Обобщающий урок. А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Данный урок позволяет обобщить знания о "Сказке о царе Салтане...", сделать необходимые выводы, передать интонацией настроение,повторить пройденный материал. Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        24.10. 2022                                                                                                ФИО учителя: Панкова Кристина Валериевна

Школа: СОШ №92                                                                                                                          .

Класс:        3 «В»                                                                                                                        

                                                                                                        

Тема: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Обобщающий урок.

Цели деятельности учителя:

знакомление с особенностями языка литературной сказки;

-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, развитие творческих способностей, воображении, обогащение словарного запаса;

-формирование чувства гордости при чтении произведений этого поэта

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;

-совершенствовать навыки чтения;

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

-понимать цель чтения.

Личностные: 

-осознавать личностный смысл учения;

-проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: обобщающий урок

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 1 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2013;

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

3. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята! Сегодня у нас с Вами заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….», который я решила назвать «Прогулка по сказке»

Сегодняшний урок я решила провести в необычной форме. Это будет игра- путешествие. От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа. Итак, можно начинать. А начнем со стихотворения:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух, там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

- Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие сказки А.С.Пушкина ваши самые любимые?

- Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым дорожкам!

Раздел 1.  Название.

Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.

(дети называют по цепочке одно слово названия)

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

Раздел  2. Вопрос-ответ.

  1. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?

« Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.»  (Под Новый год)

2. Какой величины родился ребенок у царицы? ( Сына дал им Бог с аршин…)

3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?

« Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.»

4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный,

Опечалился чему?»

5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху, шмеля)

6. «А комар-то злится, злится –

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз…»

Какой тетке? (поварихе)

7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?

«Во саду ли, в огороде…»

8. Царь глядит – и узнает…

В нем взыграло ретивое!...

Что такое ретивое? ( сердце)

Раздел  3. Портреты и герои.

1) Узнать героев по портрету:

а) Месяц под косой блестит,

а во лбу звезда горит;

А сам-то величава,

Выступает, словно пава..

б) Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор…

Раздел 4. Кроссворд.

D:\подготовишкаа\матем\крос.jpg

По горизонтали

2. Имя сына царя

3. Какой зверь сидел в хрустальном доме

6. как называлось письмо, перевозимое гонцом

7. кого убил князь Гвидон спасая лебедь-птицу

11. Этим торговали корабельщики в первый раз

12. Во что превращается царевич в третий раз

13. рост новорожденного богатыря

15. Предводитель 33 богатырей

16. На каком острове поселился Гвидон

 

По вертикали

1. Кого просит царевич выкинуть бочку на берег

2. что принес гонец

4. Взглядом этого землеводного животного смотрят недруги царевны,когда Салтан сообщает,что хочет навестить Гвидона

5. Невеста Гвидона

7. От кого царевич защитил лебедя

8. в кого второй раз превратился князь Гвидон

9. в кого первый раз превратился князь Гвидон

10. их было 33

14. Что было внутри орешков, которые грызла белка

Раздел 5. Творческий

Ребята, предлагаю Вам составить синквейны о героях сказки.

Напомню, как они составляются.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Героев выбирают сами дети.

Синквейн

  1. К сказке о царе Салтане:
    1. Сказка
    2. Волшебная, загадочная
    3. Выполнять, ехать, любить
    4. Одно из лучших произведений Пушкина.
    5. Вымысел
  2. Князь Гвидон

Гвидон.
Сообразительный, смелый.
Спасает, защищает, любит.
Совершает много благородных поступков.
Храбрец.

  1. Царевна- лебедь

               Лебедь
              Грациозная, красивая
              Летает, плавает, любит
              Помогает Гвидону увидеть отца

               Птица

6. Подведение итога урока.

Вот и подошла к концу наша прогулка. Наверное, мы не только вспомнили сказку Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.

А закончить наш урок я хочу стихами… Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.



Предварительный просмотр:

Дата:        24.10. 2022                                                                                                ФИО учителя: Панкова Кристина Валериевна

Школа: СОШ №92                                                                                                                          .

Класс:        3 «В»                                                                                                                        

                                                                                                        

Тема: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Обобщающий урок.

Цели деятельности учителя:

знакомление с особенностями языка литературной сказки;

-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, развитие творческих способностей, воображении, обогащение словарного запаса;

-формирование чувства гордости при чтении произведений этого поэта

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;

-совершенствовать навыки чтения;

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

-понимать цель чтения.

Личностные: 

-осознавать личностный смысл учения;

-проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: обобщающий урок

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 1 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2013;

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

3. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята! Сегодня у нас с Вами заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….», который я решила назвать «Прогулка по сказке»

Сегодняшний урок я решила провести в необычной форме. Это будет игра- путешествие. От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа. Итак, можно начинать. А начнем со стихотворения:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух, там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

- Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие сказки А.С.Пушкина ваши самые любимые?

- Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым дорожкам!

Раздел 1.  Название.

Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.

(дети называют по цепочке одно слово названия)

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

Раздел  2. Вопрос-ответ.

  1. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?

« Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.»  (Под Новый год)

2. Какой величины родился ребенок у царицы? ( Сына дал им Бог с аршин…)

3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?

« Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.»

4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный,

Опечалился чему?»

5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху, шмеля)

6. «А комар-то злится, злится –

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз…»

Какой тетке? (поварихе)

7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?

«Во саду ли, в огороде…»

8. Царь глядит – и узнает…

В нем взыграло ретивое!...

Что такое ретивое? ( сердце)

Раздел  3. Портреты и герои.

1) Узнать героев по портрету:

а) Месяц под косой блестит,

а во лбу звезда горит;

А сам-то величава,

Выступает, словно пава..

б) Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор…

Раздел 4. Кроссворд.

D:\подготовишкаа\матем\крос.jpg

По горизонтали

2. Имя сына царя

3. Какой зверь сидел в хрустальном доме

6. как называлось письмо, перевозимое гонцом

7. кого убил князь Гвидон спасая лебедь-птицу

11. Этим торговали корабельщики в первый раз

12. Во что превращается царевич в третий раз

13. рост новорожденного богатыря

15. Предводитель 33 богатырей

16. На каком острове поселился Гвидон

 

По вертикали

1. Кого просит царевич выкинуть бочку на берег

2. что принес гонец

4. Взглядом этого землеводного животного смотрят недруги царевны,когда Салтан сообщает,что хочет навестить Гвидона

5. Невеста Гвидона

7. От кого царевич защитил лебедя

8. в кого второй раз превратился князь Гвидон

9. в кого первый раз превратился князь Гвидон

10. их было 33

14. Что было внутри орешков, которые грызла белка

Раздел 5. Творческий

Ребята, предлагаю Вам составить синквейны о героях сказки.

Напомню, как они составляются.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Героев выбирают сами дети.

Синквейн

  1. К сказке о царе Салтане:
    1. Сказка
    2. Волшебная, загадочная
    3. Выполнять, ехать, любить
    4. Одно из лучших произведений Пушкина.
    5. Вымысел
  2. Князь Гвидон

Гвидон.
Сообразительный, смелый.
Спасает, защищает, любит.
Совершает много благородных поступков.
Храбрец.

  1. Царевна- лебедь

               Лебедь
              Грациозная, красивая
              Летает, плавает, любит
              Помогает Гвидону увидеть отца

               Птица

6. Подведение итога урока.

Вот и подошла к концу наша прогулка. Наверное, мы не только вспомнили сказку Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.

А закончить наш урок я хочу стихами… Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

6 июня 179       6 июня 1799 год. Этот день подарил миру гения. Короткой была жизнь поэта, но им столько написано. Талант Пушкина неисчерпаем, творчество его неоценимо. 6 июн...

Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».

Название урока: урок чтения (урок  изучения новой темы)Тема урока:  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...

Тема урока: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Обобщение.»

Тема урока: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Обобщение.»...

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...