Технологическая карта урока литературного чтения «С.В.Михалков «Новогодняя быль», 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения рассказа С.В.Михалкова «Новогодняя быль»
Задачи урока
Дидактические:
1) Познакомить учащихся с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль»;
2) обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;
3) уметь ориентироваться в тексте, находить в тексте отрывки, соответствующие ответу на вопрос.
Развивающие:
1) Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;
2) развивать интерес к чтению;
3) развивать коммуникативные навыки работы в группах, в парах.
Воспитательные:
1) Воспитывать положительное отношение к учению;
2) воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
3) воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 25.01.2022 Школа: МАОУ «МЛ №148 г.Челябинска» Класс: 2 кад Урок: 3 Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 106 | Студент: Гиматова Надия Группа: 36 Учитель: Гришкевич В.В. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «С.В.Михалков «Новогодняя быль»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения рассказа С.В.Михалкова «Новогодняя быль»
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить учащихся с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль»;
- обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;
- уметь ориентироваться в тексте, находить в тексте отрывки, соответствующие ответу на вопрос.
Развивающие:
- развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;
- развивать интерес к чтению;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах, в парах.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к учению;
- воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
- воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формы организации учебной деятельности (Ф,И,П,Г) | Диагностические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: учебный диалог. | 1.Создает эмоциональное поле. 2.Приветствует учащихся 3.Проверяет готовность класса. - Здравствуйте, товарищи кадеты. - Вольно, садитесь. - Меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Перед занятием вспомним правила успешного урока (отвечать по поднятой руке, не выкрикивать, внимательно слушать учителя и одноклассников, не отвлекаться и не отвлекать товарищей, соблюдать дисциплину) - Отлично. За каждый верный ответ на вопрос вы будете получать 1 жетон, в конце занятия будут выставляться отметки, тем, кто получил большое количество жетонов. Желаю вам успешной работы. | 1.Приветствуют учителя. 2.Вспоминают правила успешного урока - отвечать по поднятой руке; - не выкрикивать; - внимательно слушать учителя и одноклассников; - не отвлекаться и не отвлекать товарищей; | Фронтальная | Презентация Слайд 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
| ||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: учебный диалог; наглядный: учебник,раздаточный материал | 1.Организует артикуляционную разминку. - Нам предстоит на уроке много читать и говорить, для это нужно подготовить наши речевые аппараты. - Представьте, что у вас в руке одна свеча, вам нужно её задуть. (дует) - Сейчас представьте в руке три свечи, задуйте их (по очереди) - Не все задули, еще раз. - А теперь представьте много свеч в руках - Не все задули, еще раз. 1.Организует проверку домашнего задания. - Дома вы внимательно читали русскую народную сказку «Два Мороза». - Откройте учебник на странице 202, выполним с вами задание номер 5. - (имя ребенка) прочитай задание. - Я разделила вас на 6 групп, у каждой группы своя пословица. Вам необходимо обсудить и объяснить значение пословицы и соотнести со смыслом сказки. Из каждой группы один представитель расскажет всему классу. На это задание у вас 2 минуты. - Но перед выполнением работы, мы вспомним правила работы в группах (выслушать мнение каждого, не перебивать, уметь договариваться, быть вежливым) - Представитель первой группы прочитай пословицу и объясни её значение. - Представитель второй группы прочитай пословицу и объясни её значение. | 1.Выполняют артикуляционную разминку. 1.Прочитывают, объясняют значение пословиц и соотносят со смыслом сказки. - Соотнеси пословицы со смыслом сказки. 2.Работают в группе - Выслушать мнение каждого, не перебивать, уметь договариваться, быть вежливым - Мороз не велик, да стоять не велит. Если человек не двигается и не разгоняет кровь по организму, то он может замерзнуть в любой мороз. Тот, кто работает не замерзнет никогда. - Где тепло, тут и добро. Мужичку в сказке было тепло когда он работал, он получил | Фронтальная Групповая Фронтальная | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 |
