Рабочая программа по литературному чтению 4 класс 2022-2023 уч.год
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК " Школа России" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnogo_chteniya_4_klass.docx | 112.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 23»
«Согласовано» Руководитель МО _______Е.А.Хлызова «_06_»__06____2022 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР _______Т.К. Байковой «__06_»__06___2022г. | «Утверждаю» Директор школы _______Л.И.Горбова Приказ № 250 от « 06 » июня2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
4 класс
на 2022/2023 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Хлызова Елена Александровна
Улан – Удэ
2022 г.
Пояснительная записка.
Содержание учебного курса.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор
№ урока | Тема раздела | Кол-во часов |
Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | |
1 | Знакомство с учебником «Литературное чтение» (4 класс). Система условных обозначений. Содержание учебника. Рубрика «Словарь». Рассматривание иллюстраций и оформления учебника | 1 |
Летописи. Былины. Жития | 12 | |
2 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Особенности летописи как исторического произведения. Проект «Создание календаря исторических событий» Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки» Былина «Три поездки Ильи Муромца». Развитие речи: составление рассказа об Илье Муромце или подготовка к пересказу одного из эпизодов былины Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского» Завершение проекта «Создание календаря исторических событий». Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития» | |
3 | Чудесный мир классики | 22 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин — великий русский писатель. Стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…», «Няне», «Туча» А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Развитие речи: пересказ одной из частей произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по выбору Внеклассное чтение: сказки А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека» М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Повесть «Детство» Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» А. П. Чехов — великий русский писатель. Рассказ «Мальчики» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Чудесный мир классики» | ||
4 | Поэтическая тетрадь | 12 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» Ф. И. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…» А. А. Фет. «Весенний дождь» А. А. Фет. «Бабочка» Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..» Е. А. Баратынский. «Где сладкий шёпот моих лесов?» А. Н. Плещеев. «Дети и птичка» И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов. «Школьник» Н. А. Некрасов. «В зимние сумерки нянины сказки…» И. А. Бунин. «Листопад» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||
5 | Литературные сказки (16 ч) | 16 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Развитие речи: составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь-Динь В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» П. П. Бажов. «Серебряное копытце» Внеклассное чтение: произведения В. М. Гаршина, П. П. Бажова С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Литературные сказки» | ||
6 | Делу время — потехе час | 9 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Развитие речи: пересказ текста от лица героя В. Ю. Драгунский. «Что любит Мишка» Внеклассное чтение: рассказы В. Ю. Драгунского В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Делу время — потехе час» | ||
7 | Страна детства | 8 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков» К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Развитие речи: озаглавливание частей текста, составление плана, пересказ текста М. М. Зощенко. «Ёлка» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна детства» | ||
8 | Поэтическая тетрадь | 5 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская» С. А. Есенин. «Бабушкины сказки» М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве «Советуем прочитать» Урок-концерт, посвящённый произведениям изученных авторов. Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||
9 | Природа и мы | 12 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Развитие речи: обучение выборочному пересказу текста А. И. Куприн. «Барбос и Жулька» М. М. Пришвин. «Выскочка» Е. И. Чарушин. «Кабан» В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Развитие речи: озаглавливание частей, составление плана, пересказ текста от имени главного героя Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы» | ||
10 | Поэтическая тетрадь | 8 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень» С. К. Клычков. «Весна в лесу» Д. Б. Кедрин. «Бабье лето» Н. М. Рубцов. «Сентябрь» С. А. Есенин. «Лебёдушка» Обобщающий урок по поэзии Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||
11 | Родина | 8 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проекты «Они защищали Родину», «Россия — Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя» И. С. Никитин. «Русь» С. Д. Дрожжин. «Родине» А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…» Внеклассное чтение: стихи о Родине других поэтов Подведение итогов выполнения проектов («Они защищали Родину», «Россия — Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя») Урок-концерт, посвящённый произведениям изученных авторов Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Родина» | ||
12 | Страна Фантазия | 7 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» К. Булычёв. «Путешествие Алисы» Развитие речи: пересказ текста от лица главного героя Внеклассное чтение: чтение произведений Е. С. Велтистова и К. Булычёва (на выбор), презентация глав и отрывков из произведений Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна Фантазия» | ||
13 | Зарубежная литература | 19 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок). Развитие речи: пересказ тек- ста от лица главного героя Г. Х. Андерсен. «Русалочка» Внеклассное чтение: сказки Г. Х. Андерсена М. Твен. «Приключения Тома Сойера» С. Лагерлёф. «Святая ночь» С. Лагерлёф. «В Назарете» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Зарубежная литература» | ||
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: | 140 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КТП составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшим (учителем) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
№ урока | Список разделов и тем | Количество часов | Дата проведения |
Вводный урок по курсу литературного чтения – 1ч | |||
1 | Знакомство с учебником «Литературное чтение» (4 класс). Система условных обозначений. Содержание учебника. Рубрика «Словарь». Рассматривание иллюстраций и оформления учебника | ||
Летописи. Былины. Жития – 12 ч | |||
