Технологическая карта урока литературного чтения «С.В.Михалков «Новогодняя быль», 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гиматова Надия Анировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения рассказа С.В.Михалкова «Новогодняя быль»

Задачи урока

Дидактические:

1) Познакомить учащихся с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль»;

2) обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;

3) уметь ориентироваться в тексте, находить в тексте отрывки, соответствующие ответу на вопрос.

Развивающие:

1) Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;

2) развивать интерес к чтению;

3) развивать коммуникативные навыки работы в группах, в парах.

Воспитательные:

1) Воспитывать положительное отношение к учению;

2) воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

3) воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 25.01.2022

Школа: МАОУ «МЛ №148 г.Челябинска»

Класс: 2 кад

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30   Кабинет: 106

Студент: Гиматова Надия

Группа: 36

Учитель: Гришкевич В.В.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «С.В.Михалков «Новогодняя быль»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения рассказа С.В.Михалкова «Новогодняя быль»

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить учащихся с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль»;
  2. обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;
  3. уметь ориентироваться в тексте, находить в тексте отрывки, соответствующие ответу на вопрос.

Развивающие:

  1. развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;
  2. развивать интерес к чтению;
  3. развивать коммуникативные навыки работы в группах, в парах.

Воспитательные:

  1. воспитывать положительное отношение к учению;
  2. воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
  3. воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формы организации учебной деятельности (Ф,И,П,Г)

Диагностические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: учебный диалог.

1.Создает эмоциональное поле.

2.Приветствует учащихся

3.Проверяет готовность класса.

- Здравствуйте, товарищи кадеты.

- Вольно, садитесь.

- Меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Перед занятием вспомним правила успешного урока

(отвечать по поднятой руке, не выкрикивать, внимательно слушать учителя и одноклассников, не отвлекаться и не отвлекать товарищей, соблюдать дисциплину)

- Отлично. За каждый верный ответ на вопрос вы будете получать 1 жетон, в конце занятия будут выставляться отметки, тем, кто получил большое количество жетонов. Желаю вам успешной работы.

1.Приветствуют учителя.

2.Вспоминают правила успешного урока

- отвечать по поднятой руке;

- не выкрикивать;

- внимательно слушать учителя и одноклассников;

- не отвлекаться и не отвлекать товарищей;

Фронтальная

Презентация

Слайд 1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     

  • Предметные: умение настраиваться на урока
  • Метапредметные: выработка учебной мотивации
  • Личностные: личностное самоопределение.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог; наглядный: учебник,раздаточный материал

1.Организует артикуляционную разминку.

- Нам предстоит на уроке много читать и говорить, для это нужно подготовить наши речевые аппараты.

- Представьте, что у вас в руке одна свеча, вам нужно её задуть. (дует)

- Сейчас представьте в руке три свечи, задуйте их (по очереди)

- Не все задули, еще раз.

- А теперь представьте много свеч в руках

- Не все задули, еще раз.

1.Организует проверку домашнего задания.

- Дома вы внимательно читали русскую народную сказку «Два Мороза».

- Откройте учебник на странице 202, выполним с вами задание номер 5.

- (имя ребенка) прочитай задание.

- Я разделила вас на 6 групп, у каждой группы своя пословица. Вам необходимо обсудить и объяснить значение пословицы и соотнести со смыслом сказки. Из каждой группы один представитель расскажет всему классу. На это задание у вас 2 минуты.

- Но перед выполнением работы, мы вспомним правила работы в группах (выслушать мнение каждого, не перебивать, уметь договариваться, быть вежливым)

- Представитель первой группы прочитай пословицу и объясни её значение.

- Представитель второй группы прочитай пословицу и объясни её значение.

1.Выполняют артикуляционную разминку.

1.Прочитывают, объясняют значение пословиц и соотносят со смыслом сказки.

- Соотнеси пословицы со смыслом сказки.

2.Работают в группе

- Выслушать мнение каждого, не перебивать, уметь договариваться, быть вежливым

- Мороз не велик, да стоять не велит. Если человек не двигается и не разгоняет кровь по организму, то он может замерзнуть в любой мороз. Тот, кто работает не замерзнет никогда.

 - Где тепло, тут и добро. Мужичку в сказке было тепло когда он работал, он получил

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

- Представитель третьей группы ваша очередь.

- Представитель четвертой группы, прочитай пословицу и объясни её значение.

