Развитие читательских интересов младших школьников
статья по чтению
В данной статье описывается работа, которую может предложить учитель детям для повышения читательского интереса младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. С введением ФГОС начального общего образования обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с формированием читательского интереса.
Сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход (Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника), предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии сформированности у современного школьника самостоятельной читательской деятельности. Моя цель как педагога – обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем, целенаправленно и последовательно формируя его читательские интересы.
Для успешного достижения этой цели мне необходимо создать условия для формирования читательского интереса младших школьников и решить следующие задачи:
- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;
- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
- стимулирование творчества детей.
Показателями читательского интереса младших школьников я рассматриваю:
- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
Развитие читательского интереса я могу реализовать по средствам следующих видов работы:
- урок литературного чтения;
- внеклассные занятия;
- совместная работа с библиотекой;
- работа с родителями.
На уроках литературы я могу использовать следующие приемы:
«Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы- можно дать однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
«Чтение с остановками». Чаще используется на уроках, построенных на основе ТРКМ
Данный прием содержит все стадии технологии:
- 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
- 2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
- 3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Внеурочная деятельность является отличной почвой для развития читательского интереса, т.к дает возможность использовать различные формы (групповая, индивидуальная, экскурсия и тд) и приемы на занятии. Так, для бОльшей заинтересованности детей я могу использовать следующие приемы:
- литературный праздник;
- литературная игра;
- литературная гостиная;
- театральный фестиваль;
- концерт;
- интервью;
Кроме перечисленных выше видов деятельности по развитию читательского интереса в начальной школе я предполагаю делать:
- Сценическое представление эпизода из книги, разыгрываемого детьми.
- Рисунки и плакаты к книге, читаемой самостоятельно каждым.
- Школьный спектакль по тексту книги.
- Посещение театрального спектакля по литературному произведению.
- Консультация библиотекаря в помещении библиотеки.
- Создание маленькой обменной библиотеки класса.
- Плакатная форма рекомендуемой книги для самостоятельного чтения.
- «Тихое чтение» в группе (все читают свою любимую книгу).
- чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически. Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует: формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; умению работать с литературой определенного рода; умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение; формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/07/picture-765435-1457371133.jpg)
Проект на Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО
Этот проект раскрывает эффективные способы и приемы работы для развития интереса к чтению у младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/17/picture-779088-1466172785.jpg)
Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников
Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтени...
Методы развития читательских интересов младших школьников
В статье описаны методы и приемы развития читательских интересов младших школьников, которые могут быть использованы на уроках литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-961711-1508649209.jpg)
"Развитие читательского интереса младших школьников»
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003 – 2013 годы объявлены десятилетием грамотности. 2015 год назван годом Литературы. Однако в России, как и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-379833-1390043999.jpg)
Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.
Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса использую различные...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-1222780-1582817486.jpg)
Развитие читательского интереса младших школьников на внеурочной деятельности посредством создания буктрейлеров
Определение методических возможностейиспользования во внеурочной деятельности буктрейлеров как средства,способствующего развитию читательского интереса младших школьников.Гипотеза : использование во в...