Открытый урок обучения грамоте «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Цель. Познакомить с особенностями звука ц твёрдого согласного звука и соответствующей буквой.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
- Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
- Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka.docx | 30.79 КБ |
otkrytyy_urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse_2.docx | 52.6 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pdf | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Начался урок с мотивации. Учитель быстро мобилизовал внимание учащихся. Разобрали пословицу и объяснили ее смысл. Данная работа настроила учеников на дальнейшую работу.
Следующий этап – актуализация знаний. Была проведена речевая разминка. Весь класс работал активно. Затем был проведен разбор звуков по твердости, мягкости, характеристика йотированных звуков.
Следующий этап – подготовка к изучению новой темы. Педагог ставит перед детьми проблему и просит узнать, что они будут изучать сегодня и настраивает учеников на то, чтобы они сами попытались справиться с этой проблемой. Учитель загадал детям загадки, отгадав их ученики, сделали вывод, какую букву они будут изучать сегодня на уроке и наметили цели урока.
Следующий этап урока – изучение нового. Последовала характеристика изучаемого звука, учащиеся справились с данным заданием, видно, что данная работа проводится в системе. При чтении текстов с новой буквой, педагог подобрал дифференцированные задания для слабых и сильных учащихся. Сильные учащиеся читали тексты из «Спутника букваря», карточек. Во время всего урока педагог охватила каждого учащегося чтением. Учитель использовал словесную похвалу. Для релаксации на уроке использовалось несколько физминуток – подвижные, для глаз, пальцев.
Материал соответствует возрастным и индивидуальным возможностям учеников. Много используется наглядности – буквы, картинки, рисунки, схемы, магнитная доска, слоговая таблица, индивидуальные карточки для читающих детей. На уроке используется фронтальная, групповая, работа в парах формы работы, Методы используемые – наглядные, словесные, практические, игровые. Все этапы урока связаны между собой, один этап плавно переходит в другой. После каждого этапа делается вывод. Развивающая функция урока выдержана в удачно подобранной, и интересной для обучающихся информацией. На протяжении всего урока педагог следит за речью учеников. Просит давать полные ответы. Часто дети забывают давать полные ответы, тогда учитель прибегает к помощи класса. Много идет коллективной работы по привитию полных и полноценных ответов. Учащиеся учатся сами ставить вопросы, отвечать на поставленные вопросы, идет беседа по рисункам, картинкам, схемам. Речь учителя – четкая и уверенная. Внимательно и вдумчиво относится к вопросам учащихся. В беседе с учащимися доминировал педагогический такт и этика взаимоотношений. На протяжении всего урока отрабатывались навыки правильного произношения, чтения. Для пополнения словарного запаса проводится словарная работа, дети смотрели видеосюжет по теме урока, с дальнейшими выводами об использовании предложенной информации в социальном общении, чтение учителем загадок, стихотворений. Педагог ведет большую работу по развитию устной речи учащихся.
Предварительный просмотр:
Открытый урок обучения грамоте в 1 а классе
по теме (чтение)
"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Цель. Познакомить с особенностями звука ц твёрдого согласного звука и соответствующей буквой.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
- Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
- Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– учиться высказывать своё мнение
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других
– выразительно читать текст
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
– учиться работать в паре, в группе
Оборудование:
- Организационный момент. (1слайд)
В народе говорят: Добрый гость – дому радость. А сегодня у нас много гостей и мы рады им. Давайте повернемся к гостям и подарим свои очаровательные улыбки.
А теперь садитесь, соберитесь и приступим к работе.
- Эмоционально – волевая регуляция (2 слайд)
Наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Вдаль идёт дорога –
Заданий будет много.
Так дерзай, дружок, учись,
Не болтай и не ленись,
Не отлёживай бока –
Путь дорога нелегка.