2-3 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Особенности летописи как исторического произведения. Проект «Создание календаря исторических событий» | ||
4-5 | Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | ||
6-7 | Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | ||
8-9 | Былина «Три поездки Ильи Муромца». Развитие речи: составление рассказа об Илье Муромце или подготовка к пересказу одного из эпизодов былины | ||
10-11 | Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского» | ||
12-13 | Завершение проекта «Создание календаря исторических событий». Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития» | ||
Чудесный мир классики – 22 ч | |||
14-17 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» | ||
18 | А. С. Пушкин — великий русский писатель. Стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…», «Няне», «Туча» | ||
19-22 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | ||
23 | Развитие речи: пересказ одной из частей произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по выбору | ||
24 | Развитие речи: пересказ одной из частей произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по выбору | ||
25 | М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека» | ||
26-28 | М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение | ||
29-30 | Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Повесть «Детство» | ||
31 | Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» | ||
32-34 | Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» | ||
35 | |||
35 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Чудесный мир классики» | ||||||
Поэтическая тетрадь – 12 ч | |||||||
36 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» | ||||||
37 | Ф. И. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…» | ||||||
38 | А. А. Фет. «Весенний дождь» | ||||||
39 | А. А. Фет. «Бабочка» | ||||||
40 | Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..» | ||||||
41 | Е. А. Баратынский. «Где сладкий шёпот моих лесов?» | ||||||
42 | А. Н. Плещеев. «Дети и птичка» | ||||||
43 | И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…» | ||||||
44 | Н. А. Некрасов. «Школьник» | ||||||
45 | Н. А. Некрасов. «В зимние сумерки нянины сказки…» | ||||||
46 | И. А. Бунин. «Листопад» | ||||||
47 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||||||
Литературные сказки - 16 ч | |||||||
48-51 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Развитие речи: составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь-Динь | ||||||
52-54 | В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» | ||||||
55-57 | П. П. Бажов. «Серебряное копытце» | ||||||
58 | Внеклассное чтение: произведения В. М. Гаршина, П. П. Бажова | ||||||
59-62 | С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | ||||||
63 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Литературные сказки» | ||||||
Делу время — потехе час – 9 ч | |||||||
64-65 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» | ||||||
66-67 | В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Развитие речи: пересказ текста от лица героя | ||||||
68 | В. Ю. Драгунский. «Что любит Мишка» | ||||||
69 | Внеклассное чтение: рассказы В. Ю. Драгунского | ||||||
70-71 | В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел» | ||||||
72 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Делу время — потехе час» | ||||||
Страна детства – 8 ч | |||||||
73-74 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков» | ||||||
75-77 | К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Развитие речи: озаглавливание частей текста, составление плана, пересказ текста | ||||||
78-79 | М. М. Зощенко. «Ёлка» | ||||||
80 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна детства» | ||||||
Поэтическая тетрадь – 5 ч | |||||||
81 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская» | ||||||
82 | С. А. Есенин. «Бабушкины сказки» | ||||||
83 | М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» | ||||||
84 | Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве «Советуем прочитать» | ||||||
85 | Урок-концерт, посвящённый произведениям изученных авторов. Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||||||
Природа и мы – 12 ч | |||||||
86-88 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Развитие речи: обучение выборочному пересказу текста | ||||||
89-90 | А. И. Куприн. «Барбос и Жулька» | ||||||
91 | М. М. Пришвин. «Выскочка» | ||||||
92 | Е. И. Чарушин. «Кабан» | ||||||
93-95 | В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Развитие речи: озаглавливание частей, составление плана, пересказ текста от имени главного героя | ||||||
96 | Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире | ||||||
97 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы» | ||||||
Поэтическая тетрадь – 8 ч | |||||||
98 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень» | ||||||
99 | С. К. Клычков. «Весна в лесу» | ||||||
100 | Д. Б. Кедрин. «Бабье лето» | ||||||
101 | Н. М. Рубцов. «Сентябрь» | ||||||
102-103 | С. А. Есенин. «Лебёдушка» | ||||||
104 | Обобщающий урок по поэзии | ||||||
105 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||||||
Родина – 8 ч | |||||||
106 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проекты «Они защищали Родину», «Россия — Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя» | ||||||
107 | И. С. Никитин. «Русь» | ||||||
108 | С. Д. Дрожжин. «Родине» | ||||||
109 | А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…» | ||||||
110 | Внеклассное чтение: стихи о Родине других поэтов | ||||||
111 | Подведение итогов выполнения проектов («Они защищали Родину», «Россия — Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя») | ||||||
112 | Урок-концерт, посвящённый произведениям изученных авторов | ||||||
113 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Родина» | ||||||
Страна Фантазия – 8 ч | |||||||
114-115 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | ||||||
116-117 | К. Булычёв. «Путешествие Алисы» Развитие речи: пересказ текста от лица главного героя | ||||||
118-120 | Внеклассное чтение: чтение произведений Е. С. Велтистова и К. Булычёва (на выбор), презентация глав и отрывков из произведений | ||||||
121 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна Фантазия» | ||||||
Зарубежная литература – 19 ч | |||||||
122-123 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок). Развитие речи: пересказ текста от лица главного героя | ||||||
124-127 | Г. Х. Андерсен. «Русалочка» | ||||||
128-129 | Внеклассное чтение: сказки Г. Х. Андерсена | ||||||
130-132 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | ||||||
133-135 | С. Лагерлёф. «Святая ночь» | ||||||
136-138 | С. Лагерлёф. «В Назарете» | ||||||
139-140 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Зарубежная литература» | ||||||
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 140 | |||||||
Приложение.
