Формирование читательской грамотности младших школьников.
статья по чтению (1 класс)
Фрагмент из выступления: "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности младших школьников.
«Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное –совершенство» . А. С.Пушкин.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотная личность — это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. И на данный момент наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Как это не парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно- коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Это проблема целого общества. Поэтому на сегодняшний день ставится очень важная задача ‒ развитие читательской грамотности обучающихся.
Читательская грамотность понимается как способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, способность использовать их содержание для достижения различных целей. Овладеть читательской грамотностью – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
Кроме того, читательская грамотность в начальной школе – это не только предметный, но и метапредметный результат.
Метапредметные результаты обучения - это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
Метапредметные результаты: чтение, работа с текстом –
- Находить сведения, факты в явном виде.
- Определять тему и главную мысль текста.
- Делить тексты на смысловые части, составлять план.
- Сравнивать объекты.
- Понимать информацию, представленную словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
- Ориентироваться в словарях, справочниках.
Главная задача школы — научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к знакомству с художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию учеников.
У ребят младшего школьного возраста возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию, представленную в явном и неявном виде.
Трудности, которые испытывают ученики начальных классов:
• находить в тексте конкретные сведения, представленные как в
явном, так и в неявном виде;
• связывать информацию из разных частей текста, в том числе
визуальную (фотографии, рисунки) в целостное сообщение;
• устанавливать последовательность событий; причинно-следственные связи;
• интерпретировать информацию из текста;
• использовать текст для доказательства своего мнения;
• понимать иносказательный смысл сообщения;
• выделять главное, определять основную мысль и тему высказывания;
• использовать информацию из текста для размышления о других
ситуациях, в том числе связанных с личным опытом.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:
1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс: учитель обучает детей работать с текстом — пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Рассмотрим приемы в рамках актуальных педагогических технологий. Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений). В рамках данной технологии предлагается использованием следующих приемов: 1) прием «чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета; 2) прием «работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт; 3) прием «знаю, узнал, хочу узнать», используемый как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы; 4) прием «уголки», использование которого предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста; 5) прием «написание творческих работ», играющий большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, младшим школьникам предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.
Учитель, стремящийся научить детей работе с текстом, должен быть знаком с технологией формирования у детей типа правильной читательской деятельности. Данная технология представляет собой трёхступенчатый процесс целенаправленного осмысления (до чтения, в процессе чтения, после чтения) текста. 1 этап - работа с текстом до чтения. Она направлена на развитие антиципации (предвосхищение содержания текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов, ряду творческих заданий). Читая фамилию автора, заглавие произведения, рассматривая рисунки, иллюстрации, дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Затем читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленил из текста, вновь уточняют свои предположения о героях, теме, содержании. В 1-2 классе ключевые слова может предлагать учитель, а во 3-4 классах эту работу могут выполнять дети. Данный этап постепенно можно переносить на дом, то есть ребенок дома совершает уже привычные действия: рассматривает иллюстрацию перед текстом, читает заглавие, имя и фамилию автора, мысленно высказывает предположение о теме, героях, содержании текста. Выписывает ключевые слова, задаёт вопросы автору по ходу чтения произведения. На уроке учитель начинает работу с текстом с того, что выясняет, какие предположения дети высказали до чтения, какие из них подтвердились, какие ключевые слова они выделили, какое настроение возникло при чтении. О чем думали? Что чувствовали? 2 этап - работа с текстом во время чтения. Этот этап позволяет проверить предположения детей и через текст организовать «диалог с автором». 