Б.Шергин "Собирай по ягодке-наберёшь кузовок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Класс: 3 класс
УМК: Школа России
Цель: Познакомить учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научиться соотносить главную мысль произведения с пословицей
- Научиться выделять характеристики героев;
- Научиться анализировать прочитанный текст, выделять главное;
- Познакомиться с биографией Б.В. Шергина.
Метапредметные:
- Развитие умения выделять сущность, особенности объекта;
- Развитие умения делать выводы на основе анализа объектов;
- Развитие умения оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать умение соотносить главную мысль произведения с пословицей.
Личностные:
- Формирование умения высказывать свое отношение к героям, событиям.
Оборудование: учебник по литературному чтению 3 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; проектор; интерактивная доска.
Ход работы:
- Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку. Я желаю вам успешных ответов, правильных высказываний, своих мыслей. Садитесь.
- Подготовка к читательскому восприятию
Мы начали знакомиться с новым разделом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
-Что необычного в названии этого раздела? Что это? (Это пословица)
-Что такое пословица? (Пословица- народное изречение с поучительным смыслом.)
-Какое сходство вы заметили? (Название рассказа и раздела совпадает)
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Кто автор этого произведения? (Борис Шергин)
- Назовите тему урока.
- Кто-нибудь знает о Борисе Викторовиче Шергине? Читал его произведения?
-Борис Викторович Шергин (1896 – 1973 гг.) (презентация 1)
Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Борис Шергин писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество». Кругом там пели былины и рассказывали сказы, предания. Отец писателя «был и кораблестроителем и мореходцем. Он 45 лет ходил в море. Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун.» После рассказов матери Шергин записал былины, рассказанные ею, для книги «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924 г.). Первым своим «серьезным» рассказом Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 году. Учился писатель в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище, потому что с детства его привлекало рисование. Многие книги со своими произведениями Б.Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. Наиболее известные книги Шульгина – «У песенных рек», «Поморщина-корабельщина», «Поморские были и сказания». Писатель говорил о себе: «Я – малая капля, в которой отражается солнце народного художества … в устных моих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль».
- Беседа по содержанию.
-Перечислите главных героев. (Бабушка, Ваня, Митя, Мастер)
-Восстановите последовательность событий в рассказе.( На доске!)
4. Словарная работа (презентация 2)
-В данном произведении встретились следующие слова. Как вы понимаете их?
Штукатурное – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Малярное – маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.
Академия – высшее научное или художественное учреждение.
5.Вторичное восприятие произведения
- Прочитайте строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке. Опишите ее. (У Вани была бабушка …. Чтобы прочно было и красовито)
-Про кого рассказала Бабушка Ване? (про Митю)
- Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником?
_Кто такой Митя? Чем он занимается? (показ шкатулки)
-Какими качествами должен обладать человек, который работает с деревом, делает из него узоры?
-Что случилось с Митей?
6.Работа над выразительным чтением.
-Найдите отрывок, из которого мы узнаём об этой неприятности. Найдите в тексте диалог мастера и Мити.
-С какой интонацией говорит мастер? Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.
(Чтение по ролям)
(выходят несколько троек поочерёдно, оценивание.)
-Как ему помог мастер?
-Какая особенность в этом рассказе? Что мы часто встречаем на протяжении текста? (пословицы)
-Какие пословицы вам встретились в тексте? (Работа любит не молодца, а незалёжливого. Глаза страшатся, а руки делают. Комар носа не подточит. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.)
О чем эти пословицы? Работа со значением слова МОЛОДЕЦ, НЕЗАЛЁЖЛИВЫЙ,(1 – Работа продвигается не у того, кто хвастается только, а у того, кто что-то делает. 2 – Не надо боятся, что много делать еще, а надо просто выполнять свою работу. 3 – Выполнено все хорошо. 4 – Начинаешь с малого, а получаешь большее.)
(Работа с пословицами-близнецами в паре).
Работа с иллюстрацией.
- Посмотрите на страницу 124. Рассмотрите иллюстрацию.
-Кто на ней изображен? (бабушка и Ваня)
-Что они делают? (беседуют)
-К какому отрывку относится эта иллюстрация? Найдите в тексте этот эпизод.
-А теперь откройте страницу 127. Кто изображен на ней? (Бабушка, Ваня и Митя)
-Видел ли Ваня на самом деле работы Мити? (нет)
-А как он узнал о них? (из рассказа Бабушки)
-Почему художник изобразил именно так эту иллюстрацию?
-Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване? (Бабушка-наставник, учитель, помощник, помогает приобрести опыт, учит, передаёт опыт).)
8.Составление синквейна о бабушке.
-Как пословицы помогают понять основную мысль рассказа?
-Как люди должны относиться к своей профессии, чтобы стать настоящими мастерами и работать с удовольствием?
9.Подведение итогов
- С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? («Собирай по ягодке – наберешь кузовок»)
-Кто написал это произведение? (Борис Шергин)
-Что вы узнали о нем?
- В чем особенность этого рассказа? (автор использует пословицы)
-На прошлом уроке мы пофантазировали , о чём может быть произведение с таким названием. Что вы можете сказать сейчас?
-Что отражено в заглавии произведения -тема или основная мысль?
-Какая главная мысль произведения? (Записать ответ на листе, зачитать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по чтению.3 класс. Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок".
Данный урок "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок" учит детей глубоко мыслить, размышлять над тем, чем занимаешься. Дети начинают понимать, что время нужно беречь, собирают в кузовок пословицы, с...
Урок-обобщение по разделу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» 3 класс
Цель урока:Повторить и обобщить пройденный материалРазвивать память, внимание, воображение, речь, умение связно излагать свои мыслиРазвивать умение анализировать прочитанноеВоспитывать патриотиз...
Урок литературного чтения в 3б классе Тема. Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦель: обобщить знания детей по пройденному разделу, привести их в систему.Задачи.Образовательная: формировать навыки качества чтения, учить вдумчивому ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....
Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Презентация к уроку литературы....
Презентация к уроку литературного чтения ,,Собирай по ягодке-наберёшь кузовок\'\' 3 класс ,,Школа России\'\'
Презентация помогает провести урок- конкурс более динамично,используя различные формы повторения изученного материла....