Открытый урок обучения грамоте «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кравченко Надежда Александровна

Цель. Познакомить с особенностями звука  ц   твёрдого согласного звука и соответствующей буквой.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
  2. Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
  3. Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начался урок с мотивации. Учитель быстро мобилизовал внимание учащихся. Разобрали пословицу и объяснили ее смысл. Данная работа настроила учеников на дальнейшую работу.

Следующий этап – актуализация знаний. Была проведена речевая разминка. Весь класс работал активно. Затем был проведен разбор звуков по твердости, мягкости, характеристика йотированных звуков.

Следующий этап – подготовка к изучению новой темы. Педагог ставит перед детьми проблему и просит узнать, что они будут изучать сегодня и настраивает учеников на то, чтобы они сами попытались справиться с этой проблемой. Учитель загадал детям загадки, отгадав их ученики, сделали вывод, какую букву они будут изучать сегодня на уроке и наметили цели урока.

Следующий этап урока – изучение нового. Последовала характеристика изучаемого звука, учащиеся справились с данным заданием, видно, что данная работа проводится в системе. При чтении текстов с новой буквой, педагог подобрал дифференцированные задания для слабых и сильных учащихся. Сильные учащиеся читали тексты из «Спутника букваря», карточек. Во время всего урока педагог охватила каждого учащегося чтением. Учитель использовал словесную похвалу. Для релаксации на уроке использовалось несколько физминуток – подвижные, для глаз, пальцев.

Материал соответствует возрастным и индивидуальным возможностям учеников. Много используется наглядности – буквы, картинки, рисунки, схемы, магнитная доска, слоговая таблица, индивидуальные карточки для читающих детей. На уроке используется фронтальная, групповая, работа в парах формы работы, Методы используемые – наглядные, словесные, практические, игровые.  Все этапы урока связаны между собой, один этап плавно переходит в другой. После каждого этапа делается вывод. Развивающая функция урока выдержана в удачно подобранной, и интересной для обучающихся информацией. На протяжении всего урока педагог следит за речью учеников. Просит давать полные ответы. Часто дети забывают давать полные ответы, тогда учитель прибегает к помощи класса. Много идет коллективной работы по привитию полных и полноценных ответов. Учащиеся учатся сами ставить вопросы, отвечать на поставленные вопросы, идет беседа по рисункам, картинкам, схемам. Речь учителя – четкая и уверенная. Внимательно и вдумчиво относится к вопросам учащихся. В беседе с учащимися доминировал педагогический такт и этика взаимоотношений. На протяжении всего урока отрабатывались навыки правильного произношения, чтения. Для пополнения словарного запаса проводится словарная работа, дети смотрели видеосюжет  по теме урока, с дальнейшими выводами об использовании предложенной информации в социальном общении, чтение учителем загадок, стихотворений. Педагог ведет большую работу по развитию устной речи учащихся.



Предварительный просмотр:

Открытый урок обучения грамоте в 1 а классе

по теме (чтение)

"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"

Цель. Познакомить с особенностями звука  ц   твёрдого согласного звука и соответствующей буквой.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
  2. Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
  3. Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

– учиться высказывать своё мнение

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной форме

– слушать и понимать речь других

– выразительно читать  текст

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

– учиться работать в паре, в группе

Оборудование:

  1. Организационный момент. (1слайд)

В народе говорят: Добрый гость – дому радость. А сегодня у нас много гостей и мы рады им. Давайте повернемся к гостям и подарим свои очаровательные улыбки.

А теперь садитесь, соберитесь и приступим к работе.

  1. Эмоционально – волевая регуляция (2 слайд)

Наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Вдаль идёт дорога –

Заданий будет  много.

Так дерзай, дружок, учись,

Не болтай и не ленись,

Не отлёживай бока –

Путь дорога нелегка.

