Современная практика продвижения чтения в образовательных организациях
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Выступление.
31 мая 2021 года были утверждены Федеральные государственные стандарты начального общего и основного общего образования. Вопросы повышения функциональной грамотности будут для нас задачей номер один на ближайшие несколько лет. Одной из составляющих является читательская грамотность — способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Формирование читательской грамотности решает практика ведения литературной игры, которая направлена и на решение задач эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка.
Работа направлена на развитие интереса к чтению и умения работать с текстом. Практика позволяет показать учащимся многообразие литературного мира.
Проводится работа на всех ступенях обучения школьников с 1 - 4 класс, с 5 - 9 класс, 10 - 11 класс. Знакомство с практикой начинается в первом классе, сохраняется преемственность от класса к классу.
Первая игра в первом классе проходит сразу же после того, как дети освоили и закончили азбуку.
Литературная игра может проходить как на базе одного класса, так и в параллели.
От каждого класса выбирается команда, но и зрители не являются пассивными созерцателями, а являются активными участниками игры.
Этапы проведения литературной игры.
- Подготовительный.
Дети читают произведение.
Как дополнение может быть - ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА, просмотр театральных постановок по данному произведению, посещение библиотеки.
Чтобы подготовиться к литературной игре, детям даётся один месяц.
Каждый ученик самостоятельно готовит индивидуальную папку к игре по определённому плану. План может варьироваться от игры к игре.
- Слово об авторе произведения.
- Оформление эмблемы (у каждого ученика своя).
- Создание иллюстраций. В первом классе предметный рисунок, как правило главный герой. По мере взросления - сюжетная иллюстрация к прочитанному произведению.
- Составление вопросов по содержанию. Как правило 5 вопросов с ответами.
- Составление кроссвордов (8 - 10 слов) с ответами на отдельном листе.
Возможны варианты. Вместо кроссворда учитель предлагает подготовить ребусы, загадки, связанные с содержанием произведения. Тоже 5.
По мере взросления в 3 классе добавляется аннотация. В 1 - 2 классе это может быть изготовление обложки для книги.
- Каждый ученик готовит к литературной игре сюрприз, за который команда в игре получит дополнительный балл. Это могут быть: поделки из различных материалов, аппликации, декоративно - прикладное творчество, любая техника изготовления приветствуется, изготовление настольных игр, создание презентаций.
- В подготовку к литературной игре вовлекаются и родители. Родители становятся союзниками, помощниками. Часть родителей не только оказывают помощь детям в подготовке костюмов, но и организовывают спектакли для просмотра. Конечно же, оказывают помощь в создании таких глобальных предметов, как декорации, костюмы, а иногда и сами готовят сладкие сюрпризы для всего класса в соответствии с тематикой игры.
- За две недели до игры происходит деление класса на команды. Команды сменного состава.
Варианты, по которым происходит деление на команды, различны.
- Жребий
- По желанию
- Назначает учитель ( равные по силам)
- По гендерному признаку
Далее участники каждой команды готовятся к самой игре вместе, сообща.
- Обсуждают командой работы друг друга и выбирают лучшие варианты выполненных заданий
- Совместно выбирают эпизод для постановки, распределяют роли и начинают репетировать. В первом классе под руководством учителя. Со 2 класса пробуют сами, учитель помогает. В 4 классе, как правило, это полностью самостоятельная работа учащихся.
Итогом такой подготовки является сама литературная игра.
Заранее расставляется мебель в классе, дети рассаживаются по командам.
Команды обмениваются заданиями друг с другом по тому плану, по которому шла подготовка к игре, задают вопросы, обмениваются кроссвордами, показывают подготовленные театрализованные постановки, сюрпризы и т. д.
Учитель руководит этим процессом, оценивает работу команд и даёт своё задание командам.
- Третий лишний
- Узнай героя по описанию
- Сканворды
- Пазлы
Подводит итог всей игры, производит награждение. Сюрпризы от родителей и пятёрки команде победителя. (До игры дети знакомятся с критериями оценивания выполненного задания)
По итогам игры обязательно организуется выставка лучших работ
Преемственность сохраняется и в средней школе. Этапы игры, задания усложняются.
Данная технология проста в овладении тем, что дает возможность учителю варьировать задания, что - то убрать, что - то интересное добавить.
Подача литературной игры зависит от умения учителя, его возможностей, желания, возможностей и желания его учеников. Главное - все умело и грамотно организовать, а результат не заставит себя долго ждать.
Литературные игры можно проводить и в рамках внеурочной деятельности, и во внеклассной работе, и на уроке.
Можно проводить на базе класса, а можно и во всей параллели.
Любой педагог может взять на себя подготовку литературной игры, а так же библиотекарь, воспитатель группы продлённого дня. И даже старшеклассники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»
практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...
Проект по продвижению чтения среди учащихся начальных классов "Лучшее время для чтения"
Проект по продвижению чтения среди учащихся начальных классов. Программа «Лучшее время для чтения» разработана в соответствии со стратегическими целями и задачами муниципального обще...
"Формирование инклюзивной культуры педагога как базовое условие становления инклюзивной практики в образовательной организации"
Текст и презентация к выступлению педагога-психолога на вебинаре "Необычный ребёнок в обычном классе" ИРО Кировской области 25.02.2020 по итогам работы РИП (региональной инновационной площад...
БРИОП, обучающий семинар «Современная практика организации и обновления содержания образовательного процесса детей с ОВЗ» республиканский - тема выступления: «Новые ориентиры в содержании рабочей программы для детей с РАС в 1 классе».
программа обучающего семинара...
Выступление по теме: «Методология и критерии оценки качества начального общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследовании» (На августовском совещании педагогических работников.)
Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы ...
Выступление на практико-ориентировочном семинаре "Современные технологии работы с родителями детей с ОВЗ в условиях образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные прграммы"
Выступление учителя -дефектоолога "Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями как форма комплексного сопровождения обучающихся с ТМНР...
Современные модели и практики сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся в образовательной организации.
Психологическое здоровье школьника, это то, что позволяет личности быть самодостаточной. Оно помогает личности придерживаться своих внутренних ориентиров, оценивать в соответствии с установленными нор...