Контрольная работа №1. «Летописи. Былины. Жития.»
Вариант 1
1). С кем воевал Олег?
А) с греками
Б) с турками
В) с немцами
2). В какое дерево попала стрела Ильи?
А) клён
Б) дуб
В) сосна
3) Где Илья нашёл сокровища?
А) под крестом
Б) в пещере
В) в лесу под деревом
4). Как звали мать преподобного Сергия?
А) Мария
Б) Анна
В) Ольга
5). Сколько кораблей было у Олега
1 А) Тысяча Б)Две тысячи В) Три тысячи Г) Четыре тысячи
6). Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?
А)Гулял по лесу В) Искал скот
Б)Пастушил Г). Играл с детьми
7). Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?
А) Хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил
Б) Не хотели, чтобы он вёл такую жизнь
В) Сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям
Г) Боялись жить одни
8)Произведения, состоящие из погодных записей – это _____________________________________________________________
9)Произведения, рассказывающие о жизни святых – это __________________________________________.
10)Назовите автора иконы «Троица» ____________________________________________________________.
Контрольная работа №1 «Летописи. Былины. Жития.»
Вариант 2
1. Какое прозвище получил князь Олег?
А) Гордый
Б) Славный
В) Вещий
2. От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?
А) от любимого коня
Б) от укуса змеи
В) от отравленного вина
3. В какую сторону досталось ехать Илье Муромцу?
А) в восточную
Б) в западную
В) в северную
4. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?
А) за женитьбу
Б) за освобождение от врагов
В) за принятие из закона
5. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?
А) Кирилл
Б) Сергий
В) Варфоломей
6. Сколько детей было у родителей С. Радонежского?
А) 1 Б) 2 В) 3
7). Как называется русская народная эпическая песня - сказание о богатырях?
1. Сказка 3. Быль
2. Летопись 4. Былина
8). Почему Олег не принял вино от греков?
1. Оно прокисло
2. Он не пил вина
3. Оно было разбавлено
9)Автор картины «Богатыри»__________________________
10)Произведения, состоящие из погодных записей – это ___________________________________________.
Контрольная работа № 2
по литературному чтению
Тема: «Чудесный мир классики»
Вариант 2
_________________________________
1.Кому принадлежит произведение «Детство»?
1) Л.Н. Толстому
2) М.Ю. Лермонтову
З) А.С. Пушкину
4) А.П. Чехову
2. Определи жанр произведения «Дары Терека».
1) басня З) стихотворение
2) рассказ 4) сказка
3. Узнай произведение по опорным словам.
Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.
1) «Детство» З) «Мальчики»
2) «Ашик-Кериб» 4) «Няне»
4.По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.
1)И молния грозно тебя обвивала…
Произведение:_______________________
Автор:_________________________
2) Вскормлен грудью облаков…
Произведение:_______________________
Автор:_________________________
5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?
Укажи название произведения и автора.
1) Где счастье плодится, там и зависть родится.
Произведение:___________________________________
Автор:_______________________________
2)Хотя и с нуждою (бедностью),но добился чести.
Произведение:_______________________________________
Автор:______________________
6. Как ты понимаешь слово пенять?
1) толкать З) дарить подарки
2) смеяться 4) упрекать
7.К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.
1)Ершов________________________________________________
2) Пушкин______________________________________________
3) Лермонтов___________________________________________
4) Толстой_____________________________________________
5) Чехов_______________________________________________
Контрольная работа № 2
по литературному чтению
Тема: «Чудесный мир классики»
Вариант 1
_______________________________
1. Кто написал произведение «Дары Терека»?
1) А.П. Чехов
2) М.Ю. Лермонтов
3) А.С. Пушкин
4)Л.Н.Толстой
2. Определи жанр произведения А.С. Пушкина «Няне».
1) сказка 3) стихотворение
2)басня 4)рассказ
3. Узнай произведение по опорным словам.
Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.
1) «Мальчики» 3) «Няне»
2) «дары Терека» 4) «детство»
4. По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.
1) Глядишь в забытые вороты…
Произведение:___________________________________
Автор:_______________________________
2)И редкий солнца луч, и первые морозы…
Произведение:___________________________________
Автор:_______________________________
5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?
Укажи название произведения и автора.
1) Кто сильно хочет, тот того добьётся.
Произведение:___________________________________
Автор:_______________________________
2)Чем крепче дружба, тем легче служба.