  1. Развитие речевого аппарата
  • Артикуляционная разминка (3слайд)

К бабушке и дедушке в гости приехали внуки

Толстые внуки приехали в гости (щёки надуты);

С ними худые – кожа да кости (щёки втянуты);

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы растянуты в улыбку);

Поцеловать они всех потянулись (губы вытянуты в трубочку);

Утром проснулись – в улыбочку губы (губы растянуты в улыбку);

Дружно мы чистим верхние зубы (язык двигается вправо–влево по верхним зубам);

Губы сожмём мы и рот прополощем (поочерёдно надуваем щёки);

И самоваром пыхтим, что есть мочи (выпускаем воздух изо рта);

Чашки поставим, чтоб чаю налили (выпячиваем подбородок вперёд);

На нос подуем – мы чай остудили (дуем на нос);

Чаю попили – никто не обижен,

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (облизываем губы языком по кругу).

- Старуха и старик решили побаловать внуков и приготовить подарочек

*     Работа над дикцией (работа в парах)

(4 слайд)

Тым – тын – пын, куда пошёл?

Тым – тын – пын, на рыночек!

Тым – тын – пын, чего купить?

Тым – тын – пын, подарочек!

Ничего не могли подобрать на рынке старик и старуха и решили поискать у себя в амбаре

  1. Актуализация знаний (5 слайд)

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (на доске)  

Старик и старуха, держат мешки, синий – согласные, розовый – гласные,

                                          - посмотрите на мешочек, который держит старушка

(Что их объединяет?) –гласные произносятся свободно

        - какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука? - е, ё, ю, и, я

                                         - какие гласные могут обозначать 2 звука? – я, е, ё, ю

Когда? - вначале слова, после гласной, после ь

                                      Посмотрите на мешочек, который держит старик

  - (какие звуки они обозначают?) – при произношении встречают препятствия

                                        - назвать буквы, которые всегда мягкие, - й, ч (че)

Твердые – ж (же), ш (ша)

Мотивация – целевой этап (6 слайд)

Старуха испекла из муки – хлебец

Произнесём хором!

- Какой новый звук услышали в конце слова? (звук [ ц ] )

- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

Как думаете, чему будем учиться?

- Познакомимся…. с новой буквой.                                                                                                                

- Узнаем какие звуки… она обозначает.                                                                                                                

- Научимся читать…… слова и слоги с этой буквой.

- Итак, сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.

  • А что вы любите с детства больше всего (сказки)

Продолжим узнавать все о звуке [ц] и букве ц с помощью сказки,

(7 слайд)

Нам поможет схема (листочки) – путешествия, в которой если вы сделали открытия по теме урока, то где нарисован кружок, вы поставите +

Сказка в гости к нам пришла,

в мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем

Свои знания покажем.

  1. Работа по теме урока
  • Знакомство со звуком  ц

Прочтите сверху карты – путешествия, сюжеты, из какой сказки нам помогут сегодня. (Колобок) (8 слайд)

Поставила старуха на окошко студиться Колобка, но надоело ему лежать, и покатился он по дорожке, катится, а навстречу ему

-Кто встретился Колобку первый  (Заяц). Произнесите еще раз это слово.

- я предлагаю найдите правильную схему слова

        

        

(предлагаю ребёнку найти правильную схему, и обосновать)

Заяц решил не есть Колобка, если он выполнит его задание  (работаем по группам, прочтите загадку, а отгадку составьте схемой) (КАРТИНКИ – ОТГАДКИ НА ДОСКЕ) Сигнальные карточки

ЗАГАДКИ

  1. На  одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат цапля

  1. Не имеет ни начала, ни конца кольцо

  1. Артисты там работают,

А зрители им хлопают,

Спектакль в цирке – на арене,

В театре кукол где?

На сцене (сцена)

  1. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете   цифры

  1. Что за птица

Людей не боится?

Не летает высоко,

А поёт «ко-ко-ко-ко?» курица

  1. Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Головками кивают

И мёдом угощают цветы (последний, полная характеристика)

ВЫВОД

Произнесите   слова еще раз, что вы заметили?

При произношении звук встречает преграды (губы, зубы, язык)

-Какой это звук (согласный),

-Как произносится в словах (звук ц во всех словах произносится твёрдо).

-приложите  ладошки к ушкам, произнесите,

 (Только с шумом) (глухой)

Какой мы можем сделать вывод

(согласный, глухой, всегда твёрдый). Молодцы!

