Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект для урока литературного чтения в 4 классе.
Тема: «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Тип урока: урок изучения былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Ресурсы: учебник «Литературное чтение»Э. Э. Кац, 4 класс 1 часть (стр. 72 - 81).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilya_muromets.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока чтения
На тему: «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Выполнила студентка 32 группы:
Пшенова Оксана Дмитриевна
Класс: 4 _
Дата: 13.10.2021
Заверили:
Методист: _____ Александрова Н.С.
Учитель: ____________
Отметка:_______
Методист: ____ Александрова Н.С.
Учитель: ____________
Саратов 2021 г.
Тема: «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Тип урока: урок изучения былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; отрабатывать навыки чтения; вызвать желание читать былины.
Воспитательные: показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма;
Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, память.
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, групповая.
Оборудование: раздаточный материал, учебник.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение»Э. Э. Кац, 4 класс 1 часть (стр. 72 - 81).
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь и пенал. (проверяет готовность к уроку)
- Вступительная беседа
- На прошлом уроке вы изучили, что такое былина и одну из них вы уже прочли. Давайте вспомним, что такое былина? (Былина – рассказ о жизни и подвигах русских героях-богатырях) Какую былину вы изучили? (Как Илья из Мурома богатырем стал)
- Словарная работа
- Я прочту вам эту былину, но, для начала, давайте проведем словарную работу
Молодец – молодой человек, парень
Удаленький – человек, обладающий смелостью и отвагой
Дородный – рослый, крупный
Заутреня – церковная утренняя служба
Обеденка – церковная служба
Воевода – начальник войска
Заколодела – завалена короткими толстыми брёвнами и сгнившими деревьями
Замуравела – заросла травой-муравой
Покляпыя – кривая, изогнутая
Уплетаться – сплетаться
Лазоревы цветочки – красные, пламенные цветы
Верста – русская мера длины, равная примерно 1 километру
Сыть – пища
Косица - висок
Первичное чтение текста
Учитель читает былину вслух обучающимся
Первичная проверка понимания текста:
- Откуда выехал Илья Муромец? (из Мурома, села Карачарова)
- Куда он хотел поехать? (в Киев)
- А куда он приехал сначала? (в Чернигов)
- Что жители Чернигова предложили богатырю? (стать воеводой)
- Илья согласился? (нет)
- Что черниговцы рассказали богатырю, когда тот спросил про дорогу в Киев? (рассказали о Соловье Разбойнике)
- Испугался Илья Муромец Соловья Разбойника? (нет)
- Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? (Илья Муромец ехал к речке, там, на дереве, сидел Соловей Разбойник и начал свистеть)
- Что случилось с природой от соловьиного посвиста? (травы сплетаются, цветы осыпаются, леса к земле приклоняются)
- Чем закончилась эта встреча? (Илья Муромец подстрелил Соловья Разбойника и пристегнул его к своему коню)
- Физкультминутка
- Ну а сейчас я предлагаю вам зарядиться энергией.
Раз, два - мы считаем
И шагаем, и шагаем.
Три – четыре, три – четыре
Руки в стороны пошире.
А теперь все потянулись,
Оглянулись, улыбнулись.
Вместе дружно все присели,
Потом встали, полетели.
Вторичное чтение текста
- Ребята, теперь вы будете читать эту былину вслух
(Дети читают сказку вслух по очереди)
Творческое задание
- Какими же качествами обладает Илья Муромец? Ответить на этот вопрос я попрошу вас в группах по 4 человека. На ваших столах карточки, отметьте зеленым карандашом качества, которыми можно охарактеризовать Илью Муромца.
Храбрый
Вежливый
Чёрствый
Жадный
Сильный
Справедливый
Обидчивый
Грубый
Злой
Трусливый
Добрый
- Какие вы молодцы! Теперь давайте здесь же отметим карандашом красного цвета качества Соловья Разбойника.
- А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд в парах.
2п | ||||||||||||||
л | ||||||||||||||
ё | ||||||||||||||
1с | в | и | с | т | е | 5л | 8в | |||||||
к | у | о | ||||||||||||
3б | ы | л | и | н | а | 7к | и | е | в | |||||
в | ||||||||||||||
4к | а | р | а | ч | а | р | о | в | о | |||||
д | ||||||||||||||
6с | м | о | р | о | 9д | и | н | а | ||||||
е | ||||||||||||||
10м | у | р | о | м | ||||||||||
е | ||||||||||||||
в | ||||||||||||||
о |
По горизонтали: | По вертикали: |
1. Что делал Соловей Разбойник, что цветы осыпались и деревья к земле опускались? 3. Жанр данного произведения 4. Село, из которого Илья Муромец уехал в начале истории 6. Название реки 7. Город, в который направился главный герой 10. Город, в котором родился богатырь | 2. Она у Ильи Муромца шелковая 5. Оружие богатыря 8. Кем черниговцы предлагали стать Илье Муромцу? 9. На чём сидел Соловей Разбойник? |
- Итог урока
-Ребята, вы сегодня большие молодцы! Чем мы сегодня занимались на уроке? (читали былину) Правильно.
- Домашнее задание
- Итак, сегодня мы с вами познакомились с ещё одной былиной про Илью Муромца «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Вашим домашним заданием будет еще раз прочитать данную былину и по желанию подготовить иллюстрацию понравившегося эпизода.
-Всем спасибо за работу, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
конспект урока литературного чтения: Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской»
Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской» Цели:– Формирование умения моделировать, дифференцировать и работать в группе для создания проектной работы по теме «Илья Муромец – богатырь зе...
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»....
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....