1. Дети самостоятельно (про себя) читают текст с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до чтения. После первичного прочтения, как правило, ставятся вопросы на выявление настроения, впечатлений от первого восприятия: Какое настроение возникло после прочтения произведения? Какие чувства? Что понравилось? Что не понравилось? О чем подумали? Чем хотели бы поделиться? Это первый этап работы с текстом. 2. Повторное чтение обязательно вслух по абзацам, микротемам с комментариями по ходу чтения. Учитель задаёт вопросы на понимание, возвращает к тексту, в котором подтверждаются те или иные наблюдения. По ходу чтения ведется словарная работа. В конкретном предложении (если текст позволяет) дети уясняют смысл слова или выражения или обращаются к словарю. Вопросы к тексту (учителя и учеников) – это вопросы к самому автору. Ответы на эти вопросы дети ищут в прочитанной части текста или в той части, которую надо только прочитать. Попутно они представляют картины, героев, их поступки и внешний вид, дают характеристику, делятся ощущениями и переживаниями. В этом состоит суть процесса «вчитывания». 3. Звучат уточняющие вопросы на понимание прочитанного эпизода, фрагмента. Ответом может стать заголовок к этой части текста, или важный вывод, наблюдение, народная мудрость. 4. Аналогичная работа со следующим фрагментом текста. Учитель организует аналитическое чтение произведения. Идёт диалог с текстом. Выделение ключевых слов. Для такого чтения важным является понимание взаимосвязи событий, определение характерных черт героев и их поступков, чувств, авторского отношения к происходящему. Оценочные суждения подтверждаются словами из текста, личными наблюдениями. 3 этап – работа с текстом после чтения. Проникновение в подтекст, уяснение скрытого смысла (чтение между строк), помогает определить ведущую идею произведения. На данном этапе возможны следующие виды работ: 1. Учитель формулирует основополагающий вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Свои ответы дети подтверждают словами из текста, обращаются к другим произведениям, аналогичным ситуациям в жизни. 2. Беседа о биографии писателя после прочтения произведения позволит глубже понять замысел автора, его мировоззрение, жизненные ценности и идеалы. Рассказ о личности писателя можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно. Помимо сведений о жизни и творчестве автора произведения, ученики должны выразить свое отношение к писателю, рассказать, какое представление о нём сложилось. Например, сочинить обращение к автору, где бы высказали свои чувства, отношение к произведению его автору. 3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям. Разговор о заглавии произведения, его связи с темой и главной мыслью. 4. Выполнение творческих устных и письменных заданий. Можно использовать и несколько иную последовательность работы над текстом: 1. Работа с текстом до чтения (заинтересовать, определить тему и цель, обозначить проблему). 2. Работа с текстом во время чтения: первичное восприятие, проверка первичного восприятия (эмоциональное воздействие). 3. Вторичное обращение к тексту произведения. 4. Литературоведческая пропедевтика: жанр, тема, композиция и т.д. 5. Системная работа над текстом: словарная работа, беседа, выборочное чтение, комментирование, озаглавливание частей, текста в целом. 6. Концептуальная беседа: обсуждение проблемы, соотнесение читательской интерпретации (свое понимание текста) с авторской позицией, соотнесение идеи с пословицами, высказываниями, содержанием похожих произведений, работа с иллюстрацией. 7. Творческое задание (выразительное чтение, пересказ, инсценирование, отзыв, эссе, иллюстрирование, продолжение, обращение к автору, вопросы к автору, и т.д.) На протяжении всех этапов работы над текстом звучат самые разнообразные вопросы. Особое внимание нужно уделить вопросам, которые направлены на формирование читательской грамотности, способности осмысленно воспринимать художественный текст.
1 класс
Прочитайте текст.
Чудесная елка.
Под Новый год ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Они украсили елку сушёными ягодами рябины. К верхним веткам дерева дети привязали две баранки. На нижние ветки они прикрепили три морковки. Под елку в снег воткнули кочан капусты.
С первыми лучами солнца к ёлке прилетели стайки нарядных птиц: снегири, воробьи, синицы. Они радостно щебетали, угощались подарками.
Вечером под елью хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
(Г. Скребицкий, В. Чаплина)
1. Прочитайте название рассказа.
В каком случае можно сказать о елке «чудесная»?
2. Прочитаем текст и посмотрим, наши предположения верны?
Чем необычна елка?
3. Чем обычно принято украшать елку? Что придумали дети?
4. Кто побывал на необычной елке?
5. Почему морковку дети прикрепили на нижние ветки, а кочан капусты воткнули в снег?
6. Как назвали птиц, прилетевших к елке?
7. Почему про зайцев написали так: «хлопотали»?
8. Что можно сказать о детях, которые так украсили елку?
9. Что хотел сказать автор этим рассказом? (Главная мысль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования. На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...
Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника.
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...
статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...