СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Мальковская Светлана Викторовна

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malkovskaya_s._v.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Учитель начальных классов  Мальковская Светлана Викторовна

     «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».

В.А. Сухомлинский

   Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

   За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования.

   В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать.

    Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.

Поэтому чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Выражение "уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий. Это не просто научиться хорошо читать, но и понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать свою точку зрения. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Современная программа диктует ребёнку жёсткие условия. Увеличивается объём информации, а темп чтения не позволяет материал осваивать. Задача учителя помочь ребёнку научиться быстро читать с помощью доступного, лёгкого метода обучения. Но сначала надо разобраться. 
Каковы же причины медленного чтения? 
    - Психологические (темперамент, дискомфортная психологическая обстановка). 
- Общее недоразвитие речи. 
- Нечёткое произношение звуков (например, ребёнок вместо «р» говорит«л» значит вместо слова « рак» прочтёт «лак», следовательно ребёнок искажает смысл прочитанного текста). 
- Послоговое чтение (некоторые ученики даже во 2-ом, 3-ем классе читают по слогам, а не целыми словами) . 
- Прочитывание слова с ошибками (основной тип ошибок – правильное прочитывание начала слова, а конец читается с искажением). 
- Малый угол зрения. 
- Челночное чтение (чтение с возвратом). 
- Чтение малого количества книг. 
- Проблема дислексии – ребёнок допускает нелепые ошибки в чтении, путает буквы (например б-п, д-т, е-ё, ё-ю, у-ю и др.), неправильное чтение твёрдых и мягких слогов. 
Что влияет на скорость чтения? 
          На успешность чтения влияет: произвольное внимание, то есть умение концентрировать внимание; мышление; оперативная память – умение  запоминать прочитанное; зрительное восприятие; широта поля зрения.

Также очень важно умение анализировать и осмысливать прочитанное. 
Многие дети не любят читать, так как процесс чтения очень трудоёмкий, требующий временных затрат, во многом зависящий от мотивации ученика. 
Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении? 
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Основная причина трудности в чтении: недостаточная сформированность техники чтения. 
Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений. 
       Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. 
      В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее, опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста. 
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения. 
На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, всплыл). На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл. 
Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную память уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения). Перевести ученика на этап синтеза предложения, не отработав этап синтеза слова, приведёт к отставанию ребёнка от других детей.

        С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? Психолого-педагогические исследования показали, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости - скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать? Этот вопрос интересует многих учителей. Процесс этот чрезвычайно трудный.  Но, несмотря, на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает  умственную перегрузку, а это приводит  к нежеланию читать и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.

Для решения этой задачи, работа должна вестись в следующих направлениях: 
• отработка навыка чтения целыми словами, 
• сведение к минимуму ошибок при чтении, 
• осознанность чтения, 
• выразительность чтения. 

 Совершенствование навыка чтения неотделимо от отработки техники речи. Под техникой речи подразумевается система технологических приёмов дыхания, голосообразования, дикции, темпоритма, интонации, доведённых до степени автоматизма. 
На каждом уроке желательно проводить тренировочные упражнения на материале читаемых произведений.  Можно выделить следующие задания:
• упражнения, направленные на развитие чёткости произношения, на развитие речевого аппарата, 
• упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения, 
• упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя, умение угадывать последующий текст, 
• упражнения на развитие целостного восприятия и понимания текста, 
• упражнения на обогащение словаря. 
Выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей. Для проверки эффективности этой работы необходимо проводить (раз в две недели), а в первом классе - еженедельный контроль за техникой чтения учащихся. Для этого можно использовать различные способы проверки и самопроверки навыка чтения, ориентируясь на следующие критерии: скорость чтения, способы чтения, понимание прочитанного, выразительность чтения. 

Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.
 В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.

Уроки литературного чтения должны развивать интерес к  книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни умения и навыки.  
    Известный психолог Л.С. Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности понимание читаемого текста тем полнее, чем быстрее читает ребёнок».

ФГОС создал модель выпускника начальной школы, который научится, в частности:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).


Следовательно, необходимо ребёнка научить читать в оптимальном для него темпе.

   Иногда можно услышать, что младшим  школьникам надо овладеть скорочтением.                              

      Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Выпускнику начальной школы нужно стремиться к оптимальному темпу чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь, разные ученики имеют разный темперамент.

Да, действительно, темперамент, здоровье влияют на скорость чтения, но большинству выпускников начальной школы вполне доступна скорость 120 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста.

         Ещё  хочу остановиться на причинах, тормозящих совершенствование техники чтения, и на упражнениях, направленных на преодоление трудностей при чтении.

                    Причины и помехи тормозящие скорость чтения.

          Психологи выделяют 7 основных причин:

          1.Природный темп деятельности.

          2. Регрессии.

          3. Отсутствие антиципации.

          4. Артикуляция.

          5. Малое поле зрения.

          6. Уровень организации внимания.

          7.Уровень развития памяти.

         Теперь подробнее остановлюсь на каждой из причин:              

              Природный темп деятельности.

         Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп деятельности является составляющим свойством темперамента человека, оно врождённое, устойчивое и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Нельзя от медлительного ребёнка требовать высокой скорости чтения!

Преодолеть эту причину, так как это врождённое свойство, очень сложно, но всё-таки можно несколько увеличить скорость чтения путём систематических упражнений в течение длительного времени. Такими упражнениями являются:

  1. Многократное прочтение.

 Ребёнок читает один и тот же текст в течение 1 минуты, с каждым разом

количество прочитанных слов увеличивается. Так как знакомый текст читается в более быстром темпе, ребёнок по инерции продолжает с той же скоростью читать и незнакомый текст, хотя бы несколько слов.

  1. Молния.

 Это упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход осуществляется по команде «Молния».

  1. Буксир.

  Взрослый читает текст вслух, а ребёнок читает про себя, стараясь поспеть за ним. Важно, чтобы разрыв в скорости чтения не превышал 20 слов в минуту.

        Эти упражнения нужно регулярно включать в занятия с ребёнком.

Их можно использовать при выполнении домашнего задания по чтению.

2.Регрессии.

         Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Определить наличие регрессии можно с помощью наблюдения. Если при чтении взгляд ребёнка постоянно возвращается назад или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два-три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит в чтении ребёнка присутствуют регрессии.

    Причины регрессий:

  1. Сила привычки.
  2. Кажущиеся трудности текста.
  3. Отсутствие внимания.

      Последние  две  причины  - явления   временные   и  достаточно   легко

снимаются. Первая причина – сила привычки -  явление достаточно устойчивое, и для её преодоления требуются регулярные занятия с использованием специального упражнения «Чтения с окошечком».

       Листок накладывается на строку и передвигается по строке сначала взрослым, а потом самим ребёнком.  Взгляд ребёнка при этом будет плавно передвигаться вместе  с листком, повторное перечитывание будет исключено. Постепенно ребёнок привыкнет скользить взглядом по строке.

                           3.Антиципация.

        Антиципация или смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение.

      Для того чтобы определить, владеет ли ребёнок данным приёмом, надо предложить ему для чтения два текста: с пропусками, затем без них. Если разрыв не превышает 15-20 секунд, значит ребёнок пользуется приёмом антиципации. Если слов, над которыми ребёнок думал долго, оказалось много, то необходимо поработать над развитием антиципации.

           Родился зай... в лесу и всё боял... .  Треснет где-ни... сучок,

вспорх... пти..., упадёт с дере... ком снега- у зайчи... душа в пят... .

          Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а

потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... .

         - Нико... я не бою...!- крик... он на весь лес. - Вот не бою...

нисколь..., и всё тут!

        Родился зайчик в лесу и всё боялся.  Треснет где-нибудь сучок,  вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега - у зайчика душа в пятки.

          Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а

потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться.

        - Никого я не боюсь!- крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь

нисколько, и всё тут!                          

          Для развития антиципации надо использовать следующие упражнения: тексты с пропущенными буквами в окончаниях и в других частях слова или пропущенными целыми словами, тексты с ошибками в содержании или несуразицы. Кроме того, польза этих упражнений состоит в развитии словесно-логической памяти. Можно использовать для упражнений такое приспособление: из листа бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 см и отверстиями шириной в 1-2 см. Общий размер решётки должен быть с печатный лист. Решётка накладывается на текст, скрывая части слов. Ребёнок будет догадываться по видимой части о его скрытой части. При работе с решёткой ни в коем случае нельзя подгонять ребёнка, настаивать на увеличении скорости чтения. Заниматься нужно ежедневно 10-15 минут.

