В.Драгунский "Он живой и светится"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_dragunskiy_on_zhivoy_i_svetitsya.docx | 123.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Цели:
- Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».
- Развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в группах, совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений;
- Продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.
Задачи:
-развивать навыки осознанного выразительного чтения;
-пробудить познавательную активность;
-работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
-расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
-развивать критическое мышление;
-воспитывать любовь ко всему живому.
Личностные УУД:
-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;
-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД:
-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
-умение работать с учебной и дополнительной информацией;
-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов;
-использование активных методов обучения ( приёмы «Чтение с остановками», «Верно-Неверно», «Синквейн», «Кластер», Рассказ-предположение по ключевым словам)
Коммуникативные УУД :
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
-чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;
-критично относиться к своему мнению;
-понимать точку зрения другого человека.
Оборудование:
- Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.
- Карточки с характеристиками героев.
- Презентация.
- Кейсы
Ход урока.
Слайд 1
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. А гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.
Каждый урок чтения - это урок общения. На этом уроке мы с вами будем продолжать работу над изучаемым произведением, познакомимся с новыми фактами из жизни писателя и, конечно же, будем обмениваться своими мыслями.
Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
Слайд 1. Прозвенел звонок – начинается урок!
II Проверка домашнего задания.
Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").
Слайд 2.
- О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе, о природе, о повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе)
О жизни каких животных вы узнали в разделе? (заяц, собака Малька, мышонок Пик, обезьяна, глухарка)
-Кто авторы произведений? (Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич СоколОв- МикитОв, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев)
Слайд 3. Портрет по(щелчку)
- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.
Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский.
("Заколдованная буква", "Тайное становится явным")
Сообщение учащихся.
Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы".
Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.
Слайд 4.
- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок).
Речевая разминка с физминуткой.
- Присядьте и прочитайте загадку шепотом.
- Прочитайте загадку считалкой, хлопая в ладоши.
- Прочитайте выразительно.
- Садитесь.
- Что вы знаете о светлячках?
слайд. 5.
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
- О светлячке шла речь в рассказе, который вы читали дома. Как называется этот рассказ?
( «Он живой и светится»).
слайд. 6.
Запись в тетради: автор, название рассказа. (Учитель пишет на доске»)
Слайд 7 – 8.
- Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.
Учащиеся находят соответствие выражений на слайде:
- работать / над составлением плана рассказа
- учиться / давать характеристику героям
- определить / главную мысль рассказа
- Работа над новым произведением.
Слайд 9
– Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)
- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)
Приём "Рассказ-предположение по ключевым словам"
- Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.
Слайд 9 ( щелчок)
На слайде слова: товарищи, друзья, знакомые.
Слайд 10
Проблемные вопросы
- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.
- Сейчас мы еще раз, вдумчиво прочитаем текст, но прежде проведём словарную работу для более точного понимания некоторых слов и выражений.
Слайд 11. СЛОВАРЬ
- брынза – сыр из овечьего или козьего молока;
- моментально – мгновенно, очень быстро;
- бублик – толстая баранка;
- Гватемала, Барбадос – государства в Америке.
- Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
Проверка выполнения со слайдoм. Переходим к чтению.
Слайд 12 ( план рассказа)
. Приём «Чтение с остановками»
-Откройте учебник на с.102
Чтение текста и составление плана (запись в тетрадь)
1 часть
Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)
- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)
- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
(найдите в тексте и прочитайте)
(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").
Запись в тетрадь.
2 часть
- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)
- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)
- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)
- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)
- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")
Запись в тетрадь.
3 часть
– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)
- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?
(сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)
- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)
- Как озаглавите 3 часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке") Запись в тетради.
4 часть Жужжащее чтение
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить 4 часть. ("Лучше любого самосвала на свете").
– Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём.
СЛАЙД 13
План пересказа проверка
СЛАЙД 14 ( характеристики героев)
Кейсы Характеристика героев
Подумайте и подчеркните, какие качества характерны для Мишки, а какие для Дениски
Работа в парах
СЛАЙД 14 ( проверка)
Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.
Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.
(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным (Упорный, чрезвычайно, слишком настойчивый) и
Бестактным Бестактность – это отсутствие такта. Неумение вести себя в соответствии с этикетом, то есть следовать правилам поведения. Такт - это способность понимать собеседника. Не допускать неприятных для него ситуаций. Людей без этих умений называют бестактными или нетактичными - любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду;
Нахальный; надоедливый, назойливый, навязчивый, докучный (обычно с оттенком неодобрения),
Корыстный - это тот человек извлекающий личную выгоду из какой-либо ситуации
невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо;
нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)
V. Рефлексия. Подведение итогов.
Слайд 15 ПРОБЛЕМА
- - Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.
Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?
Мнения учащихся.
- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки.
Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)
- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
- – Подводя итог нашему разговору,
- составьте синквейн или
Прием синквейн
Ученики самостоятельно составляют синквейны и кластеры на листочках, а затем зачитывают.
VI. Оценка работы класса.
Учитель оценивает работу класса, выделяя наиболее яркие и удачные моменты.
Слайд 16 ВЫВОД
Я довольна вашей работой на уроке. Я очень рада, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях.
Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.
Слайд 17
Приём «Верно-Неверно»
Не сказка – рассказ (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово "волшебство", но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)
А правда ли, что светлячок - существо настоящее, а не придуманное автором?
(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).
СЛАЙД 18 РЕФЛЕКСИЯ
На уроке я узнал……
- Было интересно…
- Я понял, что…
- Мне захотелось
VII. Домашнее задание. СЛАЙД 19
- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по записанному в тетради плану, а также одно из заданий по выбору:
СЛАЙД 20 Спасибо за урок!
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
«Кластер»
Описание приёма:
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". |
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Цель приёма:
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"
Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...
Презентация "Виктор Драгунский" к уроку "Он живой и светится"
Знакомство с писателем, с его произведениями, слайды светлячков и викторина по произведениям писателя....
В.Драгунский.Он живой и светится
Презентация к уроку литературного чтения...
Драгунский. Он живой и светится
Презентация к уроку литературы по произведению "Он живой и светится" Драгунского...
Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"
В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...
Урок литературного чтения "В. Драгунский. Он живой и светится"
План проведения урока литературного чтения "В. Драгунский. Он живой м светится"...
Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"
Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...