Произведение:_______________________________________
Автор:______________________
6. Кто такой чауш?
1) сторож 3) знатный господин
2) офицер 4) мальчик
7.К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.
1)Ершов________________________________________________
2) Пушкин______________________________________________
3) Лермонтов___________________________________________
4) Толстой_____________________________________________
5) Чехов_______________________________________________
Контрольная работа по литературному чтению № 3
Тема: «Поэтическая тетрадь № 1»
Вариант 1.
___________________________
1. Какое стихотворение написал Н.А.Некрасов?
1) «Школьник»; 3) «Ещё земли печален вид…»;
2) «Листопад»; 4) «Бабочка»
2. Кто написал стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки ..»?
1) И.А.Бунин 3) А.Н. Плещеев
2) Е.А.Баратынский 4) Н.А.Некрасов
3.Узнай произведение по рифме.
Шёпот – ропот, лесов – лугов, голы – долы, зимы – холмы
1) «В синем небе плывут над полями…»
2) «Весенний дождь»
3) «Ещё земли печален вид…»
4) «Где сладкий шёпот..»
4. В каком стихотворении говорится о воздушной арке?
1) «Дети и птичка»
2) «Листопад»
3) «Бабочка»;
4) « Как неожиданно и ярко..»
5. Из какого стихотворения строки?
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей…
1) «Школьник»; 3) «Листопад»;
2) «Бабочка»; 4) «Где сладкий шёпот..»
6. Подбери синоним к слову шумный.
1) грохочущий; 3) скромный
2) тихий; 4) неслышный
7. Стрелками соедини авторов с их произведениями.
1)Ф.И. Тютчев 1) «Школьник»
2) А.А.Фет 2) «Где сладкий шёпот..»
3) Е.А.Баратынский 3) «Листопад»
4) А.Н.Плещеев 4) «Ещё земли печален вид…»
5) И.С.Никитин 5) «Бабочка»
6) Н.А.Некрасов 6) «В синем небе плывут над полями…»
7) И.А.Бунин 7) «Дети и птичка»
8. Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека называется - ___________________________________.
Контрольная работа по литературному чтению № 3
Тема: «Поэтическая тетрадь № 1»
Вариант 2.
___________________________
1. Какое стихотворение написал А.А.Фет?
1) «Дети и птичка»; 3) «Где сладкий шёпот…»;
2) «Листопад»; 4) «Бабочка»
2. Кто написал стихотворение «Где сладкий шёпот..»?
1) И.А.Бунин 3) Ф.И.Тютчев
2) Е.А.Баратынский 4) А.А. Фет
3.Узнай произведение по рифме.
Полями –краями, туман –румян, ночною –межою.
1) «В синем небе плывут над полями…»
2) «Весенний дождь»
3) «Ещё земли печален вид…»
4) «Где сладкий шёпот..»
4. В каком из перечисленных стихотворений описываются зимние детские забавы?
1) «Школьник »
2) «Дети и птичка»
3) «Бабочка»;
4) «В зимние сумерки нянины сказки..»
5. Из какого стихотворения строки?
-Ну пошёл же, ради Бога!
Небо, ельник и песок –
Невесёлая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!
1) «Весенний дождь»; 3) «Школьник»;
2) «Дети и птичка»; 4) «Бабочка»
6. Подбери антоним к слову торжествующий.
1) грустный; 3) счастливый
2) весёлый; 4) радостный
7. Стрелками соедини авторов с их произведениями.
1)Ф.И. Тютчев 1) «Школьник»
2) А.А.Фет 2) «Где сладкий шёпот..»
3) Е.А.Баратынский 3) «Листопад»
4) А.Н.Плещеев 4) «Ещё земли печален вид…»
5) И.С.Никитин 5) «Бабочка»
6) Н.А.Некрасов 6) «В синем небе плывут над полями…»
7) И.А.Бунин 7) «Дети и птичка»
8. Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека называется - __________________________
Контрольная работа № 4 по литературному чтению
тема: «Литературные сказки»
Вариант 1.
______________________________________
1.Кто написал сказку «Серебряное копытце»?
1) П.П.Бажов 3) С.Т.Аксаков
2) В.М.Гаршин 4) В.Ф.Одоевский
2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?
1) Саша; 3) Миша;
2) Петя; 4) Паша
3.Чем закончился Мишин сон?
1) Миша стал царём городка;
2) Миша спас колокольчиков;
3) механизм табакерки сломался;
4) Миша попрощался с жителями городка и ушёл из него;
4. Что могла делать роза?
1) блистать чудной и загадочной красотой;
2) любоваться красотой окружающего мира;
3) разливать вокруг себя тонкий и свежий запах;
5.Что было самым лучшим происшествием в жизни розы?
1) пение соловья;
2) спасение жабы;
3) прикосновение мальчика;
4) упавшая на цветок слезинка с щеки сестры;
6. Что означает выражение «покосные ложки»?
