Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Ф. И. Тютчев "Стихи о весне"
презентация к уроку по чтению (2 класс)
Данная презентация предназначена для проведения урока по литературному чтению во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_f.tyutcheva_o_vesne.ppt | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На – на – на – наконец пришла весна. Ло – ло – ло – на улице тепло. Ка – ка – ка – разлилась наша река. Ель – ель – ель – с крыши капает капель. Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи. Ождь – ождь – ождь – льет весенний дождь.
Внимательно слушай - и всё услышишь. Внимательно смотри - и всё увидишь. Думай - и всё поймёшь.
Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили? Кто-нибудь узнал это произведение? Прослушивание пьесы А. Вивальди о весне из цикла «Времена года» А. Вивальди «Весна»
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Федора Тютчева «Зима недаром злится» «Ещё в полях белеет снег».
Федор Иванович Тютчев родился в сельской местности в Орловской губернии, 23 ноября 1803 года, в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве, там же закончил Московский университет.
Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в чужих краях. Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки Пушкина, он их прочитал и сразу поместил в своем журнале «Современник». Тютчев – гениальный лирик, певец природы. Он много писал о природе, которая, словно живое существо, дымит, чувствует и грустит в его стихах. Ф. И. Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения. И многие его произведения изучают в школе
- А кто может предположить, с какой целью читают стихи? Чтобы перенестись в весну. Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое. Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
Хлопочет - заниматься чем - то очень усердно. Взбесилась - очень сильно разозлилась Наперекор – вопреки. Трезвон - звон церковных колоколов в особых торжественных случаях Пуще - еще больше. Слушать стихотворение
-Поделитесь своими впечатлениями. -Понравилось ли вам стихотворение? Чем? -Подумайте, какие картины - образы нарисовал в нем Ф. Тютчев? -Какие времена года встречаются в стихотворении? - Как охарактеризовал их поэт? - Какие отношения между зимой и весной? - Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы? - На чьей стороне автор? - Почему автор название времён года пишет с большой буквы?
- Как поэт называет Зиму? Весну? - Как отреагировала Весна на проказы Зимы? - Синоним к слову "наперекор"? - Какие слова надо выделять голосом? - Каким тоном читать стихотворение? - Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?
Зима: злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась; пустила Весна: хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мало умылася, румяней стала Прием контраста:
Чтение 1 строфы -Почему Зима злиться? -Как понимаете «недаром»? -Как понимаете две последние строчки? - Какие слова в этой части являются главными?
Чтение 2 строфы -О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? -Как понимаете «всё засуетилось»? -Что значит «нудит»? -Почему здесь именно такое слово? -Как это - ВСЁ нудит? Что это ВСЁ? -Как надо читать вторую часть? -Какие слова здесь главные?
Чтение 3 и 4 строфы - Найдите слова, которые передают настроение -Зимы и Весны? -Для кого характерно ворчать? -Как шумит Весна? Что значит «пуще»? -Найдите слова, которые доказывают, что -Зима так просто не уйдёт? -Как автор называет Зиму? -А как называет Весну? -Как вы представляете, что Зима взбесилась? -На чьей стороне, по-вашему, автор? -А вы? -Почему вам хочется, чтобы пришла весна?
Чтение 5 строфы -Как Весна отреагировала на проказы Зимы? -Что значит «наперекор»? - Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает. -Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение? -Какими нам представляются зима и весна? -Что делает их «живыми»? -Как называется этот литературный приём?
Метафора – это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения. Оно состоит из 6 характеристик и располагается в такой последовательности: -------- цвет. -------- вкус. -------- запах. -------- внешность. -------- звук. -------- качество переживаний.
Мама – это белокурые волосы. Мама – это вкус любимой еды. Мама – это запах свежего хлеба. Мама – это самая красивая женщина в мире. Мама – это нежный звук колыбельных песен. Мама – это самый дорогой человек на земле! Например:
Работа в группе: 1,4,6. Напишите стихотворение по метафоре о зиме. 2,3,5. Напишите стихотворение по метафоре о весне.
Зима (цвет) – это ... Зима (вкус) – это ... Зима (запах) – это ... Зима (внешность) – это ... Зима (звук) – это ... Зима (качество переживаний) – это ...
Весна (цвет) – это ... Весна (вкус) – это ... Весна (запах) – это ... Весна (внешность) – это ... Весна (звук) – это ... Весна (качество переживаний) – это ...
Ф. И. Тютчев «Весенние воды». Брег - берег Гласят – говорят, кричат, возвещают Гонцы – те, кто несет весть, новость. Слушать стихотворение
В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением. Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)
- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? - Какие слова создают радостное настроение и у читателя? - Какой была природа до появления весенних ручьёв? - Почему ручьям удалось пробудить природу? -Как называют себя весенние воды? -Кто обычно посылает гонцов? - Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит: "Ручьи, как гонцы". Он просто называет их гонцами. Метафора. - А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? Олицетворение.
-Почему поэт называет майские дни хороводом? Поэт называет хоровод майских дней румяным. -Как вам кажется, почему? Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? Хмурый, сонный, уставший. - И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение - эпитет.
Клип «Зима недаром злится» Клип «Весенние воды»
-Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как? -А почувствовать различие их характеров? С помощью чего? -Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева? -Какое настроение у вас возникло на уроке? -За что могли бы себя похвалить?
Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха» Знаю….. Понимаю….. Умею…..
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/08/09/obrazy-zimy-i-vesny-v-stikhotvorenii-f-tyutcheva-zima-nedarom - интересный конспект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" . Тема урока "Волшебные сказки".
Слайд 1. Название презентации.Слайд 2. План урока.Слайд 3. Ключевые слова урока.Слайд 4. Примеры призказки.Слайд 5. Группы сказок.Слайд 6. Признаки сказки.Слайд 7. Самостоятельная работа учащихся.Слай...
Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс
Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс...
Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?
Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....
Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. Люблю природу русскую. Весна
Материал к обобщающему уроку по теме...
Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.
Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо,...