урок литературного чтения Сказочная страна
методическая разработка по чтению (2 класс)
Формировае умение работать со сказкой - делать выводы, видеть скрытый смысл, давать характеристику героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по литературному чтению | 413.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов: Ветошкина Татьяна Петровна
Класс – 2
Предмет – Литература.
Урок – урок систематизации и обобщения знаний.
Тема урока: Сказочная страна.
Тип урока – комбинированный урок (с применением игровых технологий)
Цели: формирование умения работать со сказкой - видеть скрытый смысл, делать выводы, давать характеристику героев и отстаивать свою точку зрения.
Образовательные: понимать содержание прочитанного, формировать умение пересказать текст и отвечать на вопросы по тексту, отстаивать свою точку зрения, умение выделять героев, персонажей и главной мысли произведения.
Развивающие:
- расширить кругозор чтения учащихся, развить познавательный интерес;
- формировать связную устную речь учеников;
- способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности, логического мышления, воображения;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитание у учащихся умения работать парами, слушать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: конверты с заданиями, интерактивная доска, доска, памятки, нуммерация столов (класс разбит на 3 команды), карандаши.
Актуальность. Применение системно – деятельностного подхода в обучении, ориентировано на развитие личности ребёнка. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Познавательные УУД:
Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, схем, изученного ранее материала; обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа информации делать выводы;
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слушать, понимать других и работать в группах; оформлять свои мысли в речевое высказывание
Регулятивные УУД:
Формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение на основе работы с текстом; оценивать процесс и результат деятельности.
Личностные УУД:
Формирование мотивационной основы учебной деятельности, умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока.
- Орг. Момент (2 минуты)
Учитель
Добрый день, дорогие ребята!
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок!
Слушайте внимательно,
Трудитесь старательно.
Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели!
- Мотивация. (3-5 минут)
Речевая разминка
У пеньков опять пят опят.
Выделяем интонационно попеременно каждое слово в предложении. Произнесите скороговорку восклицательно (радостно), грозно, жалостно. Следим за изменением смысла.
- Актуализация знаний. Постановка темы урока.(5-7 минут)
На доске записаны слова: сказать, рассказать, сказочник, сказка, присказка, подсказка, пересказать, высказать.
У. - Какая у них общая часть? Что такое общая часть слова? (корень) Какой корень в этих словах? (сказ)
Какое слово не вписывается в урок? (подсказка) Можно ли подсказывать на уроке? (нет).
У. - А давайте вспомним правила поведения на уроке. Давайте введём правила работы в паре, группе. Вешаем на доску памятку:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
У. –Как понимаем пословицу: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Дети обсуждают пословицу и приходят к выводу, что все сказки учат чему-либо. Формулирую тему урока. – Сказочная страна.
У. – А на какие три группы мы можем поделить сказки? Сказки, в которых главные действующие лица – звери – про животных, главные герои - простые люди их жизненный уклад – бытовые и сказки, в которых есть волшебные превращения, волшебные помощники – волшебные.
Выполняют работу с карточками – распредели сказки на 3 группы (бытовые, волшебные, о животных).
Итак, подведем итог сказки бывают…
Ученики – сказки бытовые, сказки о животных, волшебные.
- Открытие нового знания. (10 – 15 минут)
Слушая или читая сказку, вы постигаете её неповторимый волшебный мир. Сегодня мы познакомимся со сказкой «Самое дорогое». А что самое дорогое для каждого из вас? – ученики высказываются. Давайте сравним ваши ответы с тем, что самое дорогое для героев сказки. Учащиеся знакомятся со сказкой по отрывкам и высказывают своё предположение (первое прочтение учителем). Далее ребята зачитывают сказку самостоятельно.
Разбор слов, сложных для понимания.
Прялка – приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.
Ивовый прутик - тонкая отломанная, отломившаяся ивовая ветка без листьев.
Ткать – плести, делать что-нибудь сетчатое.
- Разминка(2-3 минуты). https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
- Первичное усвоение нового знания (5 минут)
Обсуждение сказки:
У. – Назовите главных героев сказки.
У. - Назовите персонажей, которых мы можем встретить в жизни. Чем они занимались? Может ли быть такая ситуация в жизни? Уч. – да.
У. – Назовите персонажа, который является вымышленный – сказочный элемент.
Уч. – Лесной Дед.
У. – Зачитайте, как выглядел Лесной Дед.
У. – Сразу старик со старухой определились с тем, что попросить у Лесного Деда? (нет). – еще один сказочный элемент – троекратный повтор.
У. – Найдите в тексте главную мысль и подчеркните её. Где мы будем искать в тексте главную мысль?
Уч. – в конце текста – это просьба старика.
У. – выделите в тексте ключевые слова сказки, по которым её можно распознать. Вспоминают определение ключевые (опорные слова) – это главные слова в произведении – главные герои, предметы, вокруг которых происходят и главные события. Для сказки «Самое дорогое» - старуха, старик, Лесной Дед, прялка, ножичек, просьба, здоровые руки, самое необходимое.
7. Первичная проверка понимания (3- 4 минуты)
Прежде чем запишем слова, давайте потренируемся.
Игра - https://quizlet.com/569473008/match
Тест - https://quizlet.com/569473008/test
Работают по тексту сказки, в группе – характеризуют главных героев и выполняют рисунки своего героя (учатся распределять обязанности) и соотносят пословицу, соответствующую главной мысли произведения. Презентуют выполненную работу. Характеристика героев (слова для выбора), дополните своими словами.
