ТЕМА УРОКА: В. Ю. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ…» 3 КЛАСС ШКОЛА РОССИИ Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер. Планируемые результаты: - Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.
- Предметные: Научится прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев.
Оборудование: учебник, Литературное чтение, 3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, учебная презентация, муляж насекомого – жука.
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ТРИЗ- технологии |
- Организационный момент
| Начнём урок с разминки, У всех прямые спинки. Глаза следят по сторонам: То буква здесь, то буква там. Слушаем внимательно, Работаем старательно |
| Цель - создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей |
- Актуализация знаний.
|
1. Портреты, каких писателей перед Вами? 2. На какие две группы можно разделить этих писателей? 3. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. 4. О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? - Ребята, мы продолжаем с вами путешествие по разделу «Люби живое» и знакомимся с писателем писавшем о дружеских взаимоотношениях людей и животных. |
1. А.Л.Барто, К. И. Чуковский ,М.М.Пришвин, Б. С . Житков 2. Те, кто пишет о природе и тех, кто пишет о детях. 3. Люби живое. 4. О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, -о бережном отношении к живой природе.
|
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» |
- Постановка цели и задач урока..
| Мотивация учебной деятельности А знаете ли, вы, что существует насекомое, которое может помочь в трудную минуту? Тема. Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится» из сборника «Денискины рассказы», в котором повествуется о таком насекомом. |
Нет. Да.
Показать коробочку « муляж жучка»
| Отсроченная отгадка -ТРИЗ
Портрет Драгунского и его творчество. |
Мотивация учебной деятельности учащихся | Беседа о светлячках. Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве на кустах крохотный фонарик, который горит ярким светом? Он может гореть долго, ровно, ярко.. - Кто же зажигает этот таинственный фонарик? - - - Свет, излучаемый светлячками, не похож на солнечный . -Почему не похож он на солнечный? Да дело в том, что свет светлячка холодный. Светлячок светит, но не греет, он может давать только душевное тепло. - Возникает вопрос. Совместимы ли понятия светлячок, маленькое насекомое и душевное тепло?
|
Это светляк – жук.
Солнце светит и греет. А светлячок только светит.
?
| Слайд. «НОЧНЫЕ СВЕТЛЯЧКИ» Слайд.Светлячек.
|
| Дети, как вы понимаете выражение «душевное тепло»?
Давайте заполним таблицу словами, которые характеризуют душевное тепло. Для этого поработаем в группах. Выберите те, слова которые поясняют понятие Д. Т.
Заполнение таблицы. Знаю. | Узнал. | Забота Сердечность Жадность Ласка Зависть Добро | ? |
Мы выбрали несколько слов, характеризующие душевное тепло, а их гораздо больше.
Наша задача: - прочитать рассказ В. Ю. Драгунского «Он живой и светится»;
- узнать как смог светлячок подарить душевное тепло Дениске;
- дополнить таблицу словами поясняющими Д. Т..
| теплые отношения, добрые встречи. Работа в группах. 1-группа:забота, жадность, зависть, грубость. 2-группа:ласка, жадность, зависть, грубость. 3-группа:сердечность, жадность, зависть, грубость. 4-группа:добро, жадность, зависть, грубость. Выбирают слова и записывают в таблице.
| ТРИЗ – «Бортовой журнал» |
- Открытие новых знаний.
| Ауди ослушание. «Он живой и светится». | Слушают. |
|
- Первичное усвоение новых знаний
| Словарная работа. - Вам встретились в тексте слова, которые вам могут быть не понятны. Соотнесите слова с их лексическими значениями.
| Работа в паре. Брынза - сыр из овечьего молока. Моментально - мгновенно, очень быстро. Гватемала, Барбадос – названия государств. В тексте: марки, выпущенные этими государствами.
|
|
Слайд. Словарные слова Для проверки работы в парах.
«Лошадь и жокей»-ТРИЗ |
| Беседа по прочитанному. Странно поступил Дениска. Как он мог поменять дорогой самосвал на светлячка? А вы поменяли бы дорогой самосвал на светлячка. Мнения у вас разные. Ребята, давайте прочитаем рассказ, чтобы разобраться, почему Дениска так поступил. Для этого мы будем наблюдать, как менялось настроение его с помощью человечков. | Да. Нет.
|
|
- Физминутка.
| Звучит песня «Светлячок» | Дети выполняют движения. |
|
- Первичное закрепление.
| Повторное чтение с выделением слов определяющих душевное состояние. Я вам буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы должны найти в тексте и прочитать соответствующий отрывок. I отрывок. 1. Чтение отрывка. (Чтение про себя.) 2. Ребята, как вы думаете, какие чувства наполняли Дениску в это время? Его чувства изобразим на человечках и настроение запишем.
Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит . |
- Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Учитель выставляет слова: грусть обида |
| ТРИЗ-«Морфологичес- кая копилка.
Слайд |
II отрывок. Давайте прислушаемся к разговору двух мальчиков и определим поменялось ли настроение.
-Какое настроение стало у Дениски, когда пришел Мишка? - Почему настроение не изменилось при встрече с другом? Даже друг не смог изменить настроение Дениса.
|
Учитель выставляет слова: злость безразличие | Чтение по ролям. -Мишка. -Денис. |
III отрывок. Изменилось ли настроение Дениски? - Что испытывал Дениска, когда остался со своим светлячком? -Давайте прочитаем, передав эти чувства.
| Учитель выставляет слова: удивление восторг восхищение |
|
IY отрывок -Каким мы теперь видим Дениску? -Какими словами автор передает отношение Дениски к насекомому? - Прочитайте из текста. Как он их произносит? С каким чувством?
| учитель выставляет слова:
спокойствие нежность радость счастье
|
|
- Рефлексия.
| Какие вы узнали слова из рассказа, которые характеризуют душевное тепло. Заполнение таблицы. ЗНАЮ | УЗНАЛ | Отзывчивость Забота Сердечность Ласка
| Радость Восторг Восхищение Счастье |
Кто изменил настроение Дениски?
Доказывает ли это, что светлячок может подарить душевное тепло? Так давайте ответим на вопрос: совместимы ли понятия светлячок, маленькое насекомое и душевное тепло?
|
Да .
Светлячок.
|
|
- Итог.
| - Назовите автора рассказа «Он живой и светится».
- Какова идея этого рассказа?
| 1.Драгунский. 2. Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; |
|
- Домашнее задание.
| Ребята. А ведь светлячок совсем рядом с вами. Наклонитесь и вы почувствуете его рукой. Он принес для вас д/з : - оставить паспорт произведения,
- проиллюстрировать обложку,
- синквейн составить
|
|
|