Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Тема: И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек " (2-ой урок)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
второй урок по теме: И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек " (Урок построен по принципу работы в парах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 41.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.
Тема: И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек " (2-ой урок)
Цель: обучение чтению по алгоритму на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Формирование УУД
- Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в парах, группах, выполняя определённую роль.
- Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию), учиться составлять план.
- Личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Предметные: находить признаки литературного произведения относить произведение к определённому жанру,тразмышлять о характере и поступках героя.
Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2019г.; презентация; компьютер с проектором.
Этапы работы | Содержание этапа |
Настрой на урок и речевая разминка. | Я бы хотела начать наш урок литературного чтения так, как это было в крестьянской школе у великого русского писателя Л.Н.Толстого в Ясной поляне. Я прошу вас взяться за руки. Сегодня мы будем работать в группах. У вас есть сосед по лицу – это тот, кто напротив. Сосед по плечу – это тот, кто рядом сбоку, И сосед – наискосок, кто стоит по диагонали к вам. Давайте проведём речевую разминку и настрой на урок. Соседу по плечу скажите слово: «Здравствуйте». Соседу по лицу: «Здравствуйте?» Соседу наискосок: «Здравствуйте!» -Как вы думаете, почему Л.Н. начинал свои уроки именно так? (для того, чтобы помочь друг другу на уроке; чувствовать плечо, помощь товарища; чтобы на уроке присутствовала взаимовыручка и т.д) Я желаю вам дружной работы на уроке. |
| - С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Кто автор? (И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек ") - И это тема нашего урока сегодня. (Слайд) - Произведение мы прочитали, зачем второй урок будем работать с ним? (Чтобы понять текст, проанализировать его) - Давайте посмотрим на буклет и определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске). Мы узнаем … … (разных животных). Мы будем учиться … “… …” (давать характеристику героям произведения, работать с текстом и анализировать текст). Мы поразмышляем….. (главную мысль текста) - Это и будут наши задачи на урок. А так как вы будете работать в группах, давайте вспомним правила работы в группе. (на доске ) |
| -Вы прочитали рассказ или сказку? Докажите. (животные разговаривают, события нереальные) -Какая это сказка авторская или народная? -Кто автор этой сказки? -Проверим, что знаете об авторе. - Назовите фамилию, имя и отчество автора. Почему фамилия двойная? (Слайд с портретом автора) - Что означают эти числа в жизни писателя ? 1892 (родиля в этом году), 20 (последние 20 лет жил в доме на берегу Волги), 83 (прожил столько лет), 1 (воевал в 1 мировую войну), 1975 (умер) - В каких экспедициях участвовал? (экспедиции по освоению Северного морского пути) -Что было главной добычей после каждой охоты? (книги) - Как называлась газета, которую он издавал с детьми в деревне? ("Заячья газета") - Почему в последние годы Иван Сергеевич наговаривал свои произведения на диктофон? (ослеп) |
Проверка домашнего задания. | На прошлом уроке мы разделили это произведение на 6 частей. Дома вы должны были озаглавить каждую часть. 1 группа - восстанови последовательность событий: ____Подготовка животных к зиме. ____Пришлось остаться на зиму. ____Наконец-то дома! ____За долгую зиму страхов натерпелся. ____Мечта Листопадничка. ____Зайчонок в хатке бобров ПРОВЕРКА 1.Мечта Листопадничка. 2.Подготовка животных к зиме. 3.Зайчонок в хатке бобров. 4.Пришлось остаться на зиму. 5.За долгую зиму страху натерпелся. 6.Наконец-то дома. 2 группа- нужно составить цитатный план из предложенных вариантов. (КАРТОЧКИ С ЦИТАТАМИ) 1."Вот бы и мне так полетать..." 2."...бобры строят на речке плотину." 3."Прыгнул Листопадничек в хатку." 4."Остался Листопадничек в бобровой хатке" 5."За долгую зиму страху натерпелся..." 6."...и со всех ног на родное болото." 3 группа - составляет картинный план на доске. Соотнесение названий частей плана (Простого, цитатного, картинного). |
Работа над содержанием. Выборочное чтение. Чтение поиск |
- Ребята, а сейчас давайте немного поработаем с учебником. Листопаднички родились осенью. Зачитайте, о каких изменениях в природе осенью вы узнали из текста? - А какие изменения ещё бывают? -Сколько зайчат родилось у зайчихи? -Почему автор выделяет только одного? -Что видели зайчата каждое утро? Работа с буклетом Почему Листопадничку захотелось убежать за журавлями? (Пришла поздняя осень. Стало скучно и холодно) - Как другие животные приготовились к зиме? (стр 60) - Как автор называет медведей? (лежебоки) -Кого встретил зайчонок во время путешествия? -Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? - Почему он там остался? - Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; (стр 64-65) - А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения. - Где можем узнать интересные факты о животных? Предлагаю обратиться к Алисе. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЫДРЕ, РЫСИ, ЛИСЕ, РОСОМАХЕ |
Характеристика героев сказки | - Угадайте, о ком идёт речь. «Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи. «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защиты: маскировка и ноги. Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. "(Зайцы) -Почему я загадала о них загадки? - Сегодня на уроке мы попробуем составить характеристику этих героев, разберёмся в правильности их поступков. Работа в группах: 1 группа - Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор. - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края); - непослушный (убежал из дома, ослушался маму); - любознательный (задаёт вопросы бобрам); - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров); - добрый (помогал нянчить бобрят); - заботливый (кормит бобрят); - смелый (научился плавать); - любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров). 2 группа - Дайте характеристику бобрам: - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу); - запасливые (готовят корм на зиму); - гостеприимные (приютили зайца); - заботливые (волнуются за бобрят); - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении); - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок). 3 группа - Составьте синквейн о зайчике. Зайчик. Любознательный, трусливый. Заботится, боится, ныряет. Листопадничек познакомился с бобрами. Листопадничек. |
Работа с пословицами | Работа в группах:
- Выберите на ваш взгляд самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор. Только дома нас ждут, любят, заботятся о нас. Дом- это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: "В гостях хорошо, а дома лучше!" |
-Какие испытания пришлось пройти зайчонку? - Попутешествовать, - пожить в чужом доме, натерпеться страхов, - поработать нянькой у бобров, - нырнуть в ледяную воду, - разлука с семьёй -Дайте совет зайчонку (например, Зайчонок, слушайся маму, не убегай из дома без спроса) -Итак, как можно сформулировать главную мысль сказки (Нужно слушать родителей, чтобы не попасть в беду) | |
Графический диктант Взаимопроверка в парах | Проведем графический диктант.
1. Произведение «Листопадничек» написал Александр Иванович Куприн. 2. Листопадничек – это имя бобра. 3. Бобры строили хатку. 4. Листопадничек – зайчонок побежал за журавлями в теплые страны. 5. Выгнал бобр из кладовой разбойницу – лисицу. 6. Научил старый бобр Листопадничка плавать и нырять. 7. Бобры питались берёзовой и дубовой корой. - Проверим. Обмениваемся с соседом листочками и проверяем с доски. - Оценка «5» - 0 ош «4» - 1-2 ош. «3» - 3 и более ош. - Кто выполнил диктант на «5», «4», «3»? - Молодцы, хорошо значит, знаете содержание рассказа. |
Итог урока. | -Какая была тема урока? -- А почему автор именно так закончил историю про зайца? Что он хотел сказать своим читателям? (дома лучше) ОСОЗНАЛ ЭТО Листопадничек? - Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему? |
Рефлексия.
| -Со всеми ли задачами мы сегодня справились? У вас два зайчика - белый и серый. Выберите серого зайца, если вы сегодня недовольны своей работой на уроке. Белого - если довольны своей работой, были активны. Посадите ваших зайчиков в ковёр из красных листьев, если вы себя чувствовали неуверенно, вам было неуютно на уроке. В ковёр из жёлтых листьев, если вам было безразлично, что происходило на уроке. В ковёр из зелёных листьев, если чувствовали себя уверенно, спокойно. |
Домашнее задание, выставление оценок |
1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию). 2. Придумать продолжение этой истории. 3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки. Мне понравилось с вами общаться, и думаю, наш урок пойдет вам на пользу. В заключение мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова: «Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И. С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»! |
РАБОТАЕМ ДРУЖНО |
УВАЖАЕМ МНЕНИЕ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ |
РАБОТАЕМ ТИХО |
РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБЯЗАННОСТИ |
ССОРИТЬСЯ И ПЕРЕБИВАТЬ ДРУГ ДРУГА |
ОБЪЯСНЯЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ |
ТРАТИМ ВРЕМЯ ЗРЯ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие в 3классе. Тема: «Играем, думаем, творим»
Конспект внеклассного мероприятия. Изменяя уровень трудности заданий, игру можно проводить с 1 по 4 класс...
Программа "Истоки" 3класс тема:"Любовь"
Одна из главных категорий в Истоках – категория Любовь. В основу презентации входит притча "Любовь и ненависть"...
Урок «Мир вокруг нас». 3класс ТЕМА: Что значит природа для нас?
Урок-исследование.Учить применять знания о природе в новой ситуации....
Урок по русскому языку,3класс. Тема: Главные члены предложения.
Урок -обобщения знаний, закрепление пройденного....
Кубановедение, 3класс Тема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.
Кубановедение, 3классТема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.Цели: учить распознавать грибы, формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами гр...
Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.
Урок развития речи. 3класс.Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.Цели:Формировать умение воспроизводить текст в логической ...