1) деревянные ложки;
2) широкие, пологие овраги, покрытые травой;
3) широкие реки
4) широкие поля;
7.Почему Кокованя сначала не хотел брать девочку?
1) думал, что девочка будет лениться;
2) он не мог обучить девочку своему делу;
3) боялся не найти с девочкой общего языка;
8 Узнай произведение по ключевым словам.
Торговые дела, купец, дочь, лесной зверь
1) «Сказка о жабе о розе»
2) «Аленький цветочек»
3) «Городок в табакерке»
4) «Серебряное копытце»
9.Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?
1) сияющим всеми цветами радуги;
2) горящими огнями золотыми, серебряными;
3)умеющим разговаривать,
4) самым красивым на свете;
10. Как хозяин дворца обращался с девушкой?
1) исполнял все её желания;
2) строго, но справедливо;
3) учил её работать по дому;
11. Что произошло с девушкой, когда она увидела хозяина дома?
1) обрадовалась; 2) убежала; 3) упала в обморок; 4) сохранила спокойствие;
12.Какие сказки ты прочитал в этом разделе?
1) литературные;
2) народные;
3) литературные и народные
Контрольная работа № 4 по литературному чтению
тема: «Литературные сказки»
Вариант 2.
__________________________________
1.Кто написал сказку «Аленький цветочек»?
1) С.Т.Аксаков 3) В.Ф.Одоевский
2) В П.П.Бажов 4) .М.Гаршин
2. Узнай произведение по ключевым словам.
Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг
1) «Сказка о жабе о розе»
2) «Аленький цветочек»
3) «Городок в табакерке»
4) «Серебряное копытце»
3.С кем познакомился мальчик в цветнике?
1) с белкой; 3) с ежом;
2) с зайцем; 4) с птичкой;
4.Какую историю, произошедшую третьего дня, вспомнил Миша (герой произведения «Город в табакерке»?)
1) как папенька открывал крышку табакерки;
2) как он хотел нарисовать маменьку и папеньку, но никак не удавалось это сделать;
3) как мальчик-колокольчик над ним насмехался;
4) как папенька поставил на стол табакерку;
5.Почему Миша позавидовал колокольчикам?
1) они жили в красивом городе;
2) они целый день ничего не делали;
3) у них было интересное занятие;
6.Как звали сиротку из сказки «Серебряное копытце»?
1) Настенька; 3) Машенька;
2) Дарёнка; 4) Алёнушка;
7.Что Кокованя рассказал девочке о своих занятиях?
1) летом рыбу ловит, зимой охотится;
2) летом золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает;
3) на заводе работает, охотится, огород разводит;
4) из дерева разные вещи делает;
8.Как Кокованя ночевал зимой в лесу?
1) он разводил костёр, а потом на прогретом месте строил шалаш;
2) у него был поставлен зимний балаган, с очагом, с окошечком;
3) в лесу охотники построили избу для зимних ночёвок;
9.Почему просьба младшей дочери для купца была самой трудной?
1) купец знал, что цветочек находится в очень труднодоступном месте;
2)купец знал, что цветочек очень строго охраняют;
3) купец не знал, как определить, что найденный цветочек – самый красивый на свете;
4) купец не знал, как довезти цветочек до дома;
10.Почему хозяин дворца показался девушке?
1) решил приучить её к себе;
2) она его уговорила;
3) решил её испугать;
11.Почему девушка захотела побывать дома?
1) она затосковала по дому;
2) её приснилось, что батюшка заболел;
3) она захотела отнести батюшке и сёстрам гостинцы;
12.Произведения какого автора ты не встретил в разделе «Литературные сказки»?
1) С.Т.Аксакова; 3) В.Ф. Одоевского
2) В.М.Гаршина 4) Л.Н.Толстого;
Контрольная работа № 5 по теме «Делу время – потехе час»В-1
1.Соедини стрелками:
Е. Л. Шварц «Главные реки»
В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»
В. В. Голявкин «Что любит Мишка»
«Сказка о потерянном времени»
2.Что потеряли дети, в сказке Е.Шварца?
А) деньги
Б) время
В) дружбу
2. На сколько кругов нужно было детям повернуть стрелки часов, чтобы вернуть потерянное время?
А) 12
Б) 65
В) 77
3..Узнайте произведение:
∙ «Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».
а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;
б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;
в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
4. Музыку какого композитора играл учитель пения в рассказе «Что любит Мишка»?
А) Шопен
Б) Бах
В) Шостокович
5. Почему мальчику из рассказа «Никакой горчицы я не ел» было скучно?
А) обидели взрослые
Б) от безделья
В) не было денег на трамвай
6.Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.
______________________________________________
7.* Какое произведение тебе больше понравилось?__________________
Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа № 5 по теме «Делу время – потехе час» В-2
1.Соедини стрелками:
Е. Л. Шварц «Главные реки»
В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»
В. В. Голявкин «Что любит Мишка»
«Сказка о потерянном времени»
2.Узнайте произведение:
∙ «Попробуй в классе запой – сразу выгонят»
а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;
б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;
в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
3.Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
а) сказка; б) рассказ; в) стихотворение
4. Из какого произведения эти строки: И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда.
