Проект по литературному чтению "Маленькие герои большой войны"
проект по чтению (4 класс)

Васильева Елена Ивановна

К 77 - летию победы проект " Маленькие герои большой войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-malenkie_geroi_bolshoy_voyny.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:








Проект

по литературному чтению

«Маленькие герои большой войны»

«Юные, безусые герои,

Юными остались вы навек,

Перед вами вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

   

Боль и гнев тому причиной-

Благодарность вечная вам всем-

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм»

Выполнили: ученики

ученики 3 «В» класса

Руководитель: Васильева Е.И.


План:

1.Введение

2.Основная часть

2.1. Маленькие герои большой воины

2.2. Подвиги юных героев

2.3.Цифры и факты

3.Заключение

4.Литература


















1.

Введение.

Великая Отечественная война давно отгремела, но в памяти россиян остаются ее сражения, ее герои: солдаты и военачальники, труженики тыла и партизаны. В нашей памяти всегда живет память об этой страшной, кровавой войне, победу в которой одержал великий народ. Эта работа – маленький вклад в дело сохранения памяти. Нам бы хотелось рассказать о ребятах почти нашего возраста, которые не только выдержали суровые испытания войны, но и совершили геройские поступки, спасая Родину ценой своих жизней. Традиционно, их называют пионерами-героями. Пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Но вот о чем все же не следует забывать: эти 10-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова патриотизм, подвиг, доблесть, самопожертвование, честь, родина являлись абсолютными понятиями.


Цель проекта:

  • проанализировать личности пионеров – героев и их мужественные поступки во имя спасения человечества от фашизма и в доступной форме донести информацию о юных героях до своих сверстников;
  • формирование навыков исследовательской  и проектной деятельности младших школьников.

Задачи проекта:

  • изучить литературу по данной теме;
  • на примерах героических поступков пионеров-героев в военное время воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество;
  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам героям войны;
  • проанализировать свою работу и сделать выводы.


Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:                                                

русский язык, ИЗО, информатика.

Продукт проекта: книга «Маленькие герои большой войны»

2.

Основная часть.

2.1.Маленькие герои большой воины.

Дети воевали вместе со взрослыми. И наряду со взрослыми за мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, получали награды.    До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
   ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
   Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
   Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
   Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
   И ни на миг не дрогнули юные сердца!
   Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. 

 

Они гранаты нацепили,

Винтовки вскинув на плечо,

Они в атаку так ходили,

Что небу было горячо…

И раненые вновь вставали

И на врага бросались вновь,

На шлемах звёзды расцветали,

Как их мальчишеская кровь.

2.2. Подвиги юных героев.

В этой работе мы предлагаем вашему вниманию анализ героических судеб нескольких юных героев Великой отечественной войны, которые имеют звание Героя Советского Союза, среди которых:

- Леня Голиков,

- Зина Портнова,

- Марат Казей,

- Валя Котик,

-Лара Михеенко,

- Анатолий Шумов,

-Нина Сагайдак,

-Коля Мяготин,

-Володя Дубинин,

-Камилия Шага,

-Галя Комлева,

-Валерий Волков,

-Александр Ковалёв,

-Пётр Зайченко,

-Владимир Колядов,

-Лидия Матвеева,

-Григорий Акопян и др.

Леня Голиков

Обыкновенный мальчик Леня Голиков, необыкновенно храбро и самозабвенно сражавшийся за свою Родину с фашистами стал единственным юным героем, удостоенным звания Героя Советского Союза не после, а во время Великой Отечественной войны. Вот какое письмо было получено его мамой в 1944году:

Уважаемая Екатерина Алексеевна!

По сообщению командования, Ваш сын Голиков Леонид Александрович погиб за Родину смертью храбрых. За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном в борьбе с немецкими захватчиками в тылу противника, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 апреля 1944 года присвоил ему высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Посылаю Вам грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения как памяти о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом.

Михаил Калинин

Леня Голиков был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях. На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга — Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила — гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета — нашлась «добрая душа», сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков.

И совершенно уже неважен тот факт, что на портрете, который висел в каждой пионерской комнате в каждой школе СССР от Эстонии до Чукотки, был изображен не Леня Голиков, а… его сестра Лида. Семья Голиковых жила небогато, фотокарточки — это роскошь, а если и были какие до войны, то сгорели еще в самом ее начале. Когда в 1958 году срочно потребовался портрет юного героя, то художнику Виктору Фомину в качестве «модели» позировала младшая сестра Лени. О том, что на плакате изображен не сам

герой, его родные прекрасно знали... И какая, в сущности, разница, что на самом деле он выглядел чуточку иначе.

Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала из Ленинграда с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи (Шумилинский район Витебской области). Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация «Юные мстители», Портнова стала ее членом. «Мстители» не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков.

Портновой удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.В 1943 году Обольское подполье было практически разгромлено. С помощью провокаторов гестапо удалось собрать всю необходимую информацию и осуществить массовые аресты. Командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд – нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полицаям, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задержала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время одного из допросов

ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания. Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали – принадлежность Зины к «бандитам» у немцев сомнений не вызывала, а просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

Марат Казей

В 1941 году Анна Казей, жена «врага народа», прятала у себя раненых партизан — за что была казнена немцами. Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом — когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Когда на самолете ее увозили в госпиталь, командир отряда предложил лететь с ней и Марату, чтобы он продолжил прерванную войной учебу. Но Марат отказался и остался в партизанском отряде. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было — Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие — две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Валя Котик

Имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремленности, беззаветной отваги. Юный партизан погиб через несколько дней после своего

четырнадцатилетия. Четырнадцать - это совсем мало. В этом возрасте обычно только строишь планы на будущее, готовишься к нему, мечтаешь о нем. Валя тоже строил, готовился, мечтал. Нет сомнения, доживи до наших дней, он стал бы выдающейся личностью. Но он не стал ни космонавтам, ни рабочим-новатором, ни ученым-изобретателем. Он остался вечно юным, остался пионером.

