РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса начального общего образования
рабочая программа по чтению (3 класс)

Анжела Алексеевна Гусева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литературное чтение»

для 3 класса начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie_3_klass.docx111.2 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литературное чтение»

для 3 класса начального общего образования


Составитель: Гусева Анжела Алексеевна

учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс

«Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно- эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

  • формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
  • овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.

Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.

Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.

Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин

как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина.

Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.

Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).

Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.

Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.

Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского,        М. М.        Пришвина,        С. В. Образцова,        В. Л.        Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).

Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.

Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.

Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

  • отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно- этических понятиях в контексте изученных произведений;
  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

  • различать художественные произведения и познавательные тексты;
  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
  • характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;

выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

  • отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;

  • пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
  • при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
  • составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
  • сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
  • использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование

Количество часов

Дата

Виды деятельности

Виды,

Электрон

п/п

разделов        и программы

тем

изучения

формы контроля

ные

(цифров ые)

всего

контрольные работы

практические работы

образова

тельные

ресурсы

1.1.

О Родине и её истории

6

0

0

02.09.2022

Учебный диалог: работа с названием

Устный

Электрон

12.09.2022

темы/раздела:        прогнозирование

опрос;

ное

содержания   произведений   в        этом

приложен

разделе,        установление        мотива

ие        к

изучения;

учебнику

resh.edu.ru

1.2.

Фольклор        (устное

16

1

0

13.09.2022

Сравнение        произведений        устного

Устный

Электрон

народное творчество)

10.10.2022

народные        творчества        (песни)        и

опрос;

ное

авторские        произведения:        тема,

приложен

настроение,        описание        природы.

ие        к

Например,        народная        песня        и

учебнику

авторские        произведения        И.        З.

resh.edu.ru

Сурикова «Рябина», А. В. Кольцова

«Русская        песня»;

1.3.

Творчество

9

0

1

11.10.2022

Слушание и чтение произведения А.

Практическа

Электрон

А.С.Пушкина

25.10.2022

С. Пушкина «Сказка о царе Салтане,

я        работа;

ное

о        сыне        его        славном        и        могучем

приложен

богатыре        князе        Гвидоне

ие        к

Салтановиче и о прекрасной царевне

учебнику

Лебеди»,        удержание        в        памяти

resh.edu.ru

последовательности событий сказки,

обсуждение        сюжета;

1.4.

Творчество И.А.Крылова

4

0

0

26.10.2022

08.11.2022

Слушание басен И. А. Крылова (не менее двух, например: «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська»,«Чиж и Голубь», «Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»;

Устный опрос;

Электрон ное приложен ие        к

учебнику resh.edu.ru

1.5.

Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века

8

0

0

09.11.2022

22.11.2022

Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Например, картины К. Ф. Юона«Мартовское солнце», И. И. Шишкина «Зима в лесу», «Дождь в дубовом лесу»;

Тестировани е;

Электрон ное приложен ие        к

учебнику resh.edu.ru

1.6.

Творчество Л.Н.Толстого

10

0

0

23.11.2022

09.12.2022

Слушание и чтение произведений Л. Н.   Толстого:   рассказы    «Акула»,

«Лебеди», «Зайцы», «Какая бывает роса на траве»,«Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и собачка», сказка «Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др.(не менее трёх    произведений    по    выбору);

Устный опрос;

Электрон ное приложен ие        к

учебнику resh.edu.ru

1.7.

Литературная сказка

9

1

1

12.12.2022

26.12.2022

Слушание и чтение литературных сказок (не менее двух). Например, произведения Д. Н. Мамина- Сибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», «Серая шейка», «Умнее всех», И. С. Соколова-Микитова

Практическа я        работа;

Электрон ное приложен ие        к

учебнику resh.edu.ru

«Листопадничек», В. Ф. Одоевского

«Мороз Иванович», В. М. Гаршина

«Лягушка-путешественница»;

1.8.

Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века

10

0

1

27.12.2022

25.01.2023

Составление выставки книг на тему

«Природа в произведениях поэтов»;

Практическа я        работа;

Электрон ное приложен ие        к

учебнику resh.edu.ru

1.9.

Произведения о взаимоотношениях человека и животных

16

1

0

27.01.2023

22.02.2023

Составление выставки книг (тема дружбы человека и животного), рассказ о любимой книге на эту тему;

Устный опрос;

Электрон ное приложен ие        к

учебнику resh.edu.ru

1.10.

Произведения о детях

18

0

0

24.02.2023

05.04.2023

Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детей в разное время (по выбору не менее двух-трёх    авторов):А.    П.    Чехов

«Ванька», В. Г. Короленко «Слепой музыкант», М. Горький «Пепе», Л. Пантелеев «Честное слово», «На ялике», Л. А. Кассиль «Алексей Андреевич», А. П. Гайдар «Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов «Огурцы», Е. А. Пермяк

«Дедушкин характер», В. Ф. Панова

«Серёжа», С. В. Михалков «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов «Оружие», И. Никулина «Бабушкин кактус» и др.;

Устный опрос;

Электрон ное приложен ие        к

учебнику resh.edu.ru

1.11.

Юмористические произведения

6

0

0

07.04.2023

17.04.2023

Составление    выставки    на    тему

«Книги Н. Н. Носова», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному        образцу;

Самооценка с использован ием

«Оценочног о        листа»;

Электрон ное приложен ие        к

учебнику resh.edu.ru

1.12.

Зарубежная литература

10

1

0

18.04.2023

05.05.2023

Чтение литературных сказок зарубежных        писателей (произведения двух-трёх авторов по выбору). Например, произведения Ш. Перро «Подарки феи», Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок», Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре», Р. Киплинга «Маугли», Дж. Родари «Волшебный барабан»;

Устный опрос;

Электрон ное приложен ие        к

учебнику resh.edu.ru

1.13.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)

4

0

1

08.05.2023

15.05.2023

Коллективная работа: подготовка творческого проекта на темы

«Русские писатели и их произведения», «Сказки народныеи литературные», «Картины природы в творчестве поэтов», «Моя любимая книга»;

Практическа я        работа;

Электрон ное приложен ие        к

учебнику resh.edu.ru

Резервное время

10

ОБЩЕЕ        КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

4

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, контроля

формы

всего

контрольные работы

практические работы

1.

О Родине и её истории (6 ч) Любовь к Родине и её история

— важные темы произведений литературы.

1

0

0

02.09.2022

Устный

опрос;

2.

О Родине и её истории (6 ч) Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине.

1

0

0

05.09.2022

Устный

опрос;

3.

О Родине и её истории (6 ч) Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков.

1

0

0

06.09.2022

Устный

опрос;

4.

О Родине и её истории (6 ч) Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно- этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны

1

0

0

07.09.2022

Устный

опрос;

5.

О Родине и её истории (6 ч)

1

0

0

09.09.2022

Устный

опрос;

Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно- этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. План текста.

Разные вида плана

6.

О Родине и её истории (6 ч) Осознание        нравственно- этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности                заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование                        средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения

1

1

0

12.09.2022

Тестирование;

7.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора        (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки).

1

0

0

13.09.2022

Устный        опрос;

8.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение,

1

0

0

14.09.2022

Устный        опрос;

характеристика, нравственная основа). Выразительность речи

9.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Любимые жанры фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России

1

0

0

16.09.2022

Устный        опрос;

10.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Любимые жанры фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.

Иллюсттрации, их анализ , описание

1

0

0

19.09.2022

Устный        опрос;

11.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Любимые жанры фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов        России. Иллюсттрации, их анализ , описание

1

0

0

20.09.2022

Устный        опрос;

12.

Фольклор        (устное        народное

1

0

0

21.09.2022

Устный        опрос;

творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора        (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки,                                загадки). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значенДалем.                        Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов                России ие, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И.