Жадность
Доброта
Мудрость
Зависть
Трудолюбие
Грубость
Пословицы на выбор для учеников:
- Здоров будешь, всего добудешь.
- Доброе здоровье – дороже золота.
- Имею ремесло — и на камне хлеб достану.
- Первичная закрепление: (1-2 минуты)
У. – Можем ли мы сказку «Самое дорогое» отнести к бытовым сказкам?
Ученики выполняют тест по сказке «Самое дорогое».
Вывод – сказка учит нас быть трудолюбивым, рассчитывать на свои силы, стараться добиваться всего самому. А так же учит любви и уважению друг к другу.
У. - Все мы знакомы со сказками с раннего детства. Они нам очень полюбились, нам их читали на ночь, в течение дня, из них мы узнавали много нового и интересного. В сказках, как правило, есть две стороны – добро и зло, это две противоположности. Так давайте поиграем в игру противоположности: большой - маленький, светлый - темный, короткий - длинный, много-мало, избыток – самое необходимое, честный – лживый, чистый-грязный, умный-глупый, начало урока - конец урока.
У. – вот и подошёл наш урок к завершению. Давайте подведем итог урока:
1. Что интересного вы узнали?
2. Что показалось самым сложным?
В начале урока я спрашивала о том, что для вас самое дорогое. Изменилось ли у кого-нибудь из вас понятие о самом дорогом в жизни.
9. Домашнее задание: (1-2 минуты)
- Составьте план по сказке, разделив её на смысловые части.
- Подготовьте пересказ по плану.
- Рефлексия: (1-2 минуты)
- Если вам урок понравился, у вас всё получилось и всё было понятно, то нарисуйте весёлый смайлик
- Если у вас возникли небольшие сложности, то нарисуйте нейтральный смайлик
- Если вам было сложно и непонятно, то нарисуйте грустный смайлик
Русская народная сказка «Самое дорогое»
Жили-были в старой избушке старик со своей старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, а старуха лён ткёт. Тем и кормятся.
Вот сидят они, трудятся:
— Ох, дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась!
— Да-да, а у меня гляди-ка, ручка у ножа треснула, едва держится.
— Сходи-ка ты в лес, старик, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.
— И то верно, пойду.
Пошёл старик в лес. Приглядел он хорошее деревце. Только замахнулся он топором, а из чащи Лесной Дед выходит. В мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
— Не трогай, — говорит, — моих деревьев: ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, — всё дам.
Удивился старик, обрадовался. Пошёл домой со старухой посоветоваться. Сели они рядком перед избой на лавочку. Старик и спрашивает:
— Ну, старуха, чего мы у Лесного Деда просить будем? Хочешь — много-много денег попросим? Он даст.
— А на что нам, старик? Нам их и прятать негде. Нет, старик, не надо нам денег!
— Ну, хочешь, попросим большое-пребольшое стадо коров и овец?
— А на что нам, старик? Нам с ним и не управиться будет. Есть у нас коровушка — молоко даёт, есть шесть овечек — шерсть дают. На что нам больше? Не надо!
— А может быть, старуха, мы у Лесного Деда тысячу курочек попросим?
— Да что ты, старик, чего выдумал? Чем же мы их кормить станем? Что с ними делать будем? Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок — нам и довольно.
Думали, думали старик со старухой — ничего придумать не могут: всё, что нужно, у них есть, а чего нет, то они своими трудами всегда заработать могут. Встал старик с лавки и говорит:
— Я, старуха, придумал, чего у Лесного Деда просить надо!
Пошёл он в лес. А навстречу ему Лесной Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
— Ну как, мужичок, надумал, чего тебе надобно?
— Надумал, — старик говорит. — Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем.
— Будь по-вашему, — Лесной Дед отвечает.
И живут-поживают с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет.
Тем и кормятся.
И хорошо живут, счастливо!
Характеристика героев (слова для выбора), дополните своими словами.
Жадность
Доброта
Мудрость
Зависть
Трудолюбие
Грубость
Злость
Забота
Умелец
Рассуждение
Милосердие
Защитник
Ум
Смекалка
Пословицы на выбор для учеников:
1. Здоров будешь, всего добудешь.
2. Доброе здоровье – дороже золота.
3. Имею ремесло — и на камне хлеб достану.
4. Где труд, там и счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения.Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки».
Обобщающий урок по литературному чтению во 2 классе проводился как урок- КВН. В классе соревновались две команды "Буратино" и "Красная Шапочка", в конце подвели итог. Победила команда "Буратино". Ребя...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки» «Наши любимые герои – сказочные человечки»
Урок литературного чтения во 2 классеТема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки»«Наши любимые герои – сказочные человечки»Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-ск...
Урок литературного чтения "Сказочные человечки"
Урок-закрепление по литературному чтению, 3 класс по теме "Сказочные человечки"....
Презентация к уроку литературного чтения "Сказочные человечки"
Презентация к уроку чтения 2 класс...
Урок литературного чтения. Тема урока "Фестиваль сказочных героев"
ЦЕЛИ: повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных сказках...
Конспект урока литературного чтения. Тема"Страна Фантазия. Знакомство с названием раздела. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Страна Фантазия. Знакомство с названием раздела. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»». Цели деятельности учителя: знакомс...
Методическая Разработка к уроку литературного чтения.Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концом Первый урок
Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концомПервый урок...