- Развитие речевого аппарата
- Артикуляционная разминка (3слайд)
К бабушке и дедушке в гости приехали внуки
Толстые внуки приехали в гости (щёки надуты);
С ними худые – кожа да кости (щёки втянуты);
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы растянуты в улыбку);
Поцеловать они всех потянулись (губы вытянуты в трубочку);
Утром проснулись – в улыбочку губы (губы растянуты в улыбку);
Дружно мы чистим верхние зубы (язык двигается вправо–влево по верхним зубам);
Губы сожмём мы и рот прополощем (поочерёдно надуваем щёки);
И самоваром пыхтим, что есть мочи (выпускаем воздух изо рта);
Чашки поставим, чтоб чаю налили (выпячиваем подбородок вперёд);
На нос подуем – мы чай остудили (дуем на нос);
Чаю попили – никто не обижен,
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (облизываем губы языком по кругу).
- Старуха и старик решили побаловать внуков и приготовить подарочек
* Работа над дикцией (работа в парах)
(4 слайд)
Тым – тын – пын, куда пошёл?
Тым – тын – пын, на рыночек!
Тым – тын – пын, чего купить?
Тым – тын – пын, подарочек!
Ничего не могли подобрать на рынке старик и старуха и решили поискать у себя в амбаре
- Актуализация знаний (5 слайд)
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (на доске)
Старик и старуха, держат мешки, синий – согласные, розовый – гласные,
- посмотрите на мешочек, который держит старушка
(Что их объединяет?) –гласные произносятся свободно
- какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука? - е, ё, ю, и, я
- какие гласные могут обозначать 2 звука? – я, е, ё, ю
Когда? - вначале слова, после гласной, после ь
Посмотрите на мешочек, который держит старик
- (какие звуки они обозначают?) – при произношении встречают препятствия
- назвать буквы, которые всегда мягкие, - й, ч (че)
Твердые – ж (же), ш (ша)
Мотивация – целевой этап (6 слайд)
Старуха испекла из муки – хлебец
Произнесём хором!
- Какой новый звук услышали в конце слова? (звук [ ц ] )
- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
Как думаете, чему будем учиться?
- Познакомимся…. с новой буквой.
- Узнаем какие звуки… она обозначает.
- Научимся читать…… слова и слоги с этой буквой.
- Итак, сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.
- А что вы любите с детства больше всего (сказки)
Продолжим узнавать все о звуке [ц] и букве ц с помощью сказки,
(7 слайд)
Нам поможет схема (листочки) – путешествия, в которой если вы сделали открытия по теме урока, то где нарисован кружок, вы поставите +
Сказка в гости к нам пришла,
в мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем
Свои знания покажем.
- Работа по теме урока
- Знакомство со звуком ц
Прочтите сверху карты – путешествия, сюжеты, из какой сказки нам помогут сегодня. (Колобок) (8 слайд)
Поставила старуха на окошко студиться Колобка, но надоело ему лежать, и покатился он по дорожке, катится, а навстречу ему
-Кто встретился Колобку первый (Заяц). Произнесите еще раз это слово.
- я предлагаю найдите правильную схему слова
(предлагаю ребёнку найти правильную схему, и обосновать)
Заяц решил не есть Колобка, если он выполнит его задание (работаем по группам, прочтите загадку, а отгадку составьте схемой) (КАРТИНКИ – ОТГАДКИ НА ДОСКЕ) Сигнальные карточки
ЗАГАДКИ
- На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат цапля
- Не имеет ни начала, ни конца кольцо
- Артисты там работают,
А зрители им хлопают,
Спектакль в цирке – на арене,
В театре кукол где?
На сцене (сцена)
- Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете цифры
- Что за птица
Людей не боится?
Не летает высоко,
А поёт «ко-ко-ко-ко?» курица
- Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Головками кивают
И мёдом угощают цветы (последний, полная характеристика)
ВЫВОД
Произнесите слова еще раз, что вы заметили?
При произношении звук встречает преграды (губы, зубы, язык)
-Какой это звук (согласный),
-Как произносится в словах (звук ц во всех словах произносится твёрдо).
-приложите ладошки к ушкам, произнесите,
(Только с шумом) (глухой)
Какой мы можем сделать вывод
(согласный, глухой, всегда твёрдый). Молодцы!
(9 слайд)
ОТМЕТЬТЕ В КАРТЕ – ПУТЕШЕСТВИЯ свои результаты, где кружочек
- Знакомство с буквой
Покатился Колобок дальше, а навстречу идёт Волк, хромает и зубами ЦОК, рассказал Волк, что попал в капкан, жалко стало Колобку Волка, посмотрел Колобок и снял с лапы, капкан
- на что похож капкан? На Ц (10 слайд)
Буква П (э) домой вернулась,
Раз-два-три, перевернулась,
Превратилась в букву Ц (э)
С ножкой маленькой в конце.
