Статья "Понимание текста как средства формирования УУД"
учебно-методический материал по чтению

Белёва Вера Петровна

В статье представлены приёмы работы с текстом по формированию читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Понимание текста как средство формирования

универсальных учебных действий в начальной школе»

Белёва В.П. г.Нефтеюганск

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 1»

       В Федеральном образовательном стандарте отмечается одной из главных задач является формирование читательской грамотности - «научить ребёнка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески». Одна из первостепенных задач на современном этапе перед педагогами – развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность: умения находить и извлекать информацию из текста, интерпретировать её, используя контекстные знания, и размышлять о прочитанном.

      Наблюдение за младшими школьниками показывают, что ученики не вдумываются в смысл прочитанного, поверхностно читают задание учебника, не обращая внимания на некоторые важные слова, не могут определять смысл литературного произведения.

     Сформировать способность понимания текста помогают следующие приёмы:

  • «акцентное вычитывание» (Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская),
  •  перечитывание с «новыми открытиями» (З.И.Романовская),
  • расстановка условных знаков, ремарок, подчёркиванием важного (Т.С.Троцкая, М.И.Оморокова),
  • выразительное чтение с отражением своей интерпретации, словесного, графического изображения (В.А.Лазарева, М.И.Оморокова),
  • сравнение собственного и авторского окончаний произведения (В.А.Лазарева);
  • игра – драматизация, инсценировка, моделирование аналогичных ситуаций, устное выступление или сочинение по поводу прочитанного,  «раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма (Е.И.Матвеева),
  • чтение по ролям, иллюстрирование и мн.др.

        Учащимся необходимо передать инструмент для понимания текста. На уроках необходима  коллективно-распределённая деятельность. Художественные произведения следует изучать с детьми в условиях столкновений разных читательских мнений, обнаружении уникальности и незаменимости каждой читательской версии, соавторства учителя и учеников.

       Рассмотрим этапы формирования способности понимания.

  1. Внедрение приёмов через предметное содержание уроков и специальные  тренировочные упражнения,
  2.  Внедрение приёмов на «образовательной сессии»;
  3.  Отработка приёмов .  

1 этап:    1 класс. Задача: научить учащихся внимательно относиться к слову, задавать вопрос на понимания.

Внедрение приёмов  через уроки:

  1. Выяснение  непонятных слов (слова-незнакомцы) в тексте и формулировка вопросов.
  2. Сигналы текста. (знаки препинания, красная строка, порядок слов, соединение слов)
  3. Предположение ответов на возникающий вопрос.  
  4. Самоконтроль – проверка своих предположений по тексту.
  5.  Восстановление деформированного текста.

2 этап:  2 класс    На данном этапе работа над формированием способности осуществляется  через уроки и «образовательную сессию»

Задачи:  учить работать с текстом в коллективно-распределённой деятельности, учить пользоваться приёмами на тренировочных упражнениях.

Приёмы:

  1. Поиск ключевых слов.
  2. Придумывание заголовка к тексту, сравнение с авторским.
  3. Размышление над заголовком текста (создаётся установка на понимание).
  4. Поиск слов – образов.
  5. Схематизация сюжета.
  6. Диалог с автором.
  7. Творческие мини –рассказы, сочинения.

3 этап: 3-4 класс Задача:  отработка приёмов понимания текста.

   «Образовательная сессия» - интегрированная форма урочной и внеурочной деятельности. Главная цель  – сформировать у школьников способы учебной работы, открыть новый приём понимания текста. Организация практической деятельности учащихся позволяет приобрести умения «вычитать» в тексте различные точки зрения на художественно сформулированную проблему, объективно и доказательно определить, какая из них авторская.  Работа проходит «с погружением в текст» в течение двух дней, по 2-4 часа каждый.

     Имеется ряд методик по определению уровня сформированности понимания текста.

  1.   Е.Ю.Иванова  «Выработка самостоятельной смысловой версии». Методика «Жадная собака» - 1 класс  
  2. «Выработка самостоятельной смысловой версии» по басне Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» - 2  класс
  3.  Е.Ю.Иванова  «Выработка самостоятельной смысловой версии»1 вопрос методики «Камень» 4 класс
  4. Е.Ю.Иванова «Выход из ситуации непонимания»Методика «Музей»- 4кл.    
  5. «Выработка самостоятельной смысловой версии»
  6. Методика «Хорошее»  Выбор фразеологизма.
  7.  Методика «Речные камушки» Выбор пословицы по смыслу.

       Задача обучения школьников пониманию текста актуальна, она выдвигается на одно из первых мест неслучайно. Во ФГОС третьего поколения стоит задача формирование функциональной грамотности, в том числе – читательской грамотности.

Литература

  1. Л.Н.Алексеева, Л.В.Ассуирова «Способы работы с понимание текста, его анализом и интерпретацией».М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2007
  2. Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей: Методическое руководство//Под общей ред.кан.психол.наук, замдиректора НИИ ИСРРОО О.И.Глазуновой, зав.лабораторией НИИ ИСРОО Е.Ю.Ивановой. – М.: Пушкинский институт, 2009г.
  3. О.В.Соболева «Беседы о чтении или как научить детей понимать текст». М.: Баласс, 2009 г.
  4. Е.И.Матвеева Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. – М.; ВАКО,2007.-240 с. (Мастерская учителя)
  5. М.С.Соловейчик Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Чась1, Методика развития речи младших школьников. – М.: Линка-Пресс, 1994.
  6. Т.М. Губанова, А.Ю. Губанов, А.В. Нечипоренко. Образовательный проект «Вертикаль». Мегион, 2007.
  7. В.А.Левин. Когда маленький школьник становится большим читателем. Введение в методику начального литературного образования. – М.1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме "4. Работа с текстами как средство формирования интереса к языку и орфографической зоркости"

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, котор...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Н.Н. Носов. Затейники».Анализ текста как средство формирования самостоятельности мышления младших школьников.

Основная работа на уроке будет сосредоточена на анализе текста. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило:...

Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией

Методическая тема "Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией"Презентация "Методический семинар"...

Мастер-класс «Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов»

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе, способствующими формированию метапредметных результатов.Задачи:раскрыть содержание мастер-класса п...

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника...

Презентация "Методические приемы работы с текстом, как средство формирования УУД младших школьников"

Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к...