Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг»
рабочая программа по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация Муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан
МБОУ "СОШ №1 с.Шаран"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Руководитель ШМО | Заместитель директора по УВР | Директор школы |
______________Назмиева Г.Ф. | ______________Прудникова И.В. | ______________Петров С.А. |
Протокол №1 | Протокол №1 | Приказ №344 |
от "22" 08 2022 г. | от "24" 08 2022 г. | от "30" 08 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«В мире книг»
3 класс
Составитель: Аллаярова Наталья Павловна
учитель начальных классов
с.Шаран 2022
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с детьми 3 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
— создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся
начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память,внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, какиз её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской. Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное участие детей в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Формы организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы,
- библиотечные уроки,
- путешествия по страницам книг,
- проекты,
- спектакли.
Программа рассчитана на 35 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Результатом реализации данной учебной программы является формирование младшего школьника как сознательного читателя.
Формы представления результатов: участие в литературных конкурсах, школьных спектаклях, проектные и исследовательские работы, портфолио достижений.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
— осознание значимости чтения для личного развития;
— формирование потребности в систематическом чтении.
Предметные умения:
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | История книги. Библиотеки | 4 | Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожнаякарточка. | Игровая деятельность. Самостоятельный выбор книги. |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». | Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд. |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. | Конкурс чтецов. Инсценирование. |
4 | Книги о родной природе | 3 | Сборники стихотворений о родной природе. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). | Слушание, обмен мнениями. Проект (Рукописная книга) |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | Составление таблицы жанров (работа в группах). Проектная деятельность. |
6 | Животные — герои детской литературы | 4 | Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника. А. Брем «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. | Библиотечный урок. Реклама книги. |
7 | Дети — герои книг | 3 | Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | Игровая деятельность. Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект. |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники. Переводчики книг. | Сбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). |
9 | Книги о детях войны | 3 | Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Аппарат книги,иллюстрации и оформление.Аннотация. Каталожная карточка. Книга В. Железникова «Девушка в военном». | Чтение,обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Творческая работа. |
10 | Газеты и журналы для детей | 3 | Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читай-ка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». | Создание классной газеты или журнала (работа в группах). |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 | Книги, их типы и виды. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Библиографические справочники. | Практическая работа в библиотеке. Игровая деятельность. |
12 | Резерв | 1 | ||
Итого | 34 |
Планируемые результаты освоения курса 3 класса
Ученик получит возможность научиться:
— работать с книгой-сборником басен;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
- пользоваться электронными газетами и журналами.
Тематическое планирование 3 класс
№ | Планируемая дата | Фактическая дата | Тема занятия | Примечание |
История книги. Библиотеки (4 ч.) | ||||
01.09 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | |||
08.09 | Первые книги. Библия. Детская библия. | |||
15.09 | Летописи. Рукописные книги. | |||
22.09 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | |||
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч.) | ||||
29.09 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» | |||
06.10 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | |||
13.10 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). | |||
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч.) | ||||
20.10 | История басни. Аппарат книги-сборника. | |||
27.10 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. Герои басен. | |||
10.11 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | |||
Книги о родной природе (3 ч.) | ||||
17.11 | Родные поэты. | |||
24.11 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,А. Фета, Н. Некрасова. | |||
01.12 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | |||
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч.) | ||||
08.12 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | |||
15.12 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | |||
22.12 | Толстой — сказочник и обработчик русских на- родных сказок. | |||
Животные — герои детской литературы (4 ч.) | ||||
12.01 | Книги-сборник произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | |||
19.01 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | |||
26.01 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | |||
02.02 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | |||
Дети — герои книг (3 ч.) | ||||
09.02 | Дети — герои книг. Типы книг. | |||
16.02 | Книги-сборники произведений о детях. | |||
02.03 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». | |||
Книги зарубежных писателей (2 ч.) | ||||
09.03 | Книги зарубежных писателей. | |||
16.03 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | |||
Книги о детях войны (3 ч.) | ||||
06.04 | Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | |||
13.04 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | |||
20.04 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» | |||
Газеты и журналы для детей (3 ч.) | ||||
27.04 | Библиотечный урок: детская периодика. | |||
04.05 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» | |||
11.05 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | |||
«Книги, книги, книги…» (2 ч.) | ||||
18.05 | Создание классной газеты «Книгочей». | |||
25.05 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999
- Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
- Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.
Рекомендуемые пособия для учащихся:
- Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1, 2, 3, 4 класс. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007 и послед.
- Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» 3 класс
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с детьми 3 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «В мире книг», Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «В МИРЕ КНИГ»
Результатом реализации данной учебной программы является формирование младшего школьника как сознательного читателя....