- Представитель пятой группы ваша очередь.

- Представитель шестой группы, , прочитай пословицу и объясни её значение.

добро - нарубил дров, и теперь тепло будет еще и у него в доме.

- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи! Если бы мужик в сказке не поехал в лес, то он не нарубил бы дров, не смог бы затопить печку, не смогла бы ему жена приготовить калачи. Сидел бы он голодный и холодный

- У работающего в руках дело огнем горит. Мужик в сказке работал так жарко, что сам вспотел, скинул полушубок, и не замечал, что вокруг стоит мороз. Дело его согревало как огонь.

- Береги нос в большой мороз. В мороз проще всего отморозить нос, потому что он всегда неподвижный, и кровь в нем плохо циркулирует, поэтому его надо беречь, так же как и уши.

Мороз не велик, да стоять не велит. Если человек не двигается и не разгоняет кровь по организму, то он может замерзнуть в любой мороз. Тот, кто работает не замерзнет никогда.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

 

Слайд 8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•        Предметные: осмысление читаемого текста

•        Метапредметные: участие в учебном диалоге, построение речевого высказывания в устной форме

•        Личностные: формировать учебную мотивацию

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа; наглядный: учебнык

1.Формулирует с учащимися тему и цели урока.

- Какой праздник мы с вами недавно отметили?

- Верно. Какой предмет является самым главным на этом празднике?

- Вы любите праздновать Новый год? Почему?

- Писали письма Деду Морозу?

- У кого исполнились пожелания, которые вы писали в письме?

- Отлично.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новогодней сказкой, которую написал Сергей Владимирович Михалков. Откройте страницу 203, прочитайте ее название.

- Значит, какая тема нашего урока?

- Тему определили, теперь давайте поставим с вами цель на урок по опорным словам

 - Познакомиться с ..

- Верно. Поставим задачи на урок.

- Внимательно прослушать..

-Проанализировать...

- Написать..

- Выполнить..

- Выполнить работу с логической

- Подвести

- Молодцы!

- Объясните, что такое быль?

- Давайте посмотрим точное значение в словаре. (имя ребенка), прочитай.

- Как вы думаете, о чем это произведение?

Отвечают на вопросы

- Новый год.

- Ёлка.

- Да. Это волшебный праздник, все загадывают желания, наряжают ёлку, водят хороводы,дарят подарки.

- Да.

Ответы детей.

- «С.Михалков «Новогодняя быль»

- произведением «Новогодняя быль»

- произведение “Новогодняя быль”.

-новое произведение.

- короткий рассказ

- самостоятельную работу

- цепочкой

- итоги

Ответы детей

Работа со словарем

Высказывают свои предположения

- Об истории, которая произошла в новый год.

Фронтальная

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•        Предметные: самостоятельное формулирование цели и темы урока

•        Метапредметные: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний, целеполагание, принятие и сохранение учебной задачи;

•        Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: учебный диалог; практический: разминка

Формулирует задание и включает аудиозапись произведения

- Сейчас послушайте внимательно сказку и ответьте, почему автор назвал сказку былью?

- Почему автор назвал сказку былью?

- Что в этой сказке вымышленно, а что реально?

- Что вам понравилось в этой истории?

- От чьего лица ведется рассказ?

Динамическая пауза

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

- Кто хочет провести физминутку?

- Прошу к доске.

- Перед выполнением разминки, вспомним технику безопасности.

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы

- В этом рассказе действуют реальные люди и описан случай. который мог произойти в действительности

- Вымышлено здесь то, что присутствует волшебство, главными героями являются лесные жители, Елочка и Сорока разговаривают. Реально здесь то, что елки в лесу действительно срубают

Ответ детей

- От лица автора.

Выполняют соответствующие движения

Вспоминают технику безопасности при выполнении динамической паузы

Фронтальная

Слайд 12

Аудиозапись

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•        Предметные: умение осознанно воспринимать художественный текст

•        Метапредметные: оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста;

•        Личностные: смыслообразование.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесная: учебный диалог; практический: составление рассказа

1.Работа с текстом

- Теперь, найдите в тексте описание, где жила Елочка? Прочитайте из текста.

- Прочитайте описание Елочки.

- Как жилось Елочке одной в лесу?

- Что заставило Елочку забеспокоиться?

- Какие чувства возникли у Елочки?

- Что произошло с Елочкой дальше?