А) «Главные реки»
Б) «Что любит Мишка»
В) «Никакой горчицы я не ел»
5.Соедини стрелками:
В. В. Голявкин
Е. Л. Шварц «Главные реки»
В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»
«Что любит Мишка»
«Сказка о потерянном времени»
6.Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.
___________________________
7.* Какое произведение тебе больше понравилось? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа №6 по литературному чтению
Тема : «Страна далёкого детства»
Вариант 1
____________________________________
1.Как зовут Житкова?
1) Борис Степанович; 3) Борис Сергеевич;
2) Степан Борисович; 4) Сергей Борисович;
2. Какое произведение принадлежит М.М.Зощенко?
1) «Как я ловил человечков»
2) «Ёлка»
3) «Корзина с еловыми шишками»
4) «Главные реки»
3. Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?
1) Б.С.Житков; 3) К.Г.Паустовский;
2) М.М.Зощенко; 4) В.В.Голявкин;
4. Синонимами какого слова являются эти слова?
Висеть, бездельничать, ходить.
1) наслаждаться; 2) смотреть; 3) болтаться; 4) сидеть;
5. Укажи героя произведения «Как я ловил человечков»
1) Дагни; 2) дядя; 3) Лёля; 4) внук;
6.Найди олицетворения, которые принадлежат одному произведению.
1) эхо - как птица пересмешник;
2) рояль мог петь;
3) клавиши тосковали, смеялись;
4) пароходик важно стоял на полке
7. Узнай, о каких героях или предметах из прочитанных произведений идёт речь Запиши.
1)Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.
___________________________________________________________________
2) Эта девочка вдохновила композитора на создание музыкального произведения.
___________________________________________________________________
8. Что девочка рассказала Эдварду Григу о своей кукле?
1) сто у неё порвалось платье;
2) что у неё оторвалась рука;
3) что у неё больше не закрываются глаза;
4) что у неё оторвалась коса;
9.Как мама решила наказать Миньку?
1) поставить его в угол;
2) оставить без угощения;
3) подарить его подарок другому мальчику;
4) запереть его в чулане;
10. Произведение какого писателя ты не встретил в разделе «Страна детства»?
1) Б.С.Житкова;
2) М.М.Зощенко;
3) Е.Л.Шварца;
4) К.Г.Паустовского
Контрольная работа №6 по литературному чтению
Тема : «Страна далёкого детства»
Вариант 2
____________________________________
1.Как зовут Паустовского?
1) Георгий Константинович; 3) Григорий Константинович;
2) Константин Георгиевич; 4)Константин Григорьевич;
2. Какое произведение принадлежит Б.С.Житков?
1) «Как я ловил человечков»
2) «Ёлка»
3) «Корзина с еловыми шишками»
4) «Главные реки»
3. Кто написал произведение «Ёлка»?
1) Б.С.Житков; 3) К.Г.Паустовский;
2) М.М.Зощенко; 4) В.В.Голявкин;
4. Синонимами какого слова являются эти слова?
Глядеть, взирать, таращиться, глазеть.
1) ходить; 2) смотреть; 3) болтаться; 4) гулять;
5. Что означает выражение вернусь живым духом?
1) вернусь живым; 3) вернусь рано;
2) вернусь рано; 4) вернусь быстро;
6. Выберите эпитеты, которые принадлежат одному произведению.
1) голые борта;
2) грибной воздух;
3) горные леса;
4) шелест листьев;
7. Узнай, о каких героях или предметах из прочитанных произведений идёт речь Запиши.
1) Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.
___________________________________________________________________
2) Этот инструмент мог петь обо всём.
___________________________________________________________________
8. Где проводил осень композитор Эдвард Григ?
1) на берегу Женевского озера;
2) в лесах около Бергена;
3) на окраине Стокгольма;
9. За что Минька ударил маленького мальчика?
1) мальчик стал играть в новый пароходик;
2) мальчик стал смеяться над Минькой;
3) мальчик толкнул Миньку;
4) мальчик стал есть угощение;
10.Произведение какого писателя ты не встретил в разделе «Страна детства»?
1) Б.С.Житкова;
2) М.М.Зощенко;
3) В.Ю.Драгунского;
4) К.Г.Паустовского
Контрольная работа № 7 по теме «Природы и мы»
Вариант 1
___________________________
1.Какое произведение написал А.И.Куприн?
1) «Приёмыш» 3) «Барбос и Жулька»
2) «Кабан» 4) « Выскочка»
2.Кто написал произведение «Кабан»?
1) Е.И.Чарушин 3) Д.Н.Мамин-Сибиряк
2) М.М.Пришвин 4) А.И.Куприн
3. Какой рассказ можно назвать юмористическим?
1) «Кабан» 3) «Приёмыш»
2) «Барбос и Жулька» 4) « Выскочка»
4. Из какого произведения данные слова?
Доспехи, протока, сайма, муштровать.