 Работа над развитием антиципации тесно связана с работой по развитию речи. Это обусловлено тем, что и в том и в другом случае идёт работа над расширением возможности лучше осознавать прочитанное. Работа по развитию речи включает в себя такие виды упражнений: расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков, понимание переносного смысла и т. д. Поэтому необходимо сочетать работу  по развитию антиципации с упражнениями по развитию речи.

                                    4. Артикуляция.

  Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата снижает скорость чтения. Чтобы сделать вывод о влиянии артикуляции на скорость чтения, надо предложить ребёнку прочитать  в течении 30 секунд два текста одинаковой сложности, один про себя, а второй вслух..  Вслух ребёнок должен прочитать 2/3  от прочитанного про себя. Меньшее количество слов свидетельствует о том,  что подвижность артикуляционного аппарата недостаточна для быстрого чтения вслух.

      Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом.

  1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
  2. Чтение чистоговорок.
  3. Чтение скороговорок.
  4. Чтение скороговорок в темпе.

                            5.Малое поле зрения.

       Глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смена точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент фиксации глаз. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух – трёх местах на строке. Поэтому для повышения скорости чтения  необходимо уменьшить число остановок на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

      Объём фиксации взора и размер оперативного поля можно увеличить с помощью специального обучения.

  1. Игра «Что вокруг?»   

    Перед ребёнком на уровне глаз на расстоянии 1,5 – 2 м надо повесить лист бумаги с нарисованным  в центре кругом  диаметром 1-2 см. Глядя в эту точку ребёнок должен назвать предметы, которые находятся справа и слева от него.

  1. Числовые и буквенные пирамиды.

      Взгляд фиксируется в центре, нельзя переводить взгляд  ни влево, ни вправо. Ребёнок должен назвать букву или цифру, которую он видит слева, затем справа на первой строке,  затем на второй и так постепенно переходим на следующие строки.

                                 7 __________9

                            1_________________2

                       5 ______________________4

                 8 ____________________________6

  1. Цифровые  или буквенные таблицы.

     Ребёнок должен сосредоточить взгляд в центре  таблицы, затем не переводя взгляда с центра назвать те цифры или буквы, которые он видит. Следующий этап работы предусматривает показ ребёнку конкретного квадрата (начинать надо с близких к центру квадратов), он называет букву или цифру. Если задание вызывает трудности, то можно изготовить таблицу с цветными цифрами или буквами.

         

         

    1

    7

   22

     3

  15

   

    16

    11

    5

   10

  20

    4

    23

    2

  17

    9

    18

   12

   24

  21

    14

    6

    19

    8

  13

         

    А

    Н

   К

    О

    Б

    Х

    У

    Р

   Д

   С

    И

   Ю

    Ш

    Е

    А

    З

   Ч

    Э

    Т

    Л

    П

    Я

    Ц

    В

         

 6.Уровень организации внимания.

   Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах деятельности.  Для повышения уровня внимания нужно вести работу в двух направлениях:

   - использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение;

   - использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

      Определить объём внимания и концентрацию можно с помощью теста «Догони и поймай букву». Ребёнок должен зачёркивать  одну букву,  н-р Р, а другую подчеркивать, н-р Е.  Просматривать нужно каждую строку слева направо в течение 5 минут. Если за это время ребёнок просмотрел более 400 знаков и допустил 5 ошибок и менее, то объём его внимания и концентрация в норме.

                           Образец выполнения задания:

                    Е О Р Ы Л А Г Е Т С Р В Л Д Ы Р Ч Т М Е А П Ф

 Г К Ю Ш Р Т  И Е М А В У К С М В Щ Ш Г О Т Б Л Е О И Н Х Щ Б А В К Ц Ч С Ы О И Р А В Ь Л Ж О Р В Н И ОЖ Д Б Л Ь О Т Р И П М А С В Н П О М И М О Р Н П Е К У В А Ы Ц Ч С М В А П Р О Т И Р О Ь С В Ы Ц У В А К Е Р О Ж Г А Ь М Н Р В Е Ш Л Т Б О Р В С Ч Р О И Т  Л М А О П В Ч С М И Т О Р Н Ш З Х Э Ю О В П А Р Ы Л А Г Е Т С Р  В Л Д Ы Д Ч Т М Н А П Ф Х Г К Ю Ш Р Т И Е П А В У К С М В Щ Ш Г О Т Б Л Е О И Н Х Щ Б А В К Ц Ч С Ы О И Р А В Е Л Ж О Р В Н  О Ж Д Б В Ь О Т Р И П М А С С В Н П О И М М О Р Н Е К У В К Л О Ч С М В А П Р О Т П Р О Ь П Р О Е Т Л А Р Е О Л Ю Д В Е Р М Ь Е Р В Р О Е Р М Т Л Д Р П Е В Р О Л Е А Р Л Д Ж У Е П Ы С Р З Щ Х

       Этот тест можно использовать и в качестве тренировки. Задание можно усложнить: сначала одну букву вычёркиваем, а другую подчёркиваем, затем по команде «Внимание» проводим черту и начинаемся работа наоборот: первую вычёркиваем, а вторую подчёркиваем.

 Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания.

                Упражнение «Внимание».

  1. На словесном материале.

   По сигналу «Внимание» показываем ребёнку материал, но не больше, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявленный материал и записать его. По мере тренировок объём материала увеличивается.

      Варианты материала.

  • Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.
  • Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв.
  • Предложения, содержащие от 5 до 16 букв.
  1. На цифровом материале.

       Показываем таблицы с цифрами. Ребёнок должен как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы, при этом он должен показывать его указкой и называть громко и четко.

       Одновременно фиксируется время работы по каждой таблице отдельно, а также количество ошибок. Постепенно таблицы усложняются: сначала  в них включаются числа от 1 до 9, затем от1 до 16,  от 1 до 25, расположенные в случайном порядке.

                                                                     

   1  

   7

    4

   3

 

   5

    2

   

   9          

   5

   2

 

    1

   8

   6

    3

   6

   8

   7

   9

    4

   9

   5

   8

 

   6

   9

    3

 

    4

   1

   6

   2

 

   5

    8

    3

   7

   2

    4

    7

    1

                                   

 Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

    Упражнение 1.

   Чтение вслух небольшого предложения сопровождается постукиванием карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить предложение и сосчитать количество ударов. Постепенно количество предложений в тексте увеличивается.

     Упражнение 2.

   В таблице №1 записаны числа от 1 до 25. Всего 16 чисел, 9 пропущено. В тетради записан ряд чисел от 1 до 25. Ребёнок должен отыскать в таблице числа по порядку, если числа в таблице не оказалось, его надо вычеркнуть в тетради. Исправлять по правилам нельзя. На работу – 3 минуты.  

    В таблице №2  используется 25 чисел в диапазоне от 1до 30. Время работы 7 минут.

     1    

    12

   19

    4

   22

   26

    5

    29

     16

    10

     9

    23

    2

    6

   30

   17

    27

    28

    21

   15

   14

    20

    18

     8

    25

             

     1

   18

     5

     9

     3

    13

    22

     6

     8

    19

    7

    21

    25

    10

    4

   15

   

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

  1. Упражнение-игра «Посмотри и распутай линии».
  2. Упражнение «Слушай внимательно».
  3. Упражнение на переписывание строк, состоящих из набора букв, не

имеющего смысла.

  1. Игра-соревнование.

     В течении 1-2 минут показать несколько предметов, затем закрыть их и предложить подробно описать каждый предмет. Другой вариант – показать несколько предметов, затем  что-либо изменить (убрать, добавить, поменять местами). Дети должны сказать, что изменилось.

        Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

     Для тренировки используется «Клетчатая таблица»,

     1-й этап -  рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа чёрного цвета от 1 до 12;

     2-й этап – рассмотреть таблицу и найти все числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1;

     3-й этап -  необходимо поочерёдно искать числа чёрного цвета в прямом порядке, а числа белого цвета в обратном порядке.

     Количество цифр можно увеличить сначала до 16, а затем до 24.

     Задание можно усложнить, заменив цифры буквами. Чёрные выписывать в алфавитном порядке, а белые в обратном.

     Ещё более сложный вариант задания – находить в таблице белые и чёрные цифры  попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим цифрам.

               

 3-А

11-И

 4-С

 6-Г

 10-Б

 5-М

 8-Е

 2-Н

 9-К

  4-Ф

 12-Р

  1-В

 

 8- Ч

 7-Н

 7-Ф

 5-Б

 11-Л

  2-Т

 10-Е

 9-А

  3-К

  1-В

 6-Х

 12-И

      Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.

    Упражнение «Найди спрятанное слово».

стмалинарстнодингслонвподзцукыватапчасыпкуткаглдроваипт

аскавроювураганрчсачоксцапляитсдубтсоджурналэхфеаом

    Упражнение с квадратами.

