Конспект урока по литературному чтения для 2 класса "У страха глаза велики"
материал по чтению (2 класс)
Конспект урока можно ипользовать при изучении произведения "У страха глаза велики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_straha_glaza_veliki_chistovoy_variant.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
пробного урока литературного чтений
Учебник «Литературное чтение». Автор (ы)Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Класс 2в. Часть 1. Стр. 35-38
Образовательная система (модель) «Школа России»
ТЕМА
«У страха глаза велики»
Цель урока. Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.
Содержательная: познакомиться с народной сказкой «У страха глаза велики»
Задачи урока.
- Личностные:
- сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношению к чтению, литературе;
- проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье
- Предметные:
- Сформировать знания о сказке «У страха глаза велики»
- Метапредметные (УУД):
Познавательные:
- Развитие умения извлекать информацию из текстов
- умение отвечать на вопросы учителя.
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
Коммуникативные:
- умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других
- Формировать умение слушать учителя
- Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других
- Учить принимать участие в диалоге, общей беседе
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую деятельность
- умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
- Формирование, умение работать с информацией
Тип урока: урок изучения сказки
Оборудование.
- У учителя: Компьютер
- У учащихся:
Оформление доски
Библиографический список:
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Цель: создать условия для вхождения учащихся в учебную деятельность, организовать рабочую атмосферу урока. Задачи: Личностные:
| ||
Слайд1 - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку, спинки ровные, на парте ничего лишнего. | Приветствуют, садятся. | |
- Повернитесь к соседу по парте, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит душу прекрасными чувствами. | Настраиваются на урок. | |
-Меня зовут Кира Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. | Слушают. | |
| ||
Цель: выявить уровень домашней подготовки к уроку. Задачи: | ||
| ||
Цель: актуализировать знания, необходимые для усвоения нового материала и активного участия в уроке. Задачи: Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
| ||
Слайд2.- Чтобы начать наш урок, нужно вспомнить какой большой раздел вы изучаете? | -Устное народное творчество. | |
-Всё верно, УнТ. А с какими жанрами УНТ вы уже знакомы? | -Русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки небылицы, загадки, пословицы и поговорки, Сказки. | |
-А с каким жанром вы знакомились на прошлом уроке? | -Со сказками | |
4.Антиципация чтения (Работа с текстом ДО чтения. Подг. первичного восприятия) 3-5 мин | ||
Цель: создать условия для заинтересованного первичного чтения, подготовить к полноценному (эмоционально-образному) восприятию художественного произведения, развивать навык антиципации (предположения, предвосхищения, прогнозирования, смысловой догадки) Задачи: Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
| ||
-Вы знакомились со сказками, есть у меня одна интересная история про сказки. Я хочу рассказать вам её. Однажды, когда я училась ещё в школе, мне дали задание, прочитать сказку и пересказать её перед классом. Я долго не могла начать подготовку, сказка казался мне слишком большой, слова казались очень непонятными, а о подготовке пересказа, я и думать боялась. Но я ведь не могла не выполнить это задание, я открыла учебник, прочитала сказку и поняла, что она совсем не сложная, и после прочтения, я поняла значение сложных слов. Хорошее чтение помогло мне составить пересказ и успехом выступить перед классом. | Слушают | |
Слайд 3-После урока я подошла к учителя и рассказала о своём страхе. Она выслушала меня и сказала мне одну пословицу: «У страха глаза велики». Вы можете увидеть её на слайде. | Смотрят на слайд. | |
Как вы понимаете значение этой пословицы? Для того, чтобы нам было легче ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на слайд. | Смотрят на слайд. | |
-(удивление) На слайде было значение пословицы, но, кажется, компьютер решил с нами поиграть, и добавил ненужные слова. Давайте не будем расстраиваться, и восстановим определение своими силами, выберем слово, которое нам подходит. На слайде: «У страха глаза велики», это значит, что когда …, кажется, что, победить … не возможно, но если подумать, проявить … и… , то оказывается, возможно. | -Восстанавливают определение. - «У страха глаза велики», это значит, что когда страшно, кажется, что, победить страх не возможно, но если подумать, проявить смелость и решительность, то оказывается, возможно.» | |
Слайд 5 -Давайте проверим, правильное ли определение у нас получилось. Мне кажется, что компьютер достаточно с нами поиграл и покажет какое же определение, я для вас готовила. На слайде: «У страха глаза велики», это значит, что когда страшно, кажется, что, победить страх не возможно, но если подумать, проявить смелость и решительность, то оказывается, возможно. | ||
-Давайте прочитаем полное определение, кто готов, поднимите руку? | Читают определение. | |
-…(имя ребёнка), прочитай, пожалуйста, для нас определение. | Читает | |
-Спасибо, теперь мы с вами знакомы с новой пословицей. | ||
Слайд 6-(удивление) Посмотрите, компьютер кажется написал нам какое-то письмо. Давайте откроем его. На слайде: «Здравствуйте ребята, вы так быстро справились с моей игрой и даже познакомились с новой пословицей. Отройте ученик на странице 35» | Слушают | |
-Я очень удивлена просьбе компьютера, но давайте мы всё-таки откроем 35 страницу учебника и узнаем, что нас там ждёт. | Открывают учебник | |
-Какую сказку нам предлагает прочитать компьютер? | -«У страха глаза велики» | |
-Вы знакомы с этой сказкой? | -Нет | |
-Значит какую цель мы поставим на урок? | -Познакомиться с содержанием сказки «У страха глаза велики» | |
5.Первичное восприятие текста (время зависит от объёма) | ||
Цель: познакомить с содержанием художественного произведения. Задачи: Личностные:
Коммуникативные:
| ||
(Аудио)-Как здорово, в нашем учебнике есть сказка, которая называется «У страха глаза велики», давайте познакомимся с её содержанием. Сейчас компьютер прочитаем нам сказку, а вам нужно взять карандаш и внимательно следить за чтением. Если вам встретятся незнакомые слова, то можно аккуратно их подчеркнуть. | Слушают сказку, подчёркивают незнакомые слова. | |
6.Проверка первичного восприятия (1-2 мин) | ||
Цель: выявить первые впечатления от чтения, снять эмоциональное напряжение, если оно сложилось в процессе чтения, создать условия для активной работы на уроке, заинтересовать в повторном чтении и анализе текста. Задачи: Предметные: Сформировать знания о сказке «У страха глаза велики» Познавательные: Развитие умения извлекать информацию из текстов Соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; Регулятивные: Формирование, умение работать с информацией Коммуникативные: Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других Учить принимать участие в диалоге, общей беседе | ||
Вот мы и познакомились со сказкой. Какие слова вы посчитали сложными и подчеркнули? | Отвечают Непёрсточек Схоронилась | |
Давайте откроем 213 страницу учебника и найдём эти слова. | Открывают словарик | |
Давайте прочитаем вслух определения. Кто готов? | ||
…(имя ребёнка), прочти, пожалуйста, нам определения. | Читает | |
Слайд 7Спасибо … (имя ребёнка). Давайте посмотрим на слайд и узнаем, как выглядит напёрсток. | Смотрят | |
Ребята, а кому понравилось содержание сказки и почему? Ответы принимаются по поднятой руке. | Отвечают (Интересное прочтение, сюжет…) | |
Слайд 8 А о чём эта сказка? | Отвечают (О бабушке, внучке, курочке и мышке, которые испугались зайку) | |
-Мы с вами уже знаем значение пословицы «У страха глаза велики», как вы думаете, почему автор назвал свою сказку именно так? | -Потому что герои сказки боялись того, чего на самом деле не было. | |
-Всё верно! | ||
-А какие герои встречаются в сказке? | -Бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц. | |
-Кого увидела бабушка-старушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка? | -Зайца. | |
А кого из героев вам стало жалко? | Отвечают (Всех, каждый был напуган, каждый испугался) | |
-А бабушка, внучка, курочка и мышка испугались зайца или кого-то другого? | -Они испугались не зайца, а других животных. | |
-А каких животных испугался каждый герой? -Чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к сказке, и найти ответ на вопрос в ней. Ответ на этот вопрос начинается в конце 36 странице, а продолжается на 37. | Ищут ответ. | |
Ответ нужно не только найти, но и прочитать. Кто готов? | Читают. | |
Всё верно! | ||
7.Анализ содержания и языка художественного произведения (в анализе ОЧЕНЬ УСЛОВНО выделяются две ступени) | ||
| ||
Цель: углубить степень осознанности предметного плана текста, хорошим знанием текста создать условия для его анализа Задачи: Познавательная: Развивать умение ориентироваться на страницах учебника Коммуникативная: Учить принимать участие в диалоге, общей беседе Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других | ||
(Выключить проектор) -Давайте, вспомним историю, которую я рассказывала вам в начале урока. У меня тогда возникли трудности, я боялась пересказывать сказку перед классом, но я с этими трудностями справилась и поняла, что в этом нет ничего страшного. | Слушают. | |
-Давайте с вами тоже попробуем пересказать нашу сказку. Для этого нам нужно ещё раз прочитать её. | ||
-А кто знает, что нам может помочь пересказать текст? | План | |
-Всё верно, чтобы составить пересказ, нам нужен план. | ||
-Во время чтения я предлагаю делать остановки, если вы считаете, что началась новая часть. | ||
Слайд 9 -Но для начала нам нужно подготовиться к прочтению и провести речевую разминку. | ||
Исходное положение для речевой разминки принять. Ноги с опорой на пол, спина к спинке стула, между партой и вами, ваша свободно проходящая ладонь. | ||
Слайд 10 Начнём с разминки. Упражнение «Иголочка». Нам нужно Широко открыть рот, приподнять и вытянуть вперёд тонкий язычок, задержать его на 3 секунды.(3р) Давайте все вместе попробуем. | ||
Слайд 11 Как быстро мы справились. Следующее упражнение называется «Окошко». Вам нужно широко открыть рот, когда я скажу «жарко», держать рот открытым, пока не услышите слово «холодно». | ||
С разминкой справились, пришло время упражнений на дыхание. Сделаем вдох носом, а выдох через рот; А теперь вдох носом, задержка дыхания, выдох ртом; | ||
Слайд 13.А сейчас давайте посмотрим на слайд и попробуем задуть свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Начинаем все вместе | Смотрят на слайд, выполняют | |
Вы отлично справляетесь. А теперь на слайде три свечи, и их тоже нужно задуть. Начинаем все вместе. Все красиво сядем и начинаем набирать воздух через нос, а сейчас вместе выдуваем 3 раза. Попробуем ещё раз(2 раза) | Выполняют | |
Слайд 15 С упражнениями на дыхание тоже справились, а сейчас нас ждёт правильное произношение гласных и согласных звуков. Внимание на слайд. По моей команды читаем гласные звуки, начинаем медленно. Начинаем! А теперь быстрее! Ещё быстрее! А теперь согласные звуки. Начинаем! (2 раза ещё быстрее) | ||
Слайд 16 Следующее упражнение сложнее. Нам нужно прочитать слоги. Внимание на экран. он ан ун ын читаем медленно. Теперь быстро А сейчас очень быстро | ||
Слайд 17 Осталось последнее упражнение, оно называется «Логическое ударение». На слайде вы видите пословицу «У страха глаза велики». Интонацией нужно выделить слово, которое подчёркнуто красным. Начинаем. | ||
(Выключить проектор)-Умнички! С речевой разминкой справились, а теперь начнём чтение. Читать мы будем по цепочке. Главное соблюдать 2 правила : «Выразительно и правильно». | Слушают | |
С чего мы начинаем прочтение? | С заглавия | |
-Всё верно, начинаем мы с заглавия. Начнём с первой парты, все взяли в руки карандаш и внимательно следим за чтением, если я увижу, что кто-то не следит, то спрошу именно его. | ||
…, начни читать сказку. Не забудь пожалуйста озвучить заглавие. | У страха глаза велики. «Жили - были бабушка- старушка, внучка- хохотушка, курочка- клохтушка и мышка-норушка» | |
-Как мы можем озаглавить эту часть? | -Какие герои есть в сказке? | |
-Всё верно, читаем дальше. | - «Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек». Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх! Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. | |
-Как озаглавим эту часть? | -Куда каждый день ходила бабушка- старушка, внучка- хохотушка, курочка- клохтушка и мышка-норушка? -Как водоносцы пошли домой? | |
-Верно, читаем дальше. | А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!» | |
-Как мы можем озаглавить эту часть? | -Кого испугался зайка? | |
-Читаем дальше. | «Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». | |
Как мы можем озаглавить эту часть? | -Что говорят, когда видят то, чего нет? | |
| ||
Цель: формирование талантливого вдумчивого читателя Задачи: | ||
(Включить проектор) После прочтения у нас с вами появился план, давайте посмотрим на слайд и вспомним его.
