Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели:
-повторить изученные ранее произведения Л.Н.Толстого;
-познакомить с усадьбой «Ясная Поляна» и образом жизни писателя;
- учить вдумчивому прочтению произведения с целью осознания главных героев;
- учить давать характеристику героям по поступкам и словам;
- формировать оценочное суждение;
- добиться глубокого понимания детьми авторского замысла;
- обогащать словарный запас детей;
-совершенствовать навык чтения;
- создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти,
- вербального, наглядно-образного мышления;
- формировать культуру поведения при фронтальной работе и при работе в паре;
- воспитывать интерес к чтению;
- воспитывать уважение к родителям и пожилым людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staryy_ded_i_vnuchek_28.10.docx | 36.79 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_literaturnogo_chteniya_na_temu_l.n.tolstoy_staryy_ded_i_vnuchek_.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Цели:
-повторить изученные ранее произведения Л.Н.Толстого;
-познакомить с усадьбой «Ясная Поляна» и образом жизни писателя;
- учить вдумчивому прочтению произведения с целью осознания главных героев;
- учить давать характеристику героям по поступкам и словам;
- формировать оценочное суждение;
- добиться глубокого понимания детьми авторского замысла;
- обогащать словарный запас детей;
-совершенствовать навык чтения;
- создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти,
- вербального, наглядно-образного мышления;
- формировать культуру поведения при фронтальной работе и при работе в паре;
- воспитывать интерес к чтению;
- воспитывать уважение к родителям и пожилым людям.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Ресурсы: учебник, презентация, словари, выставка книг, карточка-ребус, цветные карточки, портреты писателей, пословица, картинка «Солнышко», цветные лучики.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
- Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлых уроках?
(С творчеством Крылова)
- Что писал И.А.Крылов? (Басни)
- Что такое басня? ( Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть поучение или мораль. Действующие лица животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.)
- Какие басни Крылова вам известны? («Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей»)
- Дома вы отрабатывали выразительное чтение басни «Стрекоза и Муравей» по ролям. (Выразительно читают 3 ученика.)
- А есть группа детей, которая подготовила басню в виде инсценировки. (3 ученика)
- Ребята, в чём же мораль этой басни? (Нужно знать меру отдыха и труда.)
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и цели урока.
1.- Разгадайте ребус (карточка на доске): 7я. (Семья)
- А что такое семья? (Семья — это близкие родственники, живущие вместе.)
- А как должны относиться члены семьи к друг другу?
- Ребята, а кто такие пожилые люди? (Это бабушки и дедушки, с определённым жизненным опытом.)
- А как нужно относиться к пожилым людям? (Помогать, любить, заботиться, быть терпимыми.)
2.Предлагаю послушать и поработать над притчей, которая называется «Корзину-то возьми».
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
-Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину – то возьми!
-На что она мне?
-Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
- О ком эта притча?
- О чем забыл сын?
(обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда родители стареют)
- Что бы вы сказали сыну?
- В чём заключается ответственность родителей и детей друг перед другом?
Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости.
- Прочитайте предложение на доске:
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».
- Как называется такое высказывание? (Пословица)
- Что значит почитать? (Относиться с уважением.)
– Как вы понимаете эту пословицу? (Если в семье есть любовь, уважение, доброта, понимание к родителям, то когда вы будете родителями и вас будут беречь и уважать ваши дети.)
- Подробно понять смысл этих слов нам поможет произведение, которое мы будем изучать сегодня.
- Предположите, о ком будет наше новое произведение? (О семье, о пожилых людях.)
- А поможет нам в этом произведение замечательного русского писателя, имя которого нам подскажет выставка книг.
- Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия. Как вы думаете, с каким писателем мы сегодня познакомимся?
- Верно. Это Л.Н.Толстой. Его книги переведены на многие языки мира.
- Я приглашаю моих помощников
- Познакомьте нас с автором этого произведения.
Л.Н.Толстой великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь он посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.
Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич Толстой считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.
Л.Н.Толстой очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.
Он очень долго жил в своём доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.
IV.Работа по теме урока.
1.Знакомство с портретом писателя.
- В учебнике на с.108 перед вами портрет писателя. Такой же на доске.
- Обратите внимание, какой у него взгляд? (Строгий.)
- Несмотря на его пристальный строгий взгляд, глаза его светятся добротой и мудростью.
Лев Николаевич любил один сидеть в парке на своей любимой скамейке и размышлять о жизни.
Давайте отдохнём и мы.
V. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре
Кто живёт в нашей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой, щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
VI.Продолжение работы по теме урока.
1.Чтение статьи про Толстого в учебнике с.108.
- Прочитайте статью и скажите, что ещё нового вы узнали об этом человеке. (Читают 2 ученика.)
- Что ещё интересного вы узнали об этом авторе? (Любил детей, не боялся отвечать на вопросы, был недоволен собой, ставил перед собой сложные задачи, ничего не боялся, кроме собственной совести.)
2.Первичное знакомство с текстом.
-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас, быть внимательными, размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?
(Читает учитель)
3.Проверка первичного восприятия.
