Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
УМК Школа России, 3 класс
тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 215 КБ |
portret_tolstogo.doc | 237.5 КБ |
strah.doc | 29.5 КБ |
chtenie.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
3 класс
Л.Н. Толстой «Прыжок»
Учитель: Храмова Т.И.
УМК: «Школа России»
Класс: 3 класс
Предмет: литературное чтение
Тема урока: «Л.Н. Толстой. Рассказ «Прыжок»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»
Задачи урока:
1. способствовать формированию у обучающихся правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения;
2. содействовать развитию умения работать с текстом художественного произведения, умения использовать приёмы выборочного и смыслового чтения, моделирования;
3. помочь обучающимся осознать главную мысль произведения;
4. способствовать развитию у обучающихся эмоционально-чувственной сферы;
5. создать условия для развития устной речи учащихся, закрепления знаний о творчестве Л.Н. Толстого.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение. 3 класс» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, и др., УМК «Школа России»);
- ноутбук, проектор, экран;
- Толковый словарь С.И. Ожегова;
- карточки со словами (на каждого ученика);
ХОД УРОКА
- Организационный момент, проверка рабочего места
(учебники, рабочие тетради, карточки со словами)
2) Ориентировочно-мотивационный этап, актуализация знаний:
- Ребята, скажите, творчество какого писателя мы начали изучать? на протяжении нескольких последних уроков? (творчество Л.Н. Толстого)
- Что вы запомнили об этом великом русском писателе?
(опорные знания: был богатым, знатным человеком; в молодости воевал на Кавказе, как и М.Ю. Лермонтов; жил в деревне, умел сеять хлеб, пахать; любил простую одежду и еду; заботился о благополучии крестьян; для крестьянских детей построил школу в Ясной Поляне, создал для них Азбуку, сам учил их читать, писать и считать)
- Главная мысль, которая необходима нам для изучения сегодняшней темы: Лев Николаевич Толстой был мудрым человеком, прожившим долгую жизнь, в течение которой интересовался духовным миром человека. Писатель наблюдал за чувствами, эмоциями, которые испытывают люди, изучал поступки, которые они совершают.
- Знакомы ли вам сильные человеческие эмоции? Какие из них вы испытали, в каких ситуациях? (ответы учащихся)
- Прочитайте с доски слова – названия сильных человеческих эмоций
(СТРАХ, ОБИДА, ЗЛОСТЬ, РАДОСТЬ, ЗАДОР, ГНЕВ)
- Значение какого слова непонятно? (ответы учащихся)
- Как мы поступаем, когда не знаем значения какого-либо слова?
(пользуемся словарями; учитель показывает «Толковый словарь» С.И. Ожегова, и зачитывает объяснения непонятных слов; особое внимание надо уделить словам «задор» и «гнев». Задор: 1) Страстность, горячность в поведении, работе. 2) Запальчивое, вызывающее поведение, вызывающий тон. Гнев – чувство сильного возмущения, негодования).
- Как вы думаете, хорошо ли, когда человек испытывает такие сильные эмоции? (ответы учащихся)
- На уроке мы узнаем, к чему могут привести сильные человеческие эмоции, если они полностью завладеют человеком. Вы познакомитесь с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок».
3) Целеполагание:
- Сформулируем цель сегодняшнего урока: что будем делать на уроке?
(будем знакомиться с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок», читать и понимать его главную мысль)
Прыжок бывает разный – спортивный прыжок, прыжок через скакалку и т.п.
- Но можно ли предположить, что прыжок, о котором пойдёт речь, имеет очень важное, даже решающее значение? (да, ведь писатель именно так назвал свой рассказ, значит, для писателя это очень важно)
- Чтобы настроиться на восприятие художественного произведением, вспомним известные нам слова А.С. Пушкина, которые записаны у вас в рабочих тетрадях (учащиеся читают)
«Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство». А.С. Пушкин
- Как вы их понимаете? (примерные ответы учащихся: чтобы чтение принесло человеку пользу, нужно научиться понимать смысл прочитанного, его главную мысль и чувства, которые хотел передать писатель)
- Какие задачи мы поставим, чтобы урок прошёл с пользой? (ответы учащихся с опорой на слайд):
- Читать текст выразительно, без ошибок.
- Понимать главную мысль: что хотел сказать автор?
- Учиться выражать словами свои мысли и чувства после прочитанного.
- Учиться слушать и уважать мнения одноклассников.
- Сегодня нужно постараться читать осмысленно и прочувствовать ту историю, которая описана в рассказе Л.Н. Толстого.
4) Словарная работа:
- В понимании рассказа нам поможет словарная работа
- Прочитайте слова, объясните их значение
ПАРУС (большой кусок толстой ткани на мачте, надуваемый ветром и приводящий в движение судно)
ПАРУСНИК (парусное судно; где мы недавно встречались с этим словом? - в рассказе «Акула»
МАЧТА (вертикальный столб на корабле, к которому крепятся паруса, высотой 15-25 м (почти 5- этажный дом; на мачтах есть перекладины)
АРШИН (старинная русская мера длины = 71 см, чему равны 2 аршина?)
