Конспект урока литературного чтения.
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Данный урок проводился во 2 классе общеобразовательной школы  по программе «Школа России».   

Тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_2.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Рогачевская средняя общеобразовательная школа

 Дмитровского городского округа  Московской области

Устное народное творчество

Русские народные песни

Урок литературного чтения

Рогачево, 2022г.

Комментарий к уроку.

Данный урок проводился во 2 классе общеобразовательной школы  по программе «Школа России».  

Тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока: 

  • Формирование представления детей о жанре устного народного творчества.
  • Создание представления у учащихся о традициях русского народа.

Формировать УУД:

  • Познавательные : познакомить детей с особенностями колыбельных песен, с историей  появления этого жанра. Расширить знания детей о жанре устного народного творчества  «колыбельная песня»;
  • Личностные:  воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися.  Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
  • Регулятивные: развивать образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
  • Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Предполагаемый результат:

  • Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.
  • формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной.
  • Развитие  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
  • Развитие  речи, памяти.
  • Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.
  • Воспитание потребности в общении с народным искусством.

Используемые учебники и учебные пособия: 

  • Учебник Л.Ф.Климанова "Литературное чтение": 2 класс 1 часть.
  • Рабочая тетрадь "Литературное чтение"

Оборудование к уроку: компьютер, колонки, интерактивная доска, мультимедийный проектор, диск.

Структура урока.

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний, мотивация.

3.Постановка цели и задач урока.

4. Первичное восприятие произведения.

5. Выявление особенностей восприятия (проверка восприятия)

6. Повторное восприятие  (перечитывание).

7. Рефлексия деятельности.

8.Домашнее задание.

9.Итог урока.

Ход урока.

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Организационный момент.

(2 мин)

Организация направленного внимания на начало урока

Ребята, посмотрите соседу по парте и на своё место, все ли готово к проведению урока?

Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.

Положительный настрой на уроке.

2.Актуализация знаний, мотивация.

(3 мин)

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну,  из которой все мы люди родом.

А что это за страна вы сейчас узнаете. Послушайте  мелодию и отгадайте, как называется эта страна.  http://youtube.com/watch?v=kaMTTe5VIJI

Дети слушают мелодию «Колыбельной песни».

Подготовка к восприятию.

3. Постановка цели и задачи урока.

(2 мин)

Формулирование цели урока.

В какую страну мы с вами попали?

(Страну колыбельной песни, страну детства)

А вам ваши мамы пели колыбельные?

(да)

Как вы думаете, а откуда происходит название песни «колыбельная»? (от слова «Колыбель»)

А что такое «колыбель»? (это кроватка для младенцев, которую можно покачивать.)

Сегодня мы будем знакомиться не просто с колыбельными песнями, а именно с народными.

Как вы понимаете, что значит народные? (те, которые сочинил народ)

Дети помогают учителю в формулировании постановки цели урока. Отвечают на вопросы.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

4. Первичное восприятие произведения.

(15 мин)

Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

Рассказ учителя о  колыбельной.

Наши предки – славяне относились к рождению ребёнка очень трепетно. На ночь мама поёт своему сыночку или своей дочке колыбельную. Колыбельную песню  мама поёт не просто так. Колыбельной мама уговаривала, утешала и успокаивала ребёночка и конечно оберегала его сон.

Сейчас я предлагаю вам послушать ещё одну колыбельную песню и определить,  а какая она по характеру?

Песня колыбельная «Люшеньки, люли».

Какой характер? (грустный, печальный)

А в каком темпе исполнялась колыбельная- в быстром или медленном? (медленном)

Как исполняется громко или тихо? (тихо)

Значит, как мы будем читать колыбельные песни? (не громко, не спеша, нараспев)

Прежде чем я прочитаю колыбельные песни. Нам нужно провести словарную разминку.

(Дети читают трудные слова с доски и объясняют их значение).

Откроем с. 17-18.Чтение  русской народной  колыбельной учителем.

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Определяют темп, ритм, звучание колыбельных.

Знакомятся  с особенностями колыбельных песен, с историей   появления этого жанра.

 

5.Выявление особенностей восприятия (проверка восприятия)

(5 мин)

Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение.

С какими чувствами мама поет эту песенку? (ответы детей)

Какие слова  в песне помогают понять, какие чувства испытывает мама, когда поет эту песню? Прочитайте их. (Ласковые, нежные слова)

Физминутка.

http://youtube.com/watch?v=dap166PQLBg

Кто является главным героем в каждой колыбельной? (ребенок)

А что общего у всех трёх этих колыбельных?

(они призваны усыпить, успокоить ребёнка, содержание одинаково)

Дети обсуждают в паре, затем отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируя свою точку зрения. Читают  самостоятельно колыбельные.

Появляется интерес к перечитыва-

нию  текста. Выделение и осмысление основной идеи текста, его концептуального уровня.

6.Повторное восприятие

(перечитыва

ние).

(14  мин)

Углубить восприятие произведения

Чтение колыбельных песен в парах, малых группах.

Чтение колыбельных вслух.

Вторичное восприятие текста.

7.Рефлексия деятельности

(2 мин)

Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

Кто же  был самым главным человеком для малыша?

(мама)

Как мама успокаивала своего ребёночка?

(пела колыбельную)

Можно ли петь колыбельную грубо, громко?

(нет)

Дети отвечают на вопросы учителя, сознаются в том, что получается или не получается.

Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу.

8. Домашнее задание

(1 мин)

Закрепить умения, полученные на уроке

Давайте дома выучим каждый  колыбельную песню. Можно не из учебника. По желанию можно попробовать самому  сочинить колыбельную песенку и записать в рабочую тетрадь.

Дети записывают домашнее задание в дневник

Эмоциональное принятие домашнего задания.

9.Итог урока

(1 мин)

Дать оценку, полученным знаниям.

Организация оценивания качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся.

Дети оценивают самих себя с помощью кружка с цветовым обозначением (зеленый, желтый, красный).

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...