Урок литературного чтения в 3 классе по произведению В.Бианки " Сова".
методическая разработка по чтению (3 класс)
Материал к уроку литературного чтения 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка к уроку литературного чтения 3 класс | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа составлена учителем начальных классов ГБОУ СОШ №291 Красносельского района Санкт-Петербурга Закревской Т.А.
Урок по литературному чтению 3 класс
В. Бианки «Сова»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: Закрепить знания об особенностях сказок.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
Работа со скороговоркой.
Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре.
- О ком говорится в скороговорке?
3. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?
- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».
4. Актуализация знаний.
Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе,
изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки
и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть
необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это
равновесие.
- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем
произведении В.В.Бианки.
Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки
«Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот»
5. Сообщение темы и цели урока
Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?
Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова».
Какая нам предстоит работа?
Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться
анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать
над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.
- Ребята, что вы знаете о сове?
-Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.
- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)
Что помогает им охотиться?
а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.
- Какую пользу приносят совы?
«Для любознательных»
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков
она была священной птицей богини мудрости Афины.
Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали
«совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.
В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство
связи между волшебниками (совиная почта). Совами также называют людей,
которые привыкли поздно вставать.
6. Подготовка к восприятию нового материала.
Чтение слов (запись на доске):
от-ча-ян-ная – отчаянная;
хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);
сто-ро-нишь-ся – сторонишься;
рас-сер-ди-лась – рассердилась;
пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;
за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;
стар – старик – стариковом.
- Какие слова вам не понятны?
-Как можно заменить слова и выражения?
Утекает-убегает.
Кормовистый клевер -предназначенный для корма скоту.
Цветень-пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.
Хорониться-прятаться, таиться.
Раздолье- много места.
Как бы худа не вышло-как бы беды не был
Чай белить-добавлять молоко в чай.
Пойло-питательное питьё для скота.
7. Первичное знакомство с текстом.
Чтение текста учителем и учениками.
- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его
слушали?
- Назовите главных героев.
- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?
- Можно ли ему дать другое название? Какое?
Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».
Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ
текста.
- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная,
авторская.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки».
Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские
«почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой
хвост?», «Чьи это ноги?».
Некоторые из них вы видите на выставке.
- Какие вы уже читали?
Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их,
полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.
Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите
примером из текста (выборочное чтение)
Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин,
присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то
приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого,
познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь
попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой
материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию,
называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал
новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
8. Закрепление усвоения содержания сказки.
Ответы найти по тексту сказки.
- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься,
людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в
природе: сова охотится ночью.)
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут,
землю роют, шмелей ловят».)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)
- Что мы узнаем о природе из этого предложения?
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей
гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы
«Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не
делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят?
(Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу?
- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно
корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный
клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).
- Что же пришлось сделать старику?
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
9. Работа над усвоением смысла прочитанного.
На доске:
Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .
- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?
- Объясните её значение.
- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему:
Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со
Стариком друзья.)
10. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого
звена в этой цепочке.
- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы
учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд.
Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От
бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и
всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по
карточкам в парах.
11. Работа над выразительностью чтения.
Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.
- С какой интонацией будете читать слова старика?
- Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите
словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с
цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)
- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с
мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.
12.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу
сказки по плану. Восстановление деформированного плана.
(Карточки с деформированным планом.)
Рассердилась сова.
Молока у Коровы мало.
Шмели на чужих лугах гуляют.
Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
Пошел Старик Сове кланяться.
Взаимопроверка
13. Подведение итогов.
- Над каким произведением работали?
- Какого жанра? Какова главная мысль сказки?
- А как вы, дети, можете помочь природе?
14. Оценка за работу на уроке.
15. Домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "В. В. Бианки "Первая охота" 1 класс
Урок литературного чтенияпо теме:"В. В. Бианки "Первая охота"...
Аннотация и самоанализ урока литературного чтения по теме В.В. Бианки "Первая охота"
Краткая аннотация и самоанализ урока литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе В.Бианки "Сова"
Тип урока: изучение нового материала.Цели урока:1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном ж...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России", ФГОС...
Урок литературного чтения.3 класс. В.В.Бианки "Мышонок Пик" ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ .
Девиз урока:Видеть живое вокруг себя!Все хотят жить!...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе В.Бианки "Сова"
Разработка содержит технологическую карту к уроку литературного чтения во 2 классе. Это второй урок по теме В.Бианки "Сова"...
Открытый урок по литературному чтению 2 класс В. В. Бианки «Сова»
Тема: В. Бианки «Сова»Цели урока:Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «с...