Н. М. Артюхова “Саша - дразнилка”
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Герасимова Александра Олеговна

Технологическая карта урока для ознакомления обучающихся с произведением Н. Артюховой «Саша – дразнилка» и с биографическими сведениями автора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_1_klass.docx79.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Н. М. Артюхова “Саша - дразнилка”

ФИО: Герасимова А.О.

Класс: 1

УМК «Школа России»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомиться с произведением Н. Артюховой «Саша – дразнилка» и с биографическими сведениями автора.

Задачи урока:

 

Дидактические: развивать навык чтения правильность, беглость, выразительность, осознанность, совершенствовать навык работы с текстом; обучать навыкам чтения: правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению целыми словами;

совершенствовать навык деления текста на части и подбора заголовков к частям рассказа; развивать умение анализировать произведение

Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, память, произвольное внимание, творческое воображение, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, учить слушать и слышать друг друга, взаимодействовать с одноклассниками и учителем; развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память; прививать интерес к чтению; развивать артикуляционную моторику

Воспитательные: развивать любознательность, познавательные интересы, расширять кругозор о предметах живой и неживой природы; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

  Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р- регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1

Орг. момент

Развивать артикуляционную моторику

Беседа

Речевая разминка

Приветствие учащихся.

– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
(Да.) Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

– у меня для вас есть игра - разминка внимание на слайд. Прочтем его все вместе.

Речевая игра-разминка

Ра-ра-ра – начинается игра!

Ру-ру-ру – прискакало кенгуру!

Ри-ри-ри – улетели снегири!

Ры-ры-ры – искусали комары!

Ро-ро-ро – несу тяжёлое ведро!

Ра-ра-ра – и закончилась игра!

-Как думаете для чего мы читали это стихотворение?

-Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

-Читаю совместно с учителем

-Разминали речевой аппарат для дальнейшей работы на уроке литературного чтения

Ф

Презентация

 

Регулятивные:

Обеспечение обучающимися организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2

До чтения

Развивать диалогическую и монологическую речь, память, произвольное внимание

Беседа

Создание и решение проблемной ситуации

Слово учителя

1.Актуализация знаний

-Какой раздел литературного чтения мы изучаем ?

- Какие произведения мы прочитали в этом разделе? .

-Что их объединяет?

-Для чего пишут авторы такие веселые и смешные произведения?

В разделе «И в шутку и всерьёз» поэты сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды.

 2.Целеполагание,    

проблемная ситуация

-Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. Позвольте я вам его зачитаю:


- Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась неприятность – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей проблемой!


Возможно, это крик души не только этого класса.

- Что посоветуете?

- А теперь, ребята, помогите сформулировать тему сегодняшнего урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова .

Нина Михайловна Артюхова прожила долгую жизнь - 89 лет..

Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза» «Трудный вечер» «Саша – дразнилка»

-Как вы думаете, какое из данных произведений мы будем сегодня изучать?

Рассказ, который мы будем сегодня изучать так и называется «Саша –дразнилка»

-Какую цель урока мы можем с вами поставить

-«И в шутку и всерьёз».

-Ирина Токмакова

« Мы играли в хохотушки» ,Яков Тайц « Волк»

-Смешные и весёлые

Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Перестать обижаться. Не дразниться самому

-«Саша-дразнилка»

-познакомиться с рассказом “Саша-дразнилка" и его автором

Ф И

Письмо в конверте

Презентация  

способствовать развитию фонематического слуха; зрительного восприятия.

 Познавательные:

Актуализация опорных знаний; самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи)

 

 

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения

развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем, развитие  учебно-познава­тельного интереса к новому учебному материалу;

3 Во время чтения

Учить слушать учителя и слышать друг друга, взаимодействовать с одноклассниками и учителем Совершенствовать навык работы с текстом

Беседа

Словарная работа

Чтение учителем в слух

Работа с учебником

 

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?

Словарная работа

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:

Слайд 7

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.

-Что общего между этими словами?

Как называются такие слова?

Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.

- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?

- Какие чувства вы испытывали в тот момент?

Словарь настроения.

- Ребята, чтобы вам легче было назвать свои чувства, я вам дам вот такую подсказку:

Возмущён Стыдно Рассержен Сердит Тяжело Неловко Печален Неприятно

-Сейчас я прочитаю вам рассказ вам необходимо слушать внимательно и следить по тексту. После вы мне ответите на вопрос о ком же этот рассказ?

(Учитель читает рассказ)

-О ком идет речь в тексте?