13.

Далем. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки,                крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России Фольклор (устное                        народное творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора        (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки,                                загадки). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И.

1

0

0

23.09.2022

Устный        опрос;

14.

Далем. Активный словарь:

1

0

0

26.09.2022

Устный        опрос;

образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи.

Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.

Иллюстрирование, подбор иллюстраций Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Книги и словари, созданные В. И.

15.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Работа с текстом.        Интерпретация информации.                Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России

1

0

0

27.09.2022

Устный        опрос;

16.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Составление словаря фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России

1

0

0

28.09.2022

Устный        опрос;

17.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора        (пословицы, потешки, считалки, небылицы,

1

0

0

30.09.2022

Устный        опрос;

скороговорки,        загадки).

Интерпретация        текстов,

обсуждение        смысла. Высказвание своей точки зрения

18.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора        (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки,                загадки).

Интерпретация        текстов,

обсуждение        смысла. Высказвание своей точки зрения. Ведение диалога

1

0

0

03.10.2022

Устный        опрос;

19.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Виды загадок. Структура загадки. Виды загадок

1

0

0

04.10.2022

Устный        опрос;

20.

Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки,        загадки. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России

1

0

0

05.10.2022

Устный        опрос;

21.

Фольклор (устное народное творчество)(16        ч) Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Любимы

1

0

0

07.10.2022

Устный        опрос;

произведения. Обсуждаем, характеризуем, высказываем свою точку зрения

22.

Контрольная работа на тему : "Фольклор"

1

1

0

10.10.2022

Контрольная работа;

23.

Пушкин — великий русский поэт. Пушкина (9 ч) А. С. Творчество А. С.

1

0

0

11.10.2022

Устный        опрос;

24.

Пушкина:                                                средства художественной выразительности                (сравнение, эпитет);                рифма,                ритм. Пушкина        (9                ч)        Лирические произведения                                                А. С. Творчество А. С.

1

0

0

12.10.2022

Устный        опрос;

25.

Пушкина в стихах: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

— нравственный смысл произведения,        структура сказочного                текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Пушкина (9 ч) Литературные сказки А. С. Творчество А. С.

1

0

0

14.10.2022

Устный        опрос;

26.

Пушкина Билибин        — иллюстратор сказок А. С. Пушкина (9 ч) Связь пушкинских сказок с

1

0

0

17.10.2022

Устный        опрос;

фольклорными. Положительные        и

отрицательные        герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Творчество А. С.

27.

Пушкина:                        средства художественной выразительности        (сравнение, эпитет);        рифма,                ритм. Литературные сказки Пушкин

— великий русский поэт. Любимые произведения А. С. Пушкина (9 ч) А. С. Творчество А. С.

1

0

0

18.10.2022

Устный        опрос;

28.

Пушкина (9 ч) Произведения А С Пушкина. Язык поэта, лексика Творчество А. С.

1

0

0

19.10.2022

Устный        опрос;

29.

Пушкин — великий русский поэт. Работа с текстом, интерпретация Пушкина (9 ч) А. С. Творчество А. С.

1

0

0

21.10.2022

Устный        опрос;

30.

Пушкина:                        средства художественной выразительности        (сравнение, эпитет);        рифма,                ритм. Пушкина (9 ч) Произведения А. С. Творчество А. С.

1

0

0

24.10.2022

Устный        опрос;

31.

Пушкина:                средства художественной выразительности        (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Работа с иллюстративным материалам к

1

1

0

25.10.2022

Тестирование;

произведениям, их анализ Пушкина (9 ч) Произведения А. С. Творчество А. С.

32.

Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование        крылатых выражений в речи Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (4 ч) Басня — произведение- поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях. И. А. Творчество И. А.

1

0

0

26.10.2022

Устный        опрос;

33.

Крылова (4 ч) Басня — произведение-        поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Творчество И. А.

1

1

0

04.11.2022

Устный        опрос;

34.

Крылова (4 ч) Иносказание в баснях.        Использование крылатых выражений в речи Творчество И. А.

1

0

0

07.11.2022

Устный        опрос;

35.

Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование        крылатых выражений в речи Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (4 ч) И. А. Творчество И. А.

1

1

0

08.11.2022

Тестирование;

36.

Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора.

1

0

0

09.11.2022

Устный        опрос;

37.

Майкова, Н. А. Некрасова. Лермонтова, А. Н. Фета, М. Ю. Тютчева, А. А. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в лирических произведениях поэтов ХIХ века: Ф. И.

1

0

0

11.11.2022

Устный        опрос;

38.

Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Чувства,                вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях                                лирики: эпитеты,                        синонимы, антонимы, сравнения.

1

0

0

14.11.2022

Устный        опрос;

39.

Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Звукопись, её выразительное значение.

1

0

0

15.11.2022

Устный        опрос;

40.

Картины        природы        в

1

0

0

16.11.2022

Устный        опрос;

произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Олицетворение как одно из средств        выразительности лирического произведения.

41.

Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению:                        пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты,                сравнения, олицетворения),                        в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия)

1

0

0

18.11.2022

Устный        опрос;

42.

Майкова, Н. А. Некрасова. Чувства,        вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях                        лирики: эпитеты,                синонимы,

антонимы,                сравнения. Звукопись, её выразительное значение. Лермонтова, А. Н. Фета, М. Ю. Тютчева, А. А. Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Любимые поэты ХIХ века: Ф.

1

0

0

21.11.2022

Устный        опрос;

И.

43.

Майкова, Н. А. Некрасова. Чувства,        вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях                        лирики: эпитеты,                синонимы,

антонимы,                сравнения. Звукопись. Выразительное значение. Анализ ритма, рифмы Лермонтова, А. Н. Фета, М. Ю. Тютчева, А. А. Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Любимые поэты ХIХ века: Ф. И.

1

1

0

22.11.2022

Тестирование;

44.

Толстого:        сказки,        рассказы, басни, быль. Толстого (10 ч) Жанровое                многообразие произведений                        Л. Н. Творчество Л. Н.

1

0

0

23.11.2022

Устный        опрос;

45.

Толстого (10 ч) Рассказ как повествование:                связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация,        развязка. Творчество Л. Н.

1

0

0

25.11.2022

Устный        опрос;

46.

Толстого (10 ч) Эпизод как часть рассказа. Различные виды плана. Сюжет рассказа:

1

0

0

28.11.2022

Устный        опрос;

основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора        произведения. Творчество Л. Н.

47.

Толстого (10 ч) Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания,        текста- рассуждения Творчество Л. Н.

1

0

0

29.11.2022

Устный        опрос;

48.

Толстого (10 ч) Различные виды плана. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора        произведения. Творчество Л. Н.

1

0

0

30.11.2022

Устный        опрос;

49.

Толстого        (10                ч) Художественные особенности текста-описания,                текста- рассуждения Творчество Л. Н.

1

0

0

02.12.2022

Устный        опрос;

50.

Толстого (10 ч) Различные виды плана. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора        произведения. Художественные особенности текста-описания,                текста- рассуждения Творчество Л. Н.

1

0

0

05.12.2022

Устный        опрос;

51.

Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. Пересказ. План пересказа Толстого (10 ч) Жанровое        многообразие произведений                Л. Н. Творчество Л. Н.

1

0

0

06.12.2022

Устный        опрос;

52.

Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. Пересказ. Анализ пересказа. Различные виды плана. Толстого (10 ч) Жанровое        многообразие произведений                Л. Н. Творчество Л. Н.

1

0

0

07.12.2022

Устный        опрос;

53.

Толс Толстого (10 ч) Жанровое        многообразие произведений                        Л. Н. Творчество Л. Н.того: сказки, рассказы, басни, быль. Работа с        текстом,                анализ, интерперетация.

1

1

0

09.12.2022

Тестирование;

54.

Соколова-        Микитова Гаршина, М. Горького, И. С. Одоевского, В. М. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Литературная сказка (9 ч) Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на примере произведений Д. Н.

1

0

0

12.12.2022

Устный        опрос;

55.

Литературная сказка (9 ч) Литературная сказка русских писателей,        Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).

1

0

0

13.12.2022

Устный        опрос;

56.

Литературная сказка (9 ч) Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление        аннотации. Образцы,примеры, анализ

1

0

0

14.12.2022

Устный        опрос;

57.

Литературная сказка (9 ч) Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации, их цель, структура

1

0

0

16.12.2022

Устный        опрос;

58.

Соколова-        Микитова. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление        аннотации Гаршина, М. Горького, И. С. Одоевского, В. М. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Литературная сказка (9 ч) Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на примере произведений Д. Н.

1

0

0

19.12.2022

Устный        опрос;

59.

Литературная сказка (9 ч) Любимые        литературные сказки русских писателей. Иллюстрирование. Пересказ

1

0

0

20.12.2022

Устный        опрос;

60.

Литературная сказка (9 ч) Любимые        литературные сказки русских писателей. Иллюстрирование. Пересказ. Составление аннотаций

1

0

0

21.12.2022

Устный        опрос;

61.

Соколова-Микитова. Особенности авторских сказок (сюжет,        язык,        герои).

1

0

0

23.12.2022

Устный        опрос;

Составление        аннотации.

Подготовка        выставки. Гаршина, М. Горького, И. С. Одоевского, В. М. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Литературная сказка (9 ч) Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на примере произведений Д. Н.

62.

Контрольная работа по теме "Литературная сказка"

1

1

0

26.12.2022

Контрольная работа;

63.

Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Картины        природы        в лирических и прозаических произведениях писателей ХХ века

1

0

0

27.12.2022

Устный        опрос;

64.

Картины                                природы                        в произведениях                        поэтов                и писателей                ХХ        века                (10        ч) Картины        природы                Чувства, вызываемые                                        описанием природы                        (пейзажа)                в художественном произведении.

1

0

0

28.12.2022

Устный        опрос;

65.

Соколова-Микитова и др.). Чехов, И. С. Есенина, А. П. Бальмонта, С. А. Бунина, К. Д. Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Картины        природы        в

1

0

0

13.01.2023

Устный        опрос;

лирических и прозаических произведениях писателей ХХ века (расширение круга чтения на примере произведений И. А.

66.

Картины                        природы                                в произведениях                                поэтов                        и писателей        ХХ                века                        (10                ч) Чувства,                                                вызываемые описанием природы (пейзажа) в                художественном произведении.                                                        Средства художественной выразительности                                                        при описании                                                                        пейзажа (расширение                представления): эпитеты,                                олицетворения, синонимы,                                                        антонимы, сравнения, звукопись.

1

0

0

16.01.2023

Устный        опрос;

67.

Картины        природы                в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Средства художественной выразительности                        при описании                                пейзажа (расширение представления): эпитеты,                олицетворения, синонимы,                        антонимы, сравнения, звукопись. Повтор как приём художественной выразительности.

1

0

0

17.01.2023

Устный        опрос;

68.

Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Репродукция картины как

1

0

0

18.01.2023

Устный        опрос;

иллюстрация        к

художественному произведению

69.

Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Репродукция картины как иллюстрация                к

художественному произведению.        Устные высказывания. План. Разные виды плана

1

0

0

20.01.2023

Устный        опрос;

70.

Картины        природы        в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Репродукция картины как иллюстрация                к

художественному произведению.        Устные высказывания. Пересказ. Виды пересказа

1

0

0

23.01.2023

Устный        опрос;

71.

Картины                        природы                                в произведениях                                поэтов                и писателей        ХХ        века        (10        ч) Картины                        природы                                в лирических                и        прозаических произведениях писателей ХХ века        Повтор                        как                приём художественной выразительности. Репродукция картины как иллюстрация к художественному произведению

1

0

0

24.01.2023

Устный        опрос;

72.

Контрольная работа по теме :

1

1

0

25.01.2023

Контрольная

"Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века"

работа;

73.

Житкова и др.). Дурова, Б. С. Образцова, В. Л. Пришвина, С. В. Паустовского, М. М. Мамина-Сибиряка,        К. Г. Произведения                о

взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения        на        примере произведений Д. Н.

1

0

0

27.01.2023

Устный        опрос;

74.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера)

1

0

0

30.01.2023

Устный        опрос;

75.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема Идея Заголовок. Содержание произведения                Эпизод. Смысловые части

1

0

0

31.01.2023

Устный        опрос;

76.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения                Эпизод. Смысловые части

1

0

0

01.02.2023

Устный        опрос;

77.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения                Эпизод. Смысловые части

1

0

0

03.02.2023

Устный        опрос;

78.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения                Эпизод. Смысловые части

1

0

0

06.02.2023

Устный        опрос;

79.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и

1

0

0

07.02.2023

Устный        опрос;

животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения                Эпизод. Смысловые части

80.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения                Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана

1

0

0

08.02.2023

Устный        опрос;

81.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения                Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана

1

0

0

10.02.2023

Устный        опрос;

82.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и

1

0

0

13.02.2023

Устный        опрос;

животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения                Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана

83.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения                Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана. Пересказ

1

0

0

14.02.2023

Устный        опрос;

84.

Произведения        о

взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения                Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана. Разные виды пересказа

1

0

0

15.02.2023

Устный        опрос; Письменный контроль;

85.

Житкова и др.). Особенности

1

0

0

17.02.2023

Устный        опрос;

рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Дурова, Б. С. Образцова,                В. Л.

Пришвина,                        С. В. Паустовского, М. М. Мамина- Сибиряка, К. Г. Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения        на        примере произведений Д. Н.

86.

Житкова и др.). Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Дурова, Б. С. Образцова,                В. Л.

Пришвина,                        С. В. Паустовского, М. М. Мамина- Сибиряка, К. Г. Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения        на        примере произведений Д. Н.

1

0

0

20.02.2023

Устный        опрос;

87.

Житкова и др.). Особенности рассказа: тема, герои, реальность        событий,

1

0

0

21.02.2023

Устный        опрос;

композиция,        объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Дурова, Б. С. Образцова,                В. Л.

Пришвина,                        С. В. Паустовского, М. М. Мамина- Сибиряка, К. Г. Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения        на        примере произведений Д. Н.

88.

Контрольная работа по теме : "Произведения        о взаимоотношениях человека и животных"

1

1

0

22.02.2023

Контрольная работа;

89.

Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика.

1

0

0

24.02.2023

Устный        опрос;

90.

Произведния о детях (18 ч) . Отличие автора от героя и рассказчика

1

0

0

27.02.2023

Устный        опрос;

91.

Произведения о детях (18 ч) Отличие автора от героя и рассказчика.                Герой художественного произведения: время и место проживания,        особенности внешнего вида и характера.

1

0

0

28.02.2023

Устный        опрос;

92.

Произведения о детях (18 ч) Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне.

1

0

0

01.03.2023

Устный        опрос;

93.

Произведения о детях (18 ч) Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Анализ и интерпретация текста

1

0

0

03.03.2023

Устный        опрос;

94.

Произведения о детях (18 ч) Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время

1

0

0

06.03.2023

Устный        опрос;

95.

Произведения о детях (18 ч). Герой        художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения.        Оценка

нравственных        качеств, проявляющихся в военное время

1

0

0

07.03.2023

Устный        опрос;

96.

Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений:

1

0

0

10.03.2023

Устный        опрос;

раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Анализ структуры текста. Заголовок. Главная мысль

97.

Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений. Оценка нравственных качеств.

1

0

0

13.03.2023

Устный        опрос;

98.

Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения.        Оценка

нравственных        качеств, проявляющихся в военное время. Вопросы по тексту.

1

0

0

14.03.2023

Устный        опрос;

99.

Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения.        Оценка

нравственных        качеств, проявляющихся в военное время. Информация в тексте, смысловые части, заголовок

1

0

0

15.03.2023

Устный        опрос;

100.

Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений: раскрытие                тем                                «Разные детские        судьбы»,                        «Дети        на войне».        Отличие                автора        от героя        и                рассказчика.        Герой художественного произведения: время и место проживания,                особенности

1

0

0

17.03.2023

Устный        опрос;

внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время

101.

Произведе-ния о детях (18 ч) Дети — герои произведений: раскрытие                        тем                                                «Разные детские        судьбы»,                                «Дети        на войне».        Отличие                        автора        от героя                и                рассказчика.        Герой художественного произведения: время и место проживания,                        особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон        создания                произведения: судьбы                крестьянских                детей, дети                на                        войне.                                        Основные события сюжета, отношение к ним                героев                произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся                        в                                военное время

1

0

0

20.03.2023

Устный        опрос;

102.

Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного

1

0

0

21.03.2023

Устный        опрос;

произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время

103.

Произведения о детях (18 ч) Определение главной мысли произведения Определение последовательности событий в произведении. План.

1

0

0

22.03.2023

Устный        опрос;

104.

Произведения о детях (18 ч) Определение главной мысли произведения Определение последовательности событий в произведении. План.

1

0

0

03.04.2023

Устный        опрос;

105.

Произведения о детях (18 ч) Определение главной мысли произведения Отличие автора произведения от героя и рассказчика Портрет героя

1

0

0

04.04.2023

Устный        опрос;

106.

Произведения о детях (18 ч) Определение главной мысли произведения        Оценка

поступков        героев. Характеристика отношения автора к героям, поступкам.

1

1

0

05.04.2023

Тестирование;

107.

Юмористические произведения                (6                        ч) Комичность        как                основа сюжета.                                Герой

юмористического произведения.

1

0

0

07.04.2023

Устный        опрос;

108.

Юмористические произведения                (6                        ч) Комичность        как                        основа сюжета.                        Средства выразительности                                текста юмористического содержания: преувеличение.

1

0

0

10.04.2023

Устный        опрос;

109.

Носов Зощенко,                                        Н. Н. Юмористические произведения                (6                                ч) Комичность        как                основа сюжета.                                Герой

юмористического произведения.        Средства выразительности                        текста юмористического содержания: преувеличение.                Авторы юмористических рассказов: М. М.

1

0

0

11.04.2023

Устный        опрос;

110.

Носов Зощенко,                        Н. Н. Юмористические произведения        (6        ч)        Авторы юмористических рассказов: М. М.

1

0

0

12.04.2023

Устный        опрос;

111.

Юмористические произведения                (6                        ч) Комичность        как                основа сюжета.        Пересказ.                Виды

1

0

0

14.04.2023

Устный        опрос;

пересказа

112.

Юмористические произведения

1

1

0

17.04.2023

Тестирование;

113.

Зарубежная литература (10 ч) Круг чтения: литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари.

1

0

0

18.04.2023

Устный        опрос;

114.

Заходер Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Зарубежная литература (10 ч) Круг Рассказы о животных зарубежных        писателей.

Известные        переводчики зарубежной литературы: С. Я.

1

0

0

19.04.2023

Устный        опрос;

115.

Зарубежная литература (10 ч) Круг чтения: литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари. Литературный        герой, персонаж, характер

1

0

0

21.04.2023

Устный        опрос;

116.

Зарубежная литература (10 ч) Круг чтения: литературные сказки Любимые сказки. иллюстрации.        Описание. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).

1

0

0

24.04.2023

Устный        опрос;

117.

Заходер Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Зарубежная литература (10 ч) Круг чтения: литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц.

1

0

0

25.04.2023

Устный        опрос;

Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари.        Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных                зарубежных

писателей.        Известные

переводчики        зарубежной литературы: С. Я.

118.

Зарубежная литература (10 ч) Композиция.        Сравнение. Эпитет. Олицетворение.

1

0

0

26.04.2023

Устный        опрос;

119.

Зарубежная литература (10 ч) Литературный        герой, персонаж, характер

1

0

0

28.04.2023

Устный        опрос;

120.

Зарубежная литература (10 ч) Тема. Идея. Заголовок

1

0

0

02.05.2023

Устный        опрос;

121.

Зарубежная литература (10 ч) Тема. Идея. Заголовок

1

0

0

03.05.2023

Устный        опрос;

122.

Зарубежная литература (10 ч) Тема. Идея. Заголовок

1

1

0

05.05.2023

Устный        опрос;

123.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч) Ценность                чтения художественной литературы и фольклора,        осознание

важности        читательской деятельности.

1

0

0

08.05.2023

Устный        опрос;

124.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч) Ценность        чтения

1

0

0

10.05.2023

Устный        опрос;

художественной литературы и фольклора,        осознание

важности        читательской деятельности.

125.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч) Ценность                чтения художественной литературы и фольклора,        осознание

важности        читательской деятельности.

1

0

0

12.05.2023

Устный        опрос;

126.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч) Ценность                чтения художественной литературы и фольклора,        осознание

важности        читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление,                аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства.                        Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами

1

0

0

15.05.2023

Устный        опрос;

127.

О Родине и её истории. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-

1

0

0

16.05.2023

Устный        опрос;

этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Резервный час

128.

О Родине и её истории. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно- этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Резервный час

1

0

0

17.05.2023

Устный        опрос;

129.

О Родине и её истории. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно- этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Резервный час

1

0

0

19.05.2023

Устный        опрос;

130.

Итоговая контрольная работа за 3 класс

1

1

0

22.05.2023

Контрольная работа;

131.

Пушкина:                                средства художественной выразительности                (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Работа с иллюстративным материалам к произведениям,                их                анализ Резервный        час Пушкина. Произведения                                                А. С. Творчество А. С.

1

0

0

23.05.2023

Устный        опрос;

132.

Пушкина:                                средства художественной выразительности                (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Работа с иллюстративным материалам к произведениям,                их                анализ Резервный        час Пушкина. Произведения                                                А. С. Творчество А. С.

1

0

0

24.05.2023

Устный        опрос;

133.

Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование        крылатых выражений в речи Резервный час Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова И. А. Творчество И. А.

1

0

0

26.05.2023

Устный        опрос;

134.

Носов        Резервный                час Зощенко,                Н. Н.

Юмористические произведения. Комичность как основа        сюжета.                                Герой юмористического произведения.        Средства выразительности                        текста юмористического содержания: преувеличение.                Авторы юмористических рассказов: М. М.

1

0

0

29.05.2023

Устный        опрос;

135.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность        чтения художественной литературы и

1

0

0

30.05.2023

Устный        опрос;

фольклора,        осознание

важности        читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление,                аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства.                                Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными                        книгами Резервный час

136.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность                чтения художественной литературы и фольклора,        осознание

важности        читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление,                аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства.                                Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными                        книгами Резервный час

1

0

0

31.05.2023

Устный        опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

14

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс, начальное общее образование

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение» на уровень начального общего образования 4 «А» класс

Календаро -тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Литературное чтение" (автор Л.А.Ефросинина, М: Вентана-Граф, 2013)...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе  программы  «Русский язык»,...

Рабочая программа литературное чтение 1 класс начальное общее образование

Рабочая программа составлена на основе авторских   программ Л.Ф.Климановой,  В.Г. Горецкого,  Л.А.Виноградской  «Литературное чтение», входящей в состав УМК «Школа России».Сбо...