Валя родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Наступил день, когда Валя совершил свой подвиг.

Рев моторов становился громче – фашистские машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски.

Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком «Огонь!» одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов. Валя не видел этой картины. Хорошо знакомой тропкой он уже бежал в глубину леса. Погони не было, немцы боялись партизан. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Проанализированные нами личности пионеров-героев заставляют содрогнуться.

2.3.Цифры и факты.

       Из данных, содержащихся в различных советских источниках, можно с большей долей вероятности вычислить, сколько же детей воевало рука об руку со взрослыми против гитлеровцев.. Самых молодых бойцов, до 17 лет включительно, было почти 33 тыс. мальчиков и девочек, юношей и девушек - это только "списочный состав". А ведь еще подполье (70 тыс. человек) и партизанский резерв (около 400 тыс.).

      Однако есть целый ряд примеров, когда многие и многие юные партизаны по разным причинам в списках отрядов не значились, помогали по своей инициативе, нередко даже втайне от родителей. Целая армия "Гаврошей"!

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;

Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Кравчук Костя;

Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;

Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны»,

свыше 15 000 человек — медалью «За оборону Ленинграда»,

свыше 20 000 пионеров — медалью «За оборону Москвы».

Мы никогда не видели Победы,
Ведь никогда не видели войны мы,
Но свято чтим великий праздник этот
За то, что наше время стало мирным!
Тебя с 9 мая поздравляю,
Желая нам ценить свой мирный город.
И пусть сердца, волнуясь, замирают
Лишь от салютов, праздничных и гордых!

Автор: Погудо Ольга

3.

Заключение.

Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. А ведь это были такие же ребятишки, как и мы, им хотелось играть, бегать, прыгать, а не воевать.

Этим историям нет конца. И строки эти, рвущие душу, не нужно скрывать от сегодняшних школьников, оберегая их от потрясений. Имена героев нужно свято чтить, испытывая благодарность за безмятежное детство сегодняшних дней.

В Курске создан музей «Юные защитники Родины» — единственный в России. Его основала в 1977 году участница Великой Отечественной войны К. А. Рябова. Этой удивительной женщине удалось вырвать из забвения более трёх тысяч имён юных патриотов.

Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…


«Я помню, я горжусь» — банальной стала фраза.
И ленточку военную уж лепят все и сразу:
На лацкан, на мобильник, на дворники машины
Те, кто войны не видели, те, новые мужчины.
Я вспоминаю деда, он умер уж давно.
К нему прижавшись как-то, спросила я одно:
— Скажи мне, деда, как ты на фронте воевал?
И как за это звонкие медали получал?
И дед ответил грустно, слезу сглотнув тайком:
— Я был на фронте, внучка, но был там лишь врачом.
В обозе ехал следом, убитых собирал,
И раненых спасал я, и в тыл их отправлял.
И мне гордиться нечем, врагов ни одного
Убить мне не досталось. А больше — ничего.
— Но ты же столько раненых солдат войны спасал?!
— Я просто добросовестно работу выполнял.
Пошла к другому деду: «Скажи, как воевал?»
— В войну я машинистом состав на фронт гонял.
Туда я вёз снаряды, орудия, еду.
Обратно — люди ехали, познавшие беду.
В Сибирь, в эвакуацию я вёз из-под Москвы
Детей, вдруг ставших взрослыми, что смерть перенесли.
Четыре года полные я эшелон водил,
Мне повезло, ни разу его фриц не разбомбил.
Вот так война коснулась лишь часть моей семьи.
В тылу трудились бабушки, родители мои.
Их доля есть в ПОБЕДЕ! И пусть банально, пусть!
В душе! Не в интернете! Я — ПОМНЮ! Я — ГОРЖУСЬ!

4.

Литература.

  1. Кассиль Л. Улица младшего сына. – М. : Детская литература, 1979.
  2. Костин Н.М. Бережно хранить и преумножать добрые традиции отечества. – Саранск, 2011.
  3. Победители, пропавшие без вести // Литературная газета. №4 (6401)- 30 января – 5 февраля 2013 г. – С. 11.
  4. Мужество молодых// Голос. № 3 (2330) 23 февраля 2013 г. – С. 10.
  5. Растим патриотов России.- Самара, 2010.
  6. Юные герои Отечества. Москва 2007 год
  7. ru.wikipedia.org/wki.
  8. infovolga.ru/school/pioneer/pion
  9. uchitelu.net/media/120
  10. tms.ysty.ru/visid/pioneer_1.pdf
  11. stihi.pifos.ru›load/o_vojne/stikhi_o…1941_1945…301


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)

Классный час на тему:  «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной         войны.2) ...

Педагогический проект "Маленькие герои большой войны"

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию для разновозрастной группы...

проект " Маленькие герои большой войны"

Цель проектаПроанализировав литературу, составить и реализовать план работы по подготовке и проведению Дня Победы, с участием субъектов образовательного процесса, с целью патриотического воспит...

Проект « Я помню, я горжусь! Маленькие герои большой войны»

Проект « Я помню, я горжусь! Маленькие герои большой войны». Мероприятие посвящённое 9 мая....

Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20

Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...