| ||
Давайте ещё раз ответим на эти вопросы с помощью текста. | -Отвечают | |
Мы составляли план, чтобы он стал опорой для пересказа. Кто готов пересказать текст с помощью плана? | Пересказывают | |
Спасибо! Я бы хотела послушать ещё один вариант, есть желающие? | Пересказывают | |
8.Обобщающая (концептуальная) беседа по тексту (Работа с текстом ПОСЛЕ чтения) (3-5 мин) | ||
Цель: сформулировать главную мысль произведения, формировать навыки осмысления внетекстовой информации. Задачи:
| ||
Кто помнит, какую цель мы ставили на урок? | -Познакомиться с содержанием сказки. | |
Как вы думаете, мы достигли поставленной цели? | -Да. -Нет, так как не разобрали главную мысль | |
А давайте проверим, если мы познакомились с содержанием, даже смогли пересказать, то у нас не возникнет трудностей сказать, какая главная мысль сказки? | ||
Кто готов ответить? | -От испуга можно придумать то, чего не было на самом деле. Не стоит давать волю своим фантазиям. | |
Спасибо. А у вас были случаи, когда вы боялись того, чего на самом деле нет? Я сегодня рассказала вам свою историю и хотела бы услышать ваши. | Рассказывают | |
9.Знакомство с писателем (3 мин) | ||
10.Творческие задания в связи с прочитанным (5 мин) | ||
Цель: развивать творческие возможности детей, способствовать глубокому осознанию читаемого, синтезировать понимание текста, выводы о его идее. Задачи: | ||
Сегодня на уроке мы попробовали сделать пересказ от лица автора. Я бы хотела, чтобы вы дома опираясь на наш план, подготовили пересказ от лица других героев. Героя вы можете выбрать сами. | ||
Давайте вспомним, какие герои были в сказке? | Бабушка, внучка, курочка, мышка и зайка. | |
11.Подведение итогов урока. Рефлексия. (1-2 мин) | ||
Цель: подвести итог работы над текстом, дать оценку работе класса. Задачи: Регулятивные: умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию
| ||
Наш урок подходит к концу. Я бы хотела попросить поднять руку тех, у кого на уроке не возникало трудностей. | Поднимают | |
Спасибо, можете опустить. А сейчас поднимите руку те, у кого были затруднения | Поднимают | |
Какие трудности вам встретились? | ||
Спасибо вам за урок. До свидания! | ||
12.Домашнее задание (1 мин) | ||
Цель: обеспечить непрерывность литературного образования. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "У страха глаза велики"
Технология здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего обучения с применением ИКТ....
Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать юмористический текст; формирование навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметные:- знать содержание произв...
Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя М.М. Зощенко; формирование умения анализировать юмористический текст, делить его на части; формирование навык...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники». 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с М. М. Зощенко ; формирование умения анализир...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: М.М. Зощенко «Великие путешественники» (3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование умений анализировать текст, находить особенности юмористического произведения; формир...
конспект урока по литературному чтению 3 класс "М. Зощенко "Великие путешественники"
Конспект урока литературного чтенияТема: М.М. Зощенко «Великие путешественники» Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники&ra...
- Мне нравится (1)