-Каковы ваши впечатления от прочитанного?

-Какие чувства вы испытали?

-Где происходит событие?

-ответы детей

Дразнить значит задирать, обзываться

-корень

-однокоренные

-ответы детей

-злость, обиду

-слушают, следят по тексту

О Саше и Ляле

-веселый. смешной рассказ

-радостные, обидные за девочку

-дома у героев рассказа

Ф П

Толковый словарь

читать тексты произведений целыми словами; воспроизводить предложения с различной интонационной окраской; находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения. оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или

небольшого текста), высказывать свою точку зрения

 

развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем, развитие  учебно-познава­тельного интереса к новому учебному материалу;

4 После чтения

Развивать умение анализировать произведение

Развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память; прививать интерес к чтению

Беседа

Чтение текста по цепочке

Словарная работа

Хоровое чтение

Чтение по ролям

Выборочное чтение

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили?

Чтение 1 части. Чтение по цепочке.

Какая проблема возникла между братом и сестрой?

- Какой совет дал папа Ляле?

-Ребята, у меня есть три заголовка, какой из них больше подойдет к 1 части.

 Словарная работа.
- Прежде чем прочитать 2 часть, поработаем над чтением трудных слов и их
значением.
- У вас на парте лежат карточки со словами из текста, прочитайте про
себя, а затем в парах

 1 вариант – читает по слогам

2 вариант – читает
бегло.

Затем плавное хоровое чтение.

Завт-ра-ка-ли  - завтракали

По-перх-нул-ся- поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)

Нас-морк  - насморк

Дро-жа-щим - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)

Поп-рав-ляй-ся-поправляйся

- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают.

 Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.

- Понравилось чтение?

- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев?

Эмоциональная окраска

- А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.

- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…

- Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…

- У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…

- У меня апельсин больше, чем у тебя…

- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь

Чтение 3 части.

А теперь прочитаем рассказ до конца. (Читает 1 ученик)
- Почему заплакал Саша?
- Помог ли Ляле папин совет?
Вывод: Ляля не стала обращать внимания.

-Почему изменилось настроение Саши? Ляли?

- Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ?



-Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
-Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.
-Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.

 Выбрать другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения. 

-Над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ?

-две части

- брат дразнит сестру

- а ты не дразнись

«Не дразнись» «Саша заплакал» «За столом»

-дети объясняют, как они понимают эти слова

- Чтение второй части учащимися

-да

-получилось

-дети встаю и мимикой показывают эмоции

-было обидно

-да помог

-Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.

-Не дразнись.

-Брат и сестра.

-Папин совет.

-Трусиха и плакса.

-Свое название.

-Не нужно дразнить другого, когда тебе самому это неприятно и обидно

Ф И П Г

Презентация

Учебник Карточки со с ловами

 способствовать развитию фонематического слуха; зрительного восприятия.

Познавательные:

Актуализация опорных знаний; самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи)

 

 

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения

развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем, развитие  учебно-познава­тельного интереса к новому учебному материалу;

Подведение итогов

Развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память

Беседа

Прием Восхождение на пик знаний

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто написал этот рассказ? (

- Основная мысль произведения

- Сегодня на уроке очень хорошо работали, молодцы!

«Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

hello_html_m490555fa.jpg

“Саша – дразнилка” Н.М.Артюхова

-не дразниться 

-дети рисуют  себя на горе, в соответствии с условиями

Ф И

 Карточка с изображением горы

 

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения

развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.А. Артюхова "Саша - дразнилка"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по учебнику Горецкого В.Г. ...

Урок литературного чтения в 1 классе. Н.Артюхова. Саша-дразнилка.

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК "Школа России"....

презентация к уроку литературного чтения в 1 классе Н.М.Артюхова "Саша-дразнилка"

Данная презентация поможет в проведении урока литературного чтения с использованием современных образовательных технологий.Её также можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероп...

Конспект урока литературного чтения по теме:"Дразнить - нехорошо!" Н. Артюхова "Саша - дразнилка"

Разработка урока литературного чтения  в 1 классе (УМК "Школа России") по теме: "Дразнить - нехорошо!" Н. Артюхова "Саша - дразнилка"....

Конспект урока литературного чтения «Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка»

Конспект урока литературного чтения (1 класс)  «Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка»...

Н. Артюхова "Саша - дразнилка"

УМК «Школа России»Технологическая карта. Литературное чтение. 1 класс.  Н.Артюхова «Саша - дразнилка»...