Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2022
методическая разработка по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 3 классе
УМК: «Школа России»
Тема: «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: комбинированный
Цель: создание благоприятных условий для обобщения знаний детей по изученному разделу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания |
1.Организация класса. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Время: | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре – Смело, четко говорите И тихонечко сидите. | ||
II. Подведение к теме. Цель: определение темы и целей урока. Время: | - Сейчас внимательно послушайте, я загадаю вам загадки. Ягодка нежная Прячется в валежнике, Сине-черная сладкая, Смотрит украдкою. Рви да знай — Руки не замарай! - Как вы догадались ? Эту ягодку найдете Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая… - Как вы догадались ? Задала загадку мама: Есть кустарник, как лиана, Стебелёк его – лоза, По весне – течёт слеза. Гроздья крупные висят, Как янтарь они горят. - Как вы догадались ? - Что объединяет эти слова ? - А как вы думаете, почему я загадала вам загадки именно про ягоды ? - Какое название имеет | Черника Клюква Виноград Ягоды Закончили раздел «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок!» | |
III. Сообщение темы урока. Время: | - К какому литературному жанру относится название этого раздела? -Как вы ее понимаете ? -Как она связана с названием нашего раздела. В котором мы учились умному, доброму, сердечному ? - Собирая знания, мы с каждым днем будем становиться умнее и воспитаннее. - Сегодня мы будем с вами путешествовать по страницам раздела «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». Во время путешествия вы расскажите мне, что узнали и чему научились на уроках. Работать будем в группах и для этого давайте вспомним правила работы в группе.(У детей на партах памятки.) Памятка: “Правила работы в группе”. Прочитайте каждый пункт по цепочке. - Будет 6 конкурсов. За каждое задание вы будете получать по ягодке. Красная ягодка дается тогда, когда вы выполнили всё задание правильно. Желтая ягодка дается, если вы сделали задание, но были незначительные ошибки. Зеленая ягодка дается, когда вы не сделали задание или было очень много ошибок. За нарушение правил работы в группе, будут сниматься по 1 ягодке, первое замечание-зелененькая, второе замечание-желтенькая, три и более замечаний-красненькая. Есть вопросы ? | Пословица Понемногу собираешь что-то и в конце – концов соберешь много. Любое дело всегда можно сделать и если изначально оно кажется сложным и трудным, то расстраиваться не нужно, потому что любое последовательное действие ведет к успешному результату. Умные мысли в рассказах, которые мы запомнили и осознали, будут накапливаться в нашей памяти; капля за каплей, изо дня в день, мы накопим в нашем «кузовке» умные мысли, которые помогут обогатить наш внутренний мир.
| Карточка. |
IV. Обобщение и систематизация знаний. 1. Конкурс «Исправь ошибки». Цель: вспомнить название произведений, с которыми познакомились в разделе. 2.Конкурс «Внимательный читатель» Цель: узнать автора по портрету, отгадать его произведение и ответить на вопросы викторины. 3. Конкурс «Ягодный куст» Цель: вспомнить название произведения с помощью отрывка из текста. | - Первое задание, которое вы должны выполнить – вспомнить названия произведений, с которыми мы познакомились в этом разделе и исправить ошибки. У каждой группы на столе лежит карточка. Когда я скажу начали, возьмите карточку и начинайте выполнять задание. Отсчитывать время будем по песочным часам. На выполнение задания вам дается 1 минута
- Проверяем задание. Если вы согласны или не согласны с ответом другой команды, показываем светофор. (Подвести итоги, какая команда какую ягодку получила) - Молодцы ребята, хорошо справились с первым заданием. - * Возникли ли у вас трудности при выполнении задания, если да то какие ? - Названия произведений мы с вами вспомнили, а теперь давайте вспомним авторов этих замечательных рассказов. Посмотрите на слайд. Цифра – это номер вашей команды. Под ней портреты писателей и предметы, которые наведут вас на название рассказа или рассказов, которые они написали. Время будем отслеживать также на песочных часах, на выполнение дается 1 минута. - Проверяем, правильно ли вы написали писателей и рассказы. - Это не все задание, сейчас вам нужно будет ответить на вопросы по этим рассказам. Посмотрите ниже, написаны вопросы, ваша задача рядом написать правильный ответ. Время будем отслеживать также на песочных часах, на выполнение дается 1 минута. Шергин Борис Викторович «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» 1. Чем славилась бабушка Вани? 2. Чем занимался Митя? 3. Чем помогла бабушка Мите? 4. Какая пословица подходит к рассказу? 5. Чему учит этот рассказ? Платонов Андрей Платонович «Цветок на земле», «Еще мама» 1. Как зовут героев рассказов Платонова? 2. Куда отправился Артем? 3. Какое чудо показал дед Афоне? 4. Какие слова научился писать Артем в первый день в школе? 5. Чему учат эти рассказы ? Зощенко Михаил Михайлович «Золотые слова», «Великие путешественники» 1. Как зовут героев рассказов Зощенко 2. Куда отправились ребята? 3. Как звали собаку, которая отправилась в путешествие вместе с ребятами? 4. Какие «золотые слова» были сказаны папой? 5. Чему учат эти рассказы? - Какого автора мы не вспомнили ? -Что общего между всеми этими произведениями? -Как вы думаете, эти писатели писали свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя? (Подвести итоги, какая команда какую ягодку получила) В нашем классе вырос вот такой удивительный ягодный куст. К каждой ягодке прикреплен номер с заданием. Вы должны будете нажать на любой номер, прочитать вслух отрывок из текста и назвать произведение, из которого взят этот текст. 