Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Организационный момент (1-2 мин)
|
1 слайд- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку, спинки ровные, на парте ничего лишнего. |
|
- Повернитесь к соседу по парте, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. |
|
-Меня зовут Кира Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
|
|
2.Актуализация знаний, появление темы урока (5 мин) |
Ребята, сегодня у нас очень сложная тема урока. Перед тем как к ней приступить, нам нужно вспомнить, что такое текст. Кто-то знает ответ на мой вопрос? | Отвечают |
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. ВЫ видите 3 определения, но только одно раскрывает понятие «текст». Я сейчас прочитаю все определения, а каждый из вас должен дать ответ с помощью ваших пальчиков. Если вы считаете, что правильный ответ под цифрой 1, то на правой руке нужно показать 1 пальчик, если под 2, то 2 пальчика, а если ответ под 3, то 3 пальчика. 1.Текст - это несколько предложений, который не всегда связаны по смыслу. 2.Текст – два или более предложений, связанных между собой по смыслу. 3.Текст-это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. | Отвечают с помощью пальцев |
Я должна увидеть ответ каждого, ответы показываем на правой руке. |
|
Те кто показали 2 пальчика, правы. Так как правильный ответ для понятия «текст» скрывается под цифрой 2. |
|
Ребята, а почему ответ под номером 1 не подходит? | Потому что в тексте предложения связаны между собой по смыслу |
Подумайте, какое слово можно записать вместо понятия «текст», чтобы определение стало верным. ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ОТВЕТОВ: (Посмотрите на слайд, ответ зашифрован в ребусе, кто знает ответ, поднимите руку.) | -Предложение |
Давайте ещё раз прочитаем правильное определение. Текст - набор предложений, связанных между собой по смыслу. | Текст –два или более предложений , связанных между собой по смыслу. |
А кто знает, сколько существует типов текста? Перед тем как выслушать ваши ответы, я хочу ввести на нашем уроке одно важное правило. Чтобы ответить достаточно, поднять руку, хоровые ответы или выкрики я не принимаю. |
|
Кто знает, сколько существует типов текста? | 3 |
Всё верно, всего 3 типа текста. А кто знает какие? Не забывайте правило, про поднятую руку. | -Повествование, описание, рассуждение |
Вы верно назвали типы текста. А теперь давайте вспомним, что обозначает каждый тип текста. |
|
Внимание на экран. В левой части вы видите типы текста, а в правой определения. Ваша задача соединить определения. В этом нам помогут ваши пальчики. Описание | 1.Объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий. (Почему?) | Повествование | 2.Описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие (какой? Какая? Какое? Какие?) | Рассуждение | 3.Рассказывается, сообщается о чём-либо. (Что? Где? Как? Когда произошло?) |
| Описание-2 Повествование-3 Рассуждение-1 |
3.Антиципация чтения |
Посмотрите на слайд. Прочитай, пожалуйста. | Какая бывает роса на траве |
Как вы думаете, о чём будет это произведение. К какому типу текста мы можем его отнести |
|
Спасибо за ваши ответы, давайте не будем гадать, перед тем как мы прочитаем этот рассказ, нужно узнать его автора. |
|
Автор этого произведения вам уже знаком. Вы знакомились с его произведением «Акула», «Прыжок», «Лев и собака». Как зовут этого автора? | Лев Николаевич Толстой. |
Вы правы. Лев Николаевич Толстой. А кто сможет вспомнить какой-нибудь факт из его биографии? | Называют( Родился в деревне Ясная Поляна. Мамы не помнит, ему было 3 года, когда она скончалась. В семье было 5 детей, он был младшим…) |
Спасибо! Вы вспомнили много интересных фактов из жизни Льва Николаевича. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 162. | Открывают |
Первичное восприятие текста «Какая бывает роса на траве» (время зависит от объёма) |
Сейчас мы послушаем этот текст. Ваша задача внимательно следить , после прослушивания, я буду задавать вопросы. А ещё вашей задачей будет подчеркнуть новые вам слова. | Слушают |
Проверка первичного восприятия(7-8 мин) |
Ребята, какие слова для вас были новые? | -Бархат |
А кто из вас знает, к какому словарю нужно обратиться чтобы узнать значение нового слова? | К толковому |
Всё верно, я перед нашим уроком заглянула в толковый словарь Ожегова. Давайте посмотрим на слайд и познакомимся с новым словом. |
|
Прочитай нам, пожалуйста, определение. Плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. | Плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. |
Ребята, давайте вспомним ваши предположения, мы пытались угадать о чём этот текст, кто был прав, поднимите руку. | Поднимают руку. |
Как мало у нас рук. У вас были хорошие предположения, но автор написал совсем о другом. А о чём написал автор, о чём этот текст? | О природе |
А о каком природном явлении нам рассказывает автор? | О росе |
А с чем автор сравнивает росу? Найдите предложение в тексте и прочитайте. Кто готов? | «Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы». |
Вы верно нашли предложение, так с чем сравнивают росу? | С алмазами |
Откройте 220 страницу учебника, найдите это определение и прочитайте. Кто уже нашёл и готов нам прочитать? | Читают. |
Посмотрите на слайд, вы видите 2 картинки. Это роса и алмаз. Можно ли сравнить их между собой? | Да/нет |
А вы бы с чем сравнили росу? | Отвечают |
Ребята, а к какому стилю текста относится этот рассказ. Перед тем как ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие стили текста есть. | Разговорный, Художественный, Официально-деловой, научный и публицистический |
Давайте посмотрим на слайд и вспомним особенности каждого стиля. |
|
К какому стилю отнесём данный рассказ? | К художественному |
А почему? | Потому что в художественном стиле есть образность и эмоциональность, как в нашем тексте. |
Ребята, перед прочтение мы предполагали к какому типу текста можно отнести этот рассказ, мнений было много. Давайте сейчас ответим на этот вопрос. |
|
К какому типу текста относится этот рассказ? (Чтобы ещё раз вспомнить типы, посмотрите на слайд) | Это текст описание. |
Вы правы. Но нам нужно доказать почему. Для этого посмотрите на слайд, давайте вспомним определение текста описания. 2.Описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие (какой? Какая? Какое? Какие?) |
|
Глядя на определение, объясните, почему это текст описания. | Потому что в нём идёт описание природы. |
Вы правы, чтобы это доказать, нам нужно найти средства выразительности. Возьмите в руки простой карандаш, найдите в тексте эпитеты и подчерните. Если вы не помните, что такое эпитет, то посмотрите на слайд и продолжите работу. (На слайде: Эпитет- это образное определение предмета или действия На это у вас есть 1 минута. Время пошло. |
|
Какие эпитеты вы нашли | Солнечное утро, Треугольные листы, листок мохнат, листок пушист… |
Вы большие молодцы! В начале урока, я говорила, что у нас очень сложная тема. Нам нужно успеть познакомиться со вторым произведение. Внимание на слайд! |
|
Антиципация |
Прочитай, пожалуйста, нам. | Куда девается вода из моря? |
Как вы думаете, о чём будет это произведение. К какому типу текста мы можем его отнести |
|
Спасибо за ваши ответы, давайте не будем гадать, а откроем ваши учебники на странице 162. |
|
Первичное восприятие |
Сейчас мы послушаем этот текст. Ваша задача внимательно следить, после прослушивания, я буду задавать вопросы. | Слушают |
Проверка первичного восприятия |
К какому стилю текста относится этот рассказ. Какие есть стили, мы уже вспоминали. Посмотрите на слайд, пробегитесь глазами по таблице и скажите, какой стиль этого рассказа? |
|
| Научный |
Вы правы! Научный, а почему? | Потому что рассказ похож на научную статью. В нём есть точность и логичность. |
Если это научный текст, то куда его можно поместить, где обычно пишут научные статьи? | В энциклопедию, в научный журнал, в учебник по окружающими миру… |
Перед прочтением, мы пытались угадать о чём будет этот рассказ. Кто оказался прав, поднимите руку. |
|
Как мало рук, видимо «гадать» на уроке не стоит. Стоит читать! После прочтения, вы поняли о чём этот рассказ? Кто готов ответить? Напоминаю про правило, отвечаем по поднятой руке. | Этот рассказ о воде |
Всё верно,о воде. А если ответить правильно, то о том куда же девается вода. Давайте посмотрим на слайд и с помощью слайда и текста постараемся вспомнить, куда же девается вода.
|
|
Куда течёт воды из родников, ключей и болот? Ответы принимаются по руке | В ручьи |
А из ручьёв? | В речки |
А из речек? | В большие реки |
А из больших рек? | В моря |
Вода из моря куда девается? | Поднимается туманом |
А из тумана превращается во что? | В тучи |
А к какому типу относится этот текст?
| Рассуждение |
На слайде представлено определение, с помощью него, объясните свой ответ. Рассуждение- Объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий. (Почему?) | Это текст рассуждение, потому что в тексте рассказывается куда девается вода |
Анализ рассказов |
Давайте сравним тексты. Сейчас на ваших партах появятся таблицы, мы вместе их заполним, а в конце урока скажем в чём отличия этих рассказов. Мы уже обсудили тип и стиль данных рассказов, поэтому эта часть таблицы уже заполнена. |
|
Куда мы можем поместить рассказ «Какая бывает роса на траве»? | В учебник по литературе |
Почему? | Потому что он написан художественным языком |
Запишите в таблицу. «В учебник по литературе» | Записывают |
Куда мы можем поместить рассказ « Куда девается вода из моря»? Хорошо подумайте, помните, что это научный текст. | В учебник по окружающему миру ,энциклопедию |
Вы правы! |
|
Запишите в таблицу. «В учебник по окружающему миру ,энциклопедию» | Записывают |
«С какой целью был написан рассказ?» Первый вариант, думает с какой целью, был написан рассказ на странице 162. Второй вариант думает с какой целью был написан рассказ на странице 163. На это задание у вас есть одна минута, если вы уже готовы ответить, то сядьте как прилежные ученики и поднимите руку. Время пошло. |
|
Первый вариант, с какой целью был написан рассказ на странице 162? | Он был написан для того, чтобы мы обратили внимание на красоту природы (росы) |
А с какой же целью был написан рассказ на странице 163? Кто готов ответить? | Чтобы и рассказать нам куда девается вода
|
Всё верно! Давайте напишем в таблицу, что цель написания рассказа «Какая бывает роса» обратить внимание на красоту природы. Запишите в таблицу. | Записывают «Обратить внимание на красоту природы» |
Запишите, что цель рассказа «Куда девается вода из моря» рассказать нам куда девается вода из моря. | Записывают «рассказать куда девается вода из моря» |
Следующий вопрос на который нам нужно ответить звучит так «Есть ли сюжет» |
|
В рассказе «Какая бывает роса», есть сюжет, если да, то какой. | Да, автор рассказывает о красоте росы |
Поставьте плюс в таблицу. |
|
В рассказе «Куда девается роса», есть сюжет, если да, то какой. | Сюжета нет, так как это научный текст, тут только объяснение. |
Поставьте минус в таблицу. |
|
Мы большие молодцы! У нас получилось заполнить таблицу. Давайте сделаем вывод « Текст «» написан в «..» стиле. Тип текста «…». Этот рассказ можно поместить в «…». В рассказе «есть/нет» сюжет. |
|
Подведение итогов. Рефлексия |
Ребята, а чем мы сегодня занимались на уроке? | Сравнивали текст описание и рассуждение. |
А кто сможет ответить чем отличается текст рассуждение от текста описания? | В тексте описание идёт речь о признаке предмета, а в тексте рассуждение разъяснение какой-нибудь мысли. |
А какой рассказ произвёл на вас бОльшее впечатление? |
|
Наш урок подходит к концу, я бы хотела, чтобы сейчас подняли руку те, кому на уроке было всё понятно, те кто принимали активное участие в уроке, и те у кого не возникло затруднений. |
|
Спасибо! |
|
А сейчас поднимите руку если на уроке у вас возникло много затруднений, вы не принимали участие в работе и не узнали ничего нового. |
|
Какие затруднения у вас были? |
|
Спасибо! |
|
Спасибо вам за урок. До свидания! |
|