- Что с ней случилось, когда она очнулась?

- Как вы думаете, какой характер был у Елочки?

2. Парная работа

- Как вы думаете, это хорошо, что Ёлочка осталась в лесу? Почему?

- Сейчас в парах вам нужно составить небольшой  рассказ о том, принесла ли кому-нибудь радость Ёлочка, оставленная в лесу. Затем прочитаем ваши рассказы.

Работают с текстом

- Недалеко от дома лесничего

- Стройная и красивая, высокая

- Она не чувствовала себя одинокой

- Прилетела сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.

- Страх

- Пришел человек в лес

- она была жива и стояла на том же месте, но украшена

- Нежная, добрая

Выполняют работу в парах

Фронтальная

Парная

Слайд 13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•        Предметные: овладение процедурами смыслового анализа текста;

•        Метапредметные : находить ответы на вопросы в тексте; давать устный развёрнутый ответ; уметь формулировать вопросы по заданной теме и конкретному тексту

•        Личностные: уметь высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический:тест

1.Выдает задание на самостоятельное выполнение

- А теперь вам необходимо выполнить небольшой тест, по прочитанному тексту. Вам необходимо указать правильный ответ. На выполнение задания у вас 4 минуты.

Тест.

  1. Кто автор сказки?

а) С. Маршак;

б) С. Михалков;

в) Н. Сладков.

  1. Недалеко от чего росла Елочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесничего.

  1. С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;

б) с лисой;

в) с волком.

  1. Кто рассказал Елочке про Новый год?

а) ворона;

            б) сорока;

в) сова.

  1. В страхе и беспокойстве Елочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;

в) осень и зиму.

  1. Когда нашли Елочку?

а) 30 декабря;

б) 31 декабря;

в) 1 января.

  1. Елочку:

а) срубили;

б) нарядили;

в) срубили и нарядили.

2.Контролирует процесс выполнения

Выполняют самостоятельную работу.

Индивидуальная

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•        Предметные: закрепить знания о сказке «Новогодняя быль»;

•        Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации;

•        Личностные: осознать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практические: составление логической цепочки

Озвучивает задание в группах для закрепления темы.

- Сейчас вы будете работать в группах. Вам необходимо расположить события в логической последовательности.

1) Росла ёлочка.  

2) Прилетела  сорока.  

3) Пришел человек.

4) Ёлочка потеряла сознание.

5) На ветвях висели цветные стеклянные шары. 6)Каждый Новый год она вспоминает своё детство.

- Ребята, что у нас получилось?

- Когда он нам пригодится?

- Пересказ по этому плану вы подготовите дома, но от лица Елочки.

Работают в группе

Отвечают на вопросы

- План пересказа

- Когда будем готовиться к пересказу

Групповая

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•        Предметные: умение работать с логической цепочкой

•        Метапредметные: высказывать свои суждения, доказывать правоту;

•        Личностные: смыслообразование

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

1. Подводит итоги урока.

- Наше с вами занятие подходит к концу. А теперь дополните предложения.

- На сегодняшнем уроке я узнал . . .

-  На этом уроке я похвалил бы себя за . . .

-  После урока мне захотелось . . .

-  Чему научила нас эта сказка?

- Отлично.

2.Выдает домашнее задание

- Запишите домашнее задание. Страница 203-207 пересказ сказки от лица Ёлочки.

3.Оценивает работу учащихся на уроке.

- А теперь поднимите зелёный карандаш, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтый карандаш, если были трудности (какие?).

Поднимите красный карандаш если было сложно и вы ничего не поняли.

- Хорошо.

- Сейчас я оглашу отметки, которые вы получили за урок

- Спасибо вам за работу!

1.Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.

2.Записывают домашнее задание

3.Оценивают себя

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•        Предметные: определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

•        Метапредметные: оценка и самооценка собственной работы;

•        Личностные: нравственно- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России

Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача» ( УМК" Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в п...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. В. Михалков «Мой щенок»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с произведением С. В. Михалкова «Мой щенок». формирования доброго и ответственного отношения к домашним животным.Задачи урокаДидактически...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. И. Михалков «Мой секрет»»(УМК «Школа России» 2 класс)

Цель урока:  формирование читательской компетенции в процессе знакомства со стихотворением С.В. Михалкова «Мой секрет» Задачи урокаДидактические:Познакомиться с биографией писателя С....