года»

Материал для проверки усвоения знаний по изученной теме....

Конспект урока музыки для 4 класса на тему: "П. И. Чайковский "Времена года"

Конспект урока музыки для 4 класса на тему: "П. И. Чайковский "Времена года"...

Урок литературного чтения по теме М.М. Пришвин «Времена года»

Урок-презентация для самостоятельного ознакомления учащимися с произведением М.М. Пришвина «Времена года». Матвеева Е.И. Литературное чтение (4 класс) Раздел VII. «Микрогеография&raq...

Технологическая карта по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс по теме: Л. Яхин "Пятое время года", " Силачи"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока:  Ознакомление обучающихся с произведением Л. Яхнина “Пятое время года”; «Силачи»;формирование эмоционально-...