Статья "Понимание текста как средства формирования УУД"
учебно-методический материал по чтению
В статье представлены приёмы работы с текстом по формированию читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Понимание текста как средство формирования УУД" | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Понимание текста как средство формирования
универсальных учебных действий в начальной школе»
Белёва В.П. г.Нефтеюганск
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 1»
В Федеральном образовательном стандарте отмечается одной из главных задач является формирование читательской грамотности - «научить ребёнка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески». Одна из первостепенных задач на современном этапе перед педагогами – развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность: умения находить и извлекать информацию из текста, интерпретировать её, используя контекстные знания, и размышлять о прочитанном.
Наблюдение за младшими школьниками показывают, что ученики не вдумываются в смысл прочитанного, поверхностно читают задание учебника, не обращая внимания на некоторые важные слова, не могут определять смысл литературного произведения.
Сформировать способность понимания текста помогают следующие приёмы:
- «акцентное вычитывание» (Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская),
- перечитывание с «новыми открытиями» (З.И.Романовская),
- расстановка условных знаков, ремарок, подчёркиванием важного (Т.С.Троцкая, М.И.Оморокова),
- выразительное чтение с отражением своей интерпретации, словесного, графического изображения (В.А.Лазарева, М.И.Оморокова),
- сравнение собственного и авторского окончаний произведения (В.А.Лазарева);
- игра – драматизация, инсценировка, моделирование аналогичных ситуаций, устное выступление или сочинение по поводу прочитанного, «раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма (Е.И.Матвеева),
- чтение по ролям, иллюстрирование и мн.др.
Учащимся необходимо передать инструмент для понимания текста. На уроках необходима коллективно-распределённая деятельность. Художественные произведения следует изучать с детьми в условиях столкновений разных читательских мнений, обнаружении уникальности и незаменимости каждой читательской версии, соавторства учителя и учеников.
Рассмотрим этапы формирования способности понимания.
- Внедрение приёмов через предметное содержание уроков и специальные тренировочные упражнения,
- Внедрение приёмов на «образовательной сессии»;
- Отработка приёмов .
1 этап: 1 класс. Задача: научить учащихся внимательно относиться к слову, задавать вопрос на понимания.
Внедрение приёмов через уроки:
- Выяснение непонятных слов (слова-незнакомцы) в тексте и формулировка вопросов.
- Сигналы текста. (знаки препинания, красная строка, порядок слов, соединение слов)
- Предположение ответов на возникающий вопрос.
- Самоконтроль – проверка своих предположений по тексту.
- Восстановление деформированного текста.
2 этап: 2 класс На данном этапе работа над формированием способности осуществляется через уроки и «образовательную сессию»
Задачи: учить работать с текстом в коллективно-распределённой деятельности, учить пользоваться приёмами на тренировочных упражнениях.
Приёмы:
- Поиск ключевых слов.
- Придумывание заголовка к тексту, сравнение с авторским.
- Размышление над заголовком текста (создаётся установка на понимание).
- Поиск слов – образов.
- Схематизация сюжета.
- Диалог с автором.
- Творческие мини –рассказы, сочинения.
3 этап: 3-4 класс Задача: отработка приёмов понимания текста.
«Образовательная сессия» - интегрированная форма урочной и внеурочной деятельности. Главная цель – сформировать у школьников способы учебной работы, открыть новый приём понимания текста. Организация практической деятельности учащихся позволяет приобрести умения «вычитать» в тексте различные точки зрения на художественно сформулированную проблему, объективно и доказательно определить, какая из них авторская. Работа проходит «с погружением в текст» в течение двух дней, по 2-4 часа каждый.
Имеется ряд методик по определению уровня сформированности понимания текста.
- Е.Ю.Иванова «Выработка самостоятельной смысловой версии». Методика «Жадная собака» - 1 класс
- «Выработка самостоятельной смысловой версии» по басне Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» - 2 класс
- Е.Ю.Иванова «Выработка самостоятельной смысловой версии»1 вопрос методики «Камень» 4 класс
- Е.Ю.Иванова «Выход из ситуации непонимания»Методика «Музей»- 4кл.
- «Выработка самостоятельной смысловой версии»
- Методика «Хорошее» Выбор фразеологизма.
- Методика «Речные камушки» Выбор пословицы по смыслу.
Задача обучения школьников пониманию текста актуальна, она выдвигается на одно из первых мест неслучайно. Во ФГОС третьего поколения стоит задача формирование функциональной грамотности, в том числе – читательской грамотности.
Литература
- Л.Н.Алексеева, Л.В.Ассуирова «Способы работы с понимание текста, его анализом и интерпретацией».М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2007
- Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей: Методическое руководство//Под общей ред.кан.психол.наук, замдиректора НИИ ИСРРОО О.И.Глазуновой, зав.лабораторией НИИ ИСРОО Е.Ю.Ивановой. – М.: Пушкинский институт, 2009г.
- О.В.Соболева «Беседы о чтении или как научить детей понимать текст». М.: Баласс, 2009 г.
- Е.И.Матвеева Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. – М.; ВАКО,2007.-240 с. (Мастерская учителя)
- М.С.Соловейчик Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Чась1, Методика развития речи младших школьников. – М.: Линка-Пресс, 1994.
- Т.М. Губанова, А.Ю. Губанов, А.В. Нечипоренко. Образовательный проект «Вертикаль». Мегион, 2007.
- В.А.Левин. Когда маленький школьник становится большим читателем. Введение в методику начального литературного образования. – М.1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО по теме "4. Работа с текстами как средство формирования интереса к языку и орфографической зоркости"
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, котор...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Н.Н. Носов. Затейники».Анализ текста как средство формирования самостоятельности мышления младших школьников.
Основная работа на уроке будет сосредоточена на анализе текста. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило:...
Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией
Методическая тема "Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией"Презентация "Методический семинар"...
Художественные тексты как средство формирования нравственных знаний.
Из опыта работы....
Мастер-класс «Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов»
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе, способствующими формированию метапредметных результатов.Задачи:раскрыть содержание мастер-класса п...
Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника
Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника...
Презентация "Методические приемы работы с текстом, как средство формирования УУД младших школьников"
Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к...