РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса начального общего образования
рабочая программа по чтению (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 3 класса начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 111.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 3 класса начального общего образования
Составитель: Гусева Анжела Алексеевна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс
«Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно- эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
- формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
- осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
- первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
- овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин
как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
- освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
- выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
- проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
- понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
- овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
- потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
- сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
- объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
- находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
- отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно- этических понятиях в контексте изученных произведений;
- читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
- различать художественные произведения и познавательные тексты;
- различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
- понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
- различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
- характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;
выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
- отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
- осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
- пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
- при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
- читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
- составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
- составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
- сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
- использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
- выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
- использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электрон | |||
п/п | разделов и программы | тем | изучения | формы контроля | ные (цифров ые) | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||||
образова | |||||||||
тельные | |||||||||
ресурсы | |||||||||
1.1. | О Родине и её истории | 6 | 0 | 0 | 02.09.2022 | Учебный диалог: работа с названием | Устный | Электрон | |
12.09.2022 | темы/раздела: прогнозирование | опрос; | ное | ||||||
содержания произведений в этом | приложен | ||||||||
разделе, установление мотива | ие к | ||||||||
изучения; | учебнику | ||||||||
resh.edu.ru | |||||||||
1.2. | Фольклор (устное | 16 | 1 | 0 | 13.09.2022 | Сравнение произведений устного | Устный | Электрон | |
народное творчество) | 10.10.2022 | народные творчества (песни) и | опрос; | ное | |||||
авторские произведения: тема, | приложен | ||||||||
настроение, описание природы. | ие к | ||||||||
Например, народная песня и | учебнику | ||||||||
авторские произведения И. З. | resh.edu.ru | ||||||||
Сурикова «Рябина», А. В. Кольцова | |||||||||
«Русская песня»; | |||||||||
1.3. | Творчество | 9 | 0 | 1 | 11.10.2022 | Слушание и чтение произведения А. | Практическа | Электрон | |
А.С.Пушкина | 25.10.2022 | С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, | я работа; | ное | |||||
о сыне его славном и могучем | приложен | ||||||||
богатыре князе Гвидоне | ие к | ||||||||
Салтановиче и о прекрасной царевне | учебнику | ||||||||
Лебеди», удержание в памяти | resh.edu.ru | ||||||||
последовательности событий сказки, | |||||||||
обсуждение сюжета; |
1.4. | Творчество И.А.Крылова | 4 | 0 | 0 | 26.10.2022 08.11.2022 | Слушание басен И. А. Крылова (не менее двух, например: «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська»,«Чиж и Голубь», «Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»; | Устный опрос; | Электрон ное приложен ие к учебнику resh.edu.ru |
1.5. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века | 8 | 0 | 0 | 09.11.2022 22.11.2022 | Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Например, картины К. Ф. Юона«Мартовское солнце», И. И. Шишкина «Зима в лесу», «Дождь в дубовом лесу»; | Тестировани е; | Электрон ное приложен ие к учебнику resh.edu.ru |
1.6. | Творчество Л.Н.Толстого | 10 | 0 | 0 | 23.11.2022 09.12.2022 | Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы «Акула», «Лебеди», «Зайцы», «Какая бывает роса на траве»,«Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и собачка», сказка «Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др.(не менее трёх произведений по выбору); | Устный опрос; | Электрон ное приложен ие к учебнику resh.edu.ru |
1.7. | Литературная сказка | 9 | 1 | 1 | 12.12.2022 26.12.2022 | Слушание и чтение литературных сказок (не менее двух). Например, произведения Д. Н. Мамина- Сибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», «Серая шейка», «Умнее всех», И. С. Соколова-Микитова | Практическа я работа; | Электрон ное приложен ие к учебнику resh.edu.ru |
«Листопадничек», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»; | ||||||||
1.8. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века | 10 | 0 | 1 | 27.12.2022 25.01.2023 | Составление выставки книг на тему «Природа в произведениях поэтов»; | Практическа я работа; | Электрон ное приложен ие к учебнику resh.edu.ru |
1.9. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных | 16 | 1 | 0 | 27.01.2023 22.02.2023 | Составление выставки книг (тема дружбы человека и животного), рассказ о любимой книге на эту тему; | Устный опрос; | Электрон ное приложен ие к учебнику resh.edu.ru |
1.10. | Произведения о детях | 18 | 0 | 0 | 24.02.2023 05.04.2023 | Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детей в разное время (по выбору не менее двух-трёх авторов):А. П. Чехов «Ванька», В. Г. Короленко «Слепой музыкант», М. Горький «Пепе», Л. Пантелеев «Честное слово», «На ялике», Л. А. Кассиль «Алексей Андреевич», А. П. Гайдар «Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов «Огурцы», Е. А. Пермяк «Дедушкин характер», В. Ф. Панова «Серёжа», С. В. Михалков «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов «Оружие», И. Никулина «Бабушкин кактус» и др.; | Устный опрос; | Электрон ное приложен ие к учебнику resh.edu.ru |
1.11. | Юмористические произведения | 6 | 0 | 0 | 07.04.2023 17.04.2023 | Составление выставки на тему «Книги Н. Н. Носова», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу; | Самооценка с использован ием «Оценочног о листа»; | Электрон ное приложен ие к учебнику resh.edu.ru |
1.12. | Зарубежная литература | 10 | 1 | 0 | 18.04.2023 05.05.2023 | Чтение литературных сказок зарубежных писателей (произведения двух-трёх авторов по выбору). Например, произведения Ш. Перро «Подарки феи», Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок», Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре», Р. Киплинга «Маугли», Дж. Родари «Волшебный барабан»; | Устный опрос; | Электрон ное приложен ие к учебнику resh.edu.ru |
1.13. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) | 4 | 0 | 1 | 08.05.2023 15.05.2023 | Коллективная работа: подготовка творческого проекта на темы «Русские писатели и их произведения», «Сказки народныеи литературные», «Картины природы в творчестве поэтов», «Моя любимая книга»; | Практическа я работа; | Электрон ное приложен ие к учебнику resh.edu.ru |
Резервное время | 10 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 4 | 4 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, контроля | формы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||
1. | О Родине и её истории (6 ч) Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы. | 1 | 0 | 0 | 02.09.2022 | Устный | опрос; |
2. | О Родине и её истории (6 ч) Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Устный | опрос; |
3. | О Родине и её истории (6 ч) Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. | 1 | 0 | 0 | 06.09.2022 | Устный | опрос; |
4. | О Родине и её истории (6 ч) Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно- этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Устный | опрос; |
5. | О Родине и её истории (6 ч) | 1 | 0 | 0 | 09.09.2022 | Устный | опрос; |
Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно- этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. План текста. Разные вида плана | ||||||
6. | О Родине и её истории (6 ч) Осознание нравственно- этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения | 1 | 1 | 0 | 12.09.2022 | Тестирование; |
7. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). | 1 | 0 | 0 | 13.09.2022 | Устный опрос; |
8. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Устный опрос; |
характеристика, нравственная основа). Выразительность речи | ||||||
9. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Любимые жанры фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России | 1 | 0 | 0 | 16.09.2022 | Устный опрос; |
10. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Любимые жанры фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Иллюсттрации, их анализ , описание | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Устный опрос; |
11. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Любимые жанры фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Иллюсттрации, их анализ , описание | 1 | 0 | 0 | 20.09.2022 | Устный опрос; |
12. | Фольклор (устное народное | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Устный опрос; |
творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значенДалем. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России ие, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. | ||||||
13. | Далем. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. | 1 | 0 | 0 | 23.09.2022 | Устный опрос; |
14. | Далем. Активный словарь: | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Устный опрос; |
образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Иллюстрирование, подбор иллюстраций Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Книги и словари, созданные В. И. | ||||||
15. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Работа с текстом. Интерпретация информации. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России | 1 | 0 | 0 | 27.09.2022 | Устный опрос; |
16. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Составление словаря фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный опрос; |
17. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, | 1 | 0 | 0 | 30.09.2022 | Устный опрос; |
скороговорки, загадки). Интерпретация текстов, обсуждение смысла. Высказвание своей точки зрения | ||||||
18. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). Интерпретация текстов, обсуждение смысла. Высказвание своей точки зрения. Ведение диалога | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Устный опрос; |
19. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Виды загадок. Структура загадки. Виды загадок | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Устный опрос; |
20. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Устный опрос; |
21. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Любимы | 1 | 0 | 0 | 07.10.2022 | Устный опрос; |
произведения. Обсуждаем, характеризуем, высказываем свою точку зрения | ||||||
22. | Контрольная работа на тему : "Фольклор" | 1 | 1 | 0 | 10.10.2022 | Контрольная работа; |
23. | Пушкин — великий русский поэт. Пушкина (9 ч) А. С. Творчество А. С. | 1 | 0 | 0 | 11.10.2022 | Устный опрос; |
24. | Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Пушкина (9 ч) Лирические произведения А. С. Творчество А. С. | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Устный опрос; |
25. | Пушкина в стихах: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Пушкина (9 ч) Литературные сказки А. С. Творчество А. С. | 1 | 0 | 0 | 14.10.2022 | Устный опрос; |
26. | Пушкина Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина (9 ч) Связь пушкинских сказок с | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устный опрос; |
фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Творчество А. С. | ||||||
27. | Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки Пушкин — великий русский поэт. Любимые произведения А. С. Пушкина (9 ч) А. С. Творчество А. С. | 1 | 0 | 0 | 18.10.2022 | Устный опрос; |
28. | Пушкина (9 ч) Произведения А С Пушкина. Язык поэта, лексика Творчество А. С. | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Устный опрос; |
29. | Пушкин — великий русский поэт. Работа с текстом, интерпретация Пушкина (9 ч) А. С. Творчество А. С. | 1 | 0 | 0 | 21.10.2022 | Устный опрос; |
30. | Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Пушкина (9 ч) Произведения А. С. Творчество А. С. | 1 | 0 | 0 | 24.10.2022 | Устный опрос; |
31. | Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Работа с иллюстративным материалам к | 1 | 1 | 0 | 25.10.2022 | Тестирование; |
произведениям, их анализ Пушкина (9 ч) Произведения А. С. Творчество А. С. | ||||||
32. | Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (4 ч) Басня — произведение- поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях. И. А. Творчество И. А. | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Устный опрос; |
33. | Крылова (4 ч) Басня — произведение- поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Творчество И. А. | 1 | 1 | 0 | 04.11.2022 | Устный опрос; |
34. | Крылова (4 ч) Иносказание в баснях. Использование крылатых выражений в речи Творчество И. А. | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Устный опрос; |
35. | Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (4 ч) И. А. Творчество И. А. | 1 | 1 | 0 | 08.11.2022 | Тестирование; |
36. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Устный опрос; |
37. | Майкова, Н. А. Некрасова. Лермонтова, А. Н. Фета, М. Ю. Тютчева, А. А. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в лирических произведениях поэтов ХIХ века: Ф. И. | 1 | 0 | 0 | 11.11.2022 | Устный опрос; |
38. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устный опрос; |
39. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Звукопись, её выразительное значение. | 1 | 0 | 0 | 15.11.2022 | Устный опрос; |
40. | Картины природы в | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Устный опрос; |
произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. | ||||||
41. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия) | 1 | 0 | 0 | 18.11.2022 | Устный опрос; |
42. | Майкова, Н. А. Некрасова. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение. Лермонтова, А. Н. Фета, М. Ю. Тютчева, А. А. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Любимые поэты ХIХ века: Ф. | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Устный опрос; |
И. | ||||||
43. | Майкова, Н. А. Некрасова. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись. Выразительное значение. Анализ ритма, рифмы Лермонтова, А. Н. Фета, М. Ю. Тютчева, А. А. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч) Лирические произведения. Любимые поэты ХIХ века: Ф. И. | 1 | 1 | 0 | 22.11.2022 | Тестирование; |
44. | Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. Толстого (10 ч) Жанровое многообразие произведений Л. Н. Творчество Л. Н. | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Устный опрос; |
45. | Толстого (10 ч) Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Творчество Л. Н. | 1 | 0 | 0 | 25.11.2022 | Устный опрос; |
46. | Толстого (10 ч) Эпизод как часть рассказа. Различные виды плана. Сюжет рассказа: | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Устный опрос; |
основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Творчество Л. Н. | ||||||
47. | Толстого (10 ч) Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста- рассуждения Творчество Л. Н. | 1 | 0 | 0 | 29.11.2022 | Устный опрос; |
48. | Толстого (10 ч) Различные виды плана. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Творчество Л. Н. | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Устный опрос; |
49. | Толстого (10 ч) Художественные особенности текста-описания, текста- рассуждения Творчество Л. Н. | 1 | 0 | 0 | 02.12.2022 | Устный опрос; |
50. | Толстого (10 ч) Различные виды плана. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста- рассуждения Творчество Л. Н. | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Устный опрос; |
51. | Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. Пересказ. План пересказа Толстого (10 ч) Жанровое многообразие произведений Л. Н. Творчество Л. Н. | 1 | 0 | 0 | 06.12.2022 | Устный опрос; |
52. | Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. Пересказ. Анализ пересказа. Различные виды плана. Толстого (10 ч) Жанровое многообразие произведений Л. Н. Творчество Л. Н. | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Устный опрос; |
53. | Толс Толстого (10 ч) Жанровое многообразие произведений Л. Н. Творчество Л. Н.того: сказки, рассказы, басни, быль. Работа с текстом, анализ, интерперетация. | 1 | 1 | 0 | 09.12.2022 | Тестирование; |
54. | Соколова- Микитова Гаршина, М. Горького, И. С. Одоевского, В. М. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Литературная сказка (9 ч) Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 | Устный опрос; |
55. | Литературная сказка (9 ч) Литературная сказка русских писателей, Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). | 1 | 0 | 0 | 13.12.2022 | Устный опрос; |
56. | Литературная сказка (9 ч) Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации. Образцы,примеры, анализ | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Устный опрос; |
57. | Литературная сказка (9 ч) Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации, их цель, структура | 1 | 0 | 0 | 16.12.2022 | Устный опрос; |
58. | Соколова- Микитова. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации Гаршина, М. Горького, И. С. Одоевского, В. М. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Литературная сказка (9 ч) Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 | Устный опрос; |
59. | Литературная сказка (9 ч) Любимые литературные сказки русских писателей. Иллюстрирование. Пересказ | 1 | 0 | 0 | 20.12.2022 | Устный опрос; |
60. | Литературная сказка (9 ч) Любимые литературные сказки русских писателей. Иллюстрирование. Пересказ. Составление аннотаций | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Устный опрос; |
61. | Соколова-Микитова. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). | 1 | 0 | 0 | 23.12.2022 | Устный опрос; |
Составление аннотации. Подготовка выставки. Гаршина, М. Горького, И. С. Одоевского, В. М. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Литературная сказка (9 ч) Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. | ||||||
62. | Контрольная работа по теме "Литературная сказка" | 1 | 1 | 0 | 26.12.2022 | Контрольная работа; |
63. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей ХХ века | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Устный опрос; |
64. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Картины природы Чувства, вызываемые описанием природы (пейзажа) в художественном произведении. | 1 | 0 | 0 | 28.12.2022 | Устный опрос; |
65. | Соколова-Микитова и др.). Чехов, И. С. Есенина, А. П. Бальмонта, С. А. Бунина, К. Д. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Картины природы в | 1 | 0 | 0 | 13.01.2023 | Устный опрос; |
лирических и прозаических произведениях писателей ХХ века (расширение круга чтения на примере произведений И. А. | ||||||
66. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Чувства, вызываемые описанием природы (пейзажа) в художественном произведении. Средства художественной выразительности при описании пейзажа (расширение представления): эпитеты, олицетворения, синонимы, антонимы, сравнения, звукопись. | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Устный опрос; |
67. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Средства художественной выразительности при описании пейзажа (расширение представления): эпитеты, олицетворения, синонимы, антонимы, сравнения, звукопись. Повтор как приём художественной выразительности. | 1 | 0 | 0 | 17.01.2023 | Устный опрос; |
68. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Репродукция картины как | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Устный опрос; |
иллюстрация к художественному произведению | ||||||
69. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Репродукция картины как иллюстрация к художественному произведению. Устные высказывания. План. Разные виды плана | 1 | 0 | 0 | 20.01.2023 | Устный опрос; |
70. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Репродукция картины как иллюстрация к художественному произведению. Устные высказывания. Пересказ. Виды пересказа | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Устный опрос; |
71. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей ХХ века Повтор как приём художественной выразительности. Репродукция картины как иллюстрация к художественному произведению | 1 | 0 | 0 | 24.01.2023 | Устный опрос; |
72. | Контрольная работа по теме : | 1 | 1 | 0 | 25.01.2023 | Контрольная |
"Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века" | работа; | |||||
73. | Житкова и др.). Дурова, Б. С. Образцова, В. Л. Пришвина, С. В. Паустовского, М. М. Мамина-Сибиряка, К. Г. Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. | 1 | 0 | 0 | 27.01.2023 | Устный опрос; |
74. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) | 1 | 0 | 0 | 30.01.2023 | Устный опрос; |
75. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема Идея Заголовок. Содержание произведения Эпизод. Смысловые части | 1 | 0 | 0 | 31.01.2023 | Устный опрос; |
76. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения Эпизод. Смысловые части | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Устный опрос; |
77. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения Эпизод. Смысловые части | 1 | 0 | 0 | 03.02.2023 | Устный опрос; |
78. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения Эпизод. Смысловые части | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Устный опрос; |
79. | Произведения о взаимоотношениях человека и | 1 | 0 | 0 | 07.02.2023 | Устный опрос; |
животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения Эпизод. Смысловые части | ||||||
80. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устный опрос; |
81. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана | 1 | 0 | 0 | 10.02.2023 | Устный опрос; |
82. | Произведения о взаимоотношениях человека и | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Устный опрос; |
животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана | ||||||
83. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана. Пересказ | 1 | 0 | 0 | 14.02.2023 | Устный опрос; |
84. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок. Содержание произведения Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана. Разные виды пересказа | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Устный опрос; Письменный контроль; |
85. | Житкова и др.). Особенности | 1 | 0 | 0 | 17.02.2023 | Устный опрос; |
рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Дурова, Б. С. Образцова, В. Л. Пришвина, С. В. Паустовского, М. М. Мамина- Сибиряка, К. Г. Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. | ||||||
86. | Житкова и др.). Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Дурова, Б. С. Образцова, В. Л. Пришвина, С. В. Паустовского, М. М. Мамина- Сибиряка, К. Г. Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Устный опрос; |
87. | Житкова и др.). Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, | 1 | 0 | 0 | 21.02.2023 | Устный опрос; |
композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера) Дурова, Б. С. Образцова, В. Л. Пришвина, С. В. Паустовского, М. М. Мамина- Сибиряка, К. Г. Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. | ||||||
88. | Контрольная работа по теме : "Произведения о взаимоотношениях человека и животных" | 1 | 1 | 0 | 22.02.2023 | Контрольная работа; |
89. | Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. | 1 | 0 | 0 | 24.02.2023 | Устный опрос; |
90. | Произведния о детях (18 ч) . Отличие автора от героя и рассказчика | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Устный опрос; |
91. | Произведения о детях (18 ч) Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. | 1 | 0 | 0 | 28.02.2023 | Устный опрос; |
92. | Произведения о детях (18 ч) Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устный опрос; |
93. | Произведения о детях (18 ч) Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Анализ и интерпретация текста | 1 | 0 | 0 | 03.03.2023 | Устный опрос; |
94. | Произведения о детях (18 ч) Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Устный опрос; |
95. | Произведения о детях (18 ч). Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время | 1 | 0 | 0 | 07.03.2023 | Устный опрос; |
96. | Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений: | 1 | 0 | 0 | 10.03.2023 | Устный опрос; |
раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Анализ структуры текста. Заголовок. Главная мысль | ||||||
97. | Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений. Оценка нравственных качеств. | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Устный опрос; |
98. | Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Вопросы по тексту. | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Устный опрос; |
99. | Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Информация в тексте, смысловые части, заголовок | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Устный опрос; |
100. | Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности | 1 | 0 | 0 | 17.03.2023 | Устный опрос; |
внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время | ||||||
101. | Произведе-ния о детях (18 ч) Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Устный опрос; |
102. | Произведения о детях (18 ч) Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Устный опрос; |
произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время | ||||||
103. | Произведения о детях (18 ч) Определение главной мысли произведения Определение последовательности событий в произведении. План. | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Устный опрос; |
104. | Произведения о детях (18 ч) Определение главной мысли произведения Определение последовательности событий в произведении. План. | 1 | 0 | 0 | 03.04.2023 | Устный опрос; |
105. | Произведения о детях (18 ч) Определение главной мысли произведения Отличие автора произведения от героя и рассказчика Портрет героя | 1 | 0 | 0 | 04.04.2023 | Устный опрос; |
106. | Произведения о детях (18 ч) Определение главной мысли произведения Оценка поступков героев. Характеристика отношения автора к героям, поступкам. | 1 | 1 | 0 | 05.04.2023 | Тестирование; |
107. | Юмористические произведения (6 ч) Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. | 1 | 0 | 0 | 07.04.2023 | Устный опрос; |
108. | Юмористические произведения (6 ч) Комичность как основа сюжета. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Устный опрос; |
109. | Носов Зощенко, Н. Н. Юмористические произведения (6 ч) Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов: М. М. | 1 | 0 | 0 | 11.04.2023 | Устный опрос; |
110. | Носов Зощенко, Н. Н. Юмористические произведения (6 ч) Авторы юмористических рассказов: М. М. | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный опрос; |
111. | Юмористические произведения (6 ч) Комичность как основа сюжета. Пересказ. Виды | 1 | 0 | 0 | 14.04.2023 | Устный опрос; |
пересказа | ||||||
112. | Юмористические произведения | 1 | 1 | 0 | 17.04.2023 | Тестирование; |
113. | Зарубежная литература (10 ч) Круг чтения: литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари. | 1 | 0 | 0 | 18.04.2023 | Устный опрос; |
114. | Заходер Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Зарубежная литература (10 ч) Круг Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Устный опрос; |
115. | Зарубежная литература (10 ч) Круг чтения: литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари. Литературный герой, персонаж, характер | 1 | 0 | 0 | 21.04.2023 | Устный опрос; |
116. | Зарубежная литература (10 ч) Круг чтения: литературные сказки Любимые сказки. иллюстрации. Описание. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Устный опрос; |
117. | Заходер Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Зарубежная литература (10 ч) Круг чтения: литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Устный опрос; |
Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. | ||||||
118. | Зарубежная литература (10 ч) Композиция. Сравнение. Эпитет. Олицетворение. | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устный опрос; |
119. | Зарубежная литература (10 ч) Литературный герой, персонаж, характер | 1 | 0 | 0 | 28.04.2023 | Устный опрос; |
120. | Зарубежная литература (10 ч) Тема. Идея. Заголовок | 1 | 0 | 0 | 02.05.2023 | Устный опрос; |
121. | Зарубежная литература (10 ч) Тема. Идея. Заголовок | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Устный опрос; |
122. | Зарубежная литература (10 ч) Тема. Идея. Заголовок | 1 | 1 | 0 | 05.05.2023 | Устный опрос; |
123. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч) Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. | 1 | 0 | 0 | 08.05.2023 | Устный опрос; |
124. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч) Ценность чтения | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Устный опрос; |
художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. | ||||||
125. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч) Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. | 1 | 0 | 0 | 12.05.2023 | Устный опрос; |
126. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч) Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Устный опрос; |
127. | О Родине и её истории. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно- | 1 | 0 | 0 | 16.05.2023 | Устный опрос; |
этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Резервный час | ||||||
128. | О Родине и её истории. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно- этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Резервный час | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Устный опрос; |
129. | О Родине и её истории. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно- этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Резервный час | 1 | 0 | 0 | 19.05.2023 | Устный опрос; |
130. | Итоговая контрольная работа за 3 класс | 1 | 1 | 0 | 22.05.2023 | Контрольная работа; |
131. | Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Работа с иллюстративным материалам к произведениям, их анализ Резервный час Пушкина. Произведения А. С. Творчество А. С. | 1 | 0 | 0 | 23.05.2023 | Устный опрос; |
132. | Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Работа с иллюстративным материалам к произведениям, их анализ Резервный час Пушкина. Произведения А. С. Творчество А. С. | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | Устный опрос; |
133. | Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи Резервный час Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова И. А. Творчество И. А. | 1 | 0 | 0 | 26.05.2023 | Устный опрос; |
134. | Носов Резервный час Зощенко, Н. Н. Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов: М. М. | 1 | 0 | 0 | 29.05.2023 | Устный опрос; |
135. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и | 1 | 0 | 0 | 30.05.2023 | Устный опрос; |
фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами Резервный час | ||||||
136. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами Резервный час | 1 | 0 | 0 | 31.05.2023 | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 14 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс, начальное общее образование
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...
Приложение к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение» на уровень начального общего образования 4 «А» класс
Календаро -тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Литературное чтение" (автор Л.А.Ефросинина, М: Вентана-Граф, 2013)...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Русский язык»,...
Рабочая программа литературное чтение 1 класс начальное общее образование
Рабочая программа составлена на основе авторских программ Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение», входящей в состав УМК «Школа России».Сбо...