(9 слайд)

ОТМЕТЬТЕ В КАРТЕ – ПУТЕШЕСТВИЯ свои результаты, где кружочек

  • Знакомство с буквой

Покатился Колобок дальше, а навстречу идёт Волк, хромает и зубами ЦОК, рассказал Волк, что попал в капкан, жалко стало Колобку Волка, посмотрел Колобок и снял с лапы, капкан

- на что похож капкан? На Ц (10 слайд)

Буква П (э) домой вернулась,hello_html_63dfa787.png

Раз-два-три, перевернулась,

Превратилась в букву Ц (э)

С ножкой маленькой в конце.hello_html_2d51e25e.png

Буква Ц (э) - внизу крючок,

Точно с краником бачок!

Вот какая буква Ц (э),hello_html_m51092d50.png

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

ЛЕНТА БУКВ

скажите, а куда мы поселим нашу новую букву? (в синий домик)

- почему? (Она обозначает согласный звук [ ц ])

- на какой этаж? (на первый)

- почему? (она обозначает глухой звук)

Вывод: теперь у буквы есть свой собственный домик.

(11 слайд)

ОТМЕТЬТЕ В КАРТЕ – ПУТЕШЕСТВИЯ свои результаты, где кружочек

Поблагодарил Волк Колобка и побежал, а Колобок покатился  дальше.

Встреча с Медведем.

Вот идёт герой другой, косолапый и большой.

Медведь приготовил задания для Колобка. Переверните карту-путешествия, какая буква изображена (це)

- Посмотрите внимательно вокруг себя, если вы увидите букву возьмите её, подставьте к букве ц, какие слияния получились

  • Знакомство со слогами – слияниями (чтение хором)

ЦА – ЦО – ЦУ – ЦИ - ЦЕ – АЦ - ОЦ – УЦ- ЕЦ

- кто внимательный

-что заметили? (Ц – в начале слога, ц – за гласной)

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы ц,

Есть слова, где Ц – в начале,

Где в середке, где в конце

а что держит Медведь охапкой держит он, видно книжицу, друг мой, что за книга, посмотри, это Азбука, молодцы!

-работа по учебнику страница 56

Прочтите слоги из букв, данных в рамке, и записанные рядом

Что вы заметили, произнося слова

во всех слияниях произносится ц твёрдо, даже перед буквами е и, которые обозначают мягкость предшествующего согласного.

Действительно. Посмотрите на звуковое изображение под волшебным рисунком. Что вы видите? Нет мягкого варианта

Ах, и удальцы-молодцы. Ваши ответы очень порадовали Медведя.

(12 слайд)

ОТМЕТЬТЕ В КАРТЕ – ПУТЕШЕСТВИЯ свои результаты, где кружочек

  • Чтение слов, предложений

Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лисица. Лисица предлагает вам также задания

- составить слова 6 человек у доски, стоят в один ряд,

Слова (звери)

1 группа

- лисица

- овца

-заяц

2 группа (птицы)

-курица

-синица

-цапля

-Как мы можем обозначить эти слова (животные). На какие группы мы можем разбить слова (на доску ставим)

Звери, птицы

Какие слова из групп лишние и почему?

- Прочтите это слово, что вы знаете об этой птице?  А теперь мы прочитаем о ней стр. 56.

(13 слайд)

  • Чтение текста цапля

-читаем по цепочке

- Где живет цапля?

-Что цапля ест?

-Почему она стоит долгие часы без движения

* Посмотрите, эти предложения взяты из энциклопедии. Энциклопедия – это замечательные издания, из которой вы можете получить дополнительный материал

(14 слайд)

(15 слайд)

  1. Рефлекторно - оценочный этап

(карта - путешествие). (16 слайд). Поставьте результат открытия.

- Как вы считаете вы поставленные цели урока выполнили?

-Когда получается, то, что мы выполняем, как мы можем это показать? (Колобок – улыбка) (17 слайд)

- а как вы думаете, вернулся Колобок домой к бабушке и дедушке? А они его съедят (сувенир), (18 слайд)

  1. Итог урока, продолжим на уроке письма, знакомство с буквой. А сейчас мы идем в столовую и должны помнить, что нужно беречь хлеб (19 слайд)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».

1 класс Тема урока: «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».Список литературы:1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бой...

Открытй урок по обучению грамоте Тема: «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ».

Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ’], особенностями  его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы....

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся со звуком [ц], с печатными буквами Цц; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически. Задачи урока...