КАНАТЫ (очень толстые верёвки)
ПАЛУБА (настил на корабле из твёрдых, как камень, пород дерева)
КАЮТА (жилая комната на корабле)
МАТРОСЫ (люди, служащие на корабле)
РАЗЗАДОРИЛСЯ (РАЗОБРАЛ ЗАДОР) (испытал сильную горячность в поведении, очень сильно захотел что-то сделать)
МАКУШКА (верхняя оконечность, верхушка чего-нибудь)
КОРЧИТЬСЯ (извиваться в судорогах)
5) Сообщение (рассказывает ученик):
«Больше 100 лет назад люди совершали морские путешествия вокруг света за долгие месяцы потому, что скорость кораблей была небольшая. Чтобы развлечь себя в долгом путешествии, матросы брали на корабль разных зверьков, чаще всего обезьянок».
- Опишите, какая по характеру обезьяна? (забавная, шустрая, шаловливая, проказница)
- Ещё больше узнать о животных можно из журналов «Весёлые животные», которые есть в нашей библиотеке (у доски выставка журналов)
6) Физкультминутка:
- Представим себя на палубе корабля во время качки (руки на поясе, раскачиваться из стороны в сторону, движения выполняются под речёвку):
«Стало палубу качать, ноги к палубе прижать,
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем!»
7) Решение учебной задачи - чтение произведения (читают учитель и хорошо читающие ученики)
8) Конкретизация - работа над содержанием рассказа:
1. Проверка первичного чтения.
После небольшой паузы, обмен читательскими мнениями
Кто главные герои произведения?
Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?
Какие чувства испытывали вы?
2.Проблемный вопрос (активизация исследовательского мышления детей):
- Из-за чего мальчик совершил прыжок?
Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца .....
(Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать рассказ.)
VI. Чтение произведения учениками и его анализ.
1.Чтение 1 абзаца вслух учащимися.
- Как появилась обезьяна на корабле? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли).
- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?
Вспомогательные вопросы. Какое настроение было у собравшихся на палубе? Почему?
Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались на палубе и, наверное, мальчик не полез бы на мачту.
- Прочитайте слова, как вела себя обезьянка? (Вертелась, корчилась, забавлялась, прыгала, делала рожи, передразнивала)
- Почему она так себя вела? Найдите, зачитайте (и видно было – она знала, что ею забавляются). Что значит, ещё больше расходилась?
2 Самостоятельное чтение 2 абзаца.
- Подчеркните слова передающие поведение обезьяны (подпрыгнула, сорвала, надела, взобралась), отношение людей к её поступкам (все засмеялись) и настроение мальчика (не знал, что ему делать)
– Что вас насторожило? (поведение мальчика, ему не очень приятно, что все смеются, и он не знает, плакать ему или смеяться)
- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Называет ли он его имя? (он сын капитана, ему 12 лет.)
- Почему эти сведения важны для автора, а, например не имя героя, которое мы так и не узнали?
(Сын капитана – значит, что все его знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, поставить себя в смешное положение. 12 лет - переходный возраст, когда болезненно воспринимаются насмешливые оценки со стороны окружающих)
3. Чтение 3 абзаца
- Прочитать выразительно и голосом передать поведение обезьяны (дразнила, показывала рожи, ....), матросов (стали громче смеяться ...) и мальчика (покраснел, скинул куртку, взобрался на первую перекладину...)
-Какие чувства испытываете вы читатели. Вам хочется смеяться?
4. Чтение 4 -5 абзацев выразительно.
- Что передадим голосом, интонацией? (Рост напряжения, страха за жизнь мальчика)
Выбрать из текста слова, характеризующие поведение мальчика и обезьяны
Мальчик: полез выше, добрались до самого верха, раззадорился, бросил мачту, ступил на перекладину, покачивая руками.
Обезьяна: полезла выше, вытянулась во всю длину, повесила на край перекладины, корчилась, показывала зубы и радовалась
( Слайд с изображением иллюстрации перекладины)
- Почему же мальчик полез за обезьяной?
Возможные варианты ответов:
- ему было жалко потерянной шляпы;
- он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной;
- ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.
Ключевой вопрос: связано ли поведение мальчика с поведением матросов?
(Прийти к выводу: поведение мальчика напрямую связано с поведением матросов: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана, а над ним все смеялись)
- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? Зачитать. (Все замерли от страха, ждали, что будет)
Почему?
(Да, отношение окружающих, изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться, он может просто разбиться).
- От чего мальчик опомнился? (Кто-то ахнул от страха)
- Какими словами автор передаёт угрозу жизни мальчика, напряженный момент? (Мальчик опомнился от крика, глянул вниз и зашатался.)
- Как в такое напряженное время должны вести себя окружающие? (Не шуметь, не кричать, не испугать.)
5 Чтение учащимися рассказа до конца. (Чтение про себя)
Цель: постарайтесь понять, представить состояние капитана.
6. Анализ финала.
-Зачем капитан вышел из каюты? ( Первая и вторая фразы говорят о спокойствии капитана и желании развлечь себя стрельбой из ружья.)
- Зачитать, какие слова передают мгновенное изменение в намерениях капитана и мгновенно принятое решение? (Увидел сына, прицелился и закричал.)
- Что заставило мальчика прыгнуть? (Крик отца, следует учесть, что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно)
7. Прочитать выразительно по ролям слова капитана и слова автора
-Что можно сказать о капитане? (Находчивость капитана спасла мальчика, умение принять решение в трудную минуту, он сильный духом, бесстрашный, решительный, умеющий сориентироваться, не растеряться в сложной, трагической для него ситуации.)
- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение, очень испугался за сына.)
- Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей.)
- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли её назвать главным героем рассказ? (Обезьянка не главный герой, она лишь стала поводом конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится.)
8. Работа в группах.
Расставь пункты плана в правильном порядке. Работа на листочках.
1. Проказы обезьянки. 2. На корабле. 3. На перекладине
4. Погоня за обезьянкой 5. Прыжок. 6. Решение отца
Проверь план (слайд)
1. На корабле.
2. Проказы обезьяны.
3. Погоня за обезьянкой.
4. На перекладине.
5. Решение отца.
6 Прыжок.
VII. Обобщение представления учащихся о главном герое.
1. Тестовое задание: Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. (Текст задания распечатан для каждого ученика)
Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана
2. Проверка теста
Учащиеся должны осознать психологический конфликт рассказа, противостояние веселящейся толпы, «народа», и подростка, стремящегося по –мальчишески отстоять своё, как он считает оскорблённое достоинство и желательно, чтобы выбрали следующие ключевые слова:
- Стремление отстоять свое достоинство
- Мальчишеский задор
- Желание доказать, что он сын капитана
Учитель:
Каков характер мальчика? (Безрассудный, отважный, гордый, истинный сын капитана)
Учитель: Похож ли мальчик на отца-капитана? (Ответы детей: своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность, однако в поведении героя автор усилил ребячий задор и детскую бесшабашность, непонимание грани между истиной отвагой и бездумным риском, столь свойственное этому возрасту)
вывод: мальчиком овладевают сильные эмоции (задор, гнев), его поведение меняется, в отличие от поведения обезьяны, что и приводит к опасной ситуации)
VIII. Работа над заглавием рассказа.
- Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»?
(Какую роль сыграл прыжок?)
-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
(Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.)
(Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.)
IX. Подведение итога.
- Какое твоё отношение к герою?
(Ответы детей, самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика.)
-Можно ли было избежать этой ситуации? (Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.)
- Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?
(Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.)
(нельзя высмеивать чувства других людей; нужно учиться управлять своими эмоциями, думать о своих поступках, о том, к каким последствиям они могут привести, нередко к очень трагическим; в момент опасности сильные духом люди умеют принимать правильные и быстрые решения)
X Рефлексия
- Над чем заставило нас задуматься это произведение?
(Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться и совершить свой «прыжок», найти правильное решение)
- Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для себя?)
- Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
Оценка своей работы.
- Какие задачи мы ставили в начале урока? (сравнивают по СЛАЙДУ №4, приходят к выводу, что выразительно читали, работал с текстом рассказа, самостоятельно искали ответы на вопросы; были внимательны на уроке)
- Кто может сказать про себя, что он понял главную мысль рассказа «Прыжок»?
- Какой важный вывод вы для себя сделали?
- Кто из вас доволен своей работой на уроке? Оцените свои ответы: на «отлично»? «хорошо»? «удовлетворительно»? Кто испытывал затруднения? В чём? (самооценка учащихся, после которой оценивание проводит учитель)
- Может ли рассказ «Прыжок» помочь вам? Если да, то в чём? (ответы учащихся)
- Молодцы! Спасибо за работу.
XI. Домашнее задание
Творческий пересказ
Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору). Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.
Спасибо за урок.
Расставь пункты плана в правильном порядке. 2. На корабле. 3. На перекладине 5. Прыжок. 6. Решение отца |
Расставь пункты плана в правильном порядке. 2. На корабле. 3. На перекладине 5. Прыжок. 6. Решение отца |
Расставь пункты плана в правильном порядке. 2. На корабле. 3. На перекладине 5. Прыжок. 6. Решение отца |
Расставь пункты плана в правильном порядке. 2. На корабле. 3. На перекладине 5. Прыжок. 6. Решение отца |
Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. |
Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. |
Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. |
Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. |
Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. |
Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. |
Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. |
План урока
(тестовое задание)
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Чтение – ничто; осмысленное чтение –
кое-что;
чтение осмысленное и прочувствованное –
совершенство».
А.С. Пушкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...