1. «Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь». 2. « Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда было еще далеко.» 3. «Потом он посмотрел на часы – ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть». 4. « Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.» 5. «Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться». 6. «- Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так... "На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом..."» (Подвести итоги, какая команда какую ягодку получила) | Цветок на земле Золотые слова Великие путешественники Федина задача Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Еще мама знала много поговорок украшал мебель советом Собирай по ягодке – наберешь кузовок Всегда выполнять свою работу понемножку и аккуратно Афоня и Артем в школу цветок на земле мама, родина Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь.Труд делает жизнь, создаёт её.От любви к матери рождается все прекрасное на земле. Необходимо любить своих родителей, и многое делать ради них, даже если иногда вам этого не хочется. Леля и Минька в кругосветное путешествие Тузик Дети виноваты в глупости, а за глупость наказывать не полагается Прежде, чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. Николай Николаевич Носов О детях («Ты прочитал выразительно. Правильно расставил паузы и ударение. Прочитал без ошибок. Правильно и четко произносил слова. ») Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». А.П. Платонов. «Еще мама». А.П. Платонов. « Цветок на земле». М.М. Зощенко. «Великие путешественники». М.М. Зощенко. «Золотые слова». Н. Носов «Федина задача» | Карточка. Слайд. |
Физкультминутка. | А в лесу растет черника Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу, Корзинку с ягодой несу. | Поднимаясь на носочках, руки тянуть вверх, затем плавно опустить, встать на всю ступню. Приседания Ходьба на месте.. | |
4 «Волшебный мешочек» Цель: вспомнить произведение, которое связано с предметом. 5. Конкурс «Объясни значение выражения» Цель: объяснить значение фразеологизмов. 6. Конкурс «Дерево знаний» Цель: проверить знание произведений. 7*. Конкурс «Составь пословицы и поговорки» | - Вот мы и отдохнули и продолжаем наше путешествие. Посмотрите на доску. На нем изображен волшебный мешочек, в котором находятся предметы ,которые так или иначе связаны с прочитанными произведениями. Вам нужно отгадать, из какого произведения эти предметы. Начинаем с первой команды. 1. Пульт от телевизора 2. Часы, песок 3. Чашка 4. Тетрадь 5. Увеличительное стекло 6. Отвертка (Подвести итоги, какая команда какую ягодку получила) - Следующее задание находится на карточках. Вам нужно соотнести выражения со значением. По моей команде начинаем работу, вам дается 1 минута. 1)буквально пикнуть не дают; 2)заведёт туда, куда Макар телят не гнал; 3)комар носа не подточит; 4)сидеть, как на иголках; 5)кушать за четверых 6)работать тяп –ляп. (Подвести итоги, какая команда какую ягодку получила) - Помните у нас вырос удивительный куст. На нем есть листочки с вопросами. Сейчас мы проверим, как внимательно каждый из вас читал произведения данного раздела. Каждому достанется вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете по ягодке.
(Подвести итоги, какая команда какую ягодку получила) - Соберите пословицу, подумайте и скажите, к какому рассказу она подходит. а, не, плотник, топор, тешет. не, дурная, голова, дает, ногам, покоя чем земли земля, нет, наша, краше. - А какое у них значение ? | « Федина задача» « Цветок на земле» «Золотые слова» «Еще мама» «Великие путешественники» «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (перебивают) (неизвестно куда) (очень хорошо, правильно) (выражать нетерпение) (с аппетитом) (плохо) Из песен сделана, из пословиц сложена. Мальчик Афоня и дедушка Тит. Вкусная еда. Его укусил гусь, а он решил, что это орел. Перочинный ножик. Три рубля. Семечек и конфет. Протягивал ноги в том направлении, в каком надо идти. Голубой. Юра Сорокин. Внук остановил маятник часов, и стали слышны шумы за окном. Задачник. На куриный бульон. Черную голову быка. Железный гребешок. На машине. Лёля. Стёпа. Это буквы, напечатанные жирным шрифтом. Потому что эти цветы годились на изготовление лекарств. Нет. Учительница Аполлинария Николаевна. Он целый день просидел в бане вместе с Тузиком. Не топор тешет, а плотник. Рассказ Б.В. Шергина « Собирай по ягодке - наберешь кузовок ». Дурная голова ногам покоя не дает. М. Зощенко. «Великие путешественники» Нет земли краше, чем земля наша. Платонов А., рассказ "Еще мама" | Слайд. Карточка. Карточка. Карточка. |
V. Подведение итогов. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности. Время: | Вот и подошло к концу наше путешествие по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». - Какой из рассказов этого раздела вам понравился больше всего? Почему? - На какого героя вам хотелось бы быть похожими? - С какого героя вам не хотелось бы брать пример? Почему? - Дорогие друзья! Воспитывать себя всегда очень непросто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка старается изо всех сил во всем всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя. - Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. В этом нам помогут золотые слова, которые мы собрали. (Подводим итоги, подсчитываем ягодки в каждой команде, даю рекомендации) | ||
VI. Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Время: | И подводя итог нашему уроку хотелось бы узнать ваше мнение об этом уроке? Полезен ли он был вам? Интересен ли был? Оцените свою деятельность на уроке. (Светофорчик) Что больше всего вам понравилось? - Откройте дневники и запишите домашнее задание. Найти и принести любой детский журнал. Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....