Проект по формированию читательской грамотности, посвященный 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского
проект по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Актуальность
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.
О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начинается с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого рождения малыша. На них воспитывают, развивавают, приобщают к культуре, учат говорить.
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения.
Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. В связи с этим, коллективом педагогов начальной школы было решено разработать и внедрить проект по формированию читательской грамотности у детей младшего школьного возраста.
Цель: формирование устойчивого интереса ребёнка к книге, способствуя сотворчеству детей и взрослых через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта:
- изучить лучший педагогический опыт по теме, педагогическую литературу, интернет-ресурсы;
- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми;
- прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
- повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;
- повысить компетенцию педагогического персонала в рамках проекта;
- обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;
- расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие с библиотекой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по формированию читательской грамотности, посвященный 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: долговременный (январь-март 2023)
Руководитель проекта: Орешкова Н.В.
Участники проекта: учащиеся начальной школы, педагоги, родители
Актуальность
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.
О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начинается с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого рождения малыша. На них воспитывают, развивавают, приобщают к культуре, учат говорить.
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения.
Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. В связи с этим, коллективом педагогов начальной школы было решено разработать и внедрить проект по формированию читательской грамотности у детей младшего школьного возраста.
Цель: формирование устойчивого интереса ребёнка к книге, способствуя сотворчеству детей и взрослых через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта:
- изучить лучший педагогический опыт по теме, педагогическую литературу, интернет-ресурсы;
- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми;
- прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
- повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;
- повысить компетенцию педагогического персонала в рамках проекта;
- обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;
- расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие с библиотекой.
Планируемые результаты:
- проведение целенаправленной, систематической, планомерной работы по формированию читательской грамотности у детей младшего школьного возраста;
- создание материально-технической, методической, предметно-развивающей базы для полноценной и качественной работы в этом направлении;
- расширение и обогащение кругозора детей младшего школьного возраста, расширение «зоны читательского общения», повышение речевого и интеллектуального уровня детей, развитие творческих способностей;
- возрождение культуры чтения в семье;
- формирование активной коммуникативной личности, способной понять, осмыслить и воспроизвести литературную мысль.
Проект внедряется в течение января-марта 2023 года, состоит из цепочки спланированных событий, объединенных общим делом, носит проблемный характер и включают во взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов – детей – родителей.
Этапы внедрения проекта
1. Аналитический (16 – 23 января 2023 года).
- изучение литературы и интернет-ресурсов по данной теме;
- выработка стратегии;
- отбор и систематизация материала;
- разработка планирования целенаправленной работы учителей начальной в рамках проекта.
2. Практический (23 января по 2 марта 2023 года).
Предполагает практическое проведение всех запланированных мероприятий, направленных на реализацию задач проекта через различные формы работы.
3. Заключительный (2 – 5 марта 2023 года).
Предусматривает анализ проведенной работы, выявления эффективности использованных форм, методов и приемов в работе с детьми по формированию читательской грамотности.
Результаты проекта
- обновление методов и форм работы с детьми, приумножение традиций;
- формирование компетенций «грамотного» читателя у ребенка-школьника для последующего успешного обучения в школе;
- обогащение предметно-развивающей среды, создание мини-библиотеки;
- внедрение новых форм сотрудничества с семьей, приобщение родительской общественности к проблеме читательской грамотности, возрождение культуры совместных чтений в семье;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
План мероприятий
«Проекта по формированию читательской грамотности, посвященного 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского»
Дата | Время проведения | Название мероприятия | Форма мероприятия | Ответственные |
16.01.2023 – 23.01.2023 | Во внеурочное время | Сбор творческой группы | Разработка планирования целенаправленной работы учителей начальной в рамках проекта | Учителя начальной школы |
23.01.2023 | Запуск «Проекта по формированию ЧГ, посвящённый 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского» | Оформление информационного стенда | Гречишникова Е.В. | |
26.01.2023 | 10.45-11.05 | Знакомство с проектом |
| Гречишникова Е.В. |
27.01.2023 | 10.45-11.05 | Дорожные карты проекта | Выдача Листов заданий классам | Орешкова Н.В. |
27.01.2023-02.03.2023 | Во внеурочное время | «Читаем книги К. Д. Ушинского» | Выставка книг | Кирьянова Ж.В. |
31.01.2023. | 10.45-11.05 | «Громкое чтение» | ||
«Жалобы зайки», «Как рубашка в поле выросла», «Мужик и медведь», «Проказы старухи Зимы» | Гречишникова Е.В. | |||
01.02.2023 | «Как аукнется, так и откликнется», «Петух и собака», «Спор огня и воды» | Орешкова Н.В. | ||
02.02.2023 | «Трусливый Ваня», «Учёный медведь», «Два плуга», «Дедушка» | Жукова О.С. | ||
03.02.2023 | «Вместе тесно, а врозь скучно», «Уточки», «Наше Отечество», «Васька» 2 «А»,4 «А» «Капустная бабочка» | Роговая Е.В. | ||
Кирьянова Ж.В. | ||||
07.02.2023 | Во время уроков литератур- ного чтения | Виртуальное путешествие «Жил великий человек…» - по страницам жизни и творчества К.Д.Ушинского | Презентация | Гречишникова Е.В. |
08.02.2023 | Внеурочное время | «Умники и умницы» по произведению К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» | Литературная викторина (грамоты) | Орешкова Н.В. |
09.02.2023 | Внеурочное время | Конкурс кроссвордов по произведениям К.Д.Ушинского | Конкурс | Жукова О.С. |
10.02.2023 | На уроке изобразите-льного искусства | Иллюстрирование произведений К.Д.Ушинского | Конкурс рисунков | Роговая Е.В. |
13.02.2023-16.02.2023 | На уроках русского языка | Информационный час «Учитель русских учителей. Словарь к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» | Знакомство со «Словарём к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» | Учителя начальной школы |
17.02.2023 | 12.00-13.00 | «Поле чудес» по произведениям К.Д. Ушинского | Игра | Учителя начальной школы |
27.01.2023-02.03.2023 | Внеурочное время | «Читающая семья» (Семейное чтение рассказов К.Д. Ушинского в домашних условиях с родителями) | Фотоотчёт | Учителя начальной школы |
21.02.2023 | 10.00-10.45 | Экскурсия в сельскую библиотеку. | Презентация-выставка | Орешкова Н.В., Жукова О.С. |
27.02.2023 | На уроках технологии | «Книжкина больница» | Подклеивание книг | Учителя начальной школы |
27.02.2023 | 11.05-11.50 | Библиотечный либмоб «А вы читали К.Д. Ушинского?» | Библиотечный урок | Кирьянова Ж.В. |
28.02.2023- 01.03.2023 | На классных часах | Подготовка отчётов, альбомов | Оформление альбомов по проекту | Учителя начальной школы |
03.03.2023 | 12.00-13.00 | Презентация проекта «Педагог и детский писатель» | Отчёт-выступление (презентации альбомов, инсценировка, награждения…) | Учителя начальной школы |
03.03.2023-05.03.2023. | Закрытие проекта | Подведение итогов реализации проекта. Выставление материала (отчёта) на сайт | Гречишникова Е.В. |