1) «Приёмыш» 3) «Выскочка»
2) «Барбос и Жулька» 4) «Кабан»
5. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского оленя с большими рогами?
1) марал 3) сайма
2) фестон 4) яр
6. Узнай героя по его описанию.
Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…
1) серый журавль 3) лебедь
2) Жулька 4) собака Вьюшка
7.Запиши название произведения и укажи его автора.
1)В каком произведении сорока лишилась хвоста?
__________________________________________________________________________________
2)Он был приёмным членом семьи, но очень любимым.
__________________________________________________________________________________
8. Узнай героя по описанию. Запиши название произведения и автора.
1) Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок - суета или драка, - он не торопясь пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник-птица!
__________________________________________________________________________________
2) Она была маленькая, тонконогая, с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди.
__________________________________________________________________________________
9.Стрелками соедини авторов с их произведениями.
1) Д.Н.Мамин - Сибиряк а) «Выскочка»
2) А.И.Куприн б) «Кабан»
3) Е.И.Чарушин в) «Приёмыш»
4) М.М.Пришвин г) «Барбос и Жулька»
Контрольная работа № 7 по теме «Природы и мы»
Вариант 2
___________________________
1.Какое произведение написал Д.Н.Мамин - Сибиряк?
1) «Кабан» 3) «Барбос и Жулька»
2) «Приёмыш» 4) «Выскочка»
2.Кто написал произведение «Выскочка»?
1) М.М.Пришвин 3) Д.Н.Мамин-Сибиряк
2) Е.И.Чарушин 4) А.И.Куприн
3. Герой какого произведения вынужден был отпустил птицу на волю?
1) «Кабан» 3) «Приёмыш»
2) «Барбос и Жулька» 4) « Выскочка»
4. Из какого произведения данные слова?
Приземистый, сталактит, флирт, фестон, подпалина, лицемерный, лавры, карьер.
1) «Приёмыш» 3) «Выскочка»
2) «Барбос и Жулька» 4) «Кабан»
5. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского оленя с большими рогами?
1) марал 3) сайма
2) фестон 4) яр
6. Узнай героя по его описанию.
Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
1) Жулька 3) лебедь
2) серый журавль 4) собака Вьюшка
7.Запиши название произведения и укажи его автора.
1) Они были разными, но дружба их - крепкой.
__________________________________________________________________________________
2) Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. __________________________________________________________________________________
8. Узнай героя по описанию. Запиши название произведения и автора.
1) Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встает на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…
__________________________________________________________________________________
2) Днём он при народе стоит на голове за конфетку.
__________________________________________________________________________________
9.Стрелками соедини авторов с их произведениями.
1) Д.Н.Мамин - Сибиряк а) «Выскочка»
2) А.И.Куприн б) «Кабан»
3) Е.И.Чарушин в) «Приёмыш»
4) М.М.Пришвин г) «Барбос и Жулька»
Контрольная работа по литературному чтению №8
Тема: «Страна Фантазия»
Вариант 1.
__________________________
1. Кто написал «Приключения Электроника»?
1) Е.С.Велтистов; 3) Г.Х.Андерсен;
2) Кир Булычёв; 4) Г.Мартынов;
2. Определи жанр произведения «Путешествие Алисы».
1) сказка; 2) рассказ; 3) сказочная повесть; 4) фантастическая повесть;
3. Найди значение слова контрабас.
1) струнный смычковый музыкальный инструмент;
2) наука об общих закономерностях процессах управления и передачи информации;
3) человек, который занимается контрабандой;
4) договор, соглашение;
4. Найди причину нападения кустиков.
1) они были агрессивны; 3) они питались людьми;
2) их забыли полить; 4)надвигалась песчаная буря;
5.В данный отрывок вставь пропущенные слова.
В следующее мгновение профессор был … . Он увидел, как мелькает между деревьями … .
1) у двери, синяя кофточка; 3) у экрана, зелёная курточка;
2) у окна, синяя курточка; 4) у ворот, зелёная кофточка;
6. Механика в произведении «Путешествие Алисы» звали:
1) Красный; 2) Зелёный; 3) Синий; 4) Серый;
7. Как назывался космический корабль?
1) «Геракл»; 2) «Циклоп»; 3) «Пегас»; 4) «Кентавр»;
8. Что сделал папа Алисы?
1) пытался отбиться от кустов шваброй;
2) пытался убежать от кустов;
3) пытался отбиться от кустов руками и ногами;
4) пытался отбиться от кустов кинокамерой;
9. Для чего прибыл профессор Громов?
1) для участия в испытаниях новейших роботов;
2) для участия в научном эксперименте;
3) для участия в космическом путешествии;
4) для участия в конгрессе кибернетиков;
10.Чем являлось воздушное такси?
1) маленьким самолётом;
2) маленькой летающей тарелкой;
3) маленьким вертолётом;
11.Зачем профессор Громов воткнул вилку в розетку?
1) чтобы было больше света;
2) чтобы робот подкрепился электрическим током;
3) чтобы включить несколько привезённых с собой приборов;
12.К какому жанру относятся прочитанные тобой в данном разделе произведения?
