технологическая карта "Сказка о жабе и розе"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чиркова Анна Андреевна

«В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_teh_karta.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Ф.И.О. студента: Чиркова Анна Андреевна

Тема урока: «В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 

Класс: 4 «Б»

Цель урока: создание условий для выявления главной идеи произведения через образы и характеристику героев.

Задачи урока:

Дидактические:

  • сформировать представление о новом произведении.

Развивающие: 

  • развивать умение обобщать и делать выводы;
  • развивать умение строить речевые высказывания;
  • расширить кругозор учащихся.

Воспитательные:

  • содействовать формированию осознанного интереса к литературному чтению;
  • содействовать воспитанию чувства патриотизма.

Ресурсы урока:  учебник литературное чтение 4 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., УМК Перспектива, презентация, интернет ресурсы (инфоурок).

Этапы

урока

Задачи этапов урока

Методы

и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Организационный этап

(1 мин)

Подготовить учащихся к работе на уроке, активизировать внимание и настроить работу в классе.

Словесный. Беседа

Приветствует учащихся. Просит проверить готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Ф

Контроль учителем

Р:организовывать свое рабочее место и настраивать себя на работу.

Понимать

важность рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

(5-6 мин)

Проверить уже имеющиеся знания у учащихся

Словесный: беседа

Задает вопросы. (см.

Приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя, беседуют.

Ф

Презентация

Контроль учителем.

Взаимоконтроль

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний

3.Постановка цели, задач и темы урока

(5 мин)

Научить определять тему и задачи урока

Словесный:

Беседа

Задает вопросы.  Подводит к теме урока. Просит определить задачи урока.

 (см. Приложение 3)

Определяют тему урока при помощи учителя, отвечают на вопросы и ставят перед собой задачи.

Ф

Презентация

Фронтальный опрос.

К: уметь формулировать собственное мнение и уметь выслушивать высказывания других

Р:при помощи учителя формулировать тему урока;

Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,

изучению литературного чтения;

4.

Первичное усвоение новых знаний.

(5 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление материала; выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся

Словесный:

объяснение

Рассказывает кратко об авторе (В.М.Гаршин)

Беседует о непрочитанном произведении.

 (см. Приложение 4)

Слушают учителя.

Беседуют с учителем.

Ф

Презентация

Контроль учителем.

Ознакомиться с новыми словами.

К:взаимодействовать с учителем и одноклассниками

П:формировать умение речевого высказывания

5.

Первичная проверка понимания.

(15 мин)

Установить правильность и осознанность понимания нового материала

Словесный:

Беседа

Практический: упражнение

Просит прочитать рассказ из учебника.

(см. Приложение 5)

Читают рассказ.

Ф

Учебник литературное чтение 4 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А.

Контроль учителем.

Фронтальный опрос.

Способствовать развитию техники чтения; читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами для достижения цели;

П:формировать умение речевого высказывания

Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу

6.

Динамическая пауза.

(1 мин)

(см. Приложение 6)

Ф

7.

Первичное закрепление.

(7 мин)

Формировать умение самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Словесный:

Беседа

 Задает вопросы, по прочитанному.

(см. Приложение 7)

Дети отвечают на вопросы учителя.

Ф

Учебник литературное чтение 4 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А.

Контроль учителем.

Фронтальный опрос.

Выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;

П:формировать умение речевого высказывания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(2 мин)

Озвучивает домашнее задание

(см. Приложение 8)

Записывают домашнее задание.

Ф

9.

Рефлексия

(3 мин)

Словесный. Беседа.

Просит проанализировать свою работу на уроке

Анализируют свою работу с помощью незаконченных высказываний, выведенных на слайд.

(см. Приложение 9)

Ф

Фронтальный опрос. Контроль учителем.

П:формировать умение речевого высказывания

Анализ наставником: этапы запланированного урока студентки Чирковой Анны Андреевны четко спланированы. Стиль урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества. Анна Андреевна использовала мультимедийную презентацию, что позволило сэкономить время урока в ходе объяснения нового материала. В процессе урока была проведена динамическая пауза для снятия усталости. Рефлексия была проведена в форме беседы, с применением методики «Незаконченные предложения». Урок является интересным и познавательным. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.

Оценка: 

Приложение.

Орг. Момент: П1

- Начать наш урок я бы хотела со слов:

Литературное чтение -

прекрасный урок,

Много полезного

В каждой из строк.

Стих это будет,

Сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

- Объясните смысл этих слов. ( Ответы детей ).

Актуализация знаний: П2

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. И прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. И пусть  хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.

Речевая разминка:
 -Ребята давайте потренируемся для того, чтобы наше чтение на уроке было выразительным и грамотным. Первое задание нашей речевой разминки – Читай быстро, без ошибок.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Текст выводится на интерактивной доске. Сначала дети читают про себя, затем учитель просит 3-4 учеников прочитать быстро, четко.

-Молодцы ребята, теперь мы готовы следить за четкостью своего чтения и за его выразительностью.

Постановка цели и темы: П3

-Это Гаршин Всеволод Михайлович – запишем нового автора и его годы жизни в тетрадь. Годы жизни 1855-1888.

Одновременно с этим учитель выводит на интерактивную доску портрет писателя, на обычную доску вывешивается портрет писателя с подписью ФИО и годами жизни.

-Посмотрите на его портрет. Внешность человека может поведать о многом: его характере, образе жизни. Что вы можете сказать о человеке, изображённом на портрете? (Человек очень печальный.)
Этот человек прожил очень тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность.

- Сейчас мы познакомимся с краткой биографией автора.

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге.   Детство у него  не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребёнком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок.

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. 

Как вы думаете, какую  цель, и задачи мы  поставим перед собой? 

 Задачи:

- сформировать представление о новом произведении»;

 -способствовать развитию техники чтения;

расширяют кругозор и словарный запас.

-Сегодня мы познакомимся еще с одним из интереснейших произведений автора, а кто же его главные герои? Отгадайте загадки:
Не лягушка, но похожа
Бородавчатая кожа,
Не в воде живёт, а рядом,
Не лягушка - это
(ж…а).

Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка ...
(р…а).
Когда ученики отгадывают загадки, на доску вывешиваются картинки- жаба, роза.
-Вот это и есть наши главные герои, а произведение называется «Сказка о жабе и розе».
Название произведения вывешивается на доску.

Первичное усвоение новых знаний: П4

История создания «Сказки о жабе и розе».

-Однажды Всеволод Михайлович  Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость -  композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо против Музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.

-Как вы думаете, почему это произведение названо сказкой?
Дети отвечают, что значит там будет происходить то, чего в действительности быть не могло.

Первичная проверка понимания: П5

- Откройте свои учебники на стр 169
- Ребята, произведение какого жанра мы сегодня будем изучать? ( Литературная сказка )
- Ребята, а какие бываю сказки?(Волшебные, бытовые, о животных.)
- Ребята, а по типу написание какие бывают сказки.(Народные и авторские.)
- Наша с вами сказка народная или авторская? Назовите автора?
- Чем народная сказка отличается от авторской.
- Молодцы ребята. 

– Ну что приспустим к изучению нашей сказки. Прочитайте ещё раз её название

-Прочитайте название сказки. Вспомните, о ком идёт речь? (Этот рассказ о жабе и розе.)

-Что вы можете сказать о розе? Какая она?( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени.) 

-Какой вы представляете себе жабу? (Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная).

1) Выборочное чтение.

- Прочитайте описание цветника. С 169-170

- Найдите описание розы. С 170

- Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

- Прочтите, как автор раскрывает нам образ жабы? С 170-171

- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

- Чей это был цветник?

- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика? С 171-172

- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

-  Прочтите. Как автор нам говорит о жизни розы? С 173

- Прочтите. Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок? С 173

- Прочтите. Что она решила сделать? Как выражала свои чувства? С 174

А теперь давайте послушаем отрывок, завершающий сказку.

-Динамическая пауза: П6

1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2.Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

3.Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 сек. 4. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых  10-15 сек. Открыть глаза.

Первичное закрепление: П7

- Что спасло розу от жабы?

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу? (Бледное создание).

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

- Что случилось с мальчиком? (Он умер)

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

- Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: П8

-Еще раз прочитать самостоятельно 2 главы и подготовить пересказ.

Рефлексия: П9

-Закончите предложения

Сегодня на уроке:

смог  ………..

узнал……

научился….

открыл для себя…..

могу похвалить себя и своих одноклассников за…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"

Урок  помогает   учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"

Урок помогает учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни....

Гаршин "Жаба и роза"

Презентация по литературному чтению...

Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок - исследование  литературного произведения в 4 классе...

Литературное чтение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Продолжение.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.Изучение этого произведения дает богатейш...

"Жаба и роза" 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа Росии"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Формировать понятия «мир доброта»,  «мир зла»; способствовать формированию умения  раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни....