Рабочая программа УМК Школа России (Литературное Чтение 4 класс)
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа УМК Школа России (Литературное Чтение 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4_kl_shkola_rossii.docx | 83.22 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана для учащихся 4 класса общеобразовательной школы на основании нормативных документов:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373), (с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)
- Приказ Минпросвещенияот20.05. 2020 г №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
-Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов обитания» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.01.2021 №2(далее-СанПиН1.2.3685-21). -Примерная образовательная программа НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15); - Учебный план начального общего образования МАОУ «Талецкая СОШ» - Положение о рабочей программе МАОУ «Талецкая СОШ»
- Программа воспитания МАОУ «Талецкая СОШ
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе составлена с учетом программы воспитания МАОУ «Талецкая СОШ», модуля «Школьный урок».
Модуль «Школьный урок»
- Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка. Одной из задач, направленной на достижение цели воспитания, сегодня является усиление воспитательного потенциала образовательного процесса. В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 31 июля 2020 г) воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.
- Приоритетные идеи развития воспитательного потенциала урока, включают систему взаимосвязанных, взаимодополняющих видов деятельности в рамках урока, а именно интеграцию различных форм и видов деятельности, работающих на расширение возможностей реализации воспитательного потенциала обучения и воспитания.
- Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- специально разработанные занятия – событийные уроки, посвященные историческим датам и событиям, онлайн-экскурсии, которые, расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают уважение к историческим личностям, людям науки, любовь к прекрасному, к природе, к родному краю;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, дискуссий, групповой работы и работы в парах, которые повышают познавательную мотивацию, дают возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Виртуальные экскурсии – открывают возможность ознакомление с социально-значимыми, культурными объектами с использованием современных коммуникационных технологий.
- использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, онлайн-диктанты, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям.
Используемые нами механизмы организации учебной деятельности способствуют развитию навыка сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих ц е л е й :
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно- методическому комплекту:
1. Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
2 .Бойкина, М. В. Литературное чтение. 4 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся образовательных организаций / М. В. Бойкина. Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2022.
3.Кутявина С.В. Литературное чтение. 4 класс : метод. рекомендации для учителей общеобразоват. учреждений / Кутявина С.В. – Москва , 2021.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от
мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник- живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).
Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.
Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить их в классе по просьбе учителя.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.
Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Предметные результаты:
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение» ученик научится:
− различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений национальной литературы и фольклора разных народов России; находить в них отражение нравственных ценностей (добро и зло, стремление к истине, Родина, планета Земля, народы и их культуры и др.), факты бытовой и духовной культуры;
− соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
− владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое);
− воспринимать фактическое содержание художественного, научно- популярного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
− определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
− характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения;
− находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;
− объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации;
− составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
− применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть и участвовать в драматизации; создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать произведения самостоятельно и по аналогии с прочитанными, на предложенную тему;
− выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
− составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу;
самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с учебной задачей.
Содержание тем учебного предмета, курса.
Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, народные песни, былины; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки, произведения древнерусской культуры. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно- художественных произведениях. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношения литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Произведения живописи.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цели высказывания, особенности (жанровые, стилистические). Главная мысль, тема, структура текста.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, просмотровое) в соответствии с учебной задачей.
Прогнозирование содержания текста по заголовку, автору. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно- познавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. Особенности текстов разных типов, выполнение элементарного анализа. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий; фрагмент текста, эпизод. Выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине. Сравнение героев, характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, на установление взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: на заданную тему или поставленный вопрос. Передача прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания; отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, значение и роль в тексте. Прямое и переносное значение слов.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя), по репродукциям картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Аннотация, отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания).
Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки); отношение автора к герою (с помощью учителя). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол часов | Дата | Форма реализации воспитательного потенциала темы |
Летописи, былины, сказания, жития (9ч) | ||||
1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Использование воспитатель- ных возможностей содержания темы через подбор соответствую- щих заданий. | |
2 | Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи « И вспомнил Олег коня своего» | 1 | ||
3 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге» | 1 | ||
4 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 1 | ||
5 | Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 1 | ||
6 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. | 1 | ||
7 | Житие Сергия Радонежского | 1 | ||
8 | Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». | 1 | ||
9 | Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». | 1 | ||
Чудесный мир классики (17 ч) | ||||
10 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов « Конек – Горбунок» | 1 | Включение в урок игровых процедур для поддержания мотивации обучающихся к получению знаний | |
11 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | ||
12 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Характеристика героев. | 1 | ||
13 | А. С. Пушкин « Няне». А. С. Пушкин « Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!.. | 1 | ||
14 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | ||
15 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | 1 | ||
16 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | 1 | ||
17 | М. Ю. Лермонтов « Дары Терека» | 1 | ||
18 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб» | 1 | ||
19 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | 1 | ||
20 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев | 1 | ||
21 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстой « Детство» | 1 | ||
22 | Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня | 1 | ||
23 | А. П. Чехов « Мальчики» | 1 |
24 | А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени | 1 | ||
25 | Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики» | 1 | ||
26 | Оценка достижений | 1 | ||
Поэтическая тетрадь № 1 (7ч) | ||||
27 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…» | 1 | Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуаль ных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся | |
28 | А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки» | 1 | ||
29 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения | 1 | ||
30 | И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов « Школьник» | 1 | ||
31 | Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..» И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | 1 | ||
32 | Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1» | 1 | ||
33 | Оценка достижений | 1 | ||
Литературные сказки (12 ч) | ||||
34 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. | 1 | Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. | |
35 | В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. | 1 | ||
36 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | 1 | ||
37 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста | 1 | ||
38 | П.П. Бажов « Серебряное копытце» . | 1 | ||
39 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | 1 | ||
40 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения | 1 | ||
41 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек» | 1 | ||
42 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения | 1 | ||
43 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части | 1 | ||
44 | Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики» | 1 | ||
45 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | ||
Делу время – потехе час (7 ч ) | ||||
46 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» | 1 | ||
47 | В. Ю. Драгунский « Главные реки» | 1 |
48 | В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка» | 1 | Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. | |
49 | В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка | 1 | ||
50 | В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения | 1 | ||
51 | Обобщающий урок « Делу время – потехе час» | 1 | ||
52 | Оценка достижений | 1 | ||
Страна детства (7 ч ) | ||||
53 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков « Как я ловил человечков». | 1 | Включение в урок игровых процедур для поддержания мотивации обучающихся к получению знаний. | |
54 | Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения | 1 | ||
55 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | 1 | ||
56 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения | 1 | ||
57 | М.М. Зощенко « Ёлка» | 1 | ||
58 | Обобщающий урок « Страна детства» | 1 | ||
59 | Оценка достижений | 1 | ||
Поэтическая тетрадь № 2 (3 ч ) | ||||
60 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская» | 1 | Включение в урок игровых процедур для поддержания мотивации обучающихся к получению знаний. | |
62 | С. А. Есенин « Бабушкины сказки» | 1 | ||
63 | М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства» | 1 | ||
Природа и мы (11 ч) | ||||
64 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш» | 1 | Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуаль ных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся | |
65 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Отношение человека к природе | 1 | ||
66 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька» | 1 | ||
67 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | 1 | ||
68 | М.М. Пришвин « Выскочка» | 1 | ||
69 | М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка | 1 | ||
70 | Е. И. Чарушин « Кабан» | 1 | ||
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | 1 | ||
72 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | 1 | ||
73 | Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы» | 1 | ||
74 | Проект « Природа и мы». Оценка достижений | 1 | ||
Поэтическая тетрадь № 3 (5 ч) | ||||
75 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак « Золотая осень» С.А. Клычков « Весна в лесу» | 1 | Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. | |
76 | Д. Б. Кедрин « Бабье лето» Н.М. Рубцов « Лебедушка» | 1 | ||
77 | С.А. Есенин « Лебедушка» | 1 | ||
78 | Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы» | 1 | ||
79 | Оценка достижений | 1 | ||
Родина (5ч) | ||||
80 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 1 | Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. | |
81 | С.Д. Дрожжин « Родине». А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…» | 1 | ||
82 | Обобщающий урок « Родина» | 1 | ||
83 | Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект « Они защищали Родину» | 1 | ||
84 | Оценка достижений | 1 | ||
Страна Фантазия ( 6 ч) | ||||
85 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов « Приключение Электроника» | 1 | Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуаль ных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. | |
86 | Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра | 1 | ||
87 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | 1 | ||
88 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | 1 | ||
89 | Путешествие по стране Фантазии | 1 | ||
90 | Оценка достижений | 1 | ||
Зарубежная литература (12 ч) | ||||
91 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | 1 | Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. | |
92 | Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | 1 | ||
93 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка | 1 | ||
94 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части. | 1 | ||
95 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Характеристика героев | 1 | ||
96 | М. Твен « Приключения Тома Сойера» | 1 | ||
97 | М. Твен « Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки | 1 | ||
98 | С. Лагерлёф « Святая ночь» | 1 | ||
99 | С. Лагерлёф « В Назарете». Иисус и Иуда | 1 | ||
100 | Контрольная работа за 2 полугодие | 1 | ||
101 | Обобщающий урок « Зарубежная литература» | 1 | ||
102 | Урок – игра « Литературные тайны» | 1 |
Список диагностических работ по курсу «Литературное чтение», 4 класс.
Диагностика достижения планируемых результатов по курсу «Литературное чтение» проводится на основе печатного пособия автора Бойкиной М.В. Литературное чтение: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2021г.
№ | Название диагностической работы | Страницы в пособии | № урока |
1 | Стартуем! | 4 | 1 |
2 | Летописи, былины, жития | 9 | 9 |
3 | Чудесный мир классики | 14 | 26 |
4 | Поэтическая тетрадь | 20 | 33 |
5 | Литературные сказки. | 24 | 45 |
6 | Делу – время, потехе - час | 30 | 52 |
7 | Страна детства | 39 | 59 |
8 | Природа и мы | 45 | 74 |
9 | Родина | 51 | 84 |
10 | Страна Фантазия | 56 | 90 |
11 | Зарубежная литература. | 62 | 101 |
12 | Итоговая контрольная работа | 70 | 100 |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы
«Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников:
− умение читать целыми словами и словосочетаниями;
− осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года);
− умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
− безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно- измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся.
На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в 4 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
− индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
− индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
− индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);
− индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
− умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;
− ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
− интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
− замер скорости чтения;
− ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
− выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
− выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
− выполнение заданий по ориентировке в книгах;
− наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
− наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
− наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
− анализ читательского дневника;
− анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотациях, презентациях;
− анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Контрольная проверка навыка чтения проводится каждую четверть у каждого учащегося; оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка «5» ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка «4» ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнены два других требования.
Оценка «2» ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Нормы отметок навыков техники чтения (слов/мин)
Отметка | Учебные четверти | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Четвертый класс | ||||
«5» | больше 90 слов | больше 100 слов | больше 110 слов | больше 120 слов |
«4» | 75-90 слов | 85-100 слов | 95-110 слов | 105-120 слов |
«3» | 65-74 слова | 70-84 слов | 80-94 слов | 90-104 слова |
«2» | меньше 65 слов | меньше 70 слов | меньше 80 слов | меньше 90 слов |
Чтение наизусть.
Оценка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения.
Требования к выразительному чтению:
- Правильная постановка логического ударения.
- Соблюдение пауз.
- Правильный выбор темпа.
- Соблюдение нужной интонации.
- Безошибочное чтение.
Оценка «5» – выполнены правильно все требования. Оценка «4» – не соблюдены одно-два требования.
Оценка «3» – допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка «2» – допущены ошибки более чем по трем требованиям.
Чтение по ролям.
Требования к чтению по ролям:
- Своевременно начинать читать свои слова.
- Подбирать правильную интонацию.
- Читать безошибочно.
- Читать выразительно.
Оценка «5» – выполнены все требования.
Оценка «4» – допущены ошибки по какому-либо одному требованию. Оценка «3» – допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка «2» – допущены ошибки по трем требованиям.
Пересказ.
Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» – допускает 1–2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» – не может передать содержание прочитанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Школа России" для 1 класса
Программы составлены для 1 класса по предметам: математика, обучение грамоте, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, технология с УУД....
Рабочая программа УМК "Школа России " 1 - 4 класс
Данная рабочая программа разработана на ступень (1-4 классы) по всем основным предметам....
Рабочие программы УМК "Школа России" ФГОС-1 класс
Дынный материал поможет педагогам в составлении программы по предметам начальной школы 1 класса. Настоящие рабочие программы составлены на основе: ФГОС начального общего образования; ...
Рабочие программы УМК "Школа России" ФГОС-4 класс
Рабочие программы -4 класс "Школа России"...
Рабочая программа УМК "Школа России"литературное чтение 2 класс
Рабочая программа УМК "Школа России" литературное чтение 2 класс...
Рабочая программа УМК "Школа России" математика 2 класс
Рабочая программа УМК "Школа России" 2 класс математика...
Рабочие программы. УМК "Школа России". Литературное чтение. 1 - 4 классы.
Рабочие программы по литературному чтению (1 - 4 классы) содержат все необходимые разделы и календарно-тематическое планирование. Составлены на основе авторской рабочей программы Л. Ф Климановой, В. Г...