КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения 2 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
литературного чтения 2 класс
УМК «Школа России»
Тема: О братьях наших меньших.
Цели: познакомить учащихся с новым разделом, с творчеством Николая Ивановича Сладкова, Александра Александровича Шибанова.
Задачи:
- Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
- Прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Этапы урока
Ход урока
Организационный этап
Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!
Прежде чем приступить к интересным заданиям, давайте выполним речевую разминку
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, ы, э;
III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели всю коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
А теперь посмотрите на доску. Здесь ребусы, давайте попробуем их решить. (волк,бабочка,снегирь)
-Как их можно назвать одним словом. (это животные.) Отлично, а сейчас нам с вами предстоит пройти лабиринт и когда вы его пройдете узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
- Ребята, а вы когда-нибудь слышали такое выражение «Братья наши меньшие»?
-А что означает это выражение?
- Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?
(Животные меньшие по разуму. Они слабее и беззащитнее нас.)
- Что подчеркивается словами «наши братья»?
(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)
- Как вы думаете, о чём же или о ком пойдёт речь на уроке?
Сегодня мы поговорим о животных.
Основной этап
2.Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы»
1) Знакомство с писателем (Слайд 6)
- Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова.
Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных. Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей.
2) Ребята, открываем учебники на стр. 126. Прочитайте название статьи.
(«Они и мы»)
- По названию статьи можно понять о ком или о чем пойдет речь?
-Кого имеет в виду автор, когда говорит: «они»?
(Автор имеет в виду животных.)
- Кого имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?
(Автор имеет в виду нас - людей.)
3) Словарная работа (Слайд 7,8,9)
- Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.
- Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)
(околица)
-Ребята, я подготовилась заранее и нашла значение слов в словаре. Посмотрите на слайд. Но пока я готовилась все буквы рассыпались, соберите их и составьте слово в своей рабочей тетради.
Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
- Ну, а теперь когда мы с вами подготовились давайте прочитаем статью.
4) Первичное чтение текста .
Проверка первичного восприятия текста
- Подумайте, какие факты сообщает нам автор?
(Животные живут в лесах, полях, болотах).
6) Работа по содержанию текста
- Что это за существа в перьях? (Это птицы.)
- Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)
- Что за существа в шерсти? (Это звери.)
- Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)
- Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)
- А почему автор называет животных нашими соседями и земляками?
(Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)
- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков?
(«Не навреди!»)
- Можем ли мы как-то помочь животным?
(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)
- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?
Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.
Физкультминутка
А. А. Шибаева «Кто кем становится»
1) Знакомство с писателем
- Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи.
С одним из них мы сегодня познакомимся.
- Прочитайте название стихотворения.
(«Кто кем становится»)
- О чем говорит это название?
Что бы вам легче было отвечать на вопросы из стихотворения мы с вами поиграем в игру с таким же названием. Задание на слайде
Найдите задание 1 на странице 127. Прочитайте его вставляя пропущенные слова.
А. Шибаев. Кто кем становится
2) Первичное чтение стихотворения.
Проверка восприятия стихотворения
-Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое оно?
(Веселое, шуточное.)
- Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении?
(Учитель спрашивает каждого ученика.)
Заключительный этап
- Какой раздел мы начали изучать сегодня?
(«Братья наши меньшие»)
Чему нас учит этот раздел?
(Заботится о животных, жалеть их.)
Видео песня «Не дразните собак».
А, сейчас вы превратитесь в смайлики. Посмотрите на слайд и превратитесь в тот смайлик который подходит под ваше настроение.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.
Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...
"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.
Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...
Конспект по литературному чтению:"Телефон".УМК "Школа России",3 класс.
Данный конспект урока направлен на формирование представлений у детей,по теме:"Телефон"...