Тема: «Л.Яхнин «Пятое время года»
план-конспект урока по чтению
Предварительный просмотр:
Тема: «Л.Яхнин «Пятое время года» | Тип: урок «открытия» нового знания | |||||
Цель урока: познакомить детей с произведением Л. Яхнина “Пятое время года” | ||||||
Задачи:
| ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, ставить перед собой цели и планировать их достижение: чтение вслух, поиск в тексте ответов на поставленные вопросы. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (герое, событиях). Соотнесение смысла текста с пословицами. | Метапредметные: Познавательные: создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное; содействовать развитию умения наблюдать исследовать; формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя; формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения. Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов. Коммуникативные: содействовать развитию у детей умению общаться; обеспечить развитие диалогической и монологической речи. | Личностные: способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности; содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях. | ||||
Ресурсы урока: учебник, наглядный материал, весёлые физкультминутки, презентация. | ||||||
Ход урока | ||||||
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД | |||
I.Организационный этап | - приветствие, знакомство; - Здравствуйте, ребята! сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. | Приветствуют учителя | ЛУУД | |||
- эмоциональный настрой к уроку; - Повторяйте за мной- Мы - умные Мы - дружные Мы - внимательные Мы - старательные Мы - отлично учимся Всё у нас получится - Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Пусть урок принесет нам всем радость общения. - Я очень люблю уроки литературного чтения. А вы любите? А за что? А что вы хотите получить от сегодняшнего урока? | Настраиваются к уроку | |||||
- проверка готовности у уроку. -Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку? -Хорошо. Тогда мы начинаем урок. | Организуют рабочее место | |||||
II. Проверка усвоения материала прошлого урока | ||||||
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | 1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) – Как вы думаете, что нам надо делать для успешной работы на уроке? - Дети, мы с вами нацелили себя на серьезную работу. Пусть у нас всё получится. Каждый урок литературного чтения- это встреча с кем или с чем? Сегодняшний урок не исключение (На слайде портрет Леонида Яхнина) -Ребята, посмотрите на экран. Вы знаете кто это? А что вы знаете об этом человеке? | Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами | ЛУУД | |||
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). -Кто мне сможет сформулировать, о чем же мы сегодня будет говорить на уроке? (Леонид Яхнин и его рассказы) -Правильно. Тема нашего урока: «Леонид Яхнин «Пятое время года» -Какова же будет цель нашего урока?(Узнать творчество, о чем этот рассказ) -Цель мы с вами поставили, и на протяжении урока мы с вами будем добиваться этой цели. | Формулируют тему и цели урока | РУУД | ||||
IV. Организация познавательной деятельности | 1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). - Леони́д Льво́вич Яхни́н родился 11 июля 1937 года в Москве. Леонид Яхнин русский поэт, писатель, драматург и переводчик. В 27 лет он стал публиковать стихи для дошкольников и младших школьников. Среди его первых книг – сборники стихов «Мой город» «Всадник» «Сосны корабельные»), «Всегда вперед». Среди самых известных сказок – «Площадь картонных часов», «Серебряные колесики», «Таня и солнышко». Заслуженную славу принесли Леониду Яхнину переводы и пересказы с языков разных народов мира – с сербского, македонского, словенского, белорусского, польского, немецкого, английского, грузинского. Среди его переводов особое место занимает интереснейший и оригинальнейший перевод всемирно известной сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Другой значительной его работой является перевод «Слова о полку Игореве», великого произведения древнерусской литературы. | Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | РУУД | |||
2. Поиск решения («открытие» нового знания). - Для кого предназначены произведения автора? (для детей) - Какие сборники стихотворений Леонид Яхнин выпустил? («Мой город» , «Всадник» ,«Сосны корабельные»), «Всегда вперед» ) - Какие сказки написаны автором? («Площадь картонных часов», «Серебряные колесики», «Таня и солнышко») - Какие произведения перевел Леонид Яхнин? («Слова о полку Игореве», «Алиса в Стране Чудес»). Пятое время года – так называется произведение, с которым мы будем сегодня работать. А сколько времен года вы знаете? Предположите, о каком пятом времени года может идти речь в произведении. Давайте проверим наши предположения. | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе | КУУД РУУД ПУУД | ||||
3. Первичное закрепление. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Откройте учебник на с.124 -Начинаем читать. - Расскажите, о каких добрых делах мечтает герой рассказа Л. Яхнина «Пятое время года». (особенных, замечательных. Кататься на коньках, посадить сад, плавать в лодке по большой реке) - Скажите, что мешало герою совершить все эти добрые дела. (лень, нежелание трудиться) - Можно ли утверждать, что герой не успевал выполнять намеченные дела, потому что постоянно был загружен работой? Обоснуйте своё мнение. - Закончите предложение «Герой рассказа очень хотел совершить добрые дела, но только..» | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | ||||
4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) - Объясните, почему автор дал своему рассказу такое название — «Пятое время года». Предложите своё название рассказа Л. Яхнина и обоснуйте свой выбор. Выберите из предложенных пословиц и поговорок ту, которая выражает главную мысль рассказа Л. Яхнина «Пятое время года». Обоснуйте свой выбор. — Добро и во сне хорошо. — Спешите делать добро. — Дерево узнают по плодам, а человека — по его делам. ! — Без друга на сердце вьюга. | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | ||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. - Прочитайте рассказ Л. Яхнина «Пятое время года» так, чтобы слушатели поняли характер героя и отношение к нему автора произведения. О чем рассказ? Определим его тему. -В каких предложениях отражена главная мысль рассказа? Найдем их. -Почему автор поместил этот рассказ в раздел под названием «Жизнь дана на добрые дела»? Ведь герой рассказа так и не совершил никакой добрый поступок. -Что герой неправильно делал? И как не стать таким, как он? -А что для вас означает слово добро? Добрый поступок? -Чему нас учит этот текст? | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников | КУУД | ||||
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - Понравилось ли вам читать рассказ Леонида Яхнина? - Каким бы вы назвали это произведение: поучительным, смешным, весёлым, грустным. Чему учат его произведения? - Кто из вас хочет прочитать другие произведения этого автора? Где можно найти рассказы Яхнина? - Чему мы сегодня научились? - Достигли мы цели урока? | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД | |||
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Приготовьте зелёный, жёлтый и красный карандаши.
- Что вам больше всего понравилось на уроке? | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД | ||||
Выставление отметок. - Мне было интересно с вами работать. Особенно хочется выделить… | ||||||
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении -Урок окончен. До свидания | Фиксируют домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"
Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить детей с отличительными особенностями времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...
Проверочная работа № 3 Раздел «Вселенная, время, календарь» Тема: «Времена года»
Материал для проверки усвоения знаний по изученной теме....
Конспект урока музыки для 4 класса на тему: "П. И. Чайковский "Времена года"
Конспект урока музыки для 4 класса на тему: "П. И. Чайковский "Времена года"...
Урок литературного чтения по теме М.М. Пришвин «Времена года»
Урок-презентация для самостоятельного ознакомления учащимися с произведением М.М. Пришвина «Времена года». Матвеева Е.И. Литературное чтение (4 класс) Раздел VII. «Микрогеография&raq...
Технологическая карта по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс по теме: Л. Яхин "Пятое время года", " Силачи"
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Ознакомление обучающихся с произведением Л. Яхнина “Пятое время года”; «Силачи»;формирование эмоционально-...