Буква Ц (э) - внизу крючок,
Точно с краником бачок!
Вот какая буква Ц (э),
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
ЛЕНТА БУКВ
- скажите, а куда мы поселим нашу новую букву? (в синий домик)
- почему? (Она обозначает согласный звук [ ц ])
- на какой этаж? (на первый)
- почему? (она обозначает глухой звук)
Вывод: теперь у буквы есть свой собственный домик.
(11 слайд)
ОТМЕТЬТЕ В КАРТЕ – ПУТЕШЕСТВИЯ свои результаты, где кружочек
Поблагодарил Волк Колобка и побежал, а Колобок покатился дальше.
Встреча с Медведем.
Вот идёт герой другой, косолапый и большой.
Медведь приготовил задания для Колобка. Переверните карту-путешествия, какая буква изображена (це)
- Посмотрите внимательно вокруг себя, если вы увидите букву возьмите её, подставьте к букве ц, какие слияния получились
- Знакомство со слогами – слияниями (чтение хором)
ЦА – ЦО – ЦУ – ЦИ - ЦЕ – АЦ - ОЦ – УЦ- ЕЦ
- кто внимательный
-что заметили? (Ц – в начале слога, ц – за гласной)
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы ц,
Есть слова, где Ц – в начале,
Где в середке, где в конце
а что держит Медведь охапкой держит он, видно книжицу, друг мой, что за книга, посмотри, это Азбука, молодцы!
-работа по учебнику страница 56
Прочтите слоги из букв, данных в рамке, и записанные рядом
Что вы заметили, произнося слова
во всех слияниях произносится ц твёрдо, даже перед буквами е и, которые обозначают мягкость предшествующего согласного.
Действительно. Посмотрите на звуковое изображение под волшебным рисунком. Что вы видите? Нет мягкого варианта
Ах, и удальцы-молодцы. Ваши ответы очень порадовали Медведя.
(12 слайд)
ОТМЕТЬТЕ В КАРТЕ – ПУТЕШЕСТВИЯ свои результаты, где кружочек
- Чтение слов, предложений
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лисица. Лисица предлагает вам также задания
- составить слова 6 человек у доски, стоят в один ряд,
Слова (звери)
1 группа
- лисица
- овца
-заяц
2 группа (птицы)
-курица
-синица
-цапля
-Как мы можем обозначить эти слова (животные). На какие группы мы можем разбить слова (на доску ставим)
Звери, птицы
Какие слова из групп лишние и почему?
- Прочтите это слово, что вы знаете об этой птице? А теперь мы прочитаем о ней стр. 56.
(13 слайд)
- Чтение текста цапля
-читаем по цепочке
- Где живет цапля?
-Что цапля ест?
-Почему она стоит долгие часы без движения
* Посмотрите, эти предложения взяты из энциклопедии. Энциклопедия – это замечательные издания, из которой вы можете получить дополнительный материал
(14 слайд)
(15 слайд)
- Рефлекторно - оценочный этап
(карта - путешествие). (16 слайд). Поставьте результат открытия.
- Как вы считаете вы поставленные цели урока выполнили?
-Когда получается, то, что мы выполняем, как мы можем это показать? (Колобок – улыбка) (17 слайд)
- а как вы думаете, вернулся Колобок домой к бабушке и дедушке? А они его съедят (сувенир), (18 слайд)
- Итог урока, продолжим на уроке письма, знакомство с буквой. А сейчас мы идем в столовую и должны помнить, что нужно беречь хлеб (19 слайд)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква Ш. Строчная согласная буква Ш". 1-й класс
Интегрированный урок по чтению и письму....
Технологическая карта урока обучение грамоте «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».
1 класс Тема урока: «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».Список литературы:1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бой...
Открытй урок по обучению грамоте Тема: «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ».
Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ’], особенностями его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы....
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся со звуком [ц], с печатными буквами Цц; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически. Задачи урока...