    Ребёнку надо расставить в свободных клетках квадрата №2 в

возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке

в 12 клетках квадрата №1.

   5

   12

   1

   7

 

   10

    3

   9

  16

  14

   6

   11

   2

Поэтому на втором году обучения я поставила перед собой следующие

                       задачи  работы во 2 классе:

        1)Работать над оперативной памятью.

        2)Повышение уровня организации внимания.

        3)Продолжить работу по совершенствованию техники чтения.

           Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».

Учись читать правильно

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если его понял.
  3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чем читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и про себя.

В работе по совершенствованию оптимального темпа чтения можно использовать следующие упражнения:

  1.  развивающие четкость произношения;
  2. вырабатывающие внимание к слову и его частям;
  3. развивающие оперативное поле чтения и память;
  4. развивающие скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст;
  5. на преодоление трудностей понимания в разных условиях  восприятия текста.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому, учителю нужно на уроке проводить упражнения короткими порциями, но с большой частотой. Было бы хорошо, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитает и пересказывает его содержание. Через час – два еще одна порция. Перед сном еще порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем в течение 1 – 1,5 часов за один прием.

    «Жужжащее»  чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать соседу, каждый со своей скоростью. Общий тренаж увеличивается во много раз, хотя отводится для чтения всего 5 минут на  уроке. У ребенка на парте книга. И на каждом уроке – будь то литературное чтение, математика, русский язык и т.д. – начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме «жужжащего» чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

     Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последнее событие дня фиксируется эмоциональной памятью и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

     Также используются такие виды работы, как чтение трудных слов с доски  с последующим объяснением значения этих слов; ролевое чтение  с инсценировкой; синхронное чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошим читающим; «игра в прятки»: ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться  под чтение ведущего; «мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, ученикам нужно услышать, прервать чтение и прочитать правильно. Этот вид чтения привлекает детей тем, что они имеют возможность поправлять учителя, что поднимает их авторитет и придает уверенность в своих силах; «чтение за диктором»: диктором может быть либо учитель, либо хорошо читающий ученик, либо аудиозапись; чтение в темпе скороговорки.

      Большую пользу на уроке приносит хоровое чтение, здесь на равных работают все  ученики: как быстро читающие, так и читающие медленно. Также помогает совершенствованию оптимального темпа чтения самозамер скорости чтения. Ребята в течение минуты читают текст в полголоса, каждый в своем темпе, отмечают до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. А это благотворно влияет на отношение учеников к тренировке. Стимулировать и хвалить детей обязательно, даже если увеличился темп на одно слово.

      Режим щадящего чтения помогает ребенку преодолеть трудности при чтении. Ребенок не любит читать,  когда ему трудно! Справиться с этим поможет режим щадящего чтения, когда он прочитает один абзац и получает кратковременный отдых.  Этот прием обучения можно рекомендовать родителям. Такой режим автоматически получался при просмотре диафильмом, что уже не современно.

     Метод повышения осмысления чтения.  Достигается упражнениями: пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту.

     Начиная с 1 класса я ежемесячно проверяю технику чтения, результаты которой записываются учителем на специальной странице в «Мое портфолио»и в дневниках. Сравниваются достижения самого ученика, его индивидуальный рост, а не  с другими  учащимися. Этот вид чтения положительно влияет на собственный  авторитет обучающегося  и авторитет внутри ученического коллектива.

    Ведение домашнего «Читательского дневника» учащимися стало традицией моей педагогической деятельности. Читая ежедневно произведение дома, записывая его в «Читательский дневник», ребенок может зарисовать интересные моменты в дневнике, рассказав об этом на следующий день на уроке.

     Важнейшим итогом обучения оптимальному чтению должно стать продвижение в литературном развитии всех учеников и каждого в отдельности, овладение ими читательской деятельностью. Главное понять, что чтению надо учиться. Тогда оно – и радость, и труд, и польза.

 Работа над техникой чтения

1. В детях надо пробуждать любовь к чтению.

2. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.

3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно, эмоционально.

4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.

5. В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.

6. Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.

7. Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.

8. Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.

9. На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.

10. Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.

11. Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.

13. Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.

14. Чаще надо проводить выборочное чтение.

15. Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.

16. Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС.

Проектная деятельность школьников является одной из современных образовательных технологий, направленных на развитие и формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действ...

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС

Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в осознании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни....

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО.

В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты т...

Мастер –класс ТЕМА: «ФОРМИРоВАНИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...