- Представитель третьей группы ваша очередь. - Представитель четвертой группы, прочитай пословицу и объясни её значение. - Представитель пятой группы ваша очередь. - Представитель шестой группы, , прочитай пословицу и объясни её значение. | добро - нарубил дров, и теперь тепло будет еще и у него в доме. - Хочешь есть калачи, так не сиди на печи! Если бы мужик в сказке не поехал в лес, то он не нарубил бы дров, не смог бы затопить печку, не смогла бы ему жена приготовить калачи. Сидел бы он голодный и холодный - У работающего в руках дело огнем горит. Мужик в сказке работал так жарко, что сам вспотел, скинул полушубок, и не замечал, что вокруг стоит мороз. Дело его согревало как огонь. - Береги нос в большой мороз. В мороз проще всего отморозить нос, потому что он всегда неподвижный, и кровь в нем плохо циркулирует, поэтому его надо беречь, так же как и уши. Мороз не велик, да стоять не велит. Если человек не двигается и не разгоняет кровь по организму, то он может замерзнуть в любой мороз. Тот, кто работает не замерзнет никогда. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7
Слайд 8 | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: осмысление читаемого текста • Метапредметные: участие в учебном диалоге, построение речевого высказывания в устной форме • Личностные: формировать учебную мотивацию | ||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа; наглядный: учебнык | 1.Формулирует с учащимися тему и цели урока. - Какой праздник мы с вами недавно отметили? - Верно. Какой предмет является самым главным на этом празднике? - Вы любите праздновать Новый год? Почему? - Писали письма Деду Морозу? - У кого исполнились пожелания, которые вы писали в письме? - Отлично. - Сегодня мы с вами познакомимся с новогодней сказкой, которую написал Сергей Владимирович Михалков. Откройте страницу 203, прочитайте ее название. - Значит, какая тема нашего урока? - Тему определили, теперь давайте поставим с вами цель на урок по опорным словам - Познакомиться с .. - Верно. Поставим задачи на урок. - Внимательно прослушать.. -Проанализировать... - Написать.. - Выполнить.. - Выполнить работу с логической - Подвести - Молодцы! - Объясните, что такое быль? - Давайте посмотрим точное значение в словаре. (имя ребенка), прочитай. - Как вы думаете, о чем это произведение? | Отвечают на вопросы - Новый год. - Ёлка. - Да. Это волшебный праздник, все загадывают желания, наряжают ёлку, водят хороводы,дарят подарки. - Да. Ответы детей. - «С.Михалков «Новогодняя быль» - произведением «Новогодняя быль» - произведение “Новогодняя быль”. -новое произведение. - короткий рассказ - самостоятельную работу - цепочкой - итоги Ответы детей Работа со словарем Высказывают свои предположения - Об истории, которая произошла в новый год. | Фронтальная | Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: самостоятельное формулирование цели и темы урока • Метапредметные: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний, целеполагание, принятие и сохранение учебной задачи; • Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: учебный диалог; практический: разминка | Формулирует задание и включает аудиозапись произведения - Сейчас послушайте внимательно сказку и ответьте, почему автор назвал сказку былью? - Почему автор назвал сказку былью? - Что в этой сказке вымышленно, а что реально? - Что вам понравилось в этой истории? - От чьего лица ведется рассказ? Динамическая пауза - Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. - Кто хочет провести физминутку? - Прошу к доске. - Перед выполнением разминки, вспомним технику безопасности. | Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы - В этом рассказе действуют реальные люди и описан случай. который мог произойти в действительности - Вымышлено здесь то, что присутствует волшебство, главными героями являются лесные жители, Елочка и Сорока разговаривают. Реально здесь то, что елки в лесу действительно срубают Ответ детей - От лица автора. Выполняют соответствующие движения Вспоминают технику безопасности при выполнении динамической паузы | Фронтальная | Слайд 12 Аудиозапись |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: умение осознанно воспринимать художественный текст • Метапредметные: оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста; • Личностные: смыслообразование. | ||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесная: учебный диалог; практический: составление рассказа | 1.Работа с текстом - Теперь, найдите в тексте описание, где жила Елочка? Прочитайте из текста. - Прочитайте описание Елочки. - Как жилось Елочке одной в лесу? - Что заставило Елочку забеспокоиться? - Какие чувства возникли у Елочки? - Что произошло с Елочкой дальше? - Что с ней случилось, когда она очнулась? - Как вы думаете, какой характер был у Елочки? 