Разработка урока для 4 класса по литературному чтению. Тема «Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс 4
Технологическая карта.
Тема урока | Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» |
Цель | Создать для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя. |
Задачи. | -- продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя; учиться давать характеристику героям , их поступкам, находить главную мысль произведения; |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | познакомятся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»; научатся: читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения |
Личностные результаты | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно - выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции |
Основные понятия | Рассказ |
Межпредметные связи | Литературное чтение - русский язык - культура речи - изобразительное искусство. |
Ресурсы Основные: | Учебник «Литературное чтение, 4 класс, 2 часть», авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голоманова, В. А.. Виноградская, М. В. Бойкина. |
Организация пространства | Объяснительно-иллюстративное, индивидуальное, фронтальное, беседа. |
Сценарий урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организация и мотивация учебной деятельности. | - Здравствуйте, дети. Меня зовут…. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Литературное чтение – прекрасный урок. Много полезного в каждой из строк. Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник «Литературное чтение», дневник и пенал. | Приветствуют учителя Слушают стихотворение. Проверяют готовность. | К. - слушать и понимать речь других Р. – принимать и сохранять учебную задачу |
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. | -Какой раздел вы закончили изучать на прошлом уроке? -На какие темы был посвящен раздел? -Какие стихи вы запомнили? Молодцы, я вижу, вы хорошо познакомились с разделом. | -Поэтическая тетрадь -Тема природы и Родины, тема детства -С.А Есенин «Бабушкины сказки», М.И Цветаева «Бежит тропинка с Бугорка», «Наши царства», произведения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». | П. – умеют понимать заданный вопрос |
Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. | И сегодня мы переходим к новому разделу -Прочитайте его название -Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? -Откройте с.75 в учебнике -С чем мы познакомимся? -Чему мы научимся? -Чему мы будем учиться? - Посмотрите на доске портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка. - Кто читал его рассказы? -Посмотрите на с.76 в учебнике. -Прочитайте название и автора рассказа. -Назовите тему нашего урока? - Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного писателя, прочитаем его произведение «Приемыш» и порассуждаем над ним, будем учиться высказывать свое мнение и слушать чужое. | -«Природа и мы» -О природе, окружающем мире -Познакомимся с произведениями писателей-натуралистов Е.Чарушина, М. Пришвина, А. Куприна, В.Астафьева, Д. Мамина-Сибиряка -Научимся внимательно читать произведения, наблюдать, как авторы описывают животных, птиц, природу; определять тему, которая объединяет рассказы в разделе. - Будем учиться познавать мир и себя благодаря чтению произведений о природе; составлять самостоятельно научно-познавательный текст -Нет, не слышали -Рассказ «Приемыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка | К. – умеют формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников и учителя |
Построение проекта выхода из затруднения. | Русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. В мальчике рано появился интерес к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения, он подписывался Д. Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов. Любовь к родному Уралу автор пронёс всю жизнь. Он писал: «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…» А сейчас мы с вами познакомимся с рассказом «Приемыш» -Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «приемыш»? -А попробуйте определить по названию, о чем это произведение? -Мы прочитаем и узнаем, правильно ли вы предположили. А теперь давайте проведем небольшую физминутку. | Слушают учителя -Приемыш- это сирота, которого взяли на воспитание другие люди -О сироте, одиночке, о котором заботился другой человек. | |
Физминутка. | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем Открываем, поморгаем, И работать начинаем. | Повторяют движения. | |
Реализация построенного проекта | -Итак, я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте- а после я буду вас спрашивать -Почему рассказ так называется? Чтение рассказа по частям с анализом Итак, вы будете по частям читать рассказ, все внимательно слушаем, я буду задавать вопросы. Чтение 1 части: -С чего начинается рассказ? -Почему хозяина избушки не оказалось дома? -Кто же был приемышем? - Почему Тарас решил приютить птицу? Какие -Где Тарас хотел оставить птицу на зиму? -Почему Тарас не подрезал Приемышу крылья? Чтение 2 части: -Что вы узнали о Собольке? Как он вёл себя с лебедем? -Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется? -Испытывал ли Тарас одиночество, живя в лесу? Что он говорил об этом? -Что Тарас говорил о своей птице? Найдите в учебнике его слова, описывающие лебедя Чтение 3 части: -Почему птица начала тосковать? -За что переживал Тарас, перед тем как решиться отпустить лебедя на волю? -Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя? -Как вёл себя Соболько после того, как Приемыш улетел? | Слушают рассказ -Потому что в этом рассказе повествуется о лебеде, который был сиротой и которого приютил к себе сторож -Рассказчик прибыл в гости к избушке, где жил сторож Тарас, но его не оказалось дома, а встретила собака Соболько -Он уплыл на своей лодке -Лебедь -Охотники пристрелили всех лебедей и остался только один, Тарас решил взять его к себе -У себя в избушке -Тарас говорил « Как же можно увечить Божью птицу?» -Сперва боялся, а потом привык, иногда отправляются вместе гулять -Тарасу было 40 лет, когда-то у него была семья, дети, но все перемёрли -Он говорил: «Я тут князь князем живу, все у меня есть..И птица всякая, и рыба, и трава..» -« Гордая, настоящая царская птица. Свой характер тоже имеет, даром что птица..С Собольком тоже себя очень гордо держит..» -Переживал, что птице трудно будет улететь куда-то далеко, ведь рос не на воле. -Не легко, но Тарас позволил своему любимцу улететь на юг, и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему. -Соболько выл, жалел о утрате друга, как и Тарас. | К. – умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество |
Обобщающая беседа | - Ребята, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя на волю? -Как вы считаете, легко ли расставаться с другом? -Вам бы хотелось, чтобы Приемыш вернулся к Тарасу? - Какая главная мысль у этого рассказа? -Чему он учит? | Да, он видел как лебедь постоянно стоял около двери и желал улететь на волю и тот исполнил его желание, потому что очень любил своего друга. -Главная мысль: если любишь всем сердцем, нужно уметь отпускать. -Рассказ учит любить и беречь природу, и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства, и никого не удерживать возле себя силой. | К. - умеют излагать своё мнение. |
Включение в систему знаний | Работа по иллюстрации. - Ребята, посмотрите на иллюстрацию -Кто изображен на рисунке? - Какой эпизод рассказа на ней изображен? -Согласны ли вы с этим высказыванием: «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» Как вы понимаете, что доброта- это богатство, щедрость души? | -Приемыш встречает лебедей, чтобы уплыть с ними на юг -Да, подходит. -Согласны -Доказали на примере дружбы Тараса и Приемыша | П. -самостоятельно планировать свою работу. К - слушать и понимать учителя. |
Итог урока | - С произведением какого писателя мы сегодня познакомились? - Что запомнили из жизни Д.Н.Мамина-Сибиряка? -Почему у него двойная фамилия? - Какие герои присутствовали в рассказе? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? | -Д.Н. Мамин-Сибиряк. -«Приемыш» -Сторож Тарас, собака Соболько, лебедь -Конечно, ведь он многому учит нас,сам рассказ вышел очень трогательным. | К. - умеют излагать своё мнение. |
Рефлексия. | На парте лежат бумажные лебеди: белые и чёрные. Если вы считаете, что было правильнее поступить так, как это сделал Тарас, то прикрепите белого лебедя Если считаете, что нужно было подрезать лебедю крылья и сделать его ручным, то прикрепите черного лебедя. И наш урок хочется закончить пословицей: «Жизнь дана на добрые дела» | -Дети крепят лебедя на плакат «озеро» | Р. – оценивают свою работу выполненную на уроке П. – оценка процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание. | А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: - Ребята, вы все молодцы, все хорошо работали сегодня на уроке. Мне было приятно с вами поработать. Встаньте. До свидания! | Записывают домашнее задание. Прощаются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
В презентации представлены материалы из биографии К. Паустовского и Э Грига. В конце урока проводится проверочная работа по изученному....
презентацияк уроку литературное чтение: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
презентацияк уроку литературное чтение: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 4 класс...
Презентация к уроку литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс
Презентация является дополнением к уроку литературного чтения в 4 классе К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"....
Конспект урока литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс.
Урок с применением приёмов технологии критического мышления....
Проект урока по литературному чтению К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Проект урока по литературному чтению К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" и презентация к уроку...
Открытый урок по литературному чтению К.Паустовский " Корзина с еловыми шишками" 4 класс
Открытый урок литературного чтения 4 класс...
Урок литературного чтения К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Э.Григ-великий волшебник и музыкант.
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. В сценарии представлены современные образовательные технологии, формы работы....