Обучение чтению дошкольников и младших школьников
материал по чтению (1 класс)

Нерода Татьяна Михайловна

Обучение чтению дошколят и младших школьников из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_doshkolyat_i_mladshih_shkolnikov.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению дошколят и младших школьников

Уверенное владение навыком чтения это однозначно залог успеха в обучении младшего школьника. Причин трудностей с чтением много, соответственно, и способов помощи ребенку разные.

Что дает нам беглое чтение у детей:

- чтение ускоряет мышление

- повышаются интеллектуальные возможности ребенка

- повышается грамотность, за счет запоминания правильного произношения и написания слов.

- увеличивается словарный запас слов

Дети, которые медленно и плохо читают  - не достигают отличных результатов в усвоении школьной программы.

Чтение это сложный акт, который включает технические навыки и процесс понимания смысла прочитанного.

Методик обучения очень много, но из своей практики считаю самой лучшей  - звуковой метод. Ребенок учит звуки, которые дают буквы. Сначала гласные, далее по добавлению согласных идет одновременно соединение в слоги. Научившись читать слоги, открытые и закрытые мы переходим к словам.

Этапы работы:

  1. Изучаем гласные звуки А О У и Ы Э - Е Ё Ю Я. Именно в такой последовательности.
  2. Добавляем согласные звуки. Количество букв  – зависит от ребенка. Он может и знать их на момент работы, либо не знать вообще.

И сразу соединяем их и гласной в открытый и закрытый слог.

АС – СА

ОС – СО

УС – СУ

  1. Чтение трехбуквенных односложных слов. (мак, сыр, кот)
  2. Чтение слов из двух открытых слогов (каша, лиса). Понятие ударения.
  3. Чтение односложных слов со стечением согласных на конце слова (полк, пуст)
  4. Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова (Блок, плод)

Далее слова их двух, трех и более слогов. По увеличению  количеству слогов соответственно и увеличиваем сложность. Сначала с открытых слогов, с закрытых и со стечение согласных.

На каждом этапе отрабатываем технику чтения. Отчитываем слоги до совершенства. Далее отчитываем слова - очень удобен для этого «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» автор Г.Г. Мисаренко.

Для увеличения скорости чтения есть множество методик. Применяем различные, но здесь хочу отметить самые эффективные: таблицы Шульте (увеличение угла зрения), чтение методом  «молния» (очень быстрое чтение без соблюдения правил пунктуации), повторное многократное чтение одного и того же текста с увеличением скорости). На каждом занятии обязательно заучивание и проговаривание скороговорок на различные звуки. В процессе обучения чтении дошкольников и младших школьников использую мини-альбом «Читайка».

Рекомендую использовать в своей работе:

  • Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Г.Г.Мисаренко
  • Исправление у детей нарушений чтения и письма. Обучение беглому чтению и письму без дислексий и дисграфий. М.А. Поляковой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников

Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возрас...

Круг чтения для дошкольников и младших школьников

Рекомендательный указатель детской литературы...

Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников

Виды языковых и коммуникативных игрДля обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников...

Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного завед...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе дошкольного и школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвое...

Методическая разработка «Квест - современная игровая технология обучения дошкольников и младших школьников»

Образовательный квест или квест-технология, стремительно набирает популярность не только у воспитанников, но и у взрослых (родителей и педагогов), позволяет индивидуализировать процесс обучения, задей...

Обучение дошкольников и младших школьников знаниям ПДД в форме игры

Обучение дошкольников и младших школьниковзнаниям ПДД в форме игры      Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых острых проблем 21 века. Ежедневно на до...