2. Парная работа - Как вы думаете, это хорошо, что Ёлочка осталась в лесу? Почему? - Сейчас в парах вам нужно составить небольшой рассказ о том, принесла ли кому-нибудь радость Ёлочка, оставленная в лесу. Затем прочитаем ваши рассказы. | Работают с текстом - Недалеко от дома лесничего - Стройная и красивая, высокая - Она не чувствовала себя одинокой - Прилетела сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят. - Страх - Пришел человек в лес - она была жива и стояла на том же месте, но украшена - Нежная, добрая Выполняют работу в парах | Фронтальная Парная | Слайд 13 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: овладение процедурами смыслового анализа текста; • Метапредметные : находить ответы на вопросы в тексте; давать устный развёрнутый ответ; уметь формулировать вопросы по заданной теме и конкретному тексту • Личностные: уметь высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический:тест | 1.Выдает задание на самостоятельное выполнение - А теперь вам необходимо выполнить небольшой тест, по прочитанному тексту. Вам необходимо указать правильный ответ. На выполнение задания у вас 4 минуты. Тест.
а) С. Маршак; б) С. Михалков; в) Н. Сладков.
а) от леса; б) от города; в) от дома лесничего.
а) с зайцем; б) с лисой; в) с волком.
а) ворона; б) сорока; в) сова.
а) весну и лето; б) лето и осень; в) осень и зиму.
а) 30 декабря; б) 31 декабря; в) 1 января.
а) срубили; б) нарядили; в) срубили и нарядили. 2.Контролирует процесс выполнения | Выполняют самостоятельную работу. | Индивидуальная | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: закрепить знания о сказке «Новогодняя быль»; • Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации; • Личностные: осознать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат | ||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практические: составление логической цепочки | Озвучивает задание в группах для закрепления темы. - Сейчас вы будете работать в группах. Вам необходимо расположить события в логической последовательности. 1) Росла ёлочка. 2) Прилетела сорока. 3) Пришел человек. 4) Ёлочка потеряла сознание. 5) На ветвях висели цветные стеклянные шары. 6)Каждый Новый год она вспоминает своё детство. - Ребята, что у нас получилось? - Когда он нам пригодится? - Пересказ по этому плану вы подготовите дома, но от лица Елочки. | Работают в группе Отвечают на вопросы - План пересказа - Когда будем готовиться к пересказу | Групповая | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: умение работать с логической цепочкой • Метапредметные: высказывать свои суждения, доказывать правоту; • Личностные: смыслообразование | ||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | 1. Подводит итоги урока. - Наше с вами занятие подходит к концу. А теперь дополните предложения. - На сегодняшнем уроке я узнал . . . - На этом уроке я похвалил бы себя за . . . - После урока мне захотелось . . . - Чему научила нас эта сказка? - Отлично. 2.Выдает домашнее задание - Запишите домашнее задание. Страница 203-207 пересказ сказки от лица Ёлочки. 3.Оценивает работу учащихся на уроке. - А теперь поднимите зелёный карандаш, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтый карандаш, если были трудности (какие?). Поднимите красный карандаш если было сложно и вы ничего не поняли. - Хорошо. - Сейчас я оглашу отметки, которые вы получили за урок - Спасибо вам за работу! | 1.Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. 2.Записывают домашнее задание 3.Оценивают себя | Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение; • Метапредметные: оценка и самооценка собственной работы; • Личностные: нравственно- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс
Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...
Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...
Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России
Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....
Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача» ( УМК" Школа России", 3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в п...
Технологическая карта урока литературного чтения «С. В. Михалков «Мой щенок»» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления с произведением С. В. Михалкова «Мой щенок». формирования доброго и ответственного отношения к домашним животным.Задачи урокаДидактически...
Технологическая карта урока литературного чтения «С. И. Михалков «Мой секрет»»(УМК «Школа России» 2 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства со стихотворением С.В. Михалкова «Мой секрет» Задачи урокаДидактические:Познакомиться с биографией писателя С....