- Понравилось вам произведение?
- Понравилась ли вам семья, о которой написал Толстой?
- Хотите быть членом этой семьи?
- Почему?
- Какое это произведение по настроению? (грустное)
- Какие чувства вы испытали? Продолжи предложение (слайд)
Я почувствовал…
(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)
4.Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Рассмотрите иллюстрацию на с.110. Кого вы видите на ней? (Мы видим семью.)
- А как вы думаете, семья живёт в наше время или нет? (Нет.)
- Почему вы так считаете? (Герои в старинной одежде, в лаптях, стоят лавки, печка.)
- А это богатая семья или бедная? (Бедная, крестьянская.)
- Эта история написана давно. А может ли в наше время произойти подобная ситуация в семье? (Да, конечно.)
5.Вторичное чтение (читают про себя)
- Прочитайте ещё раз про себя и найдите слова, которые в наше время практически не употребляются.
6.Словарная работа.
-Какие слова для вас непонятны и незнакомы?
ЛОХАНКА - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды
- Лексическое значение слова ЛОХАНКА найдём в словаре устаревших слов. (Работа по словарю.)
НЕВЕСТКА – жена сына
БРАНИТЬ - ругаться
СЛАЖИВАЕТ – складывать, собирать
7. Анализ произведения. Выборочное чтение.
- Назовите главных героев рассказа. (Дед, невестка, сын и внучек.)
- Почему деда стали кормить за печкой? (Он стал стар.)
- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
- А как вы думаете, почему дед уронил и разбил чашку? (Был бессильный, беспомощный.)
- Как вы считаете, всегда ли дедушка был беспомощным? (Нет.)
- Прочитайте, что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? (Станет давать обед в лоханке.)
- Охарактеризуйте невестку.
(Работа в паре: на розовом листочке слова — добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная)
- Прочитайте, чем ответил старик, когда его бранила невестка? (Старик вздохнул и ничего не сказал.)
- Почему? (Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына и о том, что сыну досталась плохая жена.)
- Что можно сказать о сыне деда? Какой он?
(Работа в паре: на голубом листочке слова — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный)
- Почему он не заступился за своего отца? (Он слепо подчинялся жене, безвольный человек.)
- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши.)
- Прочитайте эти слова. (Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.)
- Что испытали родители Миши после таких слов? ( Стыд.)
- Почему родители заплакали? (Сын преподнёс им урок.)
- Какие слова подойдут для характеристики Миши?
(Работа в паре: на белом листочке слова — умный, глупый, добрый, трусливый, справедливый)
VIII.Закрепление знаний.
1)Сравнение басен Крылого и Толстого.
- Дети, а зачем Толстой рассказал нам эту историю? Чему она нас учит?
- Ребята, а можно ли это произведение назвать басней? (Да.)
- Да, действительно, Л.Н.Толстой это произведение считал басней.
- А басни какого писателя мы изучали на прошлых уроках? (Басни Крылова.)
- Сравните басни Крылова и Толстого. В чём различие? (У Крылова главные герои — животные, у Толстого — люди. У Крылова басни написаны в стихотворной форме, у Толстого — как маленький рассказ .)
- А в чём сходство? (Есть мораль, поучение.)
- В чём же мораль басни Толстого? (Уважать старших, быть терпимым к старым людям, проявлять заботу и уход. Потому что все когда-нибудь будут старыми.)
2) Выбор пословицы для определения идеи басни.
- Лев Николаевич Толстой в своём творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь
- Сейчас вам необходимо поработать в группе.
Возьмите карточку №1 (Приложение 1) и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания и выберите пословицу, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек»
- Прочтите вслух пословицы, которые у вас получились.
При солнышке тепло, тот вовек не погибает.
Вся семья вместе, при матери добро.
Кто родителей почитает, так и душа на месте.
Какая пословица точно отражает идею басни?
4. Обобщение.
Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может такая история произойти в наше время?
Есть ли в вашей семье пожилые люди, расскажите, как вы к ним относитесь?
(Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)
-Старость не самая радостная пора в жизни человека. Она уносит силы, былую красоту, здоровье. Люди не могут изменить этого закона, но они могут скрасить друг другу последние годы и дни, уделить старому человеку больше внимания и нежности, ободрить его добрым словом.
IX.Итог урока.
- А сейчас скажите, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов:
- Обещаю ..
- Постараюсь..
- Я хочу..
- Я буду…
X. Домашнее задание. Оценивание.
- Составьте несколько советов для детей, о том, как нужно относиться к пожилым людям, с.110-111 выр.читать.
Хорошо поработали сегодня.....
XI.Рефлексия.
Наше солнышко весь урок дарило вам свои тёплые лучики и оно может ещё ярче засиять от ваших лучиков, которые лежат у вас на партах. Если вы поняли, как нужно относиться к членам семьи — поднимите жёлтый лучик, если вы считаете, что вы ещё маленькие и у вас нет никаких обязательств в семье — поднимите оранжевый лучик.
От жёлтых лучиков стало тепло и светло. Я вам желаю, чтобы в ваших семьях всегда вы были ярким, ласковым, добрым и любящим солнышком! Любите, берегите, цените и радуйте своих родителей! Прикрепите выбранные лучики к нашей доске.
Соедини пословицы
При солнышке тепло, тот вовек не погибает.
Вся семья вместе, при матери добро.
Кто родителей почитает, так и душа на месте.
Соедини пословицы
При солнышке тепло, тот вовек не погибает.
Вся семья вместе, при матери добро.
Кто родителей почитает, так и душа на месте.
Соедини пословицы
При солнышке тепло, тот вовек не погибает.
Вся семья вместе, при матери добро.
Кто родителей почитает, так и душа на месте.
Соедини пословицы
При солнышке тепло, тот вовек не погибает.
Вся семья вместе, при матери добро.
Кто родителей почитает, так и душа на месте.
Соедини пословицы
При солнышке тепло, тот вовек не погибает.
Вся семья вместе, при матери добро.
Кто родителей почитает, так и душа на месте.
(Работа в паре: на розовом листочке слова — добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная)
(Работа в паре: на голубом листочке слова — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный)
(Работа в паре: на белом листочке слова — умный, глупый, добрый, трусливый, справедливый
Невестка - добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная.
Невестка- добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная.
Невестка -добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная.
Невестка - добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная.
Невестка - добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная.
Невестка - добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная.
Невестка - добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная.
Невестка добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная.
Невестка - добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная.
Невестка - добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная.
Сын — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный
Сын — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный
Сын — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный
Сын — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный
Сын — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный
Сын — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный
Сын — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный
Сын — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный
Сын — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный
Миша - умный, глупый, добрый, трусливый, справедливый
Миша - умный, глупый, добрый, трусливый, справедливый
Миша - умный, глупый, добрый, трусливый, справедливый
Миша - умный, глупый, добрый, трусливый, справедливый
Миша - умный, глупый, добрый, трусливый, справедливый
Миша - умный, глупый, добрый, трусливый, справедливый
Миша - умный, глупый, добрый, трусливый, справедливый
Миша - умный, глупый, добрый, трусливый, справедливый
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Пусть нам всем пойдет он впрок. Тихо сядут девочки, а затем и мальчики.
Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет. Басня -
Разгадайте ребус 7я семья
Тема урока ДОМ УВАЖЕ-НИЕ ЛЮБОВЬ ЗАБОТА ТЕРПЕ-НИЕ ДЕТИ РОДИТЕЛИ СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ УЮТ ОТВЕТСТВЕН-НОСТЬ Семья
Притча Притча – это близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме (Словарь юного литературоведа) Притча – поучение в примерах (В.И. Даль) - басня
Притча «Корзину –то возьми»
«Корзину –то возьми» Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Как вы думаете, почему он отнёс отца в горы ?
Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его: - Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми! - Зачем отец просит сына забрать корзину?
- На что она мне? - Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…
Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его: - Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми! - Зачем отец просит сына забрать корзину?
Вопросы для обсуждения: О чём забыл сын? Какое правило нравственности надо соблюдать? В чём заключается ответственность родителей и детей друг к другу? Продолжите предложения: Я хочу пожелать моим родителям … …
Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
Картина Е. Репина «Толстой за работой»
Рабочий кабинет Л.Н. Толстого
Школа Л.Н. Толстого в Ясной Поляне
Л.Н. Толстой сам писал учебники для детей
Дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне
Страницы с рассказами Л. Толстого
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НЕВЕСТКА (СНОХА) - ЖЕНА СЫНА (БРАТА)
БРАНИТСЯ - РУГАТЬСЯ СЛОВАРНАЯ РАБОТА
ЛОХАНЬ - круглая или овальная деревянная посудина для мытья посуды, стирки и других хозяйственных нужд СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Словарная работа СЛАЖИВАЕТ - складывает
1 . Почему деда стали кормить за печкой ? 2. Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой ? - ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ
3. Почему маленький мальчик так поступил ? 4.Что почувствовали родители , услышав ответ сына ? - ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ
5. Чем заканчивается рассказ? 6. Что хотел сказать своим рассказом Толстой?
Кто родителей почитает… тот вовек не погибает . Вся семья вместе… и душа на месте. детки же и горе . Детки - радость … Не будет добра… коли в семье вражда . Работа в паре
Что надо сделать , чтобы старым людям было хорошо?
Что надо сделать , чтобы старым людям было хорошо? Нужно оказывать уважение, выражать любовь, проявлять забота, оказывать помощь, проявлять послушание, говорить добрые слова, быть чуткими , внимательными, оказывать поддержку, проявлять сострадание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» УМК: «Школа России». Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания по тексту....
Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек" 2 класс. "Школа России"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Старый дед и внучек"...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Раработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Школа России"...
Открытый урок "Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек»
Цели: 1) Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”. 2) Создать условия для осознанного, беглого и ...
Технологическая карта по литературному чтению 2 класс Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Урок изучения нового материала по литературному чтению ( знакомство с произведением Л.Н. Толстого " Старый дед и внучек"...
Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Конспект урока литературного чтения...