Предварительный просмотр:
Дорожная карта
«Проекта по формированию читательской грамотности,
посвященного 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского»
1 класс
Дата | Время проведения | Название мероприятия | Форма мероприятия |
26.01.2023 | 10.45-11.05 | Знакомство с проектом |
|
27.01.2023 | 10.45-11.05 | Дорожные карты проекта | Выдача Листов заданий классам |
27.01.2023-02.03.2023 | Во внеурочное время | «Читаем книги К. Д. Ушинского» | Выставка книг |
03.02.2023 | 10.45-11.05 | «Громкое чтение» | «Вместе тесно, а врозь скучно», «Уточки», «Наше Отечество», «Васька» |
07.02.2023 | Во время уроков литературного чтения | Виртуальное путешествие «Жил великий человек…» - по страницам жизни и творчества К.Д.Ушинского | Презентация |
08.02.2023 | Внеурочное время | «Умники и умницы» по произведению К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» | Литературная викторина (грамоты) |
09.02.2023 | Внеурочное время | Конкурс кроссвордов по произведениям К.Д.Ушинского | Конкурс |
10.02.2023 | На уроке изобразительного искусства | Иллюстрирование произведений К.Д.Ушинского | Конкурс рисунков |
13.02.2023-16.02.2023 | На уроках русского языка | Информационный час «Учитель русских учителей. Словарь к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» | Знакомство со «Словарём к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» |
17.02.2023 | 12.00-13.00 | «Поле чудес» по произведениям К.Д. Ушинского | Игра |
27.01.2023-02.03.2023 | Внеурочное время | «Читающая семья» (Семейное чтение рассказов К.Д. Ушинского в домашних условиях с родителями) | Фотоотчёт |
21.02.2023 | 10.00-10.45 | Экскурсия в сельскую библиотеку. | Презентация-выставка |
27.02.2023 | На уроках технологии | «Книжкина больница» | Подклеивание книг |
27.02.2023 | 11.05-11.50 | Библиотечный либмоб «А вы читали К.Д. Ушинского?» | Библиотечный урок |
28.02.2023- 01.03.2023 | На классных часах | Подготовка отчётов, альбомов | Оформление альбомов по проекту |
03.03.2023 | 12.00-13.00 | Презентация проекта «Педагог и детский писатель» | Отчёт-выступление (презентации альбомов, инсценирование «Спор животных», награждения…) |
Дорожная карта
«Проекта по формированию читательской грамотности,
посвященного 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского»
2 класс
Дата | Время проведения | Название мероприятия | Форма мероприятия |
26.01.2023 | 10.45-11.05 | Знакомство с проектом |
|
27.01.2023 | 10.45-11.05 | Дорожные карты проекта | Выдача Листов заданий классам |
27.01.2023-02.03.2023 | Во внеурочное время | «Читаем книги К. Д. Ушинского» | Выставка книг |
02.02.2023 | 10.45-11.05 | «Громкое чтение» | «Трусливый Ваня», «Учёный медведь», «Два плуга», «Дедушка» |
07.02.2023 | Во время уроков литературного чтения | Виртуальное путешествие «Жил великий человек…» - по страницам жизни и творчества К.Д.Ушинского | Презентация |
08.02.2023 | Внеурочное время | «Умники и умницы» по произведению К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» | Литературная викторина (грамоты) |
09.02.2023 | Внеурочное время | Конкурс кроссвордов по произведениям К.Д.Ушинского | Конкурс |
10.02.2023 | На уроке изобразительного искусства | Иллюстрирование произведений К.Д.Ушинского | Конкурс рисунков |
13.02.2023-16.02.2023 | На уроках русского языка | Информационный час «Учитель русских учителей. Словарь к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» | Знакомство со «Словарём к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» |
17.02.2023 | 12.00-13.00 | «Поле чудес» по произведениям К.Д. Ушинского | Игра |
27.01.2023-02.03.2023 | Внеурочное время | «Читающая семья» (Семейное чтение рассказов К.Д. Ушинского в домашних условиях с родителями) | Фотоотчёт |
21.02.2023 | 10.00-10.45 | Экскурсия в сельскую библиотеку. | Презентация-выставка |
27.02.2023 | На уроках технологии | «Книжкина больница» | Подклеивание книг |
27.02.2023 | 11.05-11.50 | Библиотечный либмоб «А вы читали К.Д. Ушинского?» | Библиотечный урок |
28.02.2023- 01.03.2023 | На классных часах | Подготовка отчётов, альбомов | Оформление альбомов по проекту |
03.03.2023 | 12.00-13.00 | Презентация проекта «Педагог и детский писатель» | Отчёт-выступление (презентации альбомов, инсценирование «Четыре желания», награждения…) |
Дорожная карта
«Проекта по формированию читательской грамотности,
посвященного 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского»
3 класс
Дата | Время проведения | Название мероприятия | Форма мероприятия |
26.01.2023 | 10.45-11.05 | Знакомство с проектом |
|
27.01.2023 | 10.45-11.05 | Дорожные карты проекта | Выдача Листов заданий классам |
27.01.2023-02.03.2023 | Во внеурочное время | «Читаем книги К. Д. Ушинского» | Выставка книг |
01.02.2023 | 10.45-11.05 | «Громкое чтение» | «Как аукнется, так и откликнется», «Петух и собака», «Спор огня и воды» |
07.02.2023 | Во время уроков литературного чтения | Виртуальное путешествие «Жил великий человек…» - по страницам жизни и творчества К.Д.Ушинского | Презентация |
08.02.2023 | Внеурочное время | «Умники и умницы» по произведению К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» | Литературная викторина (грамоты) |
09.02.2023 | Внеурочное время | Конкурс кроссвордов по произведениям К.Д.Ушинского | Конкурс |
10.02.2023 | На уроке изобразительного искусства | Иллюстрирование произведений К.Д.Ушинского | Конкурс рисунков |
13.02.2023-16.02.2023 | На уроках русского языка | Информационный час «Учитель русских учителей. Словарь к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» | Знакомство со «Словарём к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» |
17.02.2023 | 12.00-13.00 | «Поле чудес» по произведениям К.Д. Ушинского | Игра |
27.01.2023-02.03.2023 | Внеурочное время | «Читающая семья» (Семейное чтение рассказов К.Д. Ушинского в домашних условиях с родителями) | Фотоотчёт |
21.02.2023 | 10.00-10.45 | Экскурсия в сельскую библиотеку. | Презентация-выставка |
27.02.2023 | На уроках технологии | «Книжкина больница» | Подклеивание книг |
27.02.2023 | 11.05-11.50 | Библиотечный либмоб «А вы читали К.Д. Ушинского?» | Библиотечный урок |
28.02.2023- 01.03.2023 | На классных часах | Подготовка отчётов, альбомов | Оформление альбомов по проекту |
03.03.2023 | 12.00-13.00 | Презентация проекта «Педагог и детский писатель» | Отчёт-выступление (презентации альбомов, инсценирование «Спор деревьев», награждения…) |
Дорожная карта
«Проекта по формированию читательской грамотности,
посвященного 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского»
4 класс
Дата | Время проведения | Название мероприятия | Форма мероприятия |
26.01.2023 | 10.45-11.05 | Знакомство с проектом |
|
27.01.2023 | 10.45-11.05 | Дорожные карты проекта | Выдача Листов заданий классам |
27.01.2023-02.03.2023 | Во внеурочное время | «Читаем книги К. Д. Ушинского» | Выставка книг |
31.01.2023 | 10.45-11.05 | «Громкое чтение» | «Жалобы зайки», «Как рубашка в поле выросла», «Мужик и медведь», «Проказы старухи Зимы» |
07.02.2023 | Во время уроков литературного чтения | Виртуальное путешествие «Жил великий человек…» - по страницам жизни и творчества К.Д.Ушинского | Презентация |
08.02.2023 | Внеурочное время | «Умники и умницы» по произведению К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» | Литературная викторина (грамоты) |
09.02.2023 | Внеурочное время | Конкурс кроссвордов по произведениям К.Д.Ушинского | Конкурс |
10.02.2023 | На уроке изобразительного искусства | Иллюстрирование произведений К.Д.Ушинского | Конкурс рисунков |
13.02.2023-16.02.2023 | На уроках русского языка | Информационный час «Учитель русских учителей. Словарь к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» | Знакомство со «Словарём к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» |
17.02.2023 | 12.00-13.00 | «Поле чудес» по произведениям К.Д. Ушинского | Игра |
27.01.2023-02.03.2023 | Внеурочное время | «Читающая семья» (Семейное чтение рассказов К.Д. Ушинского в домашних условиях с родителями) | Фотоотчёт |
21.02.2023 | 10.00-10.45 | Экскурсия в сельскую библиотеку. | Презентация-выставка |
27.02.2023 | На уроках технологии | «Книжкина больница» | Подклеивание книг |
27.02.2023 | 11.05-11.50 | Библиотечный либмоб «А вы читали К.Д. Ушинского?» | Библиотечный урок |
28.02.2023- 01.03.2023 | На классных часах | Подготовка отчётов, альбомов | Оформление альбомов по проекту |
03.03.2023 | 12.00-13.00 | Презентация проекта «Педагог и детский писатель» | Отчёт-выступление (презентации альбомов, инсценирование «Петух и кот», награждения…) |
Дорожная карта
«Проекта по формированию читательской грамотности,
посвященного 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского»
1, 2, 4А класс
Дата | Время проведения | Название мероприятия | Форма мероприятия |
26.01.2023 | 10.45-11.05 | Знакомство с проектом |
|
27.01.2023 | 10.45-11.05 | Дорожные карты проекта | Выдача Листов заданий классам |
27.01.2023-02.03.2023 | Во внеурочное время | «Читаем книги К. Д. Ушинского» | Выставка книг |
03.02.2023 | 10.45-11.05 | «Громкое чтение» | «Капустная бабочка» |
07.02.2023 | Во время уроков литературного чтения | Виртуальное путешествие «Жил великий человек…» - по страницам жизни и творчества К.Д.Ушинского | Презентация |
08.02.2023 | Внеурочное время | «Умники и умницы» по произведению К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» | Литературная викторина (грамоты) |
09.02.2023 | Внеурочное время | Конкурс кроссвордов по произведениям К.Д.Ушинского | Конкурс |
10.02.2023 | На уроке изобразительного искусства | Иллюстрирование произведений К.Д.Ушинского | Конкурс рисунков |
13.02.2023-16.02.2023 | На уроках русского языка | Информационный час «Учитель русских учителей. Словарь к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» | Знакомство со «Словарём к «Детскому миру» К. Д. Ушинского» |
17.02.2023 | 12.00-13.00 | «Поле чудес» по произведениям К.Д. Ушинского | Игра |
27.01.2023-02.03.2023 | Внеурочное время | «Читающая семья» (Семейное чтение рассказов К.Д. Ушинского в домашних условиях с родителями) | Фотоотчёт |
21.02.2023 | 10.00-10.45 | Экскурсия в сельскую библиотеку. | Презентация-выставка |
27.02.2023 | На уроках технологии | «Книжкина больница» | Подклеивание книг |
27.02.2023 | 11.05-11.50 | Библиотечный либмоб «А вы читали К.Д. Ушинского?» | Библиотечный урок |
28.02.2023- 01.03.2023 | На классных часах | Подготовка отчётов, альбомов | Оформление альбомов по проекту |
03.03.2023 | 12.00-13.00 | Презентация проекта «Педагог и детский писатель» | Отчёт-выступление (презентации альбомов, инсценирование «_________ __________», награждения…) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательcкая конференция,посвященная 100 летию со дня рождения С.В.Михалкова
Мероприятие посвящено юбилейной дате, 100 летию писателя- С.В.Михалкова с обучающимися 3 класса....
Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина
Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...
Образовательный проект «Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников»
Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности учащегося начальной школы к обучению в основной школе. Одним из основных умений метапредметных униве...
Формирование читательской грамотности в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"
Представлена публикация в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"...
Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.
Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Д.УШИНСКОГО «ДОБРОТА СПАСЁТ МИР»
Подробное знакомство с К.Д. Ушинским и его творчеством....