1) детективная литература;
2) приключенческая литература;
3) фантастическая литература;
4) сказки;
Контрольная работа по литературному чтению №8
Тема: «Страна Фантазия»
Вариант 2.
__________________________
1. Кто написал «Путешествие Алисы»?
1) Е.С.Велтистов; 3) Г.Х.Андерсен;
2) Кир Булычёв; 4) Г.Мартынов;
2. Определи жанр произведения «Приключения Электроника».
1) сказка; 2) рассказ; 3) сказочная повесть; 4) фантастическая повесть;
3. Найди лишнего героя.
1) профессор; 3) Громов;
2) Алиса; 4) Электроник;
4. В данный отрывок вставь пропущенные слова.
Сбегая по …, профессор заметил удивлённое лицо директора и … помахал ему рукой. Сейчас было не до объяснений.
1) дорожке, дружески; 3) лестнице, доброжелательно;
2) лестнице, успокаивающе; 4) дорожке, успокаивающе;
5.Откуда прибыл профессор Громов?
1) с Луны;
2) с околоземной орбиты;
3) из сибирского научного городка;
4) из Антарктиды;
6. Где остановился профессор Громов?
1) в санатории «Сосны»;
2) в гостинице «Дубки»;
3) в отеле «Под пальмами»
7. Кто находился в чемодане?
1) кибернетический мальчик; 3) робот с несколькими руками и четырьмя глазами;
2) кибернетическая девочка; 4) кибернетический пёс;
8.В поисках чего космокатер в произведении «Путешествие Алисы» облетел пустыню?
1) воды; 2) животных; 3) растений; 4) инопланетян; 5) людей;
9.Какие листья были у кустов?
1) длинные, серебристые с изнанки;
2) широкие, короткие, золотистые с изнанки;
3)почти круглые, большие, серые с изнанки;
10. Как папа Алисы объяснил странное поведение кустов?
1) так они борются за существование в условиях недостатка влаги:
2) так они охотятся;
3) так они развлекаются;
4) так они расселяются по всей планете;
11.Чем Алиса напоила самый маленький кустик?
1) чаем; 2) молоком; 3) компотом; 4) сиропом;
12.К какому жанру относятся прочитанные тобой в данном разделе произведения?
1) детективная литература;
2) приключенческая литература;
3) фантастическая литература;
4) сказки;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный перечень учебников;
- ООП МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 23 »;
- Учебный план МАОУ «Основная общеобразовательная школа №23» на 2018 - 2019 учебный год;
- Положение о рабочей программе МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 23»;
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с. –(Стандарты второго поколения).
- Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
- Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. [ В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина]– М., Просвещение, 2011 г – (Школа России).
- Литературное чтение. 1 (2,3,4) класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова [и др.]. – М.: Просвещение, 2016 (Школа России).
Словари:
- Словарик орфографический//Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. – М.: Просвещение, 1995г.
- Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников/О.А.Михайлова. –М.: АСТ, Астрель, 2010г.
- 7 иллюстрированных словарей русского языка для детей в одной книге/ авт.-сост.Д.В.Недогонов. - М.: АСТ, Астрель, 2010г.
- Толковый словарь русского языка // С.И.Ожегов – «Институт русского языка» - 1997
- Учебный фразеологический словарь русского языка // Е.А.Быстрова, Н.М.Шанский – М.: Просвещение- 1984
- Школьный словарь антонимов русского языка // М.Р.Львов – Русский язык, 1984
- Школьный словарь иностранных слов п/р В.Иванова - М.: Просвещение, 1990
- Краткий словарь синонимов русского языка // В.Н.Клюев, - Учпедгиз, 1961
- Школьный словарь иностранных слов //В.В.Одинцов - М.: Просвещение, 1983
- Школьный фразеологический словарь // В.Н.Жуков - М.: Просвещение, 1994
- Орфоэпический словарь русского языка для школьников// О.А.Михайлов, - М.: Просвещение , 2005
- Мифологический словарь
Информационно-коммуникативные средства.
- Обучение грамоте: электронное приложение к учебнику В.Г Горецкого (CD)
- Сказки А.С.Пушкина (видеофильмы)
- В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (аудиозапись)
- А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (аудиозапись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс 2022 - 2023 уч.год
Программа создана на основе "Конструктора рабочих программ"...
Рабочие программы ФГОС 3. Начальные классы 2022-2023
Новые рабочие программы ФГОС-3 для 1 класса по программе "Школа России" 2022-2023...
Рабочие программы ФГОС 3. Начальные классы 2022-2023
Новые рабочие программы ФГОС-3...
Рабочая программа по математике 4 класс 2022-2023 уч.год
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс....
Рабочая программа по технологии 4 класс 2022-2023 уч.год
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"....
Рабочая программа по математике 2 класс 2022-2023 учебный год ( 4 часа в неделю,136 часов)
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...
Рабочая программа по музыке 2 класс 2022-2023 учебный год ( 1 час в неделю,34 часа)
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагог...