Технологическая карта урока литературного чтения «Н.Н. Носов «Телефон» (УМК «Школа России», 3 класс).
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с рассказом и биографией автора Н.Н. Носова «Телефон».

Задачи урока
Дидактические:
1.Актуализировать знания обучающихся о биографии и творчестве Н.Н. Носова.
2. Познакомить обучающихся с рассказом «Телефон».
3. Создать собственный рассказ по мотивам рассказа «Телефон».
Развивающие: 
1. Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы.
2. Развивать коммуникативные функции, посредством парной и групповой работы.
3. Развивать навыки самостоятельной работы, посредством самостоятельного выполнения упражнений.
Воспитательные:
1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством групповой работы.
2. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 20.04.2023

Школа: МБОУ «СОШ №54»

Класс: 3 А

Урок: 1

Время: 11:40- 12:20  Кабинет: 205

Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна

Группа: 43

Учитель: Давыдова Татьяна Ивановна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Н.Н. Носов «Телефон»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с рассказом и биографией автора Н.Н. Носова «Телефон».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Актуализировать знания обучающихся о биографии и творчестве Н.Н. Носова.

2. Познакомить обучающихся с рассказом «Телефон».

3. Создать собственный рассказ по мотивам рассказа «Телефон».

Предметные:

Обучающийся научится:
1. Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения.
2. Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.
3. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам.

Развивающие:

1.        Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы.

2.        Развивать коммуникативные функции, посредством парной и групповой работы.

3.        Развивать навыки самостоятельной работы, посредством самостоятельного выполнения упражнений.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы результаты:

1.Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека.

2.Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

3.Потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы.

Воспитательные:

1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством групповой работы.

2. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы.

УМК: Школа России, Литературное чтение. 3 класс, часть 2, Климанова Л.Ф.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Устанавливает эмоциональный контакт.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь.

-Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу и улыбнитесь!

-Отлично! Теперь у всех хорошее настроение.

-Итак, сегодня на уроке у нас будет работать знак готовности и согласия (большой палец вверх).

-Готовы начать урок?

1. Приветствуют учителя

2. Эмоционально настраиваются на урок.

Знак готовности.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД: проявлять готовность подчиняться.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф
М:
беседа

П: ответы на вопросы

ВК

Ф
М:
беседа

П: ответы на вопросы

ВК

Ф

М: практический
П:
упражнение

ВК

М: проблемное обучение
П:
проблемная ситуация

1. Организует активизацию знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

-С каким произведением Н. Носова мы познакомились на прошлом уроке?

-Что вы можете сказать о Н.Н. Носове?

-Как вы готовите уроки?

-Что вам для этого нужно?

-Как Федя готовил уроки?

-Что полезного для себя вы узнали из рассказа?

-Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача»?

-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

-Верно!
-Нам сегодня предстоит красиво и правильно читать, но для этого нам нужно подготовить наш речевой аппарат.

-Что мы обычно для этого используем?

-Совершенно верно.

-Сегодня мы поработаем вот с этой скороговоркой.

Шел Егорка по пригорку

И учил скороговорку.

Он учил скороговорку

Про Егорку и про горку.

-Какие звуки встречаются чаще всего?

-Медленно прочитайте скороговорку, четко проговаривая все звуки

-Теперь прочитайте чуть быстрей, еще быстрей, очень быстро.

-Кто желает прочитать скороговорку один?

-Спасибо за работу!

-Для того, чтобы узнать тему, ваша задача будет разгадать ребус.

 

-«Федина задача».


-Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киев в семье актёра. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в кино.

Ответы детей.


-Новый рассказ.

-Скороговорку.

-Г,р,к.

Читают медленно.

Читают быстрее.

Читают по одному.

-Телефон.

УУПД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

 

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: моделирование

П: определение целей

П

М: моделирование
П:
план урока

Формулирует вместе с детьми тему урока.

-Как будет звучать тема урока?

-Отлично!

-Какую цель поставим перед собой?

-Верно!

-Посмотрите на экран перед вами план на наш урок. Но он перепутанный. У вас есть 30 секунд, чтобы собрать его. Работаем в парах.

-Время вышло. Кто хочет рассказать какой план у вас получился?

ПЛАН:

1) Вспомним все об авторе рассказа.

2) Выразительно прочитаем рассказ «Телефон».

3) Ответим на вопросы по тексту.

4) Выполним самостоятельную работу.

5) Выполним творческую работу.

-Отлично. Начинаем.

1. Определяют тему и цель урока.

-«Н.Н. Носов «Телефон».

-Познакомиться с рассказом «Телефон».

2. Расставляют план в правильном порядке.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

М: беседа
П:
ответы на вопросы

ВК

Ф
М:
работа с книгой
П:
чтение

1.Создает обстановку, направленную на поиск информации.

-Ребята, посмотрите на наш план урока. Какой пункт плана нам удалось выполнить?

-Абсолютно верно! Мы вспомнили с вами биографию Николая Николаевича Носова.

-А сейчас, откройте свои учебники на странице 171.

-Рассмотрите иллюстрацию к данному рассказу, как вы думаете, о чем он?

-Отлично! Мне нравится ваше предположение, это мы узнаем чуть позже.

-Мы переходим к самой интересной части.

-Начинаем читать произведение Н.Н. Носов «Телефон».

-Сейчас мы будем читать по ролям, кто хочет быть рассказчиком? Кто будет Мишкой? Все остальные внимательно следят по тексту, будем менять роли.

Организовывает чтение рассказа.

-Можем начинать.

-Хорошо.

-Закройте глаза. Похлопайте глазами 30 секунд. Открывайте.

-1.

-О телефоне и мальчиках.

Слушают инструктаж.

Читают рассказ по цепочке.

УУПД: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Учебник

Учебник

Динамическая пауза (1 минута)

- А сейчас мы немного разомнемся. Встаем со своих мест. Проверяем, чтобы вы никого не задели. Будьте осторожны.

-Повторяем упражнения.

Под веселые напевы
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

-Отлично. Садимся правильно. Ноги на полу. Спина прямая. Продолжаем урок.

Повторяют упражнения.

Первичное закрепление
(2-3 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

ВК

Ф

М: моделирование
П:
правила

Ф

М: слово учителя
П:
стихотворение

-Ребята, какой пункт плана мы успели с вами выполнить?

-Абсолютно верно! Мы прочитали с вами выразительно рассказ «Телефон».

-Понравился вам рассказ?

-Назовите героев произведения.

-Весёлое ли это произведение?

-Над чем вы смеялись, когда читали текст?

-Какие эпизоды текста вызывают улыбку, смех?

-Спасибо за ваши ответы.

-Как вы считаете, существуют общепринятые правила разговора и пользования телефоном? Назовите их.

-Отлично! Мне нравятся ваши ответы, но вот еще несколько правил:

1. Телефонные разговоры никогда не начинаются с вопроса «Кто говорит?».

2. Звонящий хорошо сделает, если начнёт разговор со слов «Здравствуйте» и только

потом обратится с просьбой.

3. Звонящий поступит правильно, если в начале разговора спросит, не помешал ли

и могут ли ему посвятить несколько минут.

4. Если телефон механически отключился, перезванивает тот, кто звонил. Заканчивает разговор.

5. Если на пятый - шестой звонок не отвечают, повесьте трубку.

6. Нельзя давать посторонним номер телефона знакомых тебе людей, без их на то согласия.

-По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?»

Придут домой ученики -

И начинаются звонки.

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

- Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Всё снова по порядку?

Ну, ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

-Ребята, какой пункт плана мы только что с вами выполнили?

-Отлично! Нам удалось ответить на вопросы по тексту.

-2.

Ответы детей.

-Миша и его друг.

-Веселое.

Ответы детей.

Ответы детей.

Слушают правила.

Слушают стихотворение.

-3.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Учебник

Презентация

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: беседа
П:
объяснение

И
М:
 репродуктивный
П:
составление слов 

С

Ф
М:
беседа
П:
 ответы на вопросы

1. Организация самостоятельной работы.

-А сейчас, ребята, на доске вы видите слова, они относятся к нашему рассказу, ваша задача собрать буквы в правильной последовательности и найти одно лишнее слово. Желаю удачи!

ОФЕТЛЕН АГЗНМИА ТДАРОСЬ СОЛОГ ЧЯМИК РОВОГЗАР

-На выполнение задания у вас есть 2 минуты.

-Ваше время вышло!

-Я вижу, что уже все закончили.

-Сейчас мы выполним самопроверку.

-Сравните свои ответы с эталоном на слайде.

Телефон, магазин, радость, голос, мячик, разговор.

-Поставьте себе оценки ниже. Критерии вы видите на слайде.

0 ошибок – 5;

1 ошибка – 4;

2 ошибки – 3;

-Передайте ваши листы с последних парт на первую.

-Спасибо за работу. Кто получил 5?

-Какое было лишнее слово?

-Верно! Почему именно мячик?

-Как вы думаете, что обозначает последовательность данных слов?

-Абсолютно верно! Молодцы!

1. Принятие предъявляемых требований учителя.

Выполнение задания.

Проверка по эталону.

Работа над ошибками.

-Мячик.

-Потому что в рассказе не было ничего про мячик.

-Последовательность рассказа.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД:  корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Презентация

Листы

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф
М:
слово учителя
П:
объяснение

П

М: репродуктивный
П:
составление диалога

ВК

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

1. Организует обобщение изученного материала.

-Ребята, какой пункт плана мы выполнили?

-Абсолютно верно! Мы написали с вами самостоятельную работу.

-А сейчас я предлагаю вам очень интересное задание.

-Сейчас вы будете в парах выступать в роли настоящих писателей. Представьте, что вам нужно дополнить данный рассказ дальше, но только уже телефонный разговор будет между вами и вашим одноклассником.

-Вы должны подготовить продолжение телефонного разговора, не менее, чем 7 реплик с каждой стороны. Можете записывать ваши реплики на листочек, чтобы потом представить их классу.

-На это задание у вас есть 3 минуты. Работаем в парах. Я желаю вам успехов.

-Итак, ребята, ваше время вышло. Заканчиваем!

-Кто хочет представить свой диалог классу?

(прослушивание 2-3 пар).

-Отлично, ребята, вы большие молодцы!

-Какой пункт плана мы сейчас выполнили с вами?

-Молодцы! Нам удалось выполнить все пункты плана! Это говорит о том, что мы отлично поработали!

1. Принимают предъявляемые требования

-4.

Слушают объяснение учителя.

Составляют реплики.

Рассказывают классу.

-5.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Листы для работы

Учебник

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф
М:
моделирование
П:
рефлексия

1. Самооценивание результатов.

-Наш урок с вами подходит к концу!

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли цели?

-Что еще узнали?

 

-А все ли пункты плана на урок мы выполнили?

-Отлично!

2. Задает домашнее задание.

-Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: прочитать рассказ «Телефон» Николая Николаевича Носова до конца и составить рисунок, на понравившейся вам эпизод.

-А сейчас я хочу попросить вас закончить предложения.

-Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен.

1. Отвечают на вопросы.

-Познакомиться с рассказом «Телефон».

-Да.

-Вспомнили биографию, узнали правила разговора по телефону.

-Да.

Записывают домашнее задание.

Оценивают работу на уроке.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять доказательствами

УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение

УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Технологическая карта урока литературного чтения Н.Н. Носов. "Телефон". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон».Задачи урокаДидактические:1.    знать ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Н.Н. Носов «Телефон»» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Н.Н. Носов «Телефон»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Н.Н. Носо...

Технологическая карта урока по литературе «Н.Н.Носов «Телефон" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Н.Н.Носов «Телефон»» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с ра...

Технологическая карта урока литературного чтения Н.Н.Носов "Затейники" УМК "Школа России" 2 класс

Технологическая карта урока литературного чтения Н.Н.Носов "Затейники" для 2 класса. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства учащихся с жизнью и творч...

Технологическая карта урока литературного чтения Н.Н Носов «Затейники» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказом Н. Носова «Затейники».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с произведением Н. Но...

Технологическая карта урока литературного чтения Н.Н. Носов «Телефон» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: создание условий для раскрытия темы и идейного смысла рассказа Н. Носова «Телефон», анализ данного произведения.Планируемые результаты